В чем вы видите роль самоорганизации для менеджера?
2. Как происходит ее формирование?
Дополнительно рекомендованная литература:
Правда об управлении персоналом, Стивен П. Роббинс; 304 с., Вильямс, 2003
Николай Рысёв 11 правил руководителя № 1 СПб: Питер 2007, -224
Адреса интересных и полезных сайтов
http://www.bolshe.ru/book сайт-каталог электронных книг на самые различные тематики. Многие книги размещены прямо на сайте в свободном доступе.
В записную книжку:
Самоорганизация- осознанный инструмент, с помощью которого человек систематизирует свои восприятия, анализирует свою и чужую деятельность, а затем совершает уже осознанные действия для достижения желаемого результата.
Гибкость – способность к адаптации и модернизаци
Самоуправление - непосредственное участие объекта в разработке, принятии и реализации решения
Самообладание — способность личности владеть собой, выдержка и хладнокровие в любых ситуациях.
Самооценка — процесс деловой оценки своей собственной профессиональной деятельности в рамках общей схемы оценки персонала организации, позволяющая сопоставить мнение коллектива с собственной оценкой результативности труда и получить дополнительную информацию о направлениях саморазвития.
Самопрезентация — умение подать себя; профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и самоконтроля за поведением.
Саморазвитие — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Предполагающая наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов, личностных установок. Необходимым компонентом саморазвития является самоанализ личностнoгo развития, самоконтроль.
Самореализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей
Навыки личной работы
Качества каждого индивидуума, ресурсы его самоорганизации, востребуются и применяются, прежде всего, в каждодневном процессе его целенаправленной деятельности. В организации и осуществлении этого процесса, вне зависимости от того, занимается ли ими начинающий обучающийся в системе среднего специального образования или профессионально подготовленный и высоко квалифицированный менеджер, все начинается и во многом обеспечивается навыками личной работы.
Успешность менеджера, в значительно большей степени чем его подчиненного, зависит от совершенства его навыков личной работы, умения организовать свой специфический труд, создать благоприятные условия для повышения его эффективности Общеизвестно утверждение о том, что «…прежде, чем организовывать других, необходимо научиться правильно организоваться самому...», то есть надо начинать с себя.
В связи с этим некоторые авторы даже вводят понятие «Персональный менеджмент» определяемое как область знаний, изучающая организацию личного труда, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств. На самом деле основные положения этой области знаний хорошо знакомы и преподаются классической дисциплиной «Научная организация труда» (НОТ). В ней традиционно рассматривались, как освоение и использование научно обоснованных принципов, методов и форм организации общественного труда, так техника и приемы личного работы сотрудника, применяемые в повседневной практике. Эти навыки помогают наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей. В любой сфере умственный труд, помимо мыслительной деятельности, содержит чисто организационные, технические элементы, определенная часть которых является общей для многих профессий. Соответствующие принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и умений, методов организации своего труда.
В целом организация труда рассматривает научно обоснованное решение следующих взаимосвязанных проблем менеджмента организации:
Ø разработку оптимальной системы личной работы;
Ø совершенствование приемов и способов выполнения операций;
Ø продуктивность использования рабочего времени;
Ø специфику организации личного труда (планирование и распределение потока посетителей, связи, корреспонденции оптимальный рабочий стиль);
Ø организацию и обеспечение самодисциплины;
Ø овладение эмоционально-волевым потенциалом личности;
Ø обеспечение сохранения здоровья и соблюдения безопасности;
Ø организацию рабочего пространства и оснащение рабочих мест;
Ø организацию использования технических средств управления;
Ø организацию труда в аппарате управления (разделение, регламентацию по составу, содержанию, времени, кооперацию, координацию);
Ø формирование и поддержание морально-психологического климата и т.д.
По этому поводу написанно множество книг, в которых можно встретить исключительно широкий спектр рекомендаций. Вместе с тем, когда дело касается методик того, как достигнуть успеха, почти все авторы признают, что первым и решающим фактором в эффективной организации не только менеджера, но и любого человека, является умение распоряжаться свои временем. Выделяют даже специальную дисциплину: «Тайм–менеджмент», раскрывающий эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроля выполнения запланированного.
