Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по проведению и подготовке к практическим занятиям (теоретическим семинарам)





Получение студентами глубоких знаний в области международного частного права — необходимое условие формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров, нотариусов, сотрудников юридических служб. Однако важная роль в процессе обучения студента-юриста в высшем учебном заведении отводится его самостоятельной работе. Кроме теоретических знаний по нотариату юристу требуются практические навыки для выполнения работы в качестве судьи, прокурора, адвоката, нотариуса.

Проверка знаний студентов проводится на практических занятиях, семинарах.

Специфика практических занятий по учебной дисциплине «Международное частное право» состоит в том, что на них значительное время отводится не только устной проверке знаний, решению приведенных правовых ситуаций (задач), но и выполнению заданий по написанию процессуальных документов.

В практикуме содержатся правовые задачи по основным темам курса. Практикум рассчитан на проведение занятий в течение одного семестра. Задачи следует решать письменно с развернутой мотивировкой. Преподаватель обязан помочь студенту найти в них нормы международного частного права. Учебный материал в практикуме расположен по темам учебной программы, а количество учебного времени (семинаров) по каждой теме должно определяться преподавателями в зависимости от сложности темы и объема изучаемых по теме вопросов, поэтому указанное в практикуме время занятий следует рассматривать как рекомендацию.



Особый характер для преподавателя нотариата имеет методика проведения первого практического занятия.

Для эффективности первого практического занятия по международному частному праву тщательная, кропотливая и творческая подготовка преподавателя к его проведению с тем, чтобы пробудить интерес к этому предмету у студентов. Хорошо продуманными и правильно заданными вопросами на практическом занятии необходимо заставить работать самих студентов.

Конкретными вопросами преподаватель выясняет представления студентов о правом регулировании частных отношений, осложнённых иностранным элементом, принципах международного сотрудничества в области частно-правовых отношений, принципах коллизионного регулирования в частном праве, системе правовых актов по международному частному праву, порядке разрешения частно-правовых споров, осложнённых иностранным элементом.



В качестве примеров заслуживают внимания следующие вопросы: понятие коллизионной нормы, виды коллизионных норм, правовой статус физических и юридических лиц, правовое регулирование внешнеэкономических сделок и унификация коллизионных норм в области частно-правового регулирования как область юридической деятельности, каков объект изучения и учебной дисциплины «Международное частное право».

Эффективным методом работы на первом семинарском занятии является ознакомление студентов с конкретными гражданскими делами, осложнёнными иностранным элементом.

Студентам даются для изучения выдержки из гражданских дел, по которым руководитель практического занятия проводит беседу. Студентам могут быть заданы такие вопросы: расскажите о сущности дела, которое вы изучали; из каких правовых отношений возникла необходимость в нотариальных действиях; по каким основаниям возбуждено судебное дело. Выбор вопросов для беседы — творческое дело для каждого руководителя практического занятия, и поэтому требуется серьезная подготовка к проведению первого практического занятия.

Основная задача практических занятий – научить студентов понимать смысл закона, правильного его толкования и применения к конкретным жизненным ситуациями. Это достигается путем решения студентами задач (казусов), большинство которых имеют в своей основе конкретные гражданско-правовые споры, выполнение заданий, связанных с подготовкой студентами различных юридических документов, схем и графиков, проведения сравнительного анализа определенных норма права, деловых игр, обобщения судебной практики, осуществления кодификации судебной практики и действующего законодательства, посещения судебных заседаний по рассмотрению конкретных дел и т.п. Выполнение указанных видов работы должно способствовать развитию у них практических навыков, умения применять свои познания в области регулирования отношений с иностранных элементом, самостоятельно анализировать закон и на его основе разрешать соответствующие дела.



При рассмотрении некоторых тем курса целесообразно использовать элементы теоретических и практических занятий.

