Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Театральное искусство Античности





Культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

 

ИСТОРИЯ ТЕАТРА

Учебно-методический комплекс

 

Ростов-на-Дону

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Культуры и искусств»

Ростовский филиал

Кафедра художественно-творческих дисциплин

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«История театра»

 

ФГОС ВПО:  
Дата утверждения, № приказа Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2058
Направление (шифр и название) 070301.65 «Актерское искусство»
Квалификация (степень) (бакалавр, магистр) Специализация № 1 (квалификация «специалист»)
ООП ВПО (учебный план):  
№ приказа, дата утверждения С.2. Цикл истории и теории мировой художественной культуры (базовая часть)
Специализация №1 Артист драматического театра и кино
Индекс дисциплины по учебному плану ООП С.2.1.2.
Трудоемкость дисциплины
Семестр и количество недель в семестре: Всего: 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем.      
Зачетных единиц: -      
Академических часов: -      
Аудиторная работа: -      
Самостоятельная работа: -      
Формы итогового контроля:   зачет зачет экзамен экзамен курсовая      
                     

 



 

Ростов-на-Дону

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «19» ноября 2012 г., протокол № 3.

 

 

Учебно-методический комплекс подготовила: Петкова Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук.

 

Рецензент: Казачек Ирина Алексеевна,профессор, Заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой художественно-творческих дисциплин

 

Рабочая программа дисциплины «История театра», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, план семинарских занятий, список рекомендуемой литературы и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу «Профессиональный цикл» (базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070301.65 «Актерское искусство» (квалификация «специалист»).



 

 

Аннотация содержания дисциплины: содержание учебной дисциплины включает девять тем. Организация учебного процесса в рамках изучения данной учебной дисциплины предполагает лекционные и семинарские занятия, написание курсовой работы. Дисциплина предусмотрена для очной формы обучения. Формой итогового контроля изучения учебной дисциплины является экзамен.


Содержание

Рабочая программа дисциплины………………………………………….
Учебно-тематический план дисциплины (очная форма)………………..
Содержание учебной дисциплины………………………………………..
Организация самостоятельной работы студента…………………………
Матрица распределения ожидаемых результатов………………………..
Образовательные технологии……………………………………………..
Учебно-методическое и информационное обеспечение…………………
Показатели и критерии текущего и итогового контроля………………..
Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………..
Вопросы для семинарских занятий……………………………………….
Тематика курсовых работ………………………………………………….
Список основных терминов……………………………………………….
Вопросы для промежуточного контроля успеваемости (зачета, экзамена)……………………………………………………………………  
Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена)…………….
Методические рекомендации по изучению дисциплины………………..
Методические рекомендации к лекционным и семинарским занятиям... Методические рекомендации к выполнению курсовой работы………… Методические рекомендации к экзамену (зачету)……………………….  
   
   
   

 



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Культуры и искусств»

Ростовский филиал

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

Кафедра художественно-творческих дисциплин

 

 

Рабочая программа дисциплины

«История театра»

( наименование дисциплины)

 

для направления подготовки (специальности)

070301 «Актерское искусство»

(специализация №1 «Артист драматического театра и кино»)

(указывается код и наименование направления подготовки)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

(квалификация «специалист»)

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

 

 

Ростов-на-Дону

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Выработать у будущего работника сферы театрального искусства представление о роли театра в процессе становления и развития чело­веческой культуры и человека как такового; дать глубокое и объек­тивное представление о происхождении театрального искусства и эта­пах его развития; сформировать представление о неразрывной связи театрального искусства с другими видами человеческого творчества.

 

Задачами освоения учебной дисциплины являются:

- сформировать у выпускника обширную интеллектуальную базу, вбирающую всесторонние знания из области истории театра;

- позна­комить студента как с наиболее значительными произведениями дра­матургии, так и с творчеством её выдающихся интерпретаторов: ак­тёров, режиссёров, художников сцены; выработать представление о синтетической природе театрального искусства, его коллективной сущности;

- предоставить возможность сравнения современного со­стояния театрального искусства с достижениями его блистательной истории.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

2.1. Учебная дисциплина относится к базовой части учебного цикла С.2 Цикл истории и теории мировой художественной культуры.

