Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4.3. РЕШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТА





§ 4.3.1.Сущность решения в менеджменте

Решение, как программа деятельности организации, является основной формой проявления реакции менеджера на происходящее. Формирование решения, как теоретический процесс выработки и принятия варианта действий, является основной процедурой деятельности менеджера. Результатом осуществляемого по ней процесса становится разрешение проблем организации. На самом деле не важно, относится ли такое решение к целенаправленному воздействию на внешнюю систему и тогда становится управленческим, или представляет собой новый вариант самоорганизации. В любом случае решение представляет модель деятельности организации.

Формирование такой модели не завершается на уровне принятия. В процессе его практической реализации оно постоянно адаптируется, а, в ряде случаев, и изменяется. Это означает, что на самом деле в конкретном процессе реализуется не принятая ранее модель деятельности организации, а некая ее производная, осуществление которой потребовало тех или иных изменений по ходу ее выполнения. Эти изменения отражаются организационными процедурами, практически реализуемыми менеджером.



Но в сознании менеджера и в документах организации, как правило, остается первоначально разработанный и принятый вариант осуществления деятельности. Именно к этой зафиксированной процедуре, как правило, обращается менеджер в аналогичных ситуациях, что вновь порождает необходимость их корректировки в ходе исполнения. Наконец, рано или поздно, это вырабатывает у менеджера достаточно устоявшуюся процедуру осуществления тех или иных процессов, применяемую им, как правило, на подсознательной основе.

Это обстоятельство сформировало необходимость такого понимания и применения решения, как накапливаемый менеджером опыт осуществления организационной деятельности. Его значение в организации деятельности менеджера, определяющее его профессиональный уровень, трудно переоценить. Именно опыт, как основной ресурс разработки и осуществления решений менеджера, становится определяющим фактором адекватного восприятия реальной оценки и эффективной реакции на происходящее, собственно и представляющие собой содержание менеджмента.



Большинству профессионалов хорошо знакомо осуществление тех или иных процессов «по накатанной схеме», «с закрытыми глазами», отражающее не что иное, как применение накопленного опыта предыдущих процессов разработки и реализации аналогичных действий в подобных ситуациях. Собственно опыт менеджера представляет собой определенный банк апробированных и адаптируемых вариантов, в котором черпаются аналоги и прообразы разрабатываемых, принимаемых и реализуемых решений.

Концептуально такая модель может выглядеть следующим образом:

 

 

 


Рис. 4.3.1.1. Место и роль решения в менеджменте

 

Представленная на рисунке 4.3.1.1. модель универсально и исчерпывающе раскрывает и отражает весь спектр проявления, восприятия и применения понятия «решение» в процессе постановки и достижения целей организации. В профессиональных концепциях современного менеджмента управленческое решение проявляется, рассматривается и применяется как:

1. отражающее теоретический процесс разработки и принятия варианта действий в организации;

2. отражающее принятый, но еще не реализованный вариант осуществления действий в организации;

3. отражающее практический процесс адаптации и реализации принятого варианта действий в организации;

4. отражающее фактически осуществленный вариант действий в организации.

На практике большинство менеджеров, да и значительная часть ученых, применяя или воспринимая этот термин, далеко не всегда отдают себе отчет в многообразии его идентификации и понимания как ими самими, так и их подчиненными и окружающими. Исследования, проведенные автором в 2000-2003 годах среди менеджеров среднего звена (департаменты, службы, производства, цеха) десяти крупных отечественных компаний, показывают, что:



1. 25% профессиональных менеджеров воспринимают решение, прежде всего, как Р-1, то есть процесс исследования проблемы и выработки базового, но еще не принятого варианта ее разрешения,

2. 55% - ассоциативно понимают под решением Р-2, как принятый, но еще не реализованный вариант осуществления их собственных действий и деятельности организации в конкретной ситуации,

3. 15 % - обращают приоритетное внимание на Р-3, как на процесс практической адаптации и реализации принятого варианта действий,

4. 5% - акцентирует внимание на Р-4, как на фактически разработанном, принятом, адаптированном и успешно осуществленном варианте признанных необходимыми и оправданными действий.