При подготовке к занятиям студенты должны изучить материалы лекции, рекомендованную специальную литературу и относящиеся к данному занятию нормативные акты и материалы практики. Лишь после этого можно приступить к составлению докладов (сообщений), написанию рефератов, решению задач и выполнению заданий. При этом задания, задачи и другие виды работ должны выполняться письменно в отдельной тетрадке в соответствии со сформулированными в них указаниями.

Решения задач (казусов)

Решение задач должно быть развернутым и мотивированным. При решении задачи необходимо проанализировать все факты и отношения, указанные в ее условии, четко сформулировать вопросы о правах и обязанностях, возникших между участниками данных отношений, обоснованности их требований и возражений, а если дело уже решено судом (иным органом), то и исследовать обоснованность изложенного в задаче решения.

Ответы на эти вопросы следует аргументировать ссылкой на конкретные нормы права. Ссылка на нормативные акты должна содержать их полное наименование (или общепринятое сокращение), статью (абзац, пункт, параграф), кем и когда акт принят (утвержден), где опубликован. Окончательные выводы по задаче должны быть конкретными и однозначными. При этом необходимо доказать, что именно на основе примененной нормы права подлежат разрешению рассматриваемые отношения.

В тексте задач содержаться все данные для определенного решения, кроме случаев, когда в самой задаче предусмотрены варианты двух и более решений путем соответствующего изменения фактических обстоятельств. В условия задач не следует вводить дополнительные («собственные») данные, основанные на различных предположениях. Переписывать в тетрадь тексты задач не следует. Однако на самом практическом занятии условия задачи необходимо изложить своими словами, а не читать. При подготовке к занятиям студент должен хорошо их усвоить и запомнить.

Заданияпредназначены для более глубокого изучения международного частного права. Решение предложенных заданий необходимо для понимания трудного материала. Тестыпредназначены для точного освоения материала, обращения внимания на детали и особенности. Правильных ответов может быть один, два или все. Задачиможно решить только, если обратиться к первоисточникам: международным документам, судебной или арбитражной практики. Многие задачи опираются на реальные прецеденты. Ответы должны содержать конкретные ссылки на нормативные и судебные источники. Только при полном обосновании ответ будет считаться «правильным».

Задания следует выполнять письменно (в соответствии со сформулированными в них указаниями). Выполнение заданий способствует развитию у студентов практических навыков, умения применять свои знания в практической деятельности, самостоятельно анализировать закон и правильно определять сферу его действия. На занятиях студентам могут быть предложены задачи и задания, не предусмотренные в данном практикуме.

В конце теоретического семинара или практического занятия преподаватель делает соответствующее заключение, в котором определяет общий уровень подготовки присутствующих к занятию, обращает внимание группы на недостаточно проработанные вопросы, подводит итоги рассмотрения теоретических положений темы и решения задач, оценивает выступление отельных студентов.

Основу практикума составляют задачи-казусы, представляющие собой наиболее традиционный тип задач, используемых в юридическом образовании. Студент должен ознакомиться с определенной фабулой, определить относящиеся к ней нормы права, проанализировать правоотношение, позиции его субъектов и дать ответы на поставленные вопросы. Задачи такого типа строятся на основе дел из практики ВАС РФ и системы государственных арбитражных судов, ВС РФ и системы судов общей юрисдикции, МКАС при ТПП РФ, а также зарубежных государственных судов и международных коммерческих арбитражей. В ряде случаев, когда практика применения норм МЧП по конкретному вопросу отсутствовала или неизвестна, авторы конструировали содержание задачи самостоятельно.

Кроме этого в практикуме:

Проблемные задачи, основанные на теоретических аспектах темы, решение которых не вытекает прямо из содержания существующих норм.

Задачи, связанные с толкованием, для решения которых требуются анализ текстов нормативных актов, выделение структуры правовых норм, само толкование отдельных терминов и фраз, используемых при конструировании нормы.

Альтернативные (тестовые) задачи. Здесь студентам предлагается несколько вариантов ответа на поставленный вопрос.

Практические задания

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.