Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.





Прекращение гражданства

- (отказ или выход), должны быть оформлено по заявлению самого гражданина, с согласием ответственных (компетентных) органов данного государства. Основания по отказу принятия заявления от гражданина, на прекращение гражданства, как правило, установлены законом, если таковы отсутствуют, то значит, оснований для отказа в принятии заявления не должно быть.

Прекращение гражданства, обычно регулируется законодательством данной страны и основными международными договорами. Гражданство может быть утрачено лицом, как по своему собственному желанию, так и по желанию государства. Можно привести такой пример - в некоторых государствах при расторжении брака, иностранка (иностранец) может утратить приобретенное гражданство, приобретенное ей (им) при вступлении в брак.

Лишение гражданства

– прекращение (выход) из гражданства, определенным государством у конкретного лица, производится по решению государственных органов, даже, несмотря на желание этого лица. Лишение гражданства, как правило, является крайней мерой, в которой прибегает государство, делается это в тех случаях, если поступки гражданина не соответствуют законам, или наносят вред интересам государства.



Решения по вопросу прекращения (лишения) гражданства, принимает Президент государства, а МИД (Министерство иностранных дел) и МВД (Министерство внутренних дел), а также подвластные им органы, ведут прием таких заявлений, от граждан по вопросам касающихся гражданства.

Прежде чем попасть к президенту на утверждение вопрос о гражданстве, комиссия при Президенте предварительно рассматривает такие обращения, при необходимости затребует необходимые документы и материалы, только после этого передает на рассмотрение и утверждение Президента свои рекомендации. Также вопрос и решение по нему (прекращения или лишения гражданства), могут быть рассмотрены Президентом дополнительно.

Неправомерный отказ в приеме таких заявлений (о прекращении гражданства), не соблюдения сроков рассмотрения поданных заявлений и другие незаконные (ненормативные) действия должностных лиц, которые нарушают процедуру и порядок рассмотрения вопросов о гражданстве, могут быть обжалованы в установленном законом порядке, вышестоящему органу, или должностному лицу, или обжаловано в суде.




Приобретение, изменение и прекращение гражданства.
Граждан­ство страны чаще всего приобретается двумя основными способами: а) по рождению — филиацией(от лат. filialis — сыновний) и б) путем приема — натурализацией (от лат. naturalis — подлинный, законный), укоренением. Почти в любой стране подавляющее большинство людей не сталкивается с какими-либо сложностями при приобретении граж­данства прежде всего потому, что они становятся гражданами своей страны с момента рождения и сохраняют это гражданство в течение всей жизни. При этом применяются два разных принципа или их соче­тание: 1) принцип «права крови» (лат. — «jus sanguinis»), означающий приобретение гражданства на основании того, что родителями ребенка являются граждане данного государства независимо от места его рож­дения (в случае наличия у родителей разного гражданства вопрос о гражданстве ребенка решается обычно по соглашению между ними); и 2) принцип «права почвы» (лат. «jus soli»), в соответствии с которым гражданство приобретается на основании того, что лицо родилось на территории данного государства, вне зависимости от гражданства его родителей.

Очень часто имеет место сочетание этих принципов с преобладани­ем того или иного из них. Если страна заинтересована в росте числен­ности своего населения, то она имеет возможность ввести в действие оба указанные принципа, что и делается в большинстве стран при пре­обладании принципа «права почвы». Это ясно обнаруживается в зако­нодательстве, например, ряда латиноамериканских стран. Так, соглас­но Конституции Мексики (ст. 30), гражданами этой страны по рожде­нию являются как дети, родившиеся на ее территории, независимо от гражданства их родителей, так и дети, родившиеся за границей от ро­дителей-мексиканцев (т.е. граждан Мексики), от отца-мексиканца или матери-мексиканки, а также дети, родившиеся на мексиканском воен­ном или торговом корабле или в самолете.



В отличие от этого западноевропейская конституционно-правовая теория и практика отдают предпочтение принципу «права крови». Так, по австрийскому Федеральному конституционному закону о граждан­стве 1965 г. (п. 7 и 8) гражданами Австрии становятся родившиеся в браке дети, у которых хотя бы один из родителей является австрийским гражданином, а также внебрачные дети, если такое гражданство есть у матери. В британском Акте о гражданстве 1981 г. говорится, что лицо, родившееся в Великобритании, становится ее гражданином, если в мо­мент рождения его отец или мать является гражданином Великобрита­нии или постоянно проживает на ее территории (ст. 1). Лицо, родив­шееся вне страны, считается ее гражданином, если в момент рождения его отец или мать является гражданином Великобритании (но не по происхождению) или является гражданином Великобритании, находя­щимся вне страны на соответствующей службе (ст. 2). В Конституции Финляндии прямо говорится, что «финляндское гражданство имеет каждый, кто родился от финляндских родителей» (п. 4).

