Сделай Сам Свою Работу на 5

В чем вы видите роль самоорганизации для менеджера?





2. Как происходит ее формирование?

 

 
 

Дополнительно рекомендованная литература:

 

Правда об управлении персоналом, Стивен П. Роббинс; 304 с., Вильямс, 2003

Николай Рысёв 11 правил руководителя № 1 СПб: Питер 2007, -224

 
 

Адреса интересных и полезных сайтов

http://www.bolshe.ru/book сайт-каталог электронных книг на самые различные тематики. Многие книги размещены прямо на сайте в свободном доступе.

 
 

В записную книжку:

Самоорганизация- осознанный инструмент, с помощью которого человек систематизирует свои восприятия, анализирует свою и чужую деятельность, а затем совершает уже осознанные действия для достижения желаемого результата.

Гибкость – способность к адаптации и модернизаци

Самоуправление - непосредственное участие объекта в разработке, принятии и реализации решения

Самообладание — способность личнос­ти владеть собой, выдержка и хладнокро­вие в любых ситуациях.

Самооценка — процесс деловой оценки своей собственной профессиональной деятельности в рамках общей схемы оцен­ки персонала организации, позволяющая сопоставить мнение коллектива с собст­венной оценкой результативности труда и получить дополнительную информацию о направлениях саморазвития.



Самопрезентация — умение подать себя; профессиональное искусство, овла­дение которым требует постоянной рабо­ты над собой и самоконтроля за поведе­нием.

Саморазвитие — сознательная деятель­ность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Предполагающая наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов, личностных установок. Необходимым компонентом саморазвития является самоанализ личностнoгo развития, самоконтроль.

Самореализация — стремление челове­ка к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей

 


Навыки личной работы

Качества каждого индивидуума, ресурсы его самоорганизации, востребуются и применяются, прежде всего, в каждодневном процессе его целенаправленной деятельности. В организации и осуществлении этого процесса, вне зависимости от того, занимается ли ими начинающий обучающийся в системе среднего специального образования или профессионально подготовленный и высоко квалифицированный менеджер, все начинается и во многом обеспечивается навыками личной работы.



Успешность менеджера, в значительно большей степени чем его подчиненного, зависит от совершенства его навыков личной работы, умения организовать свой специфический труд, создать благоприятные условия для повышения его эффективности Общеизвестно утверждение о том, что «…прежде, чем организовывать других, необходимо научиться правильно организоваться самому...», то есть надо начинать с себя.

В связи с этим некоторые авторы даже вводят понятие «Персональный менеджмент» определяемое как область знаний, изучающая организацию личного труда, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств. На самом деле основные положения этой области знаний хорошо знакомы и преподаются классической дисциплиной «Научная организация труда» (НОТ). В ней традиционно рассматривались, как освоение и использование научно обоснованных принципов, методов и форм организации общественного труда, так техника и приемы личного работы сотрудника, применяемые в повседневной практике. Эти навыки помогают наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей. В любой сфере умственный труд, помимо мыслительной деятельности, содержит чисто организационные, технические элементы, определенная часть которых является общей для многих профессий. Соответствующие принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и умений, методов организации своего труда.



В целом организация труда рассматривает научно обоснованное решение следующих взаимосвязанных проблем менеджмента организации:

Ø разработку оптимальной системы личной работы;

Ø совершенствование приемов и способов выполнения операций;

Ø продуктивность использования рабочего времени;

Ø специфику организации личного труда (планирование и распределение потока посетителей, связи, корреспонденции оптимальный рабочий стиль);

Ø организацию и обеспечение самодисциплины;

Ø овладение эмоционально-волевым потенциалом личности;

Ø обеспечение сохранения здоровья и соблюдения безопасности;

Ø организацию рабочего пространства и оснащение рабочих мест;

Ø организацию использования технических средств управления;

Ø организацию труда в аппарате управления (разделение, регламентацию по составу, содержанию, времени, кооперацию, координацию);

Ø формирование и поддержание морально-психологического климата и т.д.

По этому поводу написанно множество книг, в которых можно встретить исключительно широкий спектр рекомендаций. Вместе с тем, когда дело касается методик того, как достигнуть успеха, почти все авторы признают, что первым и решающим фактором в эффективной организации не только менеджера, но и любого человека, является умение распоряжаться свои временем. Выделяют даже специальную дисциплину: «Тайм–менеджмент», раскрывающий эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроля выполнения запланированного.

