Образовательная Кинесиология.
Образовательная Кинесиология - современное эффективное направление науки и практики в области человекознания, основанное американскими авторами доктором Полом Деннисоном и Гейл Деннисон. Это – направление предлагает целостное воззрение на человека, развитие личности и ее опыта. Оно синтезирует некоторые наиболее перспективные личностно-ориентированные теории и прикладные достижения психологии, педагогики и нейрофизиологии.
Образовательная Кинесиология - это образовательная программа, сочетающая в себе одновременно знание и практику развития человека через организацию системы специальных движений, физических упражнений и психотехнических приемов. Гармонично влияя на психический, интеллектуальный, личностный уровни.
Упражнения и приемы Образовательной Кинесиологии направлены на развитие и восстановление природных уникальных возможностей человека. Возможности нашего природного развития «блокируются» по разным причинам - современная система образования не может в полной мере «рассчитать» и в полной мере учесть особенности природы растущего человека и его индивидуальные характеристики, по причине «обездвиженной» жизни, учебных и иных стрессов. Препятствия негативно сказываются на становлении наших базовых умений видеть, слышать и слушать, чувствовать и двигаться, что отражается на учебно-познавательной деятельности и поведении личности. Работа с подобного рода препятствиями и оживление естественных механизмов системы «тело-интеллект» - есть предмет Образовательной Кинесиологии.
Само словосочетание "Образовательная Кинесиология" состоит из слов: "Образовательная" (от латинского "eduсаге" - "вытягивать"), что в данном направлении означает поиск человеком знаний о себе, внутренних препятствиях к развитию, о возможностях и преподнесении самому же себе образования - способов и навыков продвижения "Я", личностного роста в рамках целостной системы "тело-интеллект", и "Кинесиология" - ("Kinesis" - движение, "Logos" -учение), что есть учение о структуре и движении тела, их связи с функционированием мозга.
Различные программы Образовательной Кинесиологии широко используются в учебно-воспитательном процессе с детьми разного возраста. Они направлены на формирование особого рода навыков - развивающих. Поэтому этим к программам обращаются на уроках математики, письма, чтения, естествознания, физкультуры и др.
Методы работы (коррекция, развитие, обучение) с ребенком соблюдают природные законы развития сознания и телесных процессов, принцип «уважения и сопровождения роста» его личности и опыта, экологичны, не допускают интервенции в его внутренний мир.
Образовательная Кинесиология - молодое направление. Вместе с тем, сегодня она быстро и успешно развивается, и входит в профессиональную жизнь специалистов - психологов, педагогов, врачей и других "помогающих" профессий - более, чем в 30 странах мира: США, Канаде, Германии, Англии, Австралии, Швейцарии, Польше, Австрии, России и др. В ряде стран открыты колледжи и факультеты по профессиональной подготовке специалистов по кинесиологии.
О ПРОГРАММЕ "ГИМНАСТИКА МОЗГА"®
Программа "Гимнастика Мозга"® - начальный уровень Образовательной Кинесиологии - представляет собой систему простых и доставляющих человеку удовольствие движений, направленных на развитие опыта учения человека на уровне работы "целостного мозга". Тестовые процедуры в Образовательной Кинесиологии выявляют тот факт, что многие и многие люди (в силу незнания возможностей своего естественного развития или чрезмерного старания при достижении каких-либо целей) "отключают" механизмы интеграции мозга, необходимые для полноценного учения, роста.
В результате этого происходит разрыв между мыслью и движением, неспособность выразить то, что было воспринято или заучивалось. Ребенок страдает от синдрома неуспешности. Напрашивается вывод о необходимости использовать работу целостного мозга в процессе учения. "Гимнастика Мозга" предлагает для этого специальные процедуры переформирования неконструктивных, стереотипных связей в системе "тело-интеллект", т.е., связей между "мыслью и телом". Более того, она ведет ребенка навстречу к его уникальным возможностям.
Гимнастика Мозга - начальная программа Образовательной Кинесиологии.
Образовательная Кинесиология – экологичное развитие личности!
В 1993г. Программа Пола и Гейл Деннисонов но «Гимнастике Мозга» получила широкую известность - она заняла третье место в конкурсе «Выдающихся современных образовательных технологий США, а ее создатель получил награду «Дельта Каппа Фи» от Калифорнийского Университета.
Ритмирование:
- ВОДА
Вода позволяет ионизировать соли, чем повышает электрический потенциал в мембранах нервных клеток и обеспечивает необходимыми формами протеина и их функционированием во всей неравной системе. Вода составляет 76 % веса тела человека. Вода также повышает уровень кислорода, столь необходимый для гемоглобина.
- КНОПКИ МОЗГА
Упражнение «кнопки мозга «обеспечивает приток свежего кислорода в мозг. Одна рука находится на пупке, а другая стимулирует точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Упражнение активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.
- ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ШАГ
Это упражнение активизирует оба полушария. Перекрестный шаг это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Необходимо касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена. Таким образом, активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий головного мозга. При медленном выполнении упражнение активизирует баланс вестибулярной системы.
- КРЮКИ Деннисона
Упражнение одновременно активизирует сенсорную и моторную часть в обоих полушариях головного мозга. Это упражнение приводит к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
1 часть упражнения: скрестите лодыжки, как вам удобно. Вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Скрестите руки, соедините ладони и возьмите пальцы в «замок». Выверните их на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Дополнительно: язык прижимать к твердому небу, глаза вверх.