 

2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:

- знать: этические и правовые нормы, регулирующие отношение челове­ка к человеку, обществу, окру­жающей среде;

условия формиро­вания личности, ее свободы, от­ветственности за сохранение жиз­ни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в исто­рии и человеческом поведении, нравственных обязанностей чело­века по отношению к другим и самому себе;

знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать ис­торию культуры России, ее место в системе мировой культуры и ци­вилизации;

основные историче­ские факты, даты, события и име­на исторических деятелей;

норма­тивно-правовые документы, ка­сающиеся деятельности театра;

основы организации театрального (концертного, циркового) дела, трудового законодательства и за­конодательства об авторских и смежных правах; правила внут­реннего трудового распорядка, охраны труда;

общие принципы дидактики и их реализации в кон­кретны предметных методиках обучения.

- уметь: дать психологическую характеристику личности (ее темперамен­та, способностей), интерпретацию собственного психического со­стояния;

объяснить феномен куль­туры, ее роль в человеческой жиз­недеятельности;

роль искусства и науки в развитии цивилизации и связанные с ними современные со­циальные и этические проблемы;

уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, ка­сающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

читать литературу по специально­сти без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем.

- владеть: государственным языком Рос­сийской Федерации - русским язы­ком;

культурой мышления; способ­ностью логично строить свою письменную и устную речь;

простейшими приемами психиче­ской саморегуляции;

педагогиче­скими технологиями.

 

Владеть следующими компетенциями:

- способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

- свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языку, навыками публичной и научной речи, умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);

- готовность демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-4).

 

2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин

1. Актерское мастерство артиста драматического театра и кино.

2. Сценическая речь в драматическом театре и кино.

3. История режиссуры драматического театра в части.

 

2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:

1. Организация театрального дела

2. История драматургии

3. История литературы

4. Актерское мастерство

5. Актерское мастерство артиста драматического театра и кино

6. Сценическая речь

7. Сценическая речь в драматическом театре и кино

8. История режиссуры драматического театра в части

3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);

- готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ПК-9);

- способностью к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой (ПК-15);

- умением работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ПК-25);

- владением теорией и практикой актерского анализа произведений художественной литературы – драматургии, прозы, поэзии (ПСК-1.3);

- умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра (ПСК-1.4.).

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать:основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии театра, литературы, кино; исто­рические факты и имена, связан­ные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей и кинопроизведений, включая современные.

Уметь: оценивать достижения художе­ственной культуры на основе зна­ния исторического контекста; ана­лизировать произведения литера­туры и искусства.

Владеть: профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности.

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 12 зачетных единицы 432академических часов.

 

Учебно-тематический план дисциплины (очная форма)

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. № семестра В том числе, ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
Тема 1. Театральное искусство Античности.   34/0,9 2       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Тема 2. Театр западноевропейского Средневековья.   28/0,8 2       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Тема 3. Театральная культура эпохи Возрождения.   46/1,3 2       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии Зачет
Тема 4. Театральное искусство эпохи классицизма. Формирование и развитие классицизма.   36/1 3       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Тема 5. Этапы становления русского театра.   36/1 3       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии Зачет
Тема 6. Западноевропейский театр эпохи Просвещения.   36/1 4       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Тема 7. Эволюция художественных направлений в театральном искусстве XIX века: романтизм, реализм, натурализм.   36/1 4       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Тема 8. Западноевропейский и русский театр на рубеже ХIХ-ХХ столетий: драматургия, режиссерское и актерское искусство. Формирование «Новой драмы».   36/1 4       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии Экзамен
Тема 9. Театр Западной Европы, России и США в XX в. Современное состояние театрального искусства.   72/2 5       Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии Экзамен Курсовая
  Итого: 432/12        
  Итоговый контроль:                 Экзамен Курсовая

 

  1. Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

 

Тема 1. Театральное искусство Античности

Особенности мировоззрения Древней Греции: антропоцен­тризм, калокагатия, агонистика. Гармония и соразмерность как ос­нова эстетических представлений.

