Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологический словарь





Автономия – целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.

Агрегация- это соединение людей, случайно оказавшихся в данном месте, в данный момент времени.

Аддиктивное поведение -выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях.

Андрогинии -люди, успешно сочетающих в себе мужские и женские психологические качества.

Антисоциальное поведение -вид поступков, проявляющихся в изоляции индивида от других людей или частых конфликтов с другими людьми или социальными институтами.

Апатия— эмоциональное состояние, возникающее вследствие потери перспектив, эмоциональной подавленности, утраты веры в конечные цели, в руководство, в успех кампании.

Ассоциация – группа людей, объединенных совместной деятельностью.

Аттитюд -определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованную на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.



Аттракция — процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Аутистическое поведение – крайняя неотзывчивость к другим людям, плохие коммуникационные навыки и повторяющееся ригидное поведение.

Внутригрупповой фаворитизм -стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Внушаемость - свойство психики, проявляющееся в ее податливости психологическому воздействию.

Внушениеметод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

Гендерные различия или гендерные социальные роли -половые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения.

Группа - существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения.



Групповая интеграция - состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т. п. признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности социальной общности.

Групповые нормы — определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

Групповые эффекты – механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.

Девиантное поведение -поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние.

Депрессия— аффективное эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным фоном.

Диспозиции - различные состояния предрасположенности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его поведенческих готовностей, направляющих его деятельность.

Документ- любая информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях.

Имидж - система представлений, сложившихся в обществе (социуме), о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.



Инаут-эффект - искаженное восприятие ситуации при реализации однородных по смыслу, но разнонаправленных по действию поведенческих программ.

Институт социализации -группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида.

Каузальная атрибуции -механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта.

Коллектив – группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей.

Конгломерат – группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории.

Контрсуггестия –способность объекта оказывать сопротивление внушающему воздействию субъекта.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Конформизм - изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформистское поведение –некритичное принятие и следование господствующим в социуме стандартам, авторитетам идеологии.

Кооперация – группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.

Корпорация – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп.

Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Личностьэто конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Ложьсредство управления поведением людей путем их дезинформации.

Малая социальная группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

Манипулирование - способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления активности других людей и осуществляемый настолько искусно, что остается незамеченным ими.

Массовидные психические явления- психические явления, характерные для групп людей: общественное мнение, межличностные отношения, традиции, настроение, соревнование, психологический климат, слухи, подражание, мода, паника, массовые психические реакции, установки, стереотипы и т. д.

Межгрупповая враждебность - универсальная социально-психологическая закономерность, являющаяся обратной стороной проявления позитивного отношения к собственной группе.

Межгрупповая дискриминация - проявление негативных установок по отношению к другим группам.

Межгрупповая дифференциация - социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.

Методология - это вся совокупность приемов и средств теоретического познания.

Механизмы социализации - способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

Наблюдениев социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.

Нарцисстическое поведение – нарушение поведения, характеризующееся преувеличенным ощущением собственной значимости, тенденцией к переоценке собственных актуальных достоинств, эксгибиционистской потребностью во внимании и восторге, сосредоточенностью на фантазиях об успехе, изобилии, власти, уважении или идеальной любви, и неадекватными эмоциональными реакциями на критику со стороны других.

Национальное самосознаниеосознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений.

Национальные интересы и ориентации— общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальныеинтересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

Национальные традиции и привычки— сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Национальные чувства и настроения— эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.

Национальный характер— исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям.

Нация— высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях.

Номинальная группа – группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование.

Нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы.

Обман - ложная коммуникация, предположительно приносящая пользу коммуникатору.

Образ жизни — совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных люде и в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере.

Общение - процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

Общественное движениемассовое общественное объединение, состоящее из участников, а также лиц, не имеющих в нем членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые всеми в них заинтересованными лицами.

Обычай - прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

Опрос - получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых.

Паника — состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля.

Переговоры - все процессы, используемые двумя или более людьми (группами), пытающимися договориться о взаимных уступках в процессе взаимодействия.

Политическая власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его интересы либо интересы общества в целом.

Политическая психология— отрасль общественного знания, возникшая на стыке социальной психологии, политологии и социологии, которая изучает различные стороны явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни и политической деятельности людей.

Политическое сознаниесистема теоретических и обыденных взглядов, интересов, знаний, оценок, настроений и чувств, представляющая собой результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства— это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее.

Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

Психическое заражение -процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта — помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему.

Психологическое воздействиесоциально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

Психофизиологический эффект -изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей.

Реклама – система мер целенаправленного воздействия на потребителей, формирующая и регулирующая движение товара на рынке.

Религиозная идеологияболее или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Религиозная установкапредрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой.

Религиозное общениеличные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения.

Религиозные чувства— переживание верующими своего эмоционального отношения к религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе.

Религия - одна из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в сознании человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях.

Рефлексия — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению

Ритуал - реальная, социально-объективированная форма воздействия на иллюзорный предмет религиозной веры.

Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Самость - сложное, динамическое единство, отражающее реализующееся поведение, опосредующее и регулирующее его.

Ситуация – понятие, описывающее субъективную, личностно и деятельно-опосредованную концептуализацию объективных взаимодействий человека с окружающей средой его жизнедеятельности.

Ситуация жизненная - описание тех частей мира, которые индивид может переживать, воспринимать и интерпретировать, как имеющие отношение к нему и его поведению. Иными словами, восприятие и интерпретация интереорезируемой индивидом ситуации является одним из основных конструктов, определяющих поведение человека в рамках межличностного взаимодействия

Слухи- передача предметных сведений по каналам межличностного общения.

Социализация - усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений.

Социальная идентификацияпроцесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Социальная ингибицияуменьшение мотивации в присутствии других.

Социальная категоризациякогнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе — окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

Социальная психологияэто наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на статус или шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Социальная фасилитация -усиление доминантных реакций в присутствии других.

Социальное движение– более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений.

Социальное сравнениепроцесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различии между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

Социально-психологического климата - полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы).

Социальные нормы —предписанные правила поведения

Социальные стереотипы - это сложившиеся в сознании отдельных людей и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним.

Статус (социальное положение личности) - обобщенная характеристика, отражающая возможности человека, его положение в системе социальных отношений, связанных с выполнением соответствующих социальных ролей.

Стиль руководства - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Стихийное массовое поведение - термин социальной и политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, коллективные мании, общественные движения и прочие "массовидные явления".

Суицидальное поведение – вариант поведения личности, характеризующиеся осознанным желанием покончить собой (цель – смерть, мотив – разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), т.е. любые внутренние или внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Тест — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание.

Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Традиции- исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

Тревога— эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях с неясным исходом и связанное с ожиданием неблагополучного развития событий.

Убеждение— метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Устрашение — формирование состояний беспокойства, депрессии или апатии; пробуждение чувства страха перед реальной или вымышленной опасностью или неизвестностью.

Фанатическое поведение –чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля своего поведения, не критичность в суждениях об объекте своей увлеченности.

Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т. е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социальный опыт.

Циркулярная реакциявзаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Эксперимент - организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

Эмпатия - процесс мысленного уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.

Эффект «бумеранга» - Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.

Эффект «волны» -распространение в группе идей, целей, норм и ценностей.

Эффект «маятника» - циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера.

Эффект «ореола» - влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому.

Эффект «пульсара» -изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов.

Эффект группового эгоизма - направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм поведения отдельных членов группы или всего общества.

Эффект подражания - следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе.

Я-концепция - полиаспектный феномен, включающий в себя набор образов, схем, понятии, прототипов, теорий, целей или задач.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.