Сделай Сам Свою Работу на 5

Корпоративные ресурсы организации





 

В настоящее время в большистве современных организаций складывается корпоративный стиль функционирования. Корпоративная организация формируется в процессе объединения общих составляющих, имеющих общие цели разных субъектов, но сохраняют при этом определенную самостоятельность.

 
 

Необходимо особо отметить, что каждый участник такой организации может преследовать свои локальные или частные цели. Причем, эти цели могут достигаться, например, путем конкурентной борьбы между участниками одной корпоративной организации. В этом заключается принципиальное отличие корпорации от традиционного в России коллективистского подхода, который предполагает полное объединение и подчинение всего комплекса целей участников общим целям организации.

Современному менеджеру приходится работать внутри корпоративной организации, где наряду с ее общей стратегией, сохраняются, активно развиваются и целенаправленно используются принципы конкурентной среды, естественного отбора, свободного развития. Именно конкуренция внутри корпоратива обеспечивает мобильность и адаптивность организации, что соответствует общей тенденции современных социально-экономических отношений.



В такой конкурентной среде каждый конкретный индивидум должен активно самоорганизовываться. В этой активности каждого участника заключаются корпоративные ресурсы организации. Более того, в зависимости от целей, содержания и условий той или иной социальной организации, индивидуум формирует и мобилизует свои собственные ресурсы самоорганизации, обеспечивающие его адекватную адаптацию в организации. Так, в семье, коллективе и т. д. это проявляется в статусе межличностных отношений, на предприятии и в корпорации – в должностной и функциональной субординации, в соглашениях и сообществах - в формировании общественного мнения и т. д.

Ранее мы уже рассматривали, как формируются и развиваются основные формы социальных организаций. Их влияние на осуществление самоорганизации менеджера обеспечивает обоснование общей архитектоники корпоративной организации. При этом необходимо понимать, что в каждом из сложившихся и выделенных выше направлений развития организаций участниками ставятся и решаются первично самостоятельные задачи, которые объединяются, переплетаются и взаимодействуют в рамках единого древа целей менеджера, подчиненных и всей организации в целом.



Важно также помнить, что процессы такой интеграции в реальной жизни осуществляются как последовательно, так и параллельно. Каждый индивидуум может участвоать одновременно в различных системах социальных организаций. Этим определяется сложнейшая модель построения, переплетения и взаимодействия целой системы социальных организаций современной цивилизации. Каждый человек имеет свое место и роль в корпоративных формах проявления и развития организаций, и пополняет своими теми или иными способностями ресурсы каждой организации.

.

 
 

Ресурсы корпоративной организации зависят от последовательности построения основных взаимосвязей между сотрудниками. Эти последовательности достаточно четко определяют директорию формирования практически любого, в том числе, и пока никогда не создававшегося, корпоративного образования. Оно же, в свою очередь, будет определять содержание самоорганизации менеджера в рамках корпоративной организации.

Ранее мы уже рассматривали (и вы предметно изучали в ряде других учебных дисциплин), что разделение, специализация и кооперация, как наиболее эффективные методы организации совместного труда, обусловили формирование широкого спектра устойчивых корпораций. Их возникновение, становление, функционирование и развитие, чаще всего, являются целью и содержанием менеджмента. Общая эффективность осуществления этих процессов в определяющей мере зависят от уровня развития корпоративных ресурсов.



Иногда потенциал корпоративности является существенным и даже непреодолимым препятствием внешнему воздействию на организацию, что может обусловливать возникновение социальных конфликтов. В этом случае прогрессивность целей того или иного начала становится второстепенным фактором, а сложившаяся ориентация и использование корпоративности обусловливают конструктивность общего развития организации.

Все выше сказанное определяет место и роль корпоративной организации в жизни общества. Поэтому необходимо представлять и исследовать обоснованную концепцию корпоративной организации как исходное состояния, стратегический ресурс и решающее условие функционирования и развития любой социально-экономической формации. Взаимодействие ее составляющих можно отразить следующим образом:

 
 

 

 


Рис. 3.3.3.1. Формирование корпоративных ресурсов

 

В представленной концепции, прежде всего, необходимо разделить содержание и влияние корпоративности организации, ее менеджмента и системы управления в целом на процессы ее формирования, функционирования и развития. Исследование такой проблемы дает далеко не всегда однозначные и ожидаемые результаты. Это обусловливается тесным переплетением разнообразных начал в процессе постановки и достижения совместных целей участников корпорации. Вместе с тем, в реальной жизни, как менеджмент, так и управление, в определенной мере, уже рассчитаны на конкретный уровень корпоративности, а, последняя, нередко, его развивает или сдерживает по ходу достижения поставленных целей..

