Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет регулирования МЧП





Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Подобно другим отраслям права, МЧП имеет свой предмет и метод регулирования. Вопрос о предмете МЧП является достаточно дискуссионным. Можно выделить два основных признака, характеризующие общественные отношения, составляющие предмет МЧП. Эти общественные отношения должны, во-первых, носить частно - правовой характер, во-вторых, быть международными. Частный характер. В сферу международного частного права входят частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Термин “частноправовые отношения” означает, что по своей природе они относятся к отношениям, которые в пределах каждого государства регулируются нормами различных отраслей частного права. Центральное место среди них принадлежит гражданско-правовым отношениям, регулируемым нормами гражданского права. Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 2) характеризует их как имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В значительной степени к частноправовым относятся семейно-брачные, трудовые, земельные отношения, которые так же, как и гражданско-правовые, являются прежде всего имущественными и связанными с ними личными неимущественными отношениями. Иными словами, речь идет об отношениях, составляющих в пределах одного государства предмет частного права в целом. Сущность частного права характеризуется независимостью и автономностью субъектов, защитой частной собственности, свободой договоров и весьма ограниченным вмешательством государства'. Юридический приоритет в частном праве принадлежит воле частных лиц, граждан, их объединений. В этой связи регулирование носит децентрализованный характер и строится на началах равенства субъектов.



Международный характер. Международные отношения можно разделить условно на две группы: Межгосударственные (или межвластные) и немежгосударственные (или немежвластные). Первая группа отношений регулируется международным публичным правом. Предметом регулирования его норм являются межгосударственные отношения, в частности, вопросы международной безопасности, войны и мира, дипломатические, консульские, экономического, культурного, гуманитарного и т.д. характера. Здесь главное место занимают вопросы политических взаимоотношений государств и производных от них субъектов. Отличительной особенностью этой группы отношений является особое качество, присущее их основному субъекту (государству), — суверенитет. Именно суверенитет обусловливает специфику всей системы межгосударственных отношений как отношений властного характера и регулирование их посредством международного публичного права.



Международные отношения могут также возникать как между частными лицами (физическими и юридическими), так и между частными лицами и иностранным государством в неполитической сфере. Это происходит, например, в случаях заключения внешнеэкономических контрактов и браков между иностранцами; издания автором своего произведения за рубежом; осуществления международных перевозок и инвестиционной деятельности в иностранном государстве; получения наследства, находящегося за границей и т. п. В большинстве своем эти отношения можно идентифицировать как имущественные и связанные с ними некоторые неимущественные (в области авторского, патентного, семейного права и др.) отношения международного характера.

Отличительным свойством такого рода отношений является отсутствие у их субъектов властных полномочий друг по отношению к другу и, следовательно, наличие равноправной основы взаимодействия их участников в практической деятельности. Такие отношения носят преимущественно немежгосударственный (государство вообще не принимает участия в правоотношении и является только одним из его субъектов) невластный характер и регулируются правовыми нормами, совокупность которых принято именовать международным частный правом. Именно они составляют предмет правового регулирования МЧП. Невластный характер указанных отношений особенно важно подчеркнуть, так как возможны ситуации, когда возникают международные немежгосударственные отношения властного характера. В их рамках в качестве властных субъектов правоотношения в большинстве своем выступают государственные органы исполнительной ветви власти, с одной стороны, и иностранные физические и юридические лица — с другой. Подобные отношения, как правило, регулируются национальным (государственным, налоговым, административным, уголовным, таможенным и др.), а не международным правом. Государство или его органы могут выступать участниками отношений, составляющих предмет МЧ1 только при том условии, что их контрагентом будут физическое или юридическое лицо, а само отношение будет носить частноправовой (невластный) характер. Подобные ситуации возникают, например, в случае выпуска государством займа или предоставления концессии иностранным хозяйствующим субъектам, также тогда, когда государство является наследником имущества, находящегося за границей.



Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод, что предмет правового регулирования международного частного права составляют международные немежгосударственные отношения невластного характера.

Международными эти отношения становятся тогда, когда либо его субъекты (физические и юридические лица) принадлежат разным государствам, либо имущество, по поводу которого возникло правоотношение, находится за рубежом, либо когда юридические факты, породившие эти правоотношения, имели место на территории иностранного государства. Другими словами, возникшие частные гражданско-правовые правоотношения оказались осложненными иностранным элементом. Иностранные элементы подразделяются на три группы в зависимости от того, к какому структурному элементу правоотношения они относятся: субъекту, объекту или юридическому факту.