К сожалению, для многих руководителей типичной становится картина, когда он в течение рабочего дня чрезмерно загружен работой, у него масса неотложных дел, в органайзере «куча» неразрешенных вопросов, а рабочий стол завален не проработанными документами. Все это происходит от бессистемности работы, отсутствия правильного распорядка дня, неумения руководителя передавать часть работы и решений своим подчиненным, то есть от неправильной организации труда менеджера.
Реальный уровень готовности менеджера к эффективной деятельности во многом определяется практикой его повседневной работы. Поэтому постоянная рационализация работ имеет решающее значение для эффективной организации труда руководителя. Руководителю очень важно уметь определять первоочередные задачи, отделять главное от второстепенного, выстраивать работы по рейтингам последовательности, важности, сложности...
Одним из приоритетных навыков личной работы менеджера является система индивидуального планирования. Проблема организации труда руководителя не может быть решена без достоверного прогнозхирования, оптимального программирования и умелого планирования рабочего времени. Руководители, как правило, работают по 10—14 часов в сутки. В таком ритме нуждаются в упорядочении стиль, приемы и техника личной работы.
Современные исследования показывают, что значительная часть менеджеров, не говоря уже об их подчиненных, не составляет плана рабочего дня, к решению вопросов приступает по мере возникновения потребности, и хотя вопросы могут решаться энергично, они заранее не продумываются. В таких условиях большое количество времени тратится на мелкие вопросы, а главные, поскольку они не предусмотрены планом, остаются не решенными.
Как ни странно, но многими менеджерами "руководят" случайности, подтверждая справедливость крылатого замечания: «Сапожник без сапог». Между тем именно менеджеру в первую очередь важно научиться планировать работы в соответствии с поставленными целями, создать связь между постановкой проблемы, принятием решений и достижением результатов.
Каждый вопрос и период планирования должны рассматриваться последовательно, обеспечивая формирование общей программы из отдельных планов каждого периода, при разработке которых руководитель должен ответить на следующие вопросы:
Øкакова последовательность целей данного периода?
Øкакое количество времени отводится на их достижение?
Øв какой очередности должны решаться основные задачи?
Ø какие подготовительные мероприятия должны быть выполнены?
Важнейшим периодом планирования для руководителя является день. Планирование на день это программа дневных дел, помогающая руководителю определить цели работы в порядке их значимости и эффективно использовать рабочее время. Для последовательного достижения и оценки результатов менеджеру необходимо проводить ежедневный анализ выполненного:
Øчего и почему не удалось добиться?
Øчего и как удалось сегодня добился?
Øкак можно использовать достигнутое?
Øчто нужно сделать для более рациональной организации работ?
Руководитель, планирующий свою программу и думающий о выполнении этого плана, вынужден работать в определенном режиме, и на конкретные дела должен отводить конкретное время.
Исследователи утверждают, что каждому руководителю в течение рабочего дня приходится в среднем 30-40 раз переключаться с одного дела на другое, и решение возникающих при этом вопросов занимает 5—10 минут. Растет физическое и нервное напряжение руководителя и, как следствие, снижается качество принимаемых решений. Как отмечают специалисты, трехминутный вынужденный перерыв в умственной работе вызывает необходимость терять от 15 до 30 минут на переключение внимания. Если руководитель в течение рабочего дня вынужден решать множество текущих вопросов, от этого, прежде всего, страдают важные и трудоемкие дела.
Разработка плана на более длительный период освовывается на уточнении промежуточных и конечной целей и определении необходимости работ в порядке их значимости. Вся разновидность работ условно может быть представлена следующими тремя группами:
Ø работы обязательные с позиций достижения целей;
Ø работы важные, но не срочные на данный момент;
Ø работы менее важные и не самые срочные.
Планирование уточняет намеченные контакты и способы их осуществления: с кем, когда, где, необходимо встретиться, переговорить? По выполнении плана необходимо дать оценку эффективности его разработки и использования с позиций достижения конечных целей. Важнейшим звеном планирования является определение ключевых направлений деятельности.
