Тема 1. Театральное искусство Античности
Культуры и искусств»
Ростовский филиал
ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
Культуры и искусств»
Ростовский филиал
Кафедра художественно-творческих дисциплин
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«История театра»
ФГОС ВПО:
|
| Дата утверждения, № приказа
| Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2058
| Направление
(шифр и название)
| 070301.65 «Актерское искусство»
| Квалификация (степень)
(бакалавр, магистр)
| Специализация № 1 (квалификация «специалист»)
| ООП ВПО (учебный план):
|
| № приказа, дата утверждения
| С.2. Цикл истории и теории мировой художественной культуры (базовая часть)
| Специализация №1
| Артист драматического театра и кино
| Индекс дисциплины по учебному плану ООП
| С.2.1.2.
| Трудоемкость дисциплины
| Семестр и количество недель в семестре:
| Всего:
| 1 сем.
| 2 сем.
| 3 сем.
| 4 сем.
| 5 сем.
|
|
|
| Зачетных единиц:
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| Академических часов:
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| Аудиторная работа:
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа:
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| Формы итогового контроля:
|
|
| зачет
| зачет
|
экзамен
|
экзамен
курсовая
|
|
|
| | | | | | | | | | | |
Ростов-на-Дону
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «19» ноября 2012 г., протокол № 3.
Учебно-методический комплекс подготовила: Петкова Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук.
Рецензент: Казачек Ирина Алексеевна,профессор, Заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой художественно-творческих дисциплин
Рабочая программа дисциплины «История театра», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, план семинарских занятий, список рекомендуемой литературы и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу «Профессиональный цикл» (базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070301.65 «Актерское искусство» (квалификация «специалист»).
Аннотация содержания дисциплины: содержание учебной дисциплины включает девять тем. Организация учебного процесса в рамках изучения данной учебной дисциплины предполагает лекционные и семинарские занятия, написание курсовой работы. Дисциплина предусмотрена для очной формы обучения. Формой итогового контроля изучения учебной дисциплины является экзамен.
Содержание
Рабочая программа дисциплины………………………………………….
|
| Учебно-тематический план дисциплины (очная форма)………………..
|
| Содержание учебной дисциплины………………………………………..
|
| Организация самостоятельной работы студента…………………………
|
| Матрица распределения ожидаемых результатов………………………..
|
| Образовательные технологии……………………………………………..
|
| Учебно-методическое и информационное обеспечение…………………
|
| Показатели и критерии текущего и итогового контроля………………..
|
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………..
|
| Вопросы для семинарских занятий……………………………………….
|
| Тематика курсовых работ………………………………………………….
|
| Список основных терминов……………………………………………….
|
| Вопросы для промежуточного контроля успеваемости (зачета, экзамена)……………………………………………………………………
|
| Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена)…………….
|
| Методические рекомендации по изучению дисциплины………………..
|
| Методические рекомендации к лекционным и семинарским занятиям...
Методические рекомендации к выполнению курсовой работы…………
Методические рекомендации к экзамену (зачету)……………………….
|
| |
| |
| |
|
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
Культуры и искусств»
Ростовский филиал
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________________________
«____»_______________201__год
Кафедра художественно-творческих дисциплин
Рабочая программа дисциплины
«История театра»
( наименование дисциплины)
для направления подготовки (специальности)
070301 «Актерское искусство»
(специализация №1 «Артист драматического театра и кино»)
(указывается код и наименование направления подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
(квалификация «специалист»)
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
Ростов-на-Дону
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Выработать у будущего работника сферы театрального искусства представление о роли театра в процессе становления и развития человеческой культуры и человека как такового; дать глубокое и объективное представление о происхождении театрального искусства и этапах его развития; сформировать представление о неразрывной связи театрального искусства с другими видами человеческого творчества.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
- сформировать у выпускника обширную интеллектуальную базу, вбирающую всесторонние знания из области истории театра;
- познакомить студента как с наиболее значительными произведениями драматургии, так и с творчеством её выдающихся интерпретаторов: актёров, режиссёров, художников сцены; выработать представление о синтетической природе театрального искусства, его коллективной сущности;
- предоставить возможность сравнения современного состояния театрального искусства с достижениями его блистательной истории.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина относится к базовой части учебного цикла С.2 Цикл истории и теории мировой художественной культуры.
