Сделай Сам Свою Работу на 5

Под ред. А. Афоничкина.Основы менеджмента: Учебник для вузов -СПб: Питер,2007,-528





2. О-Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой.- М.:Пресс, 2001.- 296 с.

Керженцев П.М. Принципы организации. – М.: Экономика, 1989. - 216 с

 

 
 

Адреса интересных и полезных сайтов

 

4. http://omsk.zarplata.ru/a-id-1482.html

5. http://journal.sakhgu.ru/archive/2005-03-6.doc

 

 
 

В записную

Принцип – руководство, правило, норма, рекомендация

Прецендентная – органзация, осуществляемая по аналогу, образцу

Перманентный – постоянный, непрерывно преобразующийся

Глава 4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА МЕНЕДЖЕРА

Разделение и кооперация труда в организации

 

Вся профессиональная деятельность как менеджера, так и аппарата управления организации, складывается из множества разных составляющих. В ходе разработки и построения взаимодействия менеджера и его подчиненных возникает необходимость выделения, идентификации, освоения, сочетания, комбинации и т.д. этих составляющих. Работа менеджера во многом и заключается в том, чтобы целенаправленно определять, выстраивать, упорядочивать, обеспечивать, сопровождать и оптимизировать разнообразие и содержание составляющих процесса постановки и достижения всего комплекса целей организации.



Первым критерием выделения таких составляющих является уже само определение понятия менеджмента как процесса постановки и достижения цели организации. На этой основе организация процесса менеджмента представляется двумя последовательными фазами, которые в дальнейшем раскрываются более детально другими составляющими. Дискретность такой детализации определяется, с одной стороны, разрабатываемой и выполняемой процедурой построения менеджмент-процесса, имеющей, как правило, общепринятый состав фаз: 1-постановка, 2-достижение цели организации. С другой стороны, состав и содержание этих элементов определяются участием в их выделении конкретных разработчиков, распорядителей и исполнителей.

Такой подход к представлению состава организации процесса не только традиционнен, но и вполне естественнен, поскольку самые разнообразные участники, обладающие соответственно различным потенциалом, обусловливают значительные различия, расхождения, разбросы в составе и содержании конкретной дискретизации процесса. Понятно, что научно обоснованное и практически адаптированное выделение состава и содержания элементов типовой конфигурации менеджмент-процесса основывается на общепринятом представлении. Но, в конкретной организации и, главное, адаптированной к ее условиям системе менеджмента учитываются и специфические факторы.




Выделение и позиционирование составляющих менеджмент-процесса, построение взаимосвязей между ними основывается на следующих принципиальных подходах к их представлению:

Ú формирование циклов позволяет установить периодичность повторения, последовательность, взаимодействие составляющих процесса;

Ú разделение на фазы используется для определения хода развития процесса на основе внешних наблюдений, позволяющих установить его общее состояние на данный момент времени;

Ú выделение этапов позволяет разграничить цикл на четко выделяемые составляющие, характеризующиеся получением промежуточного результата, что организовать механизм управления по оценке эффективности его достижения;

Ú обозначение стадий отражает превалирующее, на их протяжении содержание деятельности менеджмента, определяющее специализацию основных подразделений организации;

Ú операционное наполнение стадий определяет функциональную специализацию, профессиональную кооперацию и административное закрепление видов деятельности за соответствующими подразделениями организации;

Ú сочетание универсальных действий непосредственно формирует содержание профессиональных операций и обеспечивает построение всего процесса в целом.



Эти положения достаточно четко дифференцируют, детерминируют, структурируют состав и содержание процедуры организации работы менеджера и аппарата управления, позволяя оптимизировать ппоследовательность ее построения и осуществления.

Такой сущностно-содержательный анализ и предметная адаптация представления состава процесса позволяют окончательно сформировать, апробировать и осуществить прикладной подход к пониманию и применению критериев определения основных составляющих базовой процедуры менеджмента в следующем виде:

 

 

Таблица 4.2.1.1. Составляющие процесса менеджмента

Составляющая Критерии выделения
Действие Первичность, однозначность, законченность
Операция Профессиональная ориентация и специализация
Стадия Функциональная однородность и последовательность
Этап Промежуточная результативность и управляемость
Фаза Выделяющаяся и характеризующая образность
Цикл Периодически повторяющаяся последовательность

 

Представленное в таблице 4.2.1.1 определение критериев позволяет не только более четко их идентифицировать, но и, во многом, предопределяет цели и содержание конкретного применения каждого из них. Им выделяется суть, квинтэссенция каждой конкретной категории составляющих процесса, позволяющие однозначно их идентифицировать, комплексно классифицировать, последовательно выстроить, содержательно ориентировать и целенаправленно кооперировать. Вместе с тем, детализация и детерминирование критериев, в целом определяет общую конфигурацию построения базовой процедуры менеджмента организации как устойчиво сложившийся, периодически повторяющийся цикл.

Простейшие освоенные действия, объединенные в профессионально выполняемые операции, обеспечивают целенаправленное формирование и последовательное осуществление производственными и управленческими подразделениями соответствующих функциональных стадий процесса менеджмента.

Эффективное проведение стадий позволяет получить конкретные промежуточные результаты, выделяющие этапы, последовательно формирующиеся в фазы исследования и воздействия осуществляющегося цикла процесса постановки и достижения цели.

