Сделай Сам Свою Работу на 5

XXXVI и XXXVII (перевод Ф.Мендельсона) 4 глава





Таким образом, собор представляется нам основанным на алхимическом знании, исследующем преобразование первичной субстанции, элементарной Материи (от лат. materia, корень — mater, мать). Эта Дева-Мать, откинувшая свою символическую вуаль, есть ничто иное, как олицетворение этой первичной субстанции, которую использовал Творческий Принцип для реализации своих замыслов.

Таков смысл к тому же очень ясный, необычного писания, которое читают во время мессы о Непорочном Зачатии Девы.

Вот этот текст: "Я была с Господом в начале его путей. Я была, когда ещё не было ничего. И существовала вечно, когда ещё не было земли. Ещё не существовало бездны, а я уже была зачата. Вода ещё не отделилась от земли, ещё не было гор; я родилась раньше их. Он не создал ещё ни суши, ни морей, не утвердил мир на его противоположностях. Я была там, когда он создавал Небеса; когда окружал берегами пропасти и устанавливал неопровержимый закон; когда окружал землю воздухом; когда придавал устойчивость водам морей; когда заключал их в берега с тем, чтобы они никогда уже не вышли оттуда; когда создавал твердь, — я была с ним и приводила в порядок всё".



Речь идёт о природе вещей. И Литания учит нас, что Дева — это Чаша, в которой смысл вещей: Vas spitrituale. Эттейла[42] пишет: "На столе, на уровне груди Магов лежит, с одной стороны, книга или ряд золотых пластинок (книга Тота), а с другой — чаша с астральной жидкостью, состоящей на треть из дикого мёда, на треть из земной воды и на треть из небесной воды... Тайна скрыта в чаше".

Эта странная Дева, — Virgo singularis, как её называет Церковь, кроме того ещё обозначается эпитетами, рассказывающими смысл её происхождения. Её называют ещё Пальмой Терпения (Palma Patientiae); Лилией среди колючек» (Lilium inter spinas) символическим Мёдом Самсона; Руном Гедеона; мистической Розой; Путём в Небо; Золотым Домом и т.д. Те же тексты называют Марию также Средоточием Мудрости или, другими словами, Хранилищем Герметического Знания. В символике планетарных металлов — это Луна, которая поглощает лучи Солнца и хранит их в своих недрах. Она раздаёт пассивную субстанцию, которую Солнечный дух оживляет. Мария, Дева и Мать, символизирует, следовательно, форму; Илия, Солнце, Бог-Отец символизирует оживляющий дух. Из союза этих двух принципов: образуется живая материя, подчинённая изменчивости законов мутации. Это Иисус, воплощённый дух, огонь, принявший плоть в вещах, какими мы их знаем здесь, внизу:



 

И СЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮ И ЖИВЁТ СРЕДИ НАС.

 

С другой стороны, в Библии говорится, что Мария, мать Иисуса, была связана с Ессеями (Jesse). Древнегреческое слово Jes означает огонь, солнце, божество. Таким образом, принадлежать к Ессеям, значит принадлежать к солнечной, огненной расе. Материя рождается из солнечного огня, и само имя Иисус указывает на небесное происхождение; Иисус (Jesus) — огонь, солнце, Бог.

Наконец, в Ave Regina Дева прямо называется Корнем, излучением (Salve, radix), чтобы отметить, что она есть принцип и начало Всего. "Здравствуй, корень, из которого свет пришёл в мир".

 

--------------------

* Это титул знаменитых алхимиков Агриколы (Agncola) и Тициненса (Ticinensis).

--------------------

 

Таковы размышления, навеянные выразительностью барельефа, который встречает входящего у главного входа в собор. Герметическая философия, старая Спагирия, говорит ему "добро пожаловать" при входе в готический собор, алхимический храм. Весь собор — это ни что иное, как молчаливое, но выразительное прославление древнего знания Гермеса, сохранённое средневековыми мастерами. Собор Парижской Богоматери не является исключением. Он сохранил своего алхимика.

Илл. III. Алхимик. Собор Парижской Богоматери.

