Тема 1.2 История криминологии, зарубежные криминологические теории и школы
Государственное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра уголовного права
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
И проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: Криминология.
Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Ростов-на-Дону
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра уголовного права
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
(протокол от «___»_______2012г.
№________)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: Криминология.
Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Ростов-на-Дону
Автор:
И.А. Подройкина, доцент кафедры уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук, доцент
Ответственный за выпуск:
А.А. Подопригора, заведующий кафедрой уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук
Рецензенты:
Е.В. Серегина, профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент;
М.Б. Смоленский, декан юридического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор.
© Российская таможенная академия, 2012
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1. Общая часть
Тема 1.1 Понятие, предмет, метод и система криминологии
(Форма обучения: очная, заочная, заочная на базе высшего профессионального образования)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Определите, в чем выражается самостоятельность науки криминологии.
2. Каковы цели и задачи криминологии.
3. Выясните, с какими науками наиболее тесно связана криминология.
II. План семинарского (практического) занятия
1. Криминология как наука – понятие и значение.
2. Предмет и методы криминологии.
3. Система криминологии ее задачи.
4. Связь криминологии с другими науками.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
Изучение криминологии необходимо начинать, прежде всего, с уяснения сущности криминологии как науки о преступности, необходимо понять общетеоретическое и прикладное значение учебной дисциплины. Далее следует изучить элементы предмета криминологии: преступность как социальный процесс, очерченный рамками уголовного закона и проявляющийся в виде статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших; личность преступника и ее особенности; факторы преступности (детерминанты, влияющие на нее, причины и условия преступности); механизм индивидуального преступного поведения; предупреждение преступности.
Необходимо обратить внимание на систему криминологического знания, функции криминологической науки. Обозначить значение криминологии как теоретико-прикладной науки в современных условиях. Для наиболее полного раскрытия вопроса следует показать связь криминологии с социологией и правом (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным), другими науками (философией, экономикой, психологией, педагогикой, наукой управления), связь криминологии и демографии, криминологии и статистики.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007. – 734 с.
2. Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2010. – 528с.
Дополнительная литература
1. Антонян, А.И. Криминология : курс лекций. – 2-е изд. / А.И. Антонян. – М., 2004. – 448 с.
2. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – М., 2004. – 184 с.
3. Гилинский, Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб. : Изд-во Юридический центр Пресс, 2002. – 502 с.
4. Курганов, С.И. Криминология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.И. Курганов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/76385
5. Ломброзо, Ч. Преступление ; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Ч. Ломброзо, сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 315 с.
6. Малков, В.Д. Криминология : учебник для вузов / В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2011. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/10850
7. Марлухина, О.Е. Криминология / О.Е. Марлухина. – М.: Маркет+, 2008. – 650 с. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/39713
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чём состоит качественное отличие объекта и предмета науки криминологии.
2. В чём заключается комплексный характер криминологии?
3. В чём заключается специфика применения в криминологии общенаучных методов?
Тема 1.2 История криминологии, зарубежные криминологические теории и школы
(Форма обучения: очная)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотреть основные этапы развития криминологии как науки.
2. Изучить основные криминологические теории.
II. План семинарского (практического) занятия
1. Периодизация истории криминологии.
2. Криминологические идеи и взгляды классической и неоклассической школы уголовного права.
3. Биологические и социологические теории преступности.
4. Отечественная криминология – основные этапы становления.
5. Криминологические учреждения и общества.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятию
При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что возникновение криминологии как самостоятельной науки относят к середине XIX века в связи с появлением работ Ч. Ломброзо (1835–1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало.
Одни исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук: с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с нею. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 г. книги итальянского гуманиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях».
На становление криминологии как самостоятельной науки наряду с философскими, политическим, правовыми учениями в первой половине XIX века наиболее отчетливо повлияли следующие четыре вида исследований: 1) антропологическое; 2) статистическое; 3) социально-экономическое, социологическое и др., в процессе которых анализировались факторы преступности и механизм их влияния; 4) социально-правовые. Суть данных исследователей должен уяснить студент в процессе подготовки к семинарскому занятию.
Криминология к концу XIX в. окончательно определилась вне рамок уголовного права. Хотя последнее со второй половины XIX в. и стало традиционно включать учение о преступлении, преступнике и наказании преступника, со становлением криминологии как науки эти разделы в нем не существуют.
В истории отечественной криминологии можно выделить четыре основных этапа: конец XIX в. – 1917 г.; начало 20-х – середина 30-х годов. XX в.; конец 50-х – 80-е годы XX в.; начало 90-х годов XX в. – настоящее время.
В России до октября 1917 г. криминология как самостоятельная наука не было развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологический школы и, прежде всего, профессором М.Н. Гернетом.
В нашей стране криминология в своем развитии прошла непростой путь: от полного непризнания, отвержения, объявления лженаукой, до признания в качестве теоретической основы, как для законотворчества, так и для практики борьбы с преступностью. Криминология начиналась как практическое направление уголовной статистики. После 1935 г. криминология, как и советская социология, перестала существовать, исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно».
Возрождение криминологии последовало в конце 50-х – начале 60-х гг. Криминология быстро развивается на основе коммунистической идеологии, которая породила несколько постулатов: первый – социализм не содержит коренных причин преступности и не порождает их; второй – преступность проходящая, она исчезнет с построением высшей фазы социализма – коммунизма. В остальном советские криминологи были свободны в своем творчестве.
В мае 1963 г. организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Советская криминология добилась больших успехов и именно в эти годы она сформировалась как самостоятельная наука. Криминолого-профилактическое нормотворчество в виде федеральных программ и законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а так же проведении криминологических экспертиз проектов уголовного кодекса относятся к началу 1990 г.
В настоящее время криминологические исследования проводятся сотрудниками научных учреждений юридических высших учебных заведений. Криминология и дальше будет изыскивать пути стабилизации преступности, уменьшения ее размеров и опасности.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007. – 734 с.
2. Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2010. – 528с.
Дополнительная литература
1. Антонян, А.И. Криминология : курс лекций. – 2-е изд. / А.И. Антонян. – М., 2004. – 448 с.
2. Бахарев Д.В., Степаненкова З.В. Вопрос о причинах преступности в работах русских писателей и публицистов второй половины XIX в. // История государства и права. – 2012. – № 4. – С. 25-28.
3. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – М., 2004. –
4. Ломброзо, Ч. Преступление ; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Ч. Ломброзо, сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 315 с.
5. Шестаков Д.А. Криминология : Новые подходы к преступлению и преступности : Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире : учебник. – СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – 561 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие принципиальные криминологические идеи были высказаны в трудах просветителей Ш. Монтескье и Ч. Беккариа?
2. Почему Ч. Ломброзо и А. Кетле считаются основателями науки криминологии?
3. В чём, по Э. Дюркгейму, заключается социальная функция преступности?
4. Чем характеризуется послереволюционный период отечественной криминологии?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|