Периодически повторяющаяся последовательность циклов складывается в единый процесс, который, тесно переплетаясь с другими параллельно и последовательно осуществляющимися процедурами, формирует общую деятельность менеджмента организации,

 
 

 
 

В конечном счете, комплексная модель построения процесса постановки и достижения цели организации представляется следующим образом:

 

 

 


Рис. 4.2.1.2. Модель построения менеджмент-процесса

 

Как видно из рисунка 4.2.1.2 первичным элементом построения процесса постановки и достижения цели объективно является действие, раскрывающееся исследованием или воздействием. Действие является и основным конструктивным элементом деятельности менеджера, которая может быть представлена соответствующей процедурой. Именно в ней, в последовательности объединения и развития ее составляющих, как и в базовой модели проектирования процедур менеджмента, наиболее точно отражается процесс конструирования.

Первоначально, в ходе получения образования будущий менеджер осваивает выполнение простейших универсальных действий, например, таких как сравнение, умножение, распределение. Их количество и разнообразие ограничивается двумястами позициями, в зависимости от степени детерминирования и определяет общий уровень развития обучающегося. Затем, путем целенаправленно осуществлямой компоновки, подобно тому, как из атомов строятся молекулы, из действий формируются определенные операции, осваиваемые каждым в процессе самостоятельного развития, профессиональной подготовки или работы по специальности. Этим завершается предварительное обучение менеджера содержательному участию в выполнении конкретной процедуры.


Операции и другие структурные элементы процедуры последовательно объединяются, представляя: стадии как совокупности однородных операций, этапы как отрезки процесса, определяемые получением промежуточного результата, фазы, как выделяющие части цикла процедуры по наиболее характерным внешним признакам и собственно циклы, как периодически повторяющиеся последовательности. Они формируют последовательность построения процедур менеджмента,

Организацию, в которой все многообразие действий, операций, стадий и т.д. четко определено, предметно дифференцировано и целенаправленно интегрировано называется функциональной. Этим названием подчеркивается уже не только четкое представление состава организованных действий в виде целенаправленно осуществляемых функций, но и их высокая результативность. Процесс разработки и построения функциональной организации имеет двойственную природу:

· с одной стороны, в процессе работы организации конструктивно объединяются, то есть целенаправленно кооперируются функциональные составляющие. При этом сочетание и разнообразие такой кооперации (производительные действия, целенаправленные операции, технологические стадии, контролируемые этапы и т. д.) во многом и обусловливает спектр возможностей объединения этих составляющих. Так, привлечение к участию в достаточно сложном процессе совместного труда высоко профессиональных и квалифицированных работников объективно основывается на их все более узкой и конкретной специализации. Она, в конечном счете, и обусловливает необходимое разнообразие, обеспечивающее построение и осуществление процесса кооперирования;

· с другой стороны, любая целенаправленная деятельность менеджера складывается из последовательно осуществляемых действий. Менеджер должен распределить действия подчиненных и свои собственные по времени, месту, форме, содержанию и т.д. При этом происходит функциональное разделение процесса постановки и достижения цели на содержательно и организационно обособленные виды деятельности. Такое разделение дает возможность планирования, углубленного освоения выполнения операций, и, уже на этой основе, кооперации действий в процессе достижения поставленной цели.

 


Функциональная организация труда менеджера предусматривает последовательное решение следующих задач:

· выделение обособленных видов деятельности,

· освоения выполнения их содержания;

· распределения их состава по исполнителям;

· их кооперации в процесс постановки и достижения цели.

К функциям относят самые разные, простые или достаточно сложные виды деятельности: производительные процедуры, результативные этапы, технологические стадии, профессиональные операции, отдельные действия. Выделение таких функциональных составляющих может быть более или менее подробным и детальным. Но, в любом случае, нужно стараться выделить наиболее простые и понятные элементы, из которых складывается деятельность менеджера и его подчиненных.

 


ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ :Рассмотрите организации, в которых вы участвуете, как функциональные организации и определите функции каждого участника, подразделения и т.д.

 

Состав и содержание функций определяются процедурами, структурами, должностными обязанностями и т.д. Распределение функций основывается на уровне профессиональной подготовке, обучения, стажировки или практической деятельности работников. Профессиональная специализация, как правило, становится определяющей как для менеджера, так и для работника на весь период его карьерного развития в организации. Однако такое закрепление функций не всегда оправдано и лучшим образом обеспечивает достижение целей организации. Гораздо эффективнее бывает абстрагироваться от базовой профессиональной ориентации исполнителя, обеспечив воздействие конкурентной среды в процессе распределения и закрепления функций.

В условиях конкурентной среды персональное распределение функциональных обязанностей позволяет не только определить наиболее эффективного исполнителя, специализировать и совершенствовать его в выбранном виде деятельности, но и активизировать работу, инициативу и предприимчивость всех подчиненных менеджера.


Каждому конкретному работнику, определяется состав функциональных обязанностей. Они закрепляются в должностных инструкциях, положениях о формированиях, статусах, допусках к работе, полномочиях парсонала. Например, в средней школе перечень обязанностей руководителя класса или группы так и называеся «функционал классного руководителя»

 
 


 

Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.