2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:
- знать: этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;
условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности театра;
основы организации театрального (концертного, циркового) дела, трудового законодательства и законодательства об авторских и смежных правах; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда;
общие принципы дидактики и их реализации в конкретны предметных методиках обучения.
- уметь: дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния;
объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности;
роль искусства и науки в развитии цивилизации и связанные с ними современные социальные и этические проблемы;
уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем.
- владеть: государственным языком Российской Федерации - русским языком;
культурой мышления; способностью логично строить свою письменную и устную речь;
простейшими приемами психической саморегуляции;
педагогическими технологиями.
Владеть следующими компетенциями:
- способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
- свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языку, навыками публичной и научной речи, умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);
- готовность демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-4).
2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин
1. Актерское мастерство артиста драматического театра и кино.
2. Сценическая речь в драматическом театре и кино.
3. История режиссуры драматического театра в части.
2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:
1. Организация театрального дела
2. История драматургии
3. История литературы
4. Актерское мастерство
5. Актерское мастерство артиста драматического театра и кино
6. Сценическая речь
7. Сценическая речь в драматическом театре и кино
8. История режиссуры драматического театра в части
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);
- готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ПК-9);
- способностью к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой (ПК-15);
- умением работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ПК-25);
- владением теорией и практикой актерского анализа произведений художественной литературы – драматургии, прозы, поэзии (ПСК-1.3);
- умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра (ПСК-1.4.).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Знать:основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии театра, литературы, кино; исторические факты и имена, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей и кинопроизведений, включая современные.
Уметь: оценивать достижения художественной культуры на основе знания исторического контекста; анализировать произведения литературы и искусства.
Владеть: профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности.
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 12 зачетных единицы 432академических часов.
Учебно-тематический план дисциплины (очная форма)
№
п/п
| Наименование раздела (темы)
| Всего ак. час./
зач.
ед.
| № семестра
| В том числе, ак. час./ зач. ед.
| Формы контроля
| Аудиторные занятия
| Самост. работа
| Лекции
| Семинары
| Практ. зан.
| Малогруп. зан.
| Инд. зан.
|
| Тема 1. Театральное искусство Античности.
| 34/0,9
| 2
|
|
|
|
|
|
| Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
|
| Тема 2. Театр западноевропейского Средневековья.
| 28/0,8
| 2
|
|
|
|
|
|
| Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
|
| Тема 3. Театральная культура эпохи Возрождения.
| 46/1,3
| 2
|
|
|
|
|
|
| Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Зачет
|
| Тема 4. Театральное искусство эпохи классицизма. Формирование и развитие классицизма.
| 36/1
| 3
|
|
|
|
|
|
| Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
|
| Тема 5. Этапы становления русского театра.
| 36/1
| 3
|
|
|
|
|
|
| Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Зачет
|
| Тема 6. Западноевропейский театр эпохи Просвещения.
| 36/1
| 4
|
|
|
|
|
|
| Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
|
| Тема 7. Эволюция художественных направлений в театральном искусстве XIX века: романтизм, реализм, натурализм.
| 36/1
| 4
|
|
|
|
|
|
| Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
|
| Тема 8. Западноевропейский и русский театр на рубеже ХIХ-ХХ столетий: драматургия, режиссерское и актерское искусство. Формирование «Новой драмы».
| 36/1
| 4
|
|
|
|
|
|
|
Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Экзамен
|
| Тема 9. Театр Западной Европы, России и США в XX в. Современное состояние театрального искусства.
| 72/2
| 5
|
|
|
|
|
|
|
Доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссии
Экзамен
Курсовая
|
| Итого:
| 432/12
| |
|
| | | |
|
|
| Итоговый контроль:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
Курсовая
|
- Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
Тема 1. Театральное искусство Античности
Особенности мировоззрения Древней Греции: антропоцентризм, калокагатия, агонистика. Гармония и соразмерность как основа эстетических представлений.