Роль культа Диониса в формировании греческого театра и жанров греческой драматургии (трагедии, комедии, сатировской драмы). Аристотель о возникновении трагедии и комедии. Платон о задачах искусства (10 глава «Государства»).

Рождение трагедии Древнегреческая трагедия до Эсхила. Феспид, выделение из хора особого исполнителя - гипокрита (ответчика). Фриних (ок. 540 - ок. 470 до н. э.),

Эсхил (525—456 до н.э.) - основоположник греческой тра­гедии в ее установившихся формах. Драматизация и переосмыс­ление мифологических сказаний в соответствии с выдвигаемой проблематикой. Трилогия. Принципы ее построения.

«Персы» (472) - единственная дошедшая до нас греческая трагедия на исторический сюжет. Мысль о неотвратимости справедливого возмездия за нарушение установленного миропо­рядка. Особенности композиции «Персов». Архаические черты в структуре этой трагедии.

«Прометей прикованный», философское содержание траге­дии; страстный протест против всякого насилия и угнетения, бо­гоборчество и гуманизм. Титанизм образа Прометея, могучая по­этическая сила трагедии.

Трилогия «Орестея» (458) - наиболее зрелое произведение Эсхила. Тема трагической судьбы рода Атридов в «Орестее». Рок и свободная воля героя при выборе решения. Усиление дей­ствия, развитие диалога, углубление характеров в «Орестее».

Софокл (ок. 496-406 до н.э.) - поэт расцвета афинской рабо­владельческой демократии. Общественное значение трагедий Со­фокла. Вера в справедливость существующего миропорядка.

Герои трагедий Софокла - люди изображенные такими, ка­кими они должны быть» (Аристотель). Перенесение центра тяжести в трагедиях Софокла на действенное изображение человека, его борьбы и душевных переживаний. Благородство и величие героев Софокла, цельность и простота их характеров.

«Антигона» (ок. 442). Общественный смысл конфликта между Антигоной и Креонтом. Героизм и самопожертвование Антиго­ны, ее нравственная победа над Креонтом. «Царь Эдип» (ок. 429). Проблема рока и свободы человеческой личности. Понятие о субъективной и объективной вине героя. «Электра». Идея спра­ведливого возмездия. Тираноборческий пафос трагедии. «Эдип в Колоне» (406) - завершение темы Эдипа в творчестве Софокла. Идея оправдания благородного героя, совершившего невольное преступление.

Театральные реформы Софокла: введение третьего актера и расписных декораций, увеличение числа хоревтов до 15, отказ от создания связанных единством сюжета трилогий и сохранение самостоятельного значения за каждой трагедией. Дальнейшая драматизация действия.

Роль хора как действующего лица в трагедиях Софокла. Важность хоровых партий для решения основного конфликта тра­гедий.

Еврипид (ок. 480-406 до н. э.). Патриотические мотивы в его трагедиях. Снижение героического идеала человека; изображе­ние людей «такими, каковы они есть в действительности» (Ари­стотель). Острота конфликтов в трагедиях Еврипида. Глубокое проникновение в мир душевных переживаний человека; Еврипид как «трагичнейший из поэтов» (Аристотель). Внесение в трагедию бытовых элементов. Усложнение интриги.

«Медея» (431). Трагическая раздвоенность образа Медеи. Изображение внутреннего разлада в душе героини - открытие Еврипида, оказавшее колоссальное влияние на трагедию нового времени (в частности, на трагедии Расина) и на психологическую драму. «Ипполит» (428). Новизна тематики трагедии для афинской сцены V в. до н.э. «Электра» (ок. 413). Миф без героического оре­ола. «Киклоп» — единственная дошедшая до нас полностью сатировская драма.

«Ифигения в Авлиде» (поставлена в 405). Образ юной ге­роини, жертвующей собой для славы отчизны. Патриотиче­ские мотивы в этой трагедии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.