2 часть упражнения: разомкнув ноги, прикоснитесь кончиками пальцев обоих рук друг к другу, опустите руки ниже уровня пупка. Дополнительно: язык прижимать к твердому небу, глаза вниз.
ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ.
Рисование «Ленивых 8-к», или знака бесконечности, способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля без перерывов, необходимого при чтении; активизирует оба глаза (правый и левый) и интегрирует оба зрительных поля (левое и правое). Восьмерка рисуется лежащей на боку: точка в ее центре соединяет прорисовываемые непрерывной линией окружности и разделяет зрительное поле на левое и правое.
Учебные инструкции
• Встаньте напротив центра «Ленивой 8-ки» и рисуйте ее на уровне глаз.
• Примите удобную позу при рисовании: ноги - на ширине плеч для равновесия тела. Начните рисовать левой рукой, чтобы сразу же активизировать правое полушарие.
• Начните рисовать влево от центра - вверх против часовой стрелки, по окружности и вернитесь в центр. Далее рисуйте от центра вправо - вверх по часовой стрелке, в сторону по окружности, и вернитесь в исходную точку.
• Следите глазами за «Ленивой 8-кой»; голова слегка следует за ее траекторией.
Вариации
• Активизируйте слух и сопровождайте рисование левой и правой рукой словами: «Вверх, влево по кругу. Пересечение средней линии. Вверх по кругу, вниз и снова в центр».
• Упражнение можно делать с закрытыми глазами для усиления ощущений от «Ленивой 8-ки».
• «Нарисуйте» «Ленивую 8-ку» в воздухе, на плакате или - для усиления тактильных ощущений -
пальцами на песке, бумаге, доске.
* Рисуйте «Ленивые 8-ки», увеличивая их размер: большие - на вертикальной поверхности, а малые - на горизонтальной поверхности, столе.
• «Энергетические 8-ки»: руки идут от центра одновременно в стороны - каждая «рисует» свою окружность. Далее они пересекают центр «Ленивой 8-ки» и рисуют другую ее окружность в противоположном зрительном поле. Движение рук медленное, внимание направляется одновременно на оба зрительных поля, правое и левое, и контролирует движения рук.
Активизирует мозг для:
· пересечения средней визуальной линии и повышения-межполушарной интеграции;
• улучшения бинокулярного и периферического зрения;
повышения координации движений мышц глаз (особенно при прослеживании).
Учебные навыки:
• механизмы чтения (движения глаз слева направо); распознание символов письменного языка;
• понимающее чтение (работа долговременной ассоциативной памяти).
Связь поведения и позы тела:
расслабляет глаза, шею и плечи при сосредоточении; улучшает восприятие глубины; улучшает центрацию, баланс и координацию.
ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ.
Зрительное и кинестетическое следование за знаком бесконечности или «Ленивой 8-кой» малых размеров используется в образовательной терапии для развития осознания кинестетических и тактильных ощущений учащихся, испытывающих серьезные проблемы с учебой. Такого рода учащиеся обычно проявляют нейрологическую незрелость при пересечении среднего визуального поля. Это упражнение помогает избавиться от перевернутого и зеркального письма и чтения. Доктор Деннисон адаптировал «Ленивые 8-ки» в 1974 году: он давал учащимся рисовать их на доске, чтобы включить в работу крупные мышцы тела и развить навыки слежения глаз за движениями рук. У этих учащихся быстрее развивались навыки различения символов и лево-правосторонней ориентации.
ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ.
«Двойные рисунки» - это билатеральное рисование в среднем поле (листа бумаги), предназначенное для осознания направления движения и ориентации тела в пространстве. Если у учащегося развито чувство различения левой и правой сторон в процессе рисования или письма, то он ощущает центр своего тела и соотносит движения (вперед, назад, вверх и вниз) по отношению к нему. Это чувство развивается у ребенка главным образом тогда, когда он неумело водит рукой и создает различные формы по памяти. «Двойные рисунки» ощущаются лучше при работе крупных мышц рук и плеч. Встаньте за учащимся, возьмите обе его руки в свои и нарисуйте ими что-нибудь несколькими простыми движениями. Научите его выполнять упражнение, соотнося движения с центральной линией тела. Сопровождайте движения словами: «В сторону, вверх, к себе, вниз». Пусть учащийся сидит, расслабившись, когда обе его руки движутся свободно зеркально симметрично по отношению друг к другу.
ВАРИАЦИИ.
• Перейдите от рисования двумя руками на доске к рисованию на маленьком листочке бумаги, прикрепленном к доске или полу.
• Предлагайте различные средства для рисования «Двойных рисунков» (мел, краски, маркеры, фломастеры).
• Делайте «Двойные рисунки» в воздухе при работе с группой.
• Выполняйте упражнение двумя пальцами; поочередно прикасаясь остальными пальцами руки к большому.
• Изобразите «Двойные рисунки» в воздухе плечами, локтями, кистями рук или ногами (для расслабления, снятия напряжения).
• Выполняйте «Двойные рисунки» всеми конечностями: рисуйте руками и ногами одновременно.
АКТИВИЗИРУЕТ МОЗГ для
• координации «руки - глаза» в разных зрительных полях;
• пересечения средней кинестетической линии;
• осознания пространства и зрительного различения;
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
• способность следовать глазами за движением рук в разных направлениях;
• декодирование и кодирование зрительных символов;
• письмо, правописание, математика.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|