 

Если вдруг из любопытства, или прогуливаясь тёплым летним днём, вы вскарабкаетесь по винтовой лестнице, которая ведёт наверх, пройдите неспешно этот путь к вершине второй галереи. На углу северной башни вы увидите среди химер великолепную скульптуру старика. Это и есть алхимик Нотр-Дам. (ил. III).



На голове у него фригийский колпак, атрибут Адепта,[43] он небрежно надет на густую шевелюру; учёный закутан в лёгкий плащ и опирается одной рукой на балюстраду, другой, — гладит свою густую бороду. Он не размышляет; он наблюдает. Пристальный, острый взгляд. Вся его поза выражает крайнее напряжение. Его плечи сгорблены, а голова и грудь подались вперёд. Эта каменная рука оживает. Это иллюзия?

Говорят, что видели, как она шевелилась... Что это за великолепное изображение старого мастера, который озабоченно и внимательно исследует эволюцию минеральной жизни и, ослепленный светом, созерцает чудо, которое только его вера дала возможность увидеть.

И до чего бедны современные скульптуры, будь они в бронзе или мраморе, после этого великолепного изображения, полного величайшего реализма и простоты!

II

Цоколь колонны фасада посвящён нашей науке; это настоящая находка для любителя герметических загадок.

Здесь мы найдём название: Предмет Мудрых (sujet des Sages), мы узнаем о приготовлении тайного растворителя, наконец, здесь мы проследим шаг за шагом работу над Эликсиром от первого обжига до окончательной варки.

Но, чтобы следовать методу изучения, рассмотрим последовательный ряд изображений, начиная изнутри и продвигаясь к выходу.

Илл. IV. Таинственный источник у подножия старого дуба. Собор Парижской Богоматери.

 

На боковых сторонах контрфорсов, ограничивающих главный вход, мы увидим на уровне глаз два маленьких барельефа. Барельеф на левой колонне изображает алхимика, открывающего Таинственный Источник, который Тревизан описывает в последней "Притче" своей книги "Натурфилософия металлов":[44]

"Он шёл долго; он блуждал по ложным путям и сомнительным дорогам; но наконец, он достиг цели! Ручей живой течёт к его ногам. Он бьёт из старого дуплистого дуба."[45]

И вот, отбросив лук и стрелы, которым, по примеру Кадма он поразил Дракона. Адепт смотрит на светлый ручей, о чьих растворительных свойствах и летучей эссенции рассказывает ему птица, сидящая на ветви (ил. IV).

Но, что это за тайный Источник? Что это за жидкость, способная растворить все металлы — в частности, золото — и, с помощью растворённых частей, производить великое делание? Это настолько глубокие истины, что они оттолкнули уже значительное число исследователей. Все или почти все разбили себе лбы об эту непреодолимую стену, возведённую Философами, чтобы сохранить в тайне своё знание.

В мифологии этот источник называется Libethra[46] и говорится, что это был источник Магнезии, радом с которым и находился другой источник, называвшийся Скала. Оба вытекали из скалы, похожей по форме на женскую грудь; так что вода была похожа на молоко, вытекающее из сосков. Итак, мы знаем, что древние авторы называют материю Делания нашей Магнезией, и что жидкость, выработанная из этой магнезии называется Молоком Девы. Это указание. Аллегория же слияния и сочетания этой первоначальной воды, произошедшей из Хаоса Мудрых, с другой водой отличной природы (хотя того же типа) достаточно ясна и выразительна. Из этого сочетания возникает третья вода, которая никогда не мочит рук и которую Философы называют иногда Меркурий, иногда Сера, обозначая этим качества воды и её физический аспект.

В трактате об Azoth,[47] приписываемом знаменитому монаху из Эрфурта Василию Валентину, можно заметить изображение деревянной фигуры или сирены в короне, плавающей в воде и выдавливающей из своих грудей две струи молока, которые смешиваются с водой.

У арабских авторов этот Источник называется Holmat; они говорят, что его воды дали бессмертие пророку Илие (Hlioc, солнце). Они утверждают, что удивительный источник находится в Modhallат; корень этого термина означает непонятное, тёмное Море, что указывает на изначальный беспорядок, атрибут Хаоса Мудрецов или первичной материи.

