|
Как вы понимаете термин «тезаурус»?
В чем заключается значение тезауруса для менеджера
Дополнительно рекомендованная литература:
1. Междисциплинарный словарь по менеджменту. -М.: «Дело», 2005
2. Словарь практических терминов по менеджменту. / Под ред. Ю.А. Цыпкина - М.: ЮНИТИ, 2001
Адреса интересных и полезных сайтов
http://examen.od.ua/shpora/page152.html
http://www.aup.ru/books/m99/2_1.htm
В записную книжку:
Цель - субъективное, желаемое, достижимое, необходимое
состояние процесса или системы
Субъективный процесс - последовательность действий
Система – совокупность взаимосвязанных элементов
Тезаурус - профессиональный язык, система взаимосвязанных
определений основных понятий.
Структура – отражение внутреннего строения организации.
Форма – это представление внешнего строения организации
Парадигма менеджмента
Любой специалист, представляя содержания собственных знаний, пользуется комплексным отражением их основополагающей сущности. Единство комплексного представления подходов, законов, принципов и других основных категорий необходимо для профессионального общения, обсуждения направлений развития теории и ее реального применения на практике. Так, геометрия, которую Вы изучали, рассматривает комплекс основных положений (теорема Пифагора, сумма углов в треугольнике и т.д.), в плане их практического применения, например, для измерений при строительстве дома.
Одной из важнейших задач современной профессиональной подготовки, специализации или применения полученных знаний на практике является системное представление теоретических положений и практических навыков. Форму такого системного объединения и профессионального представления основ знаний любой сферы деятельности или их составляющих принято называть «концепцией».
На определенном этапе развития каждой области знаний складывается система профессиональных концепций, разделяемых и используемых большинством специалистов. Состав и содержание таких систем в разных отраслях и дисциплинах могут различаться. Вместе с тем, большинство из них, например: экономика, организация и т.д. содержат, как фундаментальные положения (законы, принципы и т.п.), так и практические правила (организация структур, процедур и т.д.). Это обеспечивает понятное отражение сущности рассматриваемого. Объединение таких элементов в целостную, комплексную систему разделяемых большинством представлений составляет формируемую и применяемую профессионалами модель, называемую «парадигмой».
Таким образом, крмплексное представление основного подхода и содержания изучаемой дисциплины можно лаконично представить парадигмой и конструктивно раскрыть наиболее важными концепциями ее применения.
Постановочно-методическую, учебно-познавательную, инструментально- коммуникационную природу определения, введения и использования парадигмы в освоении и применении профессиональных знаний обосновал известный исследователь науки Томас Кун. Он предполагал, что вне зависимости от принятого в конкретной области знаний категорийно-понятийного аппарата, его индивидуального понимания или способа и сферы применения, именно парадигма приобретает методические функции организации общепринятой и понятной системы профессиональных взглядов, исполняя роль ее концептуального начала и объединяющей основы.
ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ и сформируйте собственное мнение
Самостоятельно вспомните и приведите формулировки парадигмы интересующей вас области знаний: экономики, биологии и т. д.
Парадигма менеджмента, как профессионального руководства подчиненными, определяет его ведущее положение относительно управления. Понимание этого исключительно важно сегодня, когда в погоне за модными наименованиями должностей, менеджерами называют не только руководителей, но и тех, кто непосредственно не занимается руководством. Сегодня в бытовом употреблении, в официальных документах и объявлениях организаций часто можно встретить такие наименования должностей, как: «менеджер по продажам», «менеджер по снабжению», «менеджер по уборке» и т.п. Понятно, что в большинстве случаев эти работники аппарата управления организации не имеют собственных подчиненных, хотя, в той или иной степени, управляют или могут управлять предметами или процессами.
Данное, в параграфе 1.1.1. определение менеджмента, как искусства постановки и достижения цели является основой представления его парадигмы. Она определяется такими принципиальными положениями, как:
· профессиональная основа подготовки и найма менеджера;
· позиционирование во главе организации или ее подразделения;
· закрепление статуса руководителя как минимум одного подчиненного;
· полномочия постановки цели, принятия решений и контроля исполнения;
· персональная ответственность за результаты работы подчиненных.
Понятно, что осуществление менеджером своих полномочий необходимо опирается на работу специалистов и исполнителей, образующих вместе с ними, как было показано в параграфе 1.1.4., аппарат управления организации. Принципиально признаваемая большинством профессионалов и официально применяемая ими на практике система менеджмента является важнейшей составляющей его парадигмы. Она во многом определяет и устанавливает основные принципы, общепринятые нормы и профессиональные правила функционально-содержательного взаимодействия руководителя и подчиненных в организации.
Особое значение представление официального содержания и профессионального понимания парадигмы конкретной области знаний приобретает для смежных направлений и дисциплин. Здесь она принципиально устанавливает основы конструктивного сочетания и совместного применения всей системы профессиональных знаний. В этом проявляется связующая роль парадигмы менеджмента, определяющей основы соотношения и взаимодействия механизмов руководства и управления в современной организации.
Все это позволяет сделать вывод о том, что именно парадигма менеджмента самым тесным и непосредственным образом объединяет руководство и управление, закладывая конструктивные основы их взаимодействия. Они целенаправленно и однозначно позиционируют менеджмент во главе всего комплекса процессов и систем современной организации и соответственно, так называемой «пирамиды» управления. В широком смысле понимания современной парадигмы менеджмента, она закрепляет и представляет высший уровень его позиционирования относительно управления.