Роль культа Диониса в формировании греческого театра и жанров греческой драматургии (трагедии, комедии, сатировской драмы). Аристотель о возникновении трагедии и комедии. Платон о задачах искусства (10 глава «Государства»).
Рождение трагедии Древнегреческая трагедия до Эсхила. Феспид, выделение из хора особого исполнителя - гипокрита (ответчика). Фриних (ок. 540 - ок. 470 до н. э.),
Эсхил (525—456 до н.э.) - основоположник греческой трагедии в ее установившихся формах. Драматизация и переосмысление мифологических сказаний в соответствии с выдвигаемой проблематикой. Трилогия. Принципы ее построения.
«Персы» (472) - единственная дошедшая до нас греческая трагедия на исторический сюжет. Мысль о неотвратимости справедливого возмездия за нарушение установленного миропорядка. Особенности композиции «Персов». Архаические черты в структуре этой трагедии.
«Прометей прикованный», философское содержание трагедии; страстный протест против всякого насилия и угнетения, богоборчество и гуманизм. Титанизм образа Прометея, могучая поэтическая сила трагедии.
Трилогия «Орестея» (458) - наиболее зрелое произведение Эсхила. Тема трагической судьбы рода Атридов в «Орестее». Рок и свободная воля героя при выборе решения. Усиление действия, развитие диалога, углубление характеров в «Орестее».
Софокл (ок. 496-406 до н.э.) - поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии. Общественное значение трагедий Софокла. Вера в справедливость существующего миропорядка.
Герои трагедий Софокла - люди изображенные такими, какими они должны быть» (Аристотель). Перенесение центра тяжести в трагедиях Софокла на действенное изображение человека, его борьбы и душевных переживаний. Благородство и величие героев Софокла, цельность и простота их характеров.
«Антигона» (ок. 442). Общественный смысл конфликта между Антигоной и Креонтом. Героизм и самопожертвование Антигоны, ее нравственная победа над Креонтом. «Царь Эдип» (ок. 429). Проблема рока и свободы человеческой личности. Понятие о субъективной и объективной вине героя. «Электра». Идея справедливого возмездия. Тираноборческий пафос трагедии. «Эдип в Колоне» (406) - завершение темы Эдипа в творчестве Софокла. Идея оправдания благородного героя, совершившего невольное преступление.
Театральные реформы Софокла: введение третьего актера и расписных декораций, увеличение числа хоревтов до 15, отказ от создания связанных единством сюжета трилогий и сохранение самостоятельного значения за каждой трагедией. Дальнейшая драматизация действия.
Роль хора как действующего лица в трагедиях Софокла. Важность хоровых партий для решения основного конфликта трагедий.
Еврипид (ок. 480-406 до н. э.). Патриотические мотивы в его трагедиях. Снижение героического идеала человека; изображение людей «такими, каковы они есть в действительности» (Аристотель). Острота конфликтов в трагедиях Еврипида. Глубокое проникновение в мир душевных переживаний человека; Еврипид как «трагичнейший из поэтов» (Аристотель). Внесение в трагедию бытовых элементов. Усложнение интриги.
«Медея» (431). Трагическая раздвоенность образа Медеи. Изображение внутреннего разлада в душе героини - открытие Еврипида, оказавшее колоссальное влияние на трагедию нового времени (в частности, на трагедии Расина) и на психологическую драму. «Ипполит» (428). Новизна тематики трагедии для афинской сцены V в. до н.э. «Электра» (ок. 413). Миф без героического ореола. «Киклоп» — единственная дошедшая до нас полностью сатировская драма.
«Ифигения в Авлиде» (поставлена в 405). Образ юной героини, жертвующей собой для славы отчизны. Патриотические мотивы в этой трагедии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|