В маленькой церкви в Бриксоне (Тироль) была описана Миссоном и отмечена Витковским[48] интересная картинка, которая, вероятно, является религиозной версией этой алхимической темы. "Иисус наполняет огромный бассейн своей кровью из пронзённой копьём груди; Дева сжимает свои груди и молоко льётся в тот же бассейн. Излишек переливается в другой бассейн, теряясь в пучине пламени, где души обоих полов, проходящие Чистилище, обнажённые по пояс, торопятся поймать эту драгоценную влагу, облегчающую их страдания.

Под этой картиной есть подпись на церковной латыни:

 

Dum fluit е Christi benedicto Vulnere sanguis,

Et dum Virgineum lac pia Virgo premit,

Lac fuit et sanguis, sanguis conjungitur et lac ,

Е 1sit Fons Vitæ., Fons et Origо boni.[49]

 

Среди описаний, сопровождающих символические фигуры Авраама, книга о котором по преданию принадлежала перу Адепта Николая Фламеля[50] и выставлялась в его книжной лавке, отметим две фигуры, которые имеют отношение к Таинственному Фонтану и его компонентам.

Вот фрагменты из оригинальных текстов этих легенд:

"Третья фигура. Представляет собой сад за оградой с калиткой, украшеной изразцами. В центре находится старый дуплистый дуб, у подножия которого — розовый куст с золотыми листьями, а также белые и красные розы, высоко обвивающие этот дуб своими ветвями. И у подножия сего дуплистого дуба бурлит фонтан, чистый как серебро, он течёт, уходя в землю; и среди тех, кто его ищет — четыре слепца, пытающиеся откопать его и четыре других слепца, которые ищут не копая. Хотя он и находится перед ними, они не могут его найти, кроме одного из них, который нащупывают его своей рукой".

Именно этот последний персонаж является сюжетом скульптурного изображения в Нотр-Дам-де-Пари (Соборе Парижской Богоматери). Приготовление уже упоминавшегося растворителя излагается в пояснительном тексте, сопровождающем следующий образ:

"Четвёртая фигура. Изображено поле, на котором находится король в короне, облачённый в красные одежды, подобно Иудею; с обнажённой шпагой в руке; два воина, убивающие детей двух матерей, сидящих на земле и оплакивающих своих детей, и два других воина, сливающих кровь в огромный чан, полный этой крови, куда приходят купаться солнце и луна, спускающиеся с неба. И там шестеро воинов, облачённых в белые доспехи, и король производит в воины седьмого, и две матери, одна из которых облаченная в голубое, плачет, утирая лицо платком, и другая, также плачущая, облачённая в красное".

Отметим также фигуру из книги Трисмозина, которая несколько походит на третьего из Авраамов. Мы видим дуб, у подножья которого опоясанного золотой короной, рождается таинственный источник, текущий в деревню. В листве дерева резвятся белые птицы, кроме ворона, который кажется заснувшим; далее видим человека, бедно одетого, стоящего на лесенке и приготовившегося схватить [птицу]. На первом плане этой деревенской сценки — два мудреца, облачённые в изысканные роскошные одежды, ведут спор об этом научном вопросе, не замечая ни дуба, расположенного позади них, ни фонтана, текущего у их ног...

 

--------------------

* Trismosin, La Toyson d'Or. Раris, Ch. Sevestre, 1612, р. 52.

--------------------

 

Скажем, наконец, что эзотерическая традиция Источника Жизни или Источника Юности была отражена в Священных Колодцах, которыми в Средние Века обладало большинство готических церквей. Их вода часто обладала целебными свойствами и лечила некоторые болезни. Аббон в своей поэме об осаде нормандцами Парижа отмечает чудесные свойства источника Сен-Жермен-де-Пре, который находился в храме знаменитого аббатства. Также вода источника в церкви Сен-Марсель в Париже, у надгробного камня великого епископа, лечила, по сведениям Грегуара де Тур, многие болезни. Ещё сейчас существует внутри собора Нотр-Дам де Лепин (Марн) чудесный источник, называемый — Источник Святой Девы, — и в центре хоров Нотр-Дам де Лиму (Од) аналогичный источник, чья вода лечит все болезни; над ним есть надпись:

 

Omnis gui bibit banc aquam, si fidem addit, salvus erit.

 

Всякий, испивший этой воды, если верит, будет здоров.

 

Мы скоро ещё Вернёмся к этой священной воде, которой философы дали массу показательных эпитетов.