После того, как цели и задачи любого периода планирования определены, руководителю необходимо решить вопрос, как будет организован контроль за ходом выполнения плана. При этом следует помнить, что контролируется именно цель, степень ее реализации, а не мероприятия, необходимые для ее достижения. Контроль за выполнением заданий и использованием времени — последний пункт в системе индивидуального планирования. Он позволяет руководителю получать необходимую информацию для проведения анализа и определения путей совершенствования своей работы. Наличие контрольных мероприятий позволяет установить, насколько удачным было планирование применительно к различным задачам и периодам и получить более обоснованную информацию о своих возможностях, ограничениях и других ресурсах.
Конструтивным инструментом работы руководителя является делегирование полномочий аппарату управления и персоналу организации. Менеджеру необходимо установить оптимальное соотношение между различными категориями управленческого персонала, распределения функций и компетенциями каждого работника. Необходимо, чтобы каждый нес персональную ответственность за свой участок работы, не вмешиваясь в компетенцию других, не дублируя обязанности
На практике, не редко несколько руководителей действуют по единой инструкции, не предусматривающей разделения между ними обязанностей и ответственности, или же существуют устаревшие по каждой должности инструкции. А во многих случаях действующими инструкциями вообще не пользуются, так как руководитель время от времени перераспределяет функциональные обязанности. Такой порядок ослабляет чувство ответственности, не говоря уже об отсутствии предприимчивости.
Одним из ключевых моментов в организации труда руководителя является подбор заместителей и секретаря. Им необходимо предоставить хорошо продуманные полномочия с учетом профессиональных достоинств и личностных характеристик. Нельзя забывать при этом психологическую совместимость руководителя и заместителей. Необходимо систематически делегировать часть работы, не требующей высокой квалификации, на своих подчиненных всех уровней (переписка, технические функции, поиск информации и т. п.) Рутинные виды работы отнимают у менеджера массу рабочего времени и часто приводят его к перегрузкам. Так, одной их неотъемлемых видов работы руководителя является чтение писем и бумаг, а также визирование исходящей почты и внутренних документов организации. Проведенными экспериментами установлено, что до 10% времени руководители заняты чтением и визированием бумаг, где их подписи совсем не обязательны, а достаточно визы заместителей или даже сотрудников значительно ниже рангом.
Для более эффективной организации собственной деятельности, жесткого соблюдения установленного распорядка, понимания причин отклонений от рекомендуемых наукой правил работы менеджер проводит постоянный контроль, анализ и оценкусобственных действий. Естественно, что большинство менеджеров пользуется бумажными или электронными органайзерами для регистрации важнейших дел, встреч, совещаний и т.д.
Информационное обеспечение и применение всевозможных информационных систем играют важную роль в организации труда руководителя Необходимо, чтобы эти средства охватывали все сведения технологического, организационного, экономического и социального характера, принципиально необходимые для деятельности. Неслучайно в газетных объявлениях с предложениями вакансий на должность менеджера, умение использовать оргтехнику является одним из основных требований к кандидату. Очень важно содержать в порядке свои документы, книги и прочие источники информации, определенным образом упорядочивая их по приоритетности.
Рабочие места (письменный стол, рабочий стол компьютера и т.д.) рекомендуется разделить на три основных сегмента. Первый, наиболее близкий и поддерживаемый в порядке - сегмент важной информации, располагаемый в центре рабочего стола, в том числе и экрана компьютера. Второй по важности сегмент текущей информации, расположенный на переферии стола или в папке "Мои документы" компьютера. Третий сегмент справочной информации, помещается в ящиках стола или других папках компьютера, и т.д. Не так важно поддерживать порядок внутри сегментов, но необходимо четко разделить между ними весь объем работ, чтобы важную и срочную информацию находить легко и быстро. Существенно помогает в работе использование цветных маркеров и разноцветных постеров, которые удобно, например, наклеивать на информационную доску
| | | | | | | | | |
Современные и совершенные навыки личной работы менеджера решают не только задачи рационального управления его рабочим временем, но и приучают к бережному отношению ко времени вообще. Это существенно продлевает активный период жизненного цикла менеджера, увеличивает результаты его труда, предупреждает чрезмерную усталость, позволяет избежать синдрома "сгорания" и противостоять профессиональному стрессу.
Вопросы для самостоятельного анализа:
Навыки личной работы менеджера, да и любого потенциального работника вообще постоянно являются предметом оценки его деловой квалификации, на основе которого, не редко принимаются окончательные решения о его карьерной перспективе.
Контрольные вопросы ???
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|