Исходя из всего сказанного можно сформулировать предмет МЧП как частноправовые отношения, осложненные иностранным (или международным) элементом. Причем, только одновременное наличие двух рассмотренных признаков позволяет вычленить из общественных отношений тот круг отношений, который является предметом регулирования МЧП. Например, после смерти российского гражданина на территории России осталось имущество и наследники – российские граждане, проживающие в России. В этом случае возникают наследственные , т.е. гражданско-правовые отношения, в которых отсутствует иностранный элемент, и, следовательно, они не входят в сферу регулирования МЧП. Другой пример: российский гражданин арестован в США и выдан Швейцарии, где против него возбуждено уголовное дело. В возникших отношениях присутствуют иностранные элементы, но они не являются частноправовыми (они - уголовно-правовые) и поэтому также не входят в сферу регулирования МЧП.

Следует отметить, что в отечественной правовой доктрине широкое распространение получило другое толкование понятия и содержания предмета МЧП. В подавляющем большинстве случаев он определяется как совокупность гражданско-правовых отношений особого рода, возникающих в условиях международного общения, или как система отношений гражданско-правового характера с иностранным элементом. Согласно точке зрения ряда российских авторов, общественные отношения, возникающие в области МЧП, не являются международными в прямом смысле этого слова. Речь в данном случае идет, по их мнению, лишь о наличии в рамках таких отношений инородного (международного, иностранного) элемента. Однако, несмотря на это обстоятельство, они остаются по сути своей отношениями, регулируемыми, прежде всего и главным образом, нормами национального права конкретной страны. С изложенной позицией трудно согласиться. Общественные отношения, составляющие предмет МЧП, имеют международный, а не внутригосударственный характер. Все они выходят за рамки национальных границ как с точки зрения их субъектного состава и / или содержания, так и с точки зрения нормативно-правовой базы регулирования такого рода отношений. Характеризуя предмет МЧП, следует говорить не о внутренних отношениях с иностранным элементом, а о международных отношениях частного характера. Тот факт, что они регулируются не только нормами международного происхождения, но и национальными правовыми актами различных государств, никак не влияет на определение их содержания.Природа норм международного частного права и его место в мировой правовой системе. В настоящее время в правовой доктрине сформировалось практически общепризнанное мнение том, что в современном мире существуют только две системы права — внутригосударственное (национальное право отдельных стран) и международно (межгосударственное или международное публично право). Поэтому очень важно и с теоретической, и практической точек зрения определить место и роль в их ряду международного частного права. Это необходимо сделать еще и потому, что в данном вопрос отечественные правоведы придерживаются различных позиций.

Ряд авторов (И. П. Блищенко, Л. Н. Галенсказ Ф. И. Кожевников, С. Б. Крылов, С. А. Малинин др.) считают, что нормы международного частного права входят в состав международного права в широком смысле слова. Как отмечает М. М. Богуславский, “эта точка зрения основывается на том, что. международном частном праве речь идет о межгосударственных отношениях, затрагивающих вопросы гражданского права. При этом обращалось внимание на то, что всякий спор, конфликт в гражданско-правовой области между отдельными фирмами, даже спор о разводе между гражданами различных государств может в конечном счете перерасти в конф­ликт между государствами”1.Данное положение не разделяется другими авторами. Так, Гаврилов В.В. пишет в этой связи: “Очевидная слабость этой позиции, на наш взгляд, состоит в игнорировании того важнейшего обстоятельства, что международные немежгосудар­ственные невластные отношения могут регулиро­ваться и регулируются не только на межгосудар­ственном, но и на национальном уровне в рамках внутригосударственного права отдельных стран. В то же время специфика сущности, содержания и порядка образования норм международного права безусловно исключает возможность отнесения внут­ригосударственных норм к числу нормативных предписаний, образующих данную систему права, как в узком, так и в широком смысле. Поэтому следует признать, что изложенная выше точка зре­ния не охватывает всей совокупности источников МЧП.

Значительные сомнения вызывает также тезис о межгосударственном (публичном) характере отноше­ний, составляющих предмет регулирования между­народного частного права. Здесь следует иметь в виду, что в основе права как категории, неразрывно связанной с государством, всегда лежат действия тех или иных государственных органов. Однако это вовсе не означает, что предметом регулирования ин­ститутов и отраслей как международного, так и на­ционального права во всех случаях будут отношения властного характера.

По мнению других ученых (А. Б. Альтшулер, Г. К. Дмитриева, В. П. Звеков, Лунц, Н. И. Марышева, М. Г. Розенберг, А. А. Рубанов, О. Н. Сади­ков и др.), международное частное право входит в со­став внутреннего права конкретного государства, будучи его отраслью, а наука МЧП представляет собой одну из гражданско-правовых наук.

Приведенная концепция является прямо противоположной первой точке зрения. В ней представляются в гипертрофированном виде роль и значение внутригосударственных источников МЧП и не признаются в качестве таковых нормативно-правовые акты международного характера, с чем согласиться нельзя. В ней представлены в гипертрофированном виде роль и значение внутригосударственных источников и недооценивается значение международно-правовых актов. Между тем международные источники нельзя недооценивать и исключать из числа регуляторов международных отношений невластного характера.

