Сделай Сам Свою Работу на 5

Деловая среда организации





 

Эффективность работы любой бизнес - организации зависит не только от нее самой,но и в определяющей степени от ее окружения, называемого внешней средой. Именно она во многом определяет условия, в которых работает организация, ее взаимодействия с поставщиками ресурсов, заказчиками товаров и услуг, органами рыночной инфраструктуры, регистрирующими и контролирующими официальными учреждениями и организациями. К основным факторам воздействия на организацию внешней среды относятся:

· политика центральных и местных властей;

· социальная обстановка;

· поддержание законности и правопорядка;

· уровень преступности и коррупции;

· правила и степень конкуренции;

· ориентация налоговой системы;

· состояние финансовой системы;

· уровень монополизации рынка;

· научно-техническая среда;

· природные факторы;

· экологические факторы;

· демографическая ситуация;

· распространенные традиции;

· уровень потребления, запросы, платежеспособность потребителей и т.д.

Так или иначе они во многом определяют условия и эффективность работы организации, прямо или опосредованно воздействуя на такие составляющие организации, как: организационная структура; управленческая структура; производственная организация; финансовая организация; ресурсное обеспечение; особенности менеджмента; подбор и подготовка кадров; рациональное администрирование; внутриорганизационная культура; межличностные отношения и т.д. и т.п. Все эти составляющие определяют внутреннюю среду организации постоянно ступающую в самые разнообразные формы взаимодействия с внешней средой.



Спецификой большинства организаций является то, что они самостоятельно не могут изменить факторы внешней среды. Но при этом организация может учитывать их воздействие в своей деятельности и приспосабливать к ним собственную внутреннюю среду.

Внутренняя среда формируется и функционирует под непосредственным воздействием внешней среды и оказывает влияние на работу организации и на результаты этой работы. Причем, в отличие от факторов внешней среды, организация сама может непосредственно воздействовать на факторы внутренней среды, видоизменять их, заменять, модифицировать.



 
 

Деятельность бизнес – организаций, разрабатываемая и реализуемая в своей внутренней деловой среде, последовательно интегрируется в общее рыночное пространство. Именно здесь складывается новый уровень развития уже конъюнктурных и конкурентных отношений между конкретными бизнес - организациями и их комплексами. Такой новый уровень требует адаптации и установления соответствующих форм и механизмов взаимодействия.

Деятельность организации очень сильно зависима от внешней среды. В ней работают контрагенты по бизнесу, поставщики, подрядчики, заказчики, конкуренты, представленные достаточно большим разнообразием организационно-правовых форм. Эти организации в свою очередь взаимодействуют со специализирующимися на различных услугах посредниками. Все они функционируют, взаимодействуют, развиваются в едином правовом, административном, лицензионном, налоговом или другом пространстве, которое обслуживается рыночной инфраструктурой. Система взаимодействия всех этих организаций, обеспечиваемая государством, и определяет деловую среду современного бизнеса.

Сам рынок при этом должен функционировать как единая социально-экономическая макро – организация, действующая в установленных законодательством рамках на принципах обеспечения максимально возможной свободы экономических отношений. На рынке должен быть обеспечен свободный доступ всех производителей и покупателей на минимально необходимое число рыночных площадок. Это фундаментальное положение рыночной экономики требует обеспечения свободной конкуренции всех производителей и потребителей в едином экономическом пространстве.



Решение такой важнейшей инфраструктурной задачи, как показала мировая практика, возможно только на основе создания универсального комплекса, системы самых разнообразных рыночных организаций, открытых для всех. В начале проведения рыночных преобразований российской экономики создавались тысяч закрытых бирж, что нарушало основное положение рыночной экономики о свободной конкуренции. В идеале необходимо создать общенациональное биржевое пространство с фондовым, товарным и трудовым сегментами, которые бы обеспечивали прозрачный и свободный доступ на общий рынок всем производителям и потребителям на единых условиях, гарантированных государством.

Эта важнейшая задача предполагает создание не только собственно бирж, но и широкого круга самых разнообразных посреднических организаций, гарантирующих свободу предпринимательства. Инфраструктура деловой среды объединяет состав таких формирований, представленный на рис 2.4.2.1:

 

 

 


Рис. 2.2.4.1. Коммерческий сегмент деловой среды

 

Такие социально-экономические институты рыночной инфраструктуры объективно должны иметь развитую сетевую организацию, предоставляющую предпринимателю свои коммуникационные или какие-либо иные нужные ему ресурсы. В рыночную инфраструктуру должны входить ассоциации и соглашения, торговые, расчетные и другие палаты, смотры, конкурсы, аукционы и тендеры, действующие на той или иной, но желательно некоммерческой основе.


Общими принципами формирования и функционирования таких некоммерческих социально-экономических организаций должны быть:

q открытый доступ,

q широкая информация,

q свободная конкуренция,

q государственные гарантии,

q антимонопольные ограничения и т. д.

