Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Предмет социальной психологии





ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Минский институт управления

 

Кавецкий И.Т.

Беляев С.А.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Конспект лекций

 

Издание второе, переработанное

 

 

Минск

Издательство МИУ

Кавецкий И.Т., кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой юридической психологии Минского института управления.

 

Беляев С.А., ассистент кафедры юридической психологии Минского института управления.

 

Рецензенты:

 

Козубовский В.М., профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии Минского института управления.

 

Чеховских М.И., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Минского государственного лингвистического университета.

 

Рекомендован к изданию кафедрой юридической психологии Минского института управления (протокол № 5 от 23.12.2008 г.)

 

Учебно-методический комплекс «Социальная психология» раскрывает содержания дисциплины и направлен на ознакомление студентов с проблемным полем науки социальной психологии и основными достижениями в данной научной области. Формирует у студентов представлений о теоретической основе профессиональной деятельности психолога как условия успешного решения прикладных социально-психологических задач.



Комплекс предназначен для студентов дневного и заочного отделения специальности 1 – 23.01.04 – «Психология».

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

Раздел 1. Предмет социальной психологии. 4

Тема 1.1 Объект, предмет и структура социальной психологии. 4

Тема 1.2 Основные направления и школы в социальной психологии. 7

Тема 1.3 Методология и методы исследования в социальной психологии. 9

Раздел 2. Социальная психология личности. 16

Тема 2.1 Личность в социальной психологии. 16

Тема 2.2 Социализация личности. 22

Тема 2.3 Социальные установки личности. 26

Тема 2.4 Я – концепция. 31

Тема 2.5 Влияние общности на формирование личности. 34

Раздел 3. Социальная психология групп и коллективов. 40

Тема 3.1 Проблема группы в социальной психологии. 40

Тема 3.2 Социальная психология малой группы.. 47

Тема 3.3 Понятие о коллективе. Социально-психологический климат в коллективе. 51



Тема 3.4 Психологические основы лидерства. 55

Тема 3.5 Психологические характеристики больших социальных групп. Психология наций. 56

Тема 3.6 Психология межгрупповых отношений. 63

Раздел 4. Социальная психология общения и взаимодействия. 65

Тема 4.1 Общение как социально-психологический феномен. 65

Тема 4.2 Методы и способы психологического воздействия. 70

Тема 4.3 Ведение переговоров. 78

Тема 4.4 Социальная психология конфликтов и способы их преодоления. 79

Раздел 5. Массовые социально – психологические явления. 86

Тема 5.1 Понятие о массовидной психике. 86

Тема 5.2 Социально – психологические особенности стихийного поведения. 89

Тема 5.3 Психология лжи и обмана. 94

Тема 5.4 Социальная психология массовых движений. Психология религии. 98

Тема 5.5 Психология антисоциального поведения. 106

Раздел 6. Прикладная социальная психология. 110

Тема 6.1 Особенности прикладного социально-психологического исследования. 110

Тема 6.2 Психология социальных ситуаций. 118

Тема 6.3 Политическая психология. 123

Тема 6.4 Экономическая психология. 130

Тема 6.5 Психология рекламы.. 132

Основная и дополнительная литература. 139

Социально-психологический словарь. 141

 

Раздел 1. Предмет социальной психологии

Тема 1.1 Объект, предмет и структура социальной психологии

Социальная психологияэто наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психологиякак самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У. Мак-Дугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ.



Структура социальной психологии. Анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий:

1) предмет и методы социальной психологии;

2) личность и общество, социализация личности;

3) в отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. Рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе;

4) общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;

5) структура и социально-психологическая организация социальной группы;

6) общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;

7) психология больших социальных групп; массовидные социальные явления - общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание и пр.;

8) психология коммуникации и массовых средств коммуникации;

9) управление социально-психологическими процессами.

