Сделай Сам Свою Работу на 5

Защита прав на единую технологию





Опыт регулирования оборота результатов научно-технической деятельности показал, что большое количество разработок так и не находят своего практического применения. При этом экономика страны серьезно нуждается в новейших разработках науки и техники с целью повышения конкурентоспособности и качества производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. В результате инфраструктура научно-промышленного комплекса России имеет серьезные трудности с функционированием промежуточного звена, обеспечивающего связь между разработкой и внедрением результатов научно-технической деятельности. Значение этого звена особенно велико в связи с тем, что создание большого количества научно-технических разработок финансируется из государственных средств и прежде всего из средств федерального бюджета.

Следовательно, возникает сразу несколько проблем:

- научные разработки не находят своего применения, что приводит к тому, что наука недостаточно помогает развитию экономики в стране;

- государственные средства, расходуемые на создание результатов научно-технической деятельности, не способствуют достижению реального экономического эффекта от создаваемых разработок, и их вклад в экономический рост страны (независимо от достигнутых научных результатов) нельзя признать адекватным и ощутимым;



- бизнес-сообщество не заинтересовано в финансировании научной деятельности, так как не видит практического положительного эффекта от деятельности научных организаций.

Решению указанных проблем должна способствовать инновационная деятельность. Она представляет собой деятельность, связанную с внедрением результатов научно-технической деятельности в конкретные новые или усовершенствованные продукты, процессы, услуги (инновации, нововведения), а также деятельность по продвижению инноваций на соответствующем рынке. Инновационная деятельность предполагает комплекс технологических, технических, организационных, финансовых, научных мероприятий, в результате которых создаются и внедряются инновации.

Основу инновационной деятельности составляет деятельность по выявлению, созданию и подбору результатов научно-технической деятельности. Важную роль в этом процессе играют единые технологии. В соответствии с п. 1 ст. 1542 ГК единая технология - это сложный объект, представляющий собой результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, другие как охраняемые законом, так и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности, который может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере.



Единая технология не является самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, поэтому она и не упомянута в п. 1 ст. 1225 ГК. Единая технология - это сложный объект и в этом качестве (ст. 1240 ГК) включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

На сложный объект у правообладателя возникает не исключительное право, а право использования входящих в него результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому и гл. 77 ГК, регулирующая отношения по поводу единой технологии, называется "Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии". Это связано с тем, что исключительное право возникает только в отношении отдельно взятого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. В п. 2 ст. 1542 ГК установлено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами ГК.



В то же время ценность и значение сложных объектов привели к выделению их специального правового режима и особых прав использования, связанных с их созданием. Поэтому на единую технологию, как и на другой сложный объект (кинофильм, мультимедийный продукт), возникает специальное право (право на технологию) - право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (п. 3 ст. 1542 ГК).

Еще одним важным признаком единой технологии, право на которую охраняется в соответствии с гл. 77 ГК, являются бюджетные источники финансирования ее создания. Закон должен способствовать внедрению результатов научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств. Единые технологии, созданные за счет частных средств, не нуждаются в таком особом регулировании, так как лицо, организовавшее их создание, изначально мотивировано (или должно быть мотивировано) в скорейшем практическом применении созданных результатов научно-технической деятельности. Созданные же за счет бюджетных средств единые технологии, напротив, часто оказываются в положении замечательных, но не внедряемых разработок. Отсутствие у разработчика мотивации во внедрении таких единых технологий связано как с непрофильностью для исполнителя деятельности по внедрению технологий, так и с недостатком необходимых ресурсов, а порой и желания.

Поэтому правила гл. 77 ГК распространяются на технологии, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий (ч. 1 ст. 1543 ГК). В данном случае необходимость специального регулирования этих отношений объясняется публичным интересом, связанным с созданием технологии. Этот интерес не может быть удовлетворен, если созданная технология так и не найдет своего практического воплощения в жизни.

Если единая технология принадлежит нескольким лицам, они используют ее совместно. Они могут заключить специальное соглашение об использовании единой технологии. В таком соглашении могут предусматриваться порядок ее использования, возможность, условия и процедура согласования распоряжения правом на единую технологию, распределение доходов, получаемых от ее использования и распоряжения правом на нее, определение прав на имеющие самостоятельное значение части технологии и порядок использования этих частей каждым из правообладателей.

Возможность самостоятельного использования частей единой технологии указывает на своеобразную подвижность объема права на технологию. Наличие в рамках технологии отдельных частей, имеющих самостоятельное значение, т.е. ситуации, когда часть единой технологии может быть использована независимо от иных ее частей, означает возможность выделения таких частей из единой технологии, что может непосредственным образом затрагивать право на технологию. В результате право на технологию может изменяться в зависимости от состава входящих в единую технологию результатов интеллектуальной деятельности, порядка их использования и условий распоряжения ими. При этом каких-либо жестких рамок здесь не существует. Две единые технологии могут при определенных условиях образовать одну новую единую технологию, и наоборот. Одна единая технология может трансформироваться в другую единую технологию в зависимости от изменения состава входящих в нее результатов интеллектуальной деятельности и т.д.

Аналогичным образом и действие права на технологию может быть четко определено и зависит от действия прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в единую технологию, а также от возможности признания самостоятельного значения одной части технологии в случае истечения срока действия другой части технологии, т.е. истечения срока действия отдельных исключительных прав (или прав использования - в случае заключения лицензионного договора) на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в единую технологию.

Распоряжение правом на технологию производится в соответствии с абз. 1 ст. 1550 ГК лицом, обладающим правом на технологию, путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору или по иной сделке, в том числе по договору об отчуждении этого права, по лицензионному договору либо по иному договору, содержащему элементы договора об отчуждении права или лицензионного договора.

При этом право на технологию передается одновременно в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое. Передача прав на часть технологии допускается лишь в случаях, когда часть единой технологии может иметь самостоятельное значение.

Если право на технологию принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, распоряжение этим правом регулируется специальным законом о передаче технологий. При этом ГК прямо предусмотрел, что принадлежащее таким субъектам право на технологию (за исключением прав на технологии, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации) должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения, не позднее чем по истечении шести месяцев со дня получения Российской Федерацией или ее субъектом прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для их практического использования в составе единой технологии.

Отчуждение Российской Федерацией или ее субъектом права на технологию третьим лицам осуществляется по общему правилу возмездно по результатам проведения конкурса, а в случае невозможности отчуждения на конкурсной основе - по результатам проведения аукциона (п. 2 ст. 1547 ГК). Порядок проведения таких публичных торгов, а также возможность передачи права на технологию Российской Федерацией и ее субъектами без проведения торгов также должны определяться законом о передаче технологий.

Распоряжение правом на технологию, принадлежащим совместно нескольким лицам, осуществляется ими по общему согласию.

Право на технологию прекращается с прекращением прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в единую технологию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.