 

Функционирование таких организаций должно быть четко регламентировано и расписано соответствующими: регистрируемыми уставами, принимаемыми положениями, разрабатываемыми правилами, утвержденными алгоритмами, установленными процедурами, выработанными инструкциями. Все это позволит исключить или строго ограничить влияние субъективных факторов на нелегитимные действия подразделений, сотрудников или в целом этих организаций.

Такое построение рыночной инфраструктуры, в свою очередь, предъявляет определенные требования к хозяйственным организациям, вступающим в производственные, коммерческие, конкурентные отношения. Их формы, статус, полномочия должны быть достоверны, прозрачны и понятны окружающим, а ответственность по обязательствам обеспечиваться гарантиями и имуществом. На практике такую работу осуществляет комплекс государственных организаций, официальных представительств и общественных образований, обеспечивающих соблюдение установленных законом положений. Они участвуют в устранении допущенных нарушений и восстановлении законно обоснованного действия. Состав такой структуры выглядит следующим образом:

 

 


Рис. 2.2.4.2.Официальный сегмент внешней деловой среды

ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ и сформируйте собственное мнение

 
 

Определите роль органов коммерческого сегмента внешней деловой среды: андеррайтинговой фирмы, рекламного агентства, страховой компании, и т.д.

 

Определенные в данной структуре формирования требуют от менеджмента организации эффективного подхода к их исследованию и использованию, для функционирования и развития бизнеса каждой конкретной организации.

Практический менеджмент начинается с формирования конкретных представлений о тех или иных сторонах организации, направлениях и аспектах ее деятельности. Этот процесс обязательно должен учитывать место и роль организации во внешней деловой среде и в реально складывающихся рыночных отношениях. Решение этой задачи возможно с помощью моделирования взаимодействия организации и ее реального или потенциально возможного окружения.

Вопросы для самостоятельного анализа:

 
 

 


Для каждого человека привычно формирование представления о своем окружении, местоположении в обществе и государстве, в которых он существует. Каждый из нас руководствуется таким моделированием собственного положения в окружающей среде, принимая и осуществляя большинство решений на его основе. Так и для менеджера моделирование деловой среды организации не является чем-то абсолютно новым. Более того, в этих процессах есть много общего, что, подталкивает менеджера к использованию привычных по жизненному опыту подходов и форм моделирования и прогнозирования.


 

 

 


Воздействия деловой среды организации выглядят следующим образом:

Таблица 2.2.4.1. Классификация воздействий деловой среды организации

 
 

 

 


В представленной в таблице 2.2.4.1 модели приводится только три из возможных уровней, на каждом из которых попарно выделяются группы характеристик. Левая сторона отражает ориентацию внешнего воздействия среды на организацию. Правая часть определяет набор возможных ответов организации на воздействие деловой среды и конкретные характеристики деятельности. Это позволяет прогнозировать воздействия внешней деловой среды и разрабатывать наиболее адекватную реакцию на эти воздействия со стороны организации. Представленная схема моделирования может и должна модифицироваться и применяться к конкретным условиям организации.


С другой стороны, структура и содержание характеристик базовой схемы дают достаточно полное представление и о возможных (а на самом деле, практически неограниченных) действиях любого субъектах по моделированию возможного взаимодействия с организацией и соответствующей оценки показателей данного взаимодействия. Сопоставление таких показателей и характеристик не может иметь жесткой формы и строгой регламентации, поскольку должно отражать постоянно изменяющуюся конъюнктуру бизнеса и учитывать специфику организации.

К традиционно выделяемым категориям субъектов деловой средыорганизации (поставщики, производители, посредники, потребители, прокураторы) следует добавить такие, как:

· государственные, официальные, корпоративные органы

регистрации, лицензирования, сертификации;

· стратегически ориентированные субъекты, объединяющие

потенциальных собственников, инвесторов, кредиторов;

· юридические, информационные, аналитические,

андеррайтинговые, консалтинговые структуры;

· рекламные, имиджевые, пиарные и промоутерные

организации и формирования.

Моделирование деловой среды организации может также включать в себя специфические условия деятельности организации, характеризующие данный сегмент рынка- высокотехнологичный, сельскохозяйственный, закрытый; конкретные условия деятельности организации подведомственность, сезонность, чрезвычайность.

Это открытая и гибкая модель позволяет достаточно полно и всесторонне раскрыть потенциал воздействия внешней деловой среды на организацию. Этот потенциал, в свою очередь, во многом определяет условия и обозначает перспективы деятельности менеджера в конкретной организации, возможности ее реакции, адаптации и трансформации в ответ на такое воздействие.

Только действительно открытый подход к исследованию, диктуемый свободными рыночными отношениями, когда учитываются все допустимые и непредвиденные возможные взаимодействия всех субъектов рынка, обеспечивает адекватное моделирование деловой среды организации.

При этом очень важно не исключать, а расширять состав и содержание возможных взаимодействий с субъектами рыночной инфраструктуры для организации, даже если на каком-то этапе эти взаимодействия по каким-то причинам отсутствуют.

 
 

 

 


 

Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.