 

Илл. V. Алхимик охраняет атанор. Собор Парижской Богоматери.

От скульптурного изображения свойств и природы тайного агента мы перейдём к соседнему контрфорсу, на котором изображено приготовление философского состава. На этот раз алхимик наблюдает за результатами своей работы. Облачённый в доспехи, со щитом в руках, наш рыцарь стоит на крыше крепости, если судить по окружающим его зубчатым стенам. Он защищается копьём от какой-то неясной формы (какой-то луч, язык пламени?), которую, к сожалению, нельзя рассмотреть из-за повреждённости изображения. За сражающимися стоит на четырёх ножках странное небольшое строение, покрытое сводом со сферическим сегментом. Пылающая масса под внутренним сводом поясняет его назначение. Эта странная башня — инструмент Великого Делания — Атанор, печь с двумя огнями: потенциальным и виртуальным, которые знакомы всем адептам и описания которых часто вульгаризируется. (ил.V)

Сверху изображены ещё два сюжета, которые кажутся дополнением. Но, так как в этом случае эзотеризм скрывается под священными и библейскими сценами, мы не будем об этом говорить, чтобы избежать произвольного толкования. Древние учёные не боялись алхимического толкования притчи священного Писания, так как они могут выражаться по-разному. Герметическая философия часто ссылается на свидетельства книги Бытия, чтобы использовать аналогии; огромное количество аналогий Ветхого и Нового Заветов имеют неожиданные толкования в алхимическом смысле. Это придаёт нам смелости и служит извинением; мы предпочитаем придерживаться сюжетов, толкование которых не вызывает сомнений, оставляя добровольным исследователям возможность приложить свою проницательность к остальным.

III

На цоколях колонн герметические сюжеты изображены в два ряда один над другим, вправо и влево от входа. В нижнем ряду двенадцать медальонов, в верхнем — двенадцать изображений. Эти последние представляют собой фигуры людей, сидящих на возвышениях, между колоннами трёхпластного свода. Все они показывают диски с различными алхимическими символами.

 

Илл. VI. Ворон — Гниение. Собор Парижской Богоматери.

Если мы начнём с левой стороны, то на первом барельефе изображена эмблема ворона, символ чёрного цвета. Женщина, держащая эту эмблему на коленях, символизирует Брожение (Putrefaction). (ил.VI)

Остановимся на некоторое время на иероглифе Ворон, так как в нём заключён ключевой момент нашей науки. Он отображает в процессе приготовления философского Ребуса, чёрный цвет, первоначальный вид последовательного разложения в смеси материй Яйца. Философы утверждают, что это указывает на будущий успех, являющийся признаком правильного приготовления компаса. Ворон в какой-то степени является канонической печатью Делания, как звезда — признаком священного предмета.

Эта чернота, появления которой алхимик ожидает с таким нетерпением, свидетельствует об исполнении его желаний; она появляется не только в процессе варки. Чёрная птица появляётся несколько раз и даёт алхимику возможность поддерживать порядок в процессе.

По Ле Бретону[51], "в процессе философского Делания, брожение наступает четыре раза. Первый раз — в момент первого разделения; второй — в момент первого соединения; третий — в момент второго соединения тяжёлой воды с её солью; наконец, четвёртое — в момент фиксации серы. Во время каждого из этих брожения появляется чернота".

Вот несколько цитат, которые помогут исследователю найти путь в этом лабиринте.

"Во второй операции, — пишет Неизвестный Рыцарь,[52] — алхимик закрепляет обычную мировую душу в обыкновенном золоте и выделяет в чистом виде земную неподвижную душу. В этой операции, которая называется Голова Ворона, брожение длится очень долго. В третьей операции присоединяется философская материя или общая мировая душа".

Ясно отмечены две последовательные операции, из которых одна заканчивается, а другая начинается с появлением чёрной окраски, причём обе они не имеют отношения к варке.

