Типология коммуникации. Особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации
Существуют следующие типы коммуникаций: межличностная, групповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной сфере (культурно-духовной, научной, учебной, производственной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между континентами, странами, государствами, народами, территориями (межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др.
Рассмотрим типы и виды коммуникаций, классифицируя их по наиболее значимым основаниям.
По составу коммуникантов выделяются следующие типы коммуникации:
- межличностная ( участвуют, как правило, двое коммуникантов);
- групповая (осуществляется внутри группы, между группами, индивид – группа);
- массовая (сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп).
Виды коммуникаций: по способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные).
Коммуникация непосредственная — коммуникация осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия.
Опосредованная коммуникация — взаимодействие, осуществляемое через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц — посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические.
По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной.
Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.
По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные.
В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
Вербальные коммуникативные средства представляют собой словесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык.
Невербальная коммуникация. Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение.
Формы коммуникации
К формам коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.
Сферы коммуникации
Сферы коммуникации объединяются понятием специализированной коммуникации. Традиционно выделяются следующие: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации.
Рассмотрим основные типы коммуникации.
Межличностная коммуникация- процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт.
Аксиомы межличностной коммуникации (П. Вацлавик)
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.
Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения. Уровень содержания — это та информация, которая передается в сообщении. На уровне отношений передается то, как это сообщение должно быть воспринято.
Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий. Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Мы не можем быть уверены ни в том, что другой обладает тем же объемом информации, ни в том, что он сделает такие же выводы из этой информации. Решение вопроса о том, что является важным, а что нет, совершенно по-разному происходит у разных людей.
Аксиома 4. Коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной.
Аксиома 5. Коммуникация необратима.
Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией. Получив какую-либо значимую для них информацию, некоторые люди проверяют ее восприятие в межличностном общении, в результате чего могут укрепиться в своем мнении или в корне изменить отношение к предмету разговора.
Условие успешной межличностной коммуникации связано с созданием участниками «общей социальной действительности», общего «здесь-и-сейчас», вне которого коммуникация вообще не может состояться. Данную предпосылку исследователи иногда называют договорным аспектом межличностной коммуникации.
Воздействие в процессе межличностного общения могут усилить психологические особенности участников общения. Перечислим некоторые из них.
Влияние самооценки.Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.
Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера. Общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека.
Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей как представителей различных групп. Вместе с тем стереотипизация предполагает определенную оценку и неизвестных воспринимающему свойств и качеств его партнера, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем, за пределами ситуации первой встречи, когда потребуется точность в определении именно этих ненаблюдаемых психологических качеств.
Неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.
Эффективность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. (В.П.Конецкая)
Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация.
Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих внутренний мир индивида в процессе накопления познавательного опыта: знание коммуникативных кодов, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и верования.
Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу:
-доминантный коммуникант - стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для "борьбы" с таким коммуникантом бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию "речевого изматывания" (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать "накопительную тактику").
- мобильный коммуникант - легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.
-ригидный коммуникант - испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию "разогревания" партнера (вступительная часть "о погоде", фатическое общение).
- интровертный коммуникант - не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.
Индивид и коммуникативная личность – не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные личности.
Групповая коммуникация
Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении небольшого числа людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.
Признаки малой группы:
- контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией;
- целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое; (общепризнанные для членов цели, интересы и задачи; общепринятая для членов система ценностей и норм поведения);
- стабильность состава, обусловленная индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников; устойчивость взаимодействия;
- наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля;
- удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.
Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду; верхний определяется характером совместной деятельности.
Диадасостоит из двух человек, отсюда проистекают ее особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность; жесткость структуры отношений — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; наличие только одной линии взаимодействия.
Триада— активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: наличием феномена большинства и, следовательно, более оформленного проявления социального начала; возможностью создания качественно новой позиции — наблюдателя.
Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.
По мнению американского психолога Б.Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:
- стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения);
- стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок);
- стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов);
- стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).
Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или – личностью и совокупной личностью, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член.
Коммуникативная структура малой группы.В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и информации, которым владеет каждый участник группы.
В этой структуре особое значение имеют:
- положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы);
- направленность и интенсивность коммуникаций в группе.
В малой группе информация распространяется по коммуникативным сетям. Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.
В централизованных сетях (рис. 3.1) преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию. Они бывают следующих видов: фронтальная (рис. 3.1.а), радиальная (рис. 3.1.б) и иерархическая (рис. 3.1.в).
Рис. 3.1. Виды централизованных коммуникативных сетей:
а — фронтальная; б— радиальная; в — иерархическая.
- фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга;
- радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо;
- иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы.
В децентрализованных сетях (рис. 3.2.) участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети. Видами децентрализованных коммуникативных структур являются: цепочка (рис. 3.2.а), круговая (рис. 3.2.б) и полная (рис. 3.2.в).
а б в
Рис. 3.2. Виды децентрализованных коммуникативных структур:
а — цепочка; б — круговая; в — полная
- Цепочка — информация передается последовательно от одного члена группы к другому.
- Круговая — здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться.
- Полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.
Выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести без искажений информацию до сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе. Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|