К сожалению, для многих руководителей типичной становится картина, когда он в течение рабочего дня чрезмерно загружен работой, у него масса неотложных дел, в органайзере «куча» неразрешенных вопросов, а рабочий стол завален не проработанными документами. Все это происходит от бессистемности работы, отсутствия правильного распорядка дня, неумения руководителя передавать часть работы и решений своим подчиненным, то есть от неправильной организации труда менеджера.

Реальный уровень готовности менеджера к эффективной деятель­ности во многом определяется практикой его повсе­дневной работы. Поэтому постоянная рационализация работ имеет решающее значение для эф­фективной организации труда руководителя. Руководителю очень важно уметь определять первоочередные задачи, отделять главное от второстепенного, выстраивать работы по рейтингам последовательности, важности, сложности...

Одним из приоритетных навыков личной работы менеджера является система индивидуального планирования. Проблема организации труда руководителя не может быть решена без достоверного прогнозхирования, оптимального программирования и умелого планирования рабочего времени. Руководители, как правило, работают по 10—14 часов в сутки. В таком ритме нуждаются в упорядочении стиль, приемы и техника личной работы.

Современные исследования показывают, что значительная часть менеджеров, не говоря уже об их подчиненных, не составляет плана рабочего дня, к решению вопросов приступает по мере возникновения потребности, и хотя вопросы могут решаться энергично, они заранее не продумываются. В таких условиях большое количество времени тратится на мелкие вопросы, а главные, поскольку они не предусмотрены планом, остаются не решенными.

Как ни странно, но мно­гими менеджерами "руководят" слу­чайности, подтверждая справедливость крылатого замечания: «Сапожник без сапог». Между тем именно менеджеру в первую очередь важно научиться планировать работы в соответствии с по­ставленными целями, создать связь между постановкой проблемы, принятием решений и достижением результатов.

Каждый вопрос и период планирования должны рассматриваться последовательно, обеспечивая формирование общей программы из отдельных планов каждого периода, при разработке которых руководитель должен ответить на следующие вопросы:

Øкакова последовательность целей данного периода?

Øкакое количество времени отводится на их достижение?

Øв какой очередности должны решаться основные задачи?

Ø какие подготовительные мероприятия должны быть выполнены?

Важнейшим периодом планирования для руководителя являет­ся день. Планирование на день это программа дневных дел, помогающая руководителю определить цели рабо­ты в порядке их значимости и эффективно использовать рабочее время. Для последовательного достижения и оценки результатов менеджеру необходимо проводить ежедневный анализ выполненного:

Øчего и почему не удалось добиться?

Øчего и как удалось сегодня добился?

Øкак можно использовать достигнутое?

Øчто нужно сделать для более рациональной организации работ?

Руководитель, планирующий свою программу и думающий о выполнении этого плана, вынужден работать в определенном режиме, и на конкретные дела должен отводить конкретное время.

 
 


Исследователи утверждают, что каждому руководителю в течение рабочего дня приходится в среднем 30-40 раз переключаться с одного дела на другое, и решение возникающих при этом вопросов занимает 5—10 минут. Растет физическое и нервное напряжение руководителя и, как следствие, снижается качество принимаемых решений. Как отмечают специалисты, трехминутный вынужденный перерыв в умственной работе вызывает необходимость терять от 15 до 30 минут на переключение внимания. Если руководитель в течение рабочего дня вынужден решать множество текущих вопросов, от этого, прежде всего, страдают важные и трудоемкие дела.

Разработка пла­на на более длительный период освовывается на уточнении промежуточных и конечной целей и определении необ­ходимости работ в порядке их значимос­ти. Вся разновидность работ условно может быть представлена следующими тремя группами:

Ø работы обя­зательные с позиций достижения целей;

Ø ра­боты важные, но не срочные на данный момент;

Ø работы менее важные и не самые сроч­ные.

Планирование уточняет намеченные контакты и способы их осу­ществления: с кем, когда, где, необходимо встретиться, переговорить? По выполнении плана необходимо дать оценку эффективности его разработки и ис­пользования с позиций достижения конечных целей. Важнейшим зве­ном планирования является оп­ределение ключевых направлений деятельности.