Ценный анонимный манускрипт XVIII века[53] также гласит об этом первом брожении, которое нельзя путать с последующими. В нём говорится:

"Если материя не испорчена и не оскорблена, вы не можете извлечь наши элементы и основы. Я дам вам указания, чтобы вы могли это понять. Это замечено другими философами. Морьен пишет, что материя должна обладать кислым вкусом и от неё должен исходить запах тления. Филалет пишет, что на её поверхности должны образовываться пузырьки и пена, так как это свидетельствует о брожении материи. Это брожение длится очень долго и надо обладать большим терпением, так как оно осуществляется с помощью нашего тайного огня, который единственный может вскрывать, возгонять и разлагать".

Однако, из всех этих описаний наиболее многочисленны и подробны те, которые относятся к появлению Ворона (чёрного цвета) во время процесса варки, так как они вбирают в себя характер всех остальных операций.

Бернар Тревизан[54] пишет: "Заметьте, что когда компост напитается вашей бессменной водой, он предстаёт в виде растаявшего вара, весь чёрный, как уголь. И вот в этот момент его называют: чёрная смола, обожённая соль, расплавленный свинец, Магнезия и Дрозд Иоанна. Появляется чёрное облако, вылетая из средней части сосуда и поднимаясь над ним; а в нём остаётся расплавленная материя. Об этом облаке говорит Жак из городка Сен-Сатурнэн: "О, блаженное облако, вылетающее из нашего сосуда! В нём затмение солнца, о котором говорит Раймонд[55].

И, когда эта масса почернела, значит она мертва и лишена своей формы... Эта влажная, цвета чёрного серебра, вонючая масса, которая раньше была сухой, светлой, хорошо пахнущей, очищенной серой во время первой операции; теперь должна быть очищена этой второй операцией. Для этого тело лишено души и его былое великолепие теперь почернело и подурнело... Эта чёрная масса, — ключ[56] начало и знак перехода ко второй операции приготовления нашего камня. Вот почему говорит Гермес: "Увидев черноту, знайте, что вы на правильном пути".

Батсдорф, считающийся автором классического труда,[57] который другие приписывают Гастону де Клав, пишет, что брожение начинается с появлением черноты, и что это — признак правильной и соответствующей природе работы. Далее он пишет: "Философы давали ему разные названия: Запад, Сумерки, Затмение, Проказа, Испытание Ворона, Смерть, Уничтожение Меркурия... Этим брожением осуществляется процесс отделения чистого от нечистого. Признаками хорошего брожения считаются очень глубокая чистота, отвратительный запах, о котором философы говорят toxicum et venenum[58], который воспринимается не обонянием, а рассудком". Однако, закончим пока цитирование, которое можно ещё долго продолжать уже без пользы для изучающего, и вернёмся к герметическим изображениям Нотр-Дам.

 

Илл. VII. Философский Меркурий. Собор Парижской Богоматери.

На втором барельефе мы видим изображение философского Меркурия; змея, обвившаяся вокруг золотого жезла. Еврей Авраам, также известный под именем Елеазар, употреблял этот символ, как это видно в книге Фламеля, в чём нет ничего удивительного, так как этот символ встречается на протяжении всего Средневековья (ил.VII).

Змея обозначает растворяющие качества Меркурия, который жадно поглощает металлическую серу и никак не может это сцепление быть нарушено, будучи удерживаемо с такой силой. Это он — "отравленный червь, который всё заражает своим ядом", как говорится в Древней борьбе рыцарей.[59]

Змея — это вид Меркурия в его первом состоянии, а жезл — поглощённая им вещественная сера. Растворение серы или, другими словами, поглощение её Меркурием служит сюжетом многих эмблем; а конечное вещество, гомогенное и хорошо приготовленное, также сохраняет название философского Меркурия и изображается кадуцеем. Это материя или состав первого порядка, купоросное яйцо (L'oeuf vitriole), "для которого нужна теперь лишь постепенная варка, чтобы преобразовать его сначала в красную серу, потом в эликсир, потом в третьем круге в Универсальное Лекарство." В нашей работе, — утверждают философы, — достаточно одного Меркурия".

Следом идёт женщина с развевающимися, как пламя, волосами. Олицетворяя обжигание (Calcination), она прижимает к груди диск с изображением Саламандры, "которая живёт в огне и питается огнём" (ил.VIII). Эта легендарная ящерица обозначает центральную соль (sel central), огнестойкую и неизменную, которая сохраняет свойства даже во прахе сгоревших металлов; древние называли её Металлическим Семенем. Под действием огня различные части вещества разрушаются, остаются только чистые, нерушимые, которые могут быть выделены действием щёлочи.