Сторонники внутригосударственной природы МЧП выдвигают тезис об отсутствии единого МЧП и о наличии у каждого государства своего собственного законодательства по международному частному праву. Это утверждение также не является убедительным. Единство международного частного права определяется не пространственной или субъектной сферой действия его норм, а наличием специфического круга общественных отношений, регулируемых этим правовым образованием, и используемым в рамках МЧП единообразных методов такого регулирования.

Ряд норм МЧП по своему происхождению имеет международно-правовой характер, поскольку они создаются путем заключения международных договоров, пишет М. М. Богуславский, другие создаются исключи­тельно в рамках внутреннего законодательства, но и те и другие определяются в конечном счете состоя­нием международных отношений, внешнеполити­ческой и внешнеэкономической позицией госу­дарств, развитием международного сотрудничества в самых различных областях. Как бы мы ни подходи­ли к определению места МЧП в правовой системе, невозможно отрицать влияние международного со­общества на его развитие, значение для МЧП осно­вополагающих принципов международного права .

Поэтому заслуживает особого внимания и является наиболее близкой к действительности выдвинутая в 20-е годы ХХ века третья точка зрения, которая была первоначально высказана в начале XX в. А. Н. Ма­каровым и более позднее разработанная Р.А. Мюллерсоном и поддержанная В.В. Гавриловым и другими учеными точка зрения, согласно которой международное частное право не является частью какой бы то ни было системы права, а представляет собой полисистемный комплекс, который состоит из норм как национального, так и международного права. При этом соответствующий нормы не исключаются из национально-правовые систем или из международного публичного права.

Взаимосвязь МЧП и МПП. Международное частное право тесно связано с международным публичным правом. Эта связь проявляется прежде всего тогда, когда в качестве источника МЧП применяются нормы, сформулированные первоначально в качестве правил международного договора, а затем трансформированные в нормы внутреннего законодательства, либо применяемые непосредственно. Связь между МЧП и МПП проявляется также и в том, что в МЧП используется ряд общих начал международного публичного права.

Разграничение МЧП и МПП обычно проводится по субъектам, предмету регулирования и источникам права.

Субъектами международного публичного права являются государства, а также межгосударственные организации и нации. В МЧП основными субъектами являются не государства, главным образом, физические и юридические лица различной государственной принадлежности. Государство также может выступать в этом качестве.

Предметом регулирования международного публичного права являются главным образом политические, межгосударственные отношения государств, затрагивающие вопросы войны и мира, безопасности, разоружения, дипломатические отношения и т. д.

В МПП роль основного источника регулирования отношений играет международный договор. В МЧП международные договоры также имеют большое значение, но не приоритетное, Более типичными являются такие источники, как национальное законодательство, судебная и арбитражная практика.

Международное частное право тесно связано с отраслями внутреннего права, прежде всего гражданским, семейным, трудовым, гражданским процессом. Поскольку коллизионная норма может указать на применение иностранного права, возникает необходимость установления его содержания. Поэтому при решении коллизионных влопросов возникает потребность в изучении гражданского и торгового права, семейного и трудового и тд права зарубежных стран и методов сравнительного правовоедения.

МЧП – система правовых норм, регулирующая отношения, вытекающие из гражданского оборота, носящие интернациональный характер, в которой одной из сторон является лицо, попадающее под действие частного права.

МЧП – комплексная правовая система, объединяющая нормы национального законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом (т.е. отношения международного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового методов.

Предметом МЧП является регулирование гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Нормы МЧП регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным элементом, если возникает юридическая связь перечисленных отношений с правопорядками двух и более государств. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах:

· в качестве объекта (гражданин иностранного государства, иностранная организация или государство, которые только тогда являются субъектом МЧП, когда вступают в частные отношения с физическим или юридическим лицом);

· в качестве объекта, который находиться за границей;

· в качестве события, юридического факта, произошедшего за границей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т.д.).

Как отрасль МЧП делиться на три части:

1. Общую,

2. Особенную,

3. Международного гражданского процесса (судебная защита прав иностранцев).

МЧП является самостоятельной правовой отраслью, т.к. она имеет свой объект, методы и принципы регулирования, а также свою особенность, определяющую своеобразие МЧП как отрасли нации – коллизионные нормы.

Основные тенденции развития МЧП:

· Стремление к унификации правовых норм путем принятия международных договоров и типовых законов;

· Появление коллизий между нормами международных договоров в области МЧП;

· Совершенствование и кодификация норм МЧП на национальном уровне;

· Возрастание роли принципа «автономии воли» сторон, переход к более гибким нормам коллизионного права;

· Расширение сферы деятельности МЧП (космическая деятельность, атомная энергетика, транспорт, средства связи и т.п.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.