Задачи социальной психологии.Социальная психология как отрасль научных знаний решает свои конкретные задачи, включающие в себя:

1) изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов;

2) теоретический и практический анализ источников и условий возникновения и развития, исторического и социального фона функционирования социально-психологических феноменов;

3) поддержание всесторонних связей с представителями других наук в интересах разъяснения (координации) своих позиций и усилий в совместном исследовании социально-психологических явлений и процессов;

4) прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

Социальная психология выполняет определенные функции, к которым относят:

1) теоретико-методологическую, связанную с выявлением принципов, методов и путей познания сущности исследуемых ею явлений и процессов, закономерностей и механизмов их зарождения и проявления; формированием концептуального и инструментального аппарата науки; определением направлений практического применения в общественной жизни результатов изучения социально-психологических феноменов;

2) мировоззренческую, с одной стороны, заключающуюся в синтезировании современных научных представлений о природе психологии людей и ее месте в системе духовной жизни общества; с другой — показывающую, как должен осуществляться процесс формирования правильных представлений о психологических составляющих системы: человек — группа — общность — общество;

3) регулятивную, показывающую, какое непосредственное воздействие и как социально-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование общественных отношений, а также пути, формы и средства эффективного управления ими;

4) прогностическую, позволяющую на основе учета специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов правильно оценить и раскрыть динамику и перспективы развития общественного сознания и духовной жизни общества;

5) аксиологическую, дающую возможность определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей, общества в целом.

Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность.

Г.М.Андреева, характеризуя предмет социальной психологии, определила его следующим образом: «Социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп»

Социальная психология включает в себя ряд прикладных отраслей:

Этническая психология - отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей, как представителей различных этнических общностей.

Психология религии - это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология - отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления (организационная психология) - отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология социального воздействия - отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

Психология общения - раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных отношений) - ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Социальная психология личности - отрасль социальной психологии, исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения.

Психология масс - отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.

Психология конфликтных отношений (конфликтология) - отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологической специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Этапы формирования социальной психологии. Выделяют три основных этапа развития социальной психологии как науки.

Первый этап - становление социальной психологии как науки - охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство вышеперечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этаппродолжался до середины 40-х годов ХХ века и характеризовался появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этапв развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и пр.Другими словами, на третьем этапе своего формирования, социальная психология уходит от общих теоретических вопросов к более частным, практическим.

 

Вопросы для закрепления:

1. Предмет, объект и структура социальной психологии.

2. Этапы формирования социальной психологии как науки.

3. Прикладные направления социальной психологии.

Литература:[1], [3], [6], [9], [36], [38].

Тема 1.2 Основные направления и школы в социальной психологии

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходяиз ее предмета. В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм,или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч.Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционализма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства, и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой функционализма стала проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат.

Бихевиоризм, позднее необихевиоризм, - поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Э. Толмен, Б.Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Поведение - это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой: стимул - реакция. Причем реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономерности поведения человека в обществе выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования.

Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта, посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Разработка психоаналитического направлениявпсихологии связана прежде всего с именем 3.Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное значение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружающем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то, что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда - К Юнга и А. Адлера. Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления:

1) проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновений влечений человека с социальными запретами;

2) проблема источников социальной активности личности.

В психоанализе основным источником активности выступает стремление человека к редукции напряжения, т. е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологических потребностей.

В рамках гуманистической психологии (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К Роджерс и др.) исследуется проблема человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности несут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребности, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремиться к напряжению.

В когнитивной психологиизаметно стремление объяснить социальное поведение человека при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Данная психологическая школа делает акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Собственно, ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является проблема принятия решения человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отличие от психоанализа когнитивная психология занимается в основном сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Но сознание человека воспринимает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремится разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.

Интеракционизмпозднее символический интеракционизм, исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.

В целом, большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они иссле­дуют человека в группе, обществе, мире. При изучении конкретных фактов действительности следует опираться на разнообразные психологические школы, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такой интегративный подход имеет смысл в большинстве исследований. В то же время есть явления, которые можно изучить с учетом только одной - двух психологических школ.

 

Вопросы для закрепления:

1. Назовите основные теоретические проблемы психоанализа и бихевиоризма.

2. Центральные проблемы интеракционизма и функционализма.

3. Особенности когнитивного и гуманистического направления в социальной психологии.

Литература: [3], [5], [7], [9], [38].