Илл. VIII. Саламандра — Обжиг. Собор Парижской Богоматери.

Таким образом авторы показывают спагирическое выражение обжига, основную идею герметической работы. Однако наши учителя позаботились привлечь внимание к различию между обычным обжиганием, производящимся в химических лабораториях и тем, которые осуществляет Посвящённый. Это последнее не может быть осуществлено никаким обычным огнём, оно не требует помощи отражателя; но для него необходим оккультный агент, тайный огонь, который, если описать его форму, похож скорее на воду, чем на огонь. Этот огонь или эта пылающая вода — это жизненная искра, вложенная Создателем в инертную материю; это — дух, заключённый в вещах, вечный огненный луч внутри тёмной, бесформенной, холодной субстанции. Здесь мы соприкасаемся с самой великой тайной Делания; и мы были бы счастливы разрубить этот Гордиев узел для изучающих нашу Науку, — вспоминая, что более двадцати лет назад мы уже были остановлены на этом же месте — если бы нам было разрешено раскрыть эту тайну, познание которой приходит от Отца Света. К нашему большому сожалению, мы могли только отметить её существование и порекомендовать вместе с самыми лучшими философами внимательно читать: Артефия,[60] де Пантануса[61] и небольшую работу, озаглавленную Epistola de Igne Philosophorum.[62]

Там вы найдёте наилучшие указания о природе и качествах этого водянистого огня или этой огненной воды, что можно дополнить изучением следующих двух текстов.

Илл. IX. Приготовление Универсального Растворителя. Собор Парижской Богоматери.

Анонимный автор "Наставлений отца Авраама" пишет: "Эту первичную небесную воду надо извлечь из вещества, в котором она пребывает, что обозначается между нами семью буквами, обозначающими семя (semenсe), из которого произошло всё живое, и неустойчивую и неопределённую поместить в дом Овна, чтобы родился сын. Именно этой воде философы дали столько названий, это также универсальный растворитель, жизнь и здоровье всего. Философы говорят, что в этой воде купаются солнце и луна и сами растворяются в ней. В результате растворения они умирают, — так говорят — но их разум переходит в воды этого моря... Хотя существуют другие способы растворения веществ до их первоматерии, придерживайся этого, сын мой, ибо я знаю его из опыта и из того, что передали нам древние".

Лиможон де Сен-Дидье также пишет: "...Тайный огонь Мудрецов — этого огонь, который алхимик приготовляет согласно Искусству, или, в крайнем случае, он может быть приготовлен людьми, в совершенстве знающими химию. Этот огонь не горячий в обычном понимании, он — огненный дух, заключённый в предмете той же природы, что и камень; и, будучи незначительно возбуждён внешним огнём, он его обжигает, растворяет, сублимирует и превращает в сухую воду, как говорит об этом Космополит".

Однако, скоро мы увидим другие изображения, касающиеся производства этого тайного огня, заключённого в воде, с помощью которого получают универсальный растворитель. Материя, использующаяся для его получения, служит сюжетом четвёртого барельефа: Мужчина показывает эмблему Овна и держит в правой руке предмет, который, к сожалению, в наше время нельзя хорошо рассмотреть (ил. IX). Что это? Минерал, инструмент, посуда или кусок какой-то ткани? Мы этого не знаем. Время и варварство испортили барельеф. Однако видны изображение Овна и фигура держащего это изображение мужчины, символ мужского металлического принципа. Это позволяет нам понять слова Пернети: "Адепты говорят, что они извлекают свою сталь из чрева барана и называют эту сталь своим магнитом".

Илл. X. Эволюция — Цвета и Режимы Великого Делания. Собор Парижской Богоматери.

Последующее развитие представлено на трёх панно, символизирующих тройственность Цветов Тетрадями Делания, описания которых можно найти во всех классических трудах (ил.Х).

Цвета идут в неизменном порядке от чёрного к красному, проходя через белый. Но, как гласит старая пословица, Natura non facit saltus (в природе ничего не делается резко), поэтому там есть много промежуточных цветов, однако, они ничего не говорят знатоку; так как являются поверхностными и мимолётными. Главные же цвета длятся дольше, чем переходные оттенки, и принимают вид самой материи, показывая изменения в её химической структуре. Это не мимолётные цвета, а окраска целиком, которая передаётся вовне и растворяет все другие цвета. Нам кажется, было бы хорошо уточнить это важное замечание.