Именно на этом основании формулируется и применяется, представленное в параграфе 1.1.1. настоящего учебника принципиальное положение о том, что, собственно менеджерами правильно называють только руководителей подразделений и организации в целом, составляющих, как правило меньшую часть ее аппарата управления. Все это позволяет рассматривать современную парадигму менеджмента в качестве единой основы построения и применения реально действующих систем руководства и процессов управления в организации.
Общепринятость является важнейшим признаком адекватности и действенности актуальной парадигмы менеджмента, поскольку она подразумевает всеобщность не просто декларируемых, а реально действующих положений. Именно парадигма определяет фактическое признание и практическое использование большинством менеджеров декларированных положений в реально осуществляющихся процессах постановки и достижения целей их организаций. При этом, как правило, радикальная часть продвинутых исследователей и менеджеров дополняет и совершенствует ее содержание инновационными составляющими, а консервативно настроенные ученые и практики все еще отстаивают ряд предшествовавших положений.
На этом же основывается позиционирование такой существенной характеристики парадигмы менеджмента, как ее современность, в качестве определяющей характеристики. Она устанавливает соответствие парадигмы уровню развития научных знаний и совершенству практического менеджмента и становится основой оценки эффективности организации и ее менеджеров. Современная парадигма естественным образом приходит на смену предшествовавшей, отжившей, опровергнутой, что, собственно, и отражает совершенствование и развитие менеджмента. При этом содержание, тенденции, темпы таких преобразований могут быть самыми различными, но всегда складывающимися, а не устанавливаемыми. Необходимо осознавать, что парадигму нельзя объявить, установить, назначить сверху, как бы ни были авторитетны субъекты или очевидны ее преимущества. На самом деле современная парадигма формируется и реально используется только тогда, когда ее сущность и содержание соответствуют социально-экономическому развитию и действительно разделяются большинством профессионалов.
Это особенно важно правильно понимать и применять потому, что в отечественной практике процессы становления парадигмы менеджмента нередко развиваются непоследовательно, искусственно, крайне противоречиво. Причины подобных противоречий, в последнее время, заключаются не столько в недостаточной разработке концепций но и в уровне профессиональной подготовки менеджеров. На практике это означает, что и форма представления, и содержание применения парадигмы менеджмента должны соответствовать реалиям и особенностям функционирования профессионального сообщества.
Современную парадигму менеджмента, как бы совершенна ни была ее теоретическая концепция, невозможно внедрять, но следует взращивать и развивать путем «селекции», «прививок» и адаптации новых форм и методов к реальным социально-экономическим условиям организаций и потенциалу их систем управления. Все это предполагает углубление подготовки профессионалов, совершенствование систем, модернизацию процессов постановки и достижения целей организации на основе принятия, овладения и применения современных подходов большинством действующих менеджеров.
Для того, чтобы изучить и освоить применение парадигмы менеджмента, Вы будете использовать объяснения преподавателей, профессиональную литературу, пояснения справочников и т.д. Современный менеджер должен владеть содержанием не только парадигмы и основных концепций классического менеджмента, но и постоянно пополнять свои знания соответствующими инновационными разработками и составляющими, дополнять и совершенствовать их.
В учебной дисциплине и практической деятельности парадигма менеджмента определяет комплекс основополагающих подходов, взглядов, представлений построения систем и процессов руководства и управления, формирующихся и применяемых в реально действующих организациях. Наполнением этого комплекса становится содержание таких научных категорий и профессионально применяемых правил и положений, как: законы, принципы, функции, методы, формы, структуры и процедуры менеджмента.
Представление современной парадигмы менеджмента во многом определяется составом и содержанием всей палитры дисциплин его предметной специализации. Это обусловлено тем, что каждая из них раскрывает, детализирует и представляет одну из наиболее значимых и разработанных на сегодняшний день концепций или составляющих общей системы профессиональных знаний. Комплексное отражение состава и содержания этих проблем и рассматривающих их дисциплин представленое в таблице 1.2.2.1. позволяет изучающему четко ориентироваться в широком круге разнообразных публикаций и источников профессиональных знаний.
Таблица 1.2.2.1. Предметная структуризация профессиональных знаний менеджера
№
| Подход
| Содержание
| Дисциплины
| 1.
| Концептуально-содержательный
| Парадигма, тезаурус, генезис, концепции современного менеджмента, как искусства постановки и достижения цели
| Теория управления
Общий менеджмент
Стратегический менеджмент
| 2.
| Технико-технологический
| Проектирование и построение процессов разработки и создания продукта, функции, услуги и системы управления ими
| Организация производства Производственный менеджмент Инновационный менеджмент
| 3.
| Объектно-системный
| Организация предприятия, производства продукта, построения процесса и системы,
как объекта менеджмента и управления
| Управление предприятием
Управление организацией
Антикризисный менеджмент
| 4.
| Субъектно-трудовой
| Отношения работодателя и работника, организация труда и функционирования системы управление персоналом
| Научная организация труда Административный менеджмент Управление персоналом
| 5.
| Социально-психологический
| Человек, как главный объект и субъект управления в рыночной системе
социально-экономических отношений
| Психология управления
Социология управления Организационное поведение
| 6.
| Функционально-целевой
| Дифференцирование, специализация и адаптация процессов постановки и достижения конкретных целей организации
| Функциональный менеджмент Финансовый менеджмент
Кадровый менеджмент
| 7.
| Структурно-процедурный
| Структуризация, детализация, оптимизация формирования и функционирования конкретных систем и процессов управления
| Организация управления Корпоративный менеджмент Организационные изменения
| 8.
| Проектно-прикладной
| Разработка, построение, совершенствование подразделений, связей, организаций, объединений и систем управления ими
| Организационное проектирование Прикладной менеджмент Организационное развитие
|
Контрольные вопросы ???
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|