Анализ этих данных показывает, что процессуальной фазе решения приоритет отдает только 40% менеджеров, несмотря на то, что именно выработка, принятие и реализация решения во многом определяют общий успех менеджмента. Это объясняется целым рядом специфических факторов и проявлений особенностей отечественного менеджмента, к которым, прежде всего, относятся:

· излишне высокая структурная и процедурная централизация деятельности менеджера по принятию решения;

· неоправданно большой удельный вес штатных, типовых, формально «штампуемых решений» в составе полномочий менеджера;

· низкая эффективность систем регистрации и анализа процессов разработки и реализации решений менеджером;

· исходная латентность и сложность построения и исполнения процедур выработки, принятия и реализации решения;

· ограниченные ресурсы и устаревшие программы профессиональной подготовки менеджеров по сравнению с современными методами организации процессов выработки, принятия и реализации решений.

Все это существенным образом деформирует настрой отечественного менеджера на приоритетное и содержательное участие в процессах выработки, принятия и реализации решений, что, например, для японских компаний является определяющим и составляет более 80% в ориентации менеджеров.

Стратегическая ориентация и активное, содержательное участие менеджера в теоретической и практической фазах выработки, принятия и реализации решения является основой построения процессов современного менеджмента. Сначала в теории, а затем и на практике профессионально решая стоящие перед организацией задачи, менеджер и осуществляет тот самый процесс постановки и достижения цели, который называется менеджментом. В этом смысле, эффективное построение процедуры и осуществление процесса разработки и принятия решения менеджером становятся определяющими условиями и путями достижения цели организации.

При этом одной из определяющих тенденций специализации профессионального менеджмента в последнее время становится выделение фазы реализации решения. Как бы совершенен не был теоретический процесс, он всегда нуждается в естественном и важнейшем продолжении по его осуществлению практической деятельностью менеджера. Причем, между этими составляющими (теорией и практикой) устанавливаются, развиваются и совершенствуются исключительно сложные и многообразные связи, подробно рассматривавшиеся в первой главе данного раздела учебника.

Необходимо отметить, что в практической фазе последнее время все активнее разрабатываются и совершенствуются новые методы и формы, например, на основе социально-психологических подходов, рассмотренных в предыдущем разделе настоящего учебника. И действительно, мотивация, инициирование, стимулирование, активизация исполнителей в рыночных условиях принципиально по-новому определяют их место и обуславливают содержательное участие в процессе реализации принятого варианта действий. В конечном счете, это проявляется в делегировании все большего объема и содержания действий исполнителям, приоритетно заинтересованным в конечном результате их осуществления.

Разработка, принятие и реализация конкретного варианта действий менеджера в организации воспринимаются, как решение стоящих перед ним задач, приводящее к результату, выражающемуся, например, в приказе и аналитическом отчете о его исполнении. Причем, последние только в той или иной степени полно, всесторонне, своевременно и т. д. отражают и закрепляют достигнутые менеджером и организацией в целом результаты. Такое положение нередко приводит к тому, что в принципе правильное, ожидаемое и разделяемое большинством решение далеко не всегда становится эффективным в данной конкретной организации. Подобный диссонанс позволяет сделать конструктивно важный вывод о том, что решение как процесс, например, адаптации и практической реализации, не только обладает приоритетом, но и во многом обуславливает результативность и эффективность решения как результата.

Четкое разграничение представления и понимания решения в менеджменте совершенно необходимо, поскольку все последующие исследования и оценки, разработки и реализации должны применяться не к общему понятию решения, а к его конкретному проявлению в том или ином виде. Так, методы и процессы, применяемые при разработке и принятии решения, существенным образом отличаются от продуктивно используемых при его реализации. Соответственно и принятое, но еще не реализованное решение, требует постановки и применения особых методик и процедур анализа и оценки, существенно отличных от тех, которые используются при реализации или адаптации уже осуществленных вариантов действий и полученных результатов.

 

 
 

 



Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.