Эти цветовые этапы, относящиеся к варке в практике Великого Делания, всегда служили символическим образцом, каждому из них приписывалось определённое и часто достаточно обширное значение. Таким образом, во все времена существовал цветовой язык, тесно связанный с религией, как об этом говорит Порталь[63], что нашло в Средние Века отражение в витражах готических соборов.

Чёрный цвет был дан Сатурну, который в спагири является символом свинца, в астрологии обозначает планету с вредным влиянием, в герметизме — Чёрного Дракона или Свинец Философов, в магии — Чёрную Курицу и т.д.; В Египетских храмах, когда неофит проходил посвящение, жрец приближался к нему и шептал на ухо таинственную фразу: "Помни, что Осирис — это Чёрный Бог!" Это символический цвет Тьмы и киммерийских теней; цвет Сатаны, которому преподносили чёрные розы; а также цвет первичного Хаоса, где перемешаны семена всех вещей; это песок в геральдике и символ земли, ночи и смерти.

Также как и день сменяет ночь, сказано в Книге Бытия, также и свет сменяет тьму. Его символом является белый свет. Достигнув этого, Мудрецы утверждают, что теперь их материя лишена всякой грязи и полностью очищена. Она предстаёт в этот момент в виде твёрдых зёрен или сверкающих алмазным блеском корпускул ослепительной белизны. Также белый цвет обозначает чистоту, простоту, невинность. Белый цвет — это цвет Посвящённых, потому что покинувший тьму, чтобы идти к свету, из профана становится Посвящённым, чистым, духовно обновлённым. "Это слово — Белый — было выбрано по глубоким философским соображениям, — пишет Пьер Дюжоль. — Белый цвет на большинстве языков обозначает благородство, величие, чистоту. По знаменитому "Учебному Словарю древнееврейского и халдейского языков " Гезения burbeum означает быть белым; burim, beurim означает благородные, белые. Эта более или менее правильная древнееврейская транскрипция ведёт к слову heureux (счастливый, успешный). Слово bienheureux (блаженный, счастливый) обозначает тех, кто возродился, умывшись кровью Агнца; они всегда носят белую одежду. Никто не отрицает, что это также синоним Посвящённых, благородных, чистых. Посвящённые носили белые одежды. Благородные также. В Египте Души Умерших тоже были одеты в белое. Птах Возрождающий был одет в белое. Он был одет в белое, чтобы подчеркнуть возрождение Чистых и Белых. Катары, секта, к которой принадлежали флорентийские Белые, были Чистые (от гр. Kaqaros). На латинском, немецком, английском слова weiss, white означают белый, счастливый, духовный, мудрый. Напротив, еврейское schher означает чёрный цвет перехода; иными словами, это профан, ищущий посвящения. Чёрный Осирис, который является в начале погребального ритуала символизирует состояние души, которая идёт от ночи к дню, то-есть от смерти к жизни".

Красный же цвет — символ огня, выражает экзальтацию, превосходство духа над материей, господство, могущество и апостольство. Достигнув формы кристалла или летучей и плавкой пудры красного цвета, философский камень приобретает способность лечить прокажённых, т.е. преобразовывать в золото обычные металлы, которых окисляемость делает несовершенными, больными или калеками.

Парацельс в "Книге образов" также говорит об окрасках этапов Делания: "Хотя было несколько элементарных цветов, — как лазурный, в частности, принадлежащий к земле, зелёный — воде, жёлтый — воздуху, красный — огню, — однако чёрный и белый цвета относятся непосредственно к спагирическому искусству, в котором также имеются четыре первоначальных цвета: чёрный, белый, жёлтый и красный. Чёрный — это корень и первоисточник всех других цветов; поскольку любая чёрная материя может отражаться в течение необходимого для этого времени таким образом, что последовательно появятся три других цвета. Белый цвет следует за чёрным, жёлтый за белым и красный за жёлтым. Любая материя достигнув стадии четвёртого цвета посредством отражения приобретает своего рода природную окраску".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.