На ресурсыкорпоративной организации, на ее взаимосвязь с самоорганизацией менеджмента, большое влияние оказывает существование и проявление формальных и неформальных образований в любой группе. Комплексные исследования функционирования хозяйственных организаций в рыночных условиях достоверно показывают, что формальная организация, как правило, четко выражает содержание и результат управления, а неформальная, в числе других факторов, – состояние и развитие самоорганизации. Более того, известные прецеденты успешного развития корпоративных бизнес – организаций целенаправленно строятся на приоритете неформальной самоорганизации сотрудников. Такая неформальная самоорганизация широко и разнообразно проявляется в:

q формировании и функционировании малых групп,

q выделении и признании индивидуальности личности,

q инициировании профессиональной состязательности,

q выдвижении, позиционировании и поддержке лидеров,

q удовлетворении от участия в работе команды и т. д.

Приведенная классификация отражает те составляющие, которые наиболее часто выделяются самими участниками корпоративных организаций для мобилизации потенциала корпоративности. Таким образом, в группе сотрудников именно неформальная организация наиболее полно выражает сущность и содержание реализации потенциала корпоративности, возможности его мобилизации и использования в процессе целенаправленного функционирования и развития.

Вопросы для самостоятельного анализа:


 

 

Вместе с тем, в зависимости от конкретной формы хозяйственной организации, как уже отмечалось выше, влияние корпоративности на функционирование группы, команды, коллектива, принимает и противоречивые выражения. Это отражает специфику каждого конкретного объединения, индивидуальность участников, уникальность модели самоорганизации группы.


В корпоративных организациях наиболее полно раскрывается механизм синергетического эффекта неформальной организации. Реальными яркими и результативными положительными эффектами самоорганизации в корпоратвной организации являются:

q формирование морально-психологического климата,

q выдвижение и избрание различных персоналий,

q разработка решений методом мозгового штурма,

q наставничество и продвижение молодых специалистов,

q саморегулирование разрешения межличностных конфликтов,

q формирование коллегиальных и коллективных мнений и т. д.

С другой стороны, корпорации имеют и свои отрицательные черты. Например, существует такое негативное действие, как эффект «офсетной конкуренции» в корпоративной организации по анализу стратегии и тактики принятия решений. Мы видели это на примере популярных телевизионных передач «Слабое звено», «Последний герой». В этих ситуациях контрастно проявляется индивидуальный и групповой эгоизм, как определяющий фактор формирования деструктивной модели корпоративной организации. Проявление этого деструктивного эффекта часто встречается непосредственно в производственных, а в последнее время, и в коммерческих организациях. Очевидно, что главные ресурсы преодоления подобных тенденций сосредоточены в ресурсах корпоративной организации, прежде всего, оптимизации ее формировании, функционирования, развития.

Отрицательные черты корпоративности организации исследуются такими областями знаний и дисциплинами, как: социология, психология, конфликтология, организационное поведение и т. д. Менеджеру необходимо выделять и классифицировать весь комплекс корпоративных свойств, которые возникают в качестве целенаправленного, сопутствующего или случайного результата функционирования организации. Менеджер должен оценить природу возникновения, а также обосновать применение организационно-методического подхода к исследованию и разрешению возникающих теоретических и практических проблем корпоративной организации. Понятно, что рано или поздно это приобретает такие конкретно формализуемые выражения, как структуризация, процессуализация, администрирование и т. д.


Использование жестких формальных составляющих в целях мобилизации потенциала корпоративности осуществляется в рамках общего организационного процесса. Мы будем рассмотривать такие методы в последующих параграфах настоящего учебника. Здесь же следует еще раз отметить, что

 
 

 

 


Положительный результат в корпоративной организации достигается тогда, когда при помощи формальных официальных правил закрепляются и используются эволюционно сформировавшиеся и хорошо зарекомендовавшие себя проявления неформальной организации.

Конкретные условия и факторы мобилизации ресурсов корпоративности организации в формализуемых процессах и системах принимают сложные, преемственно развивающиеся формы в которых последовательно выделяются:

1. общность миссии и составляющих целей участников;

2. обеспечение необходимого разнообразия состава групп;

3. комплексность подготовки и сработанность команды;

4. авторитетность формальных и неформальных лидеров;

5. уровень самовыражения и реализации личности в группе;

6. выделение, признание и оценка места и роли каждого;

7. создание и развитие атмосферы конкурентной среды;

8. позиционирование группы в общей организации и т. д.

 

 
 

 


Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.