Тема 1.3 Методология и методы исследования в социальной психологии

Изучение любого сложного общественного явления требует достаточно строгого соблюдения общепринятых для всех наук, и для каждой конкретной научной отрасли, так называемых методологических принципов. Методология - это вся совокупность приемов и средств теоретического познания. Она определяет пути и методы поиска истины и одновременно ограждает ученого и науку в целом от эклектики, ограничивает сферу действия отдельных парадигм и методов их использования. Без выбора методологии научный поиск практически безрезультативен, а иногда и вообще невозможен.

Существуют методологии разного объема и разного уровня исследований. Обычно выделяют общую и частную методологии.

Общая методология - это некая совокупность необходимых и достаточных научных принципов рассмотрения общественного явления, например, психологического вообще.

Частная методология (ее еще иногда называют специальной) определяет специфику применения общих принципов исследования для конкретной сферы психологии, например, социальной.

По мнению Г М. Андреевой, понятие «методология» охватывает три уровня анализа. Первый уровень - общая методология, когда «можно проследить, как те или иные философские принципы претворяются в ткани конкретных социально-психологических исследований...». Второй уровень методологии уместно квалифицировать как специальную, или частную, методологию каждой отдельной научной дисциплины, представляющую собой реализацию общефилософских принципов при исследовании специфического предмета. Третий уровень методологии - совокупность конкретных методик исследования.

Ядро социально-психологической теории составляют методологические и теоретические основы социальной психологии, которые кратко можно представить в виде исходных положений, сводящихся к следующему:

1) по своей сущности социально-психологические явления представляют собой идеальный (в смысле — нематериальный) образ окружающей социальной действительности, возникающий как результат отражения в сознании людей ее влияния и выступающий регулятором их отношений с ней;

2) непрерывное взаимодействие социальной среды и индивидов, в ней находящихся, с одной стороны, и взаимодействие самих людей и их групп между собой с другой, способствуют формированию и развитию общественных отношений;

3) среда, общение и совместная деятельность определяют специфику психологии различных групп (повышают их организованность), однако с ростом численности этих групп роль общения и совместной деятельности уменьшается, а значение среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает (снижается уровень организованности людей);

4) характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия людей, конкретными целями, преследуемыми ими в его ходе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе;

5) все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже эмоциональными переживаниями (симпатиями и антипатиями и т.д.) индивидов, в них участвующих ;

6) как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (массовое) сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений.

Программа и методы социально-психологического исследования.Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется:

1) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т.п.) этих индивидов;

2) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

3) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;

4) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;

5) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

В социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирическийуровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений. Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и четвертый уровень — процедурный (Г. М. Андреева, 1972). Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.

Программа исследования, этапы исследования.Любое исследование начинается с составления исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает определенную логику (этапность) исследования. Обычно она включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации (Г, М.Андреева, 1972; В. А. Ядов, 1995; В. Е. Семенов, 1977). Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму— описание методов сбора, обработки и анализа данных. Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его — оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.

Источниками информации в социальной психологии принято считать:

1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т.п.);

3) характеристики продуктов человеческой деятельности — материальной и духовной;

4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Различают следующие основные методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, аппаратурный метод, опрос, тестирование, социометрию.

Наблюдениев социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.

Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и не включенное (простое) наблюдение.

По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента).

Метод анализа документов.Данный метод является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (В. А, Ядов, 1995). Впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки. Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа(официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследования. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания).

Основные единицы и процедуры контент-анализа.Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление коди-ровочной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку всего массива исследуемых текстов и расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпретацию полученных данных. Качественные (смысловые) единицы контент-анализа:

1) категории — наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования;

2) подкатегории — частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий;

3) индикаторы — формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста.

К количественным единицам анализа относят:

1) единицы контекста — части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий;

2) единицы счета и объема — пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа.

Метод опроса.Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых.

Область применения опросав социальной психологии:

1) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;

2) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;

3) как основной метод сбора эмпирической информации.

Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:

1) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;

2) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований;

3) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;

4) чаще всего проводится в очной форме;

5) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др. (А. Л. Журавлев, 1995).

Наибольшее распространение имеют два типа: опроса:

1) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);

2) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Метод социометрии.Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы.

Процедура измерения включает следующие элементы:

1) определение варианта (числа) выборов (отклонений);

2) выбор критериев (вопросов) опроса;

3) организация и проведение опроса;

4) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом.

Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус — величина позитивности или

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.