Другой широко распространенный способ приобретения граждан­ства — натурализация — представляет собой предоставление уполно­моченными на то органами государственной власти гражданства лицу, которое обычно обращается к ним с просьбой об этом. Лица, получив­шие гражданство путем натурализации, чаще всего пользуются теми же правами, что и другие граждане, но в некоторых странах (например, в США) имеет место известное ограничение их политических прав. Как правило, путем натурализации приобретают гражданство те иностран­цы и апатриды, которые достаточно длительное время проживали на территории соответствующей страны. Для натурализации обычно не­обходимо не только свободное волеизъявление заявителя, но и выпол­нение определенных законом или иным актом условий. Это может быть установленный срок проживания в стране (несколько лет или даже десятилетий), тот или иной уровень владения ее языком, знание исто­рии и политической системы страны, наличие средств к существова­нию, состояние здоровья (отсутствие психических и некоторых других заболеваний, например, СПИДа), отказ от иностранного гражданства, непринадлежность к террористическим и иным подрывным организациям и партиям и др. В ряде арабских стран (Саудовская Аравия, Ку­вейт, ОАЭ и др.) принятие в гражданство обусловлено религиозной принадлежностью: гражданами могут быть только мусульмане, а иные должны для этого изменить свою религиозную принадлежность и при­нять ислам.

Натурализация может происходить не только на основе личного выбора, но и по закону, например, при усыновлении, опеке, признании отцовства или при вступлении в брак иностранца с гражданином дан­ного государства. Она также может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Примером первого может служитьоптация (выбор) гражданства той или иной страны в условиях перехода части территории от одного государства к другому или провозглашения ее независимым государством, когда жители этой территории получают право самим оптировать (выбирать) гражданство, т.е. оставлять преж­нее или приобретать новое гражданство. Коллективная натурализация имеет место в силу правопреемства государства, когда, например, при преобразовании бывших колоний в новые независимые государства их жители автоматически приобретали гражданство этих государств. Переход территории, при котором изменение гражданства осуществля­ется без предоставления населению права его выбора, называется трансфертом.

Особое место среди путей приобретения гражданства занимает вос­становление в гражданстве, когда речь идет о тех, кто когда-то был гражданином данного государства, но почему-либо перестал им быть. В отличие от обычной натурализации, восстановление в гражданстве, как правило, носит упрощенный характер. Упрощенным также являет­ся и получение гражданства путем регистрации, при которой оно осу­ществляется на основании того, например, что родители данного лица были или являются гражданами данного государства. Изменение граж­данства родителей автоматически влечет за собой изменение граждан­ства малолетних детей. Что же касается детей большего возраста (в разных странах по-разному — от 12 до 18, а иногда и 20 и более лет), то здесь чаще всего учитывается и их мнение.

2) КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ - выраженные в конституцияхконкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений,являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К.п. могут относиться как кконституционному строю государства в целом ("Основы конституционного строя"), так и к его отдельнымэлементам (институтам), таким, как политическая система, правовой статус человека и гражданина,территориальная организация государства, экономическая система. К.п. подчиняют себе логически июридически все содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов. В соответствии с КонституциейРФ основы конституционного строя составляют следующие К.п.: республиканская форма правления(республиканизм), народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина,разделение властей, федерализм.

3)Статья 10

1. Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2. Гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана.

3. За гражданином Республики не признается гражданство другого государства.

Статья 11

1. Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики.

2. Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 12

1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.

2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности.

4. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

5. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

Статья 13

1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону.

2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 14

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Статья 15

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Статья 16

1. Каждый имеет право на личную свободу.

2. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов.

3. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.

Статья 17

1. Достоинство человека неприкосновенно.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 18

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

2. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

Статья 19

1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 20

1. Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается.

2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

3. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Статья 21

1. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом.

2. Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу совести.

2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

Статья 23

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом.

2. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.

Статья 24

1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

3. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

4. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 25

1. Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.

2. В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 26

1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.

3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

4. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.

Статья 27

1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.

3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 28

1. Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

2. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 29

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.

2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.

3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 30

1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом.

4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

Статья 31

1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Статья 32

Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.

Статья 33

1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

3. Не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом.

Статья 34

1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

2. Каждый обязан уважать государственные символы Республики.

Статья 35

Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Статья 36

1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

2. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.

Статья 37

Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 38

Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Статья 39

1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

2. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие.

3. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции

4)

 

Перейти к основному содержанию

· Главная

 

· Новости

 

· События

 

· Блоги

 

· Предметы

 

· Профессии

 

· Школы

 

· Колледжи

 

· Вузы

 

· Справочники

 

· ЕНТ-тесты

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.

Избирательная система Республики Казахстан: понятие, принципы, избирательные органы.

Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

Существуют два вида избирательных систем—пропорциональная и мажоритарная.

Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий. Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50 % граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены следующие принципы избирательного права:

а) принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — это право граждан Республики Участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста.

Пассивное избирательное право— это право граждан Республики быть избранным

Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Принцип всеобщности знает исключения.

б) принцип равенства означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз.

в) принцип прямого избирательного права означает, что Президент, депутаты Мажилиса

Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената;

г) принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя;

д) принцип добровольности участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

Избирательные органы. Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан, являются образующие единую систему избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Республики; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.