После того, как цели и за­дачи любого периода планирования определены, руководителю необхо­димо решить вопрос, как будет организо­ван контроль за ходом выполнения плана. При этом следует помнить, что контролирует­ся именно цель, степень ее реализации, а не ме­роприятия, необходимые для ее достиже­ния. Кон­троль за выполнением заданий и исполь­зованием времени — последний пункт в системе индивидуального планирования. Он позволяет руководителю получать необ­ходимую информацию для проведения анализа и определения путей совершен­ствования своей работы. Наличие кон­трольных мероприятий позволяет устано­вить, насколько удачным было планиро­вание применительно к различным задачам и периодам и получить более обосно­ванную информацию о своих возможнос­тях, ограничениях и других ресурсах.

Конструтивным инструментом работы руководителя является делегирование полномочий аппарату управления и персоналу организации. Менеджеру необходимо установить оптимальное соотношение между различными категориями управленческого персонала, распределения функций и компетенциями каждого работника. Необходимо, чтобы каждый нес персональную ответственность за свой участок работы, не вмешиваясь в компетенцию других, не дублируя обязанности

На практике, не редко несколько руководителей действуют по единой инструкции, не предусматривающей разделения между ними обязанностей и ответственности, или же существуют устаревшие по каждой должности инструкции. А во многих случаях действующими инструкциями вообще не пользуются, так как руководитель время от времени перераспределяет функциональные обязанности. Такой порядок ослабляет чувство ответственности, не говоря уже об отсутствии предприимчивости.

Одним из ключевых моментов в организации труда руководителя является подбор заместителей и секретаря. Им необходимо предоставить хорошо продуманные полномочия с учетом профессиональных достоинств и личностных характеристик. Нельзя забывать при этом психологическую совместимость руководителя и заместителей. Необходимо систематически делегировать часть работы, не требующей высокой квалификации, на своих подчиненных всех уровней (переписка, технические функции, поиск информации и т. п.) Рутинные виды работы отнимают у менеджера массу рабочего времени и часто приводят его к перегрузкам. Так, одной их неотъемлемых видов работы руководителя является чтение писем и бумаг, а также визирование исходящей почты и внутренних документов организации. Проведенными экспериментами установлено, что до 10% времени руководители заняты чтением и визированием бумаг, где их подписи совсем не обязательны, а достаточно визы заместителей или даже сотрудников значительно ниже рангом.

 
 

Для более эффективной организации собственной деятельности, жесткого соблюдения установленного распорядка, понимания причин отклонений от рекомендуемых наукой правил работы менеджер проводит постоянный контроль, анализ и оценкусобственных действий. Естественно, что большинство менеджеров пользуется бумажными или электронными органайзерами для регистрации важнейших дел, встреч, совещаний и т.д.

 

 

Информационное обеспечение и применение всевозможных информационных систем играют важную роль в организации труда руководителя Необходимо, чтобы эти средства охватывали все сведения технологического, организационного, экономического и социального характера, принципиально необходимые для деятельности. Неслучайно в газетных объявлениях с предложениями вакансий на должность менеджера, умение использовать оргтехнику является одним из основных требований к кандидату. Очень важно содержать в порядке свои документы, книги и прочие источники информации, определенным образом упорядочивая их по приоритетности.

Рабочие места (письменный стол, рабочий стол компьютера и т.д.) рекомендуется разделить на три основных сегмента. Первый, наиболее близкий и поддерживаемый в порядке - сегмент важной информации, располагаемый в центре рабочего стола, в том числе и экрана компьютера. Второй по важности сегмент текущей информации, расположенный на переферии стола или в папке "Мои документы" компьютера. Третий сегмент справочной информации, помещается в ящиках стола или других папках компьютера, и т.д. Не так важно поддерживать порядок внутри сегментов, но необходимо четко разделить между ними весь объем работ, чтобы важную и срочную информацию находить легко и быстро. Существенно помогает в работе использование цветных маркеров и разноцветных постеров, которые удобно, например, наклеивать на информационную доску

 

       
   
 
 

 

 


Современные и совершенные навыки личной работы менеджера решают не только задачи рационального управления его рабочим временем, но и приучают к бережному отношению ко времени вообще. Это существенно продлевает активный период жизненного цикла менеджера, увеличивает результаты его труда, предупреждает чрезмерную усталость, позволяет избежать синдрома "сгорания" и противостоять профессиональному стрессу.

Вопросы для самостоятельного анализа:

 
 
 
 


Навыки личной работы менеджера, да и любого потенциального работника вообще постоянно являются предметом оценки его деловой квалификации, на основе которого, не редко принимаются окончательные решения о его карьерной перспективе.

 

 
 
 
 


 

Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.