Сделай Сам Свою Работу на 5

Двигательные (моторные) зоны.





Область, ведающая произвольными движениями, расположена в извилине лобной доли, тянущейся вдоль роландовой борозды.Выходящие из нее моторные волокна направляют­ся в спинной мозг либо прямо, проходя в виде двух пучков через варолиев мост и продолговатый мозг (где перекрещиваются), либо непрямым путем через мозжечок и различные ядра, ответственные за координацию движений.

Как и в зоне общей чувствительности, в моторной зоне в виде проекций представлено все тело человека (головой вниз, пальцами ног вверх); площадь этих проекций пропорциональна сложности управления соответствующими группами мышц.

Ассоциативная зона, прилегающая к моторной области и тесно взаимодействующая с расположенным под ней полосатым телом (см. выше), ответственна за моторные автоматизмы, а также за программи­рование и координацию более сложных и тонких движений. Поврежде­ния этой зоны сопровождаются расстройством, получившим название двигательная апраксия.

Мозжечок. Этот орган находится позади мозгового ствола, с которым он, как и с другими центрами головного мозга, тесно связан. Мозжечок – своего рода компьютер, быстро и непрерывно анализирующий всю информацию о положении тела в пространстве и степени напряжения и расслабления различных мышц. Таким образом, в любой момент он способен корректировать команды, посылаемые мозгом к конечностям, с учетом новых сообщений от глаз, полукружных каналов и мышечных веретен (Ж. Годфруа,1992). Мозжечок обучается различным программам движения, а затем сохраняет их. В нем хранятся программы сложных и автоматически выполняемых двигательных актов, которые сформировались при жизни человека. Мозжечок в ответ на команду к движению также осуществляет «перспективное планирование» движений, т.е. выбирает тип моторной программы. Кроме того, мозжечок принимает участие в «ближайшем планировании» движений, непрерывно корректируя его за счет той обширной информации, которой он обладает относительно сенсорных характеристик положения конечности и скорости, с которой планируемое движение должно быть осуществлено.



Спинной мозг. Спинной представляет собой тяж нервной ткани с площадью поперечного сечения примерно 1 см и около метра длинной. Его главная функция - в проведении сигналов от периферической нервной системы или к ней. Его наружные слои в основном образованы восходящими сенсорными и нисходящими двигательными нервными путями, а также путями, передающими нервные сигналы ганглиям симпатической системы. Помимо этого, спинной мозг выполняет функцию нервного центра, ответственного за врожденные рефлексы. Он способен мгновенно передавать команды тем или иным мышцам после получения соответствующей информации и обеспечивает, таким образом, быструю защитную реакцию организма. Нервную цепь, ответственную за такую реакцию, называют рефлекторной дугой.




Глава 4. Положение тела в пространстве. Измерения тела и уровни мозга.

С точки зрения Образовательной Кинесиологии.

Покажи мне свое тело и походку и я скажу, кто ты.

Физическое тело показывает, какие мы есть на самом деле. Поза тела расскажет и покажет все, что было в нашей жизни, что мы пережили и о чем думаем в настоящий момент.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его
частей относительно друг друга используют понятие измерение тела. Исходным
принято считать такое его положение, когда человек стоит, ноги вместе, ладони
обращены вперед.

Измерение латеральности.

Тело человека рассматривается по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии и делится на две половины - правую и левую. Границей между ними является срединная (медиальная) плоскость, расположенная вертикально и ориентированная спереди назад. В Прикладной и Образовательной Кинесиологии эта билатеральная симметрия называется латеральным измерением тела (1).



ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ- измерение целостной системы «тело-интеллект», отвечающее за взаимодействие между правой и левой половинами тела и интеграцию функций правого и левого полушарий головного мозга. На базе латерального измерения мы можем развивать навыки координации движений между правой и левой половинами тела: навыки работы глаз - бинокулярного зрения; ушей - бинаурального слуха; координации движений левой и правой рук; ног; целостного тела.

Состояние этого измерения влияет на взаимодействие парных органов восприятия и движения, на наше общение (коммуникацию) и адекватную общителъностъ. Латералъное измерение тела развивается уже внутриутробно и преимущественно раньше других измерений. В дальнейшем, после рождения, становление латеральности происходит в очень динамических условиях и в зависимости от характера поз (ребенок лежит, сидит), работы «позовых» рефлексов (асимметричный тонический рефлекс шеи и др.) и движений (ползание, ходьба). Первые два, три месяца развития младенца - это период преимущественного латерального развития, смысл которого состоит в «закладке» будущей специализации функций левого и правого полушарий (и развития речевых центров в частности).

«Мозговой центр» этого измерения располагается в неокортексе (мозг новых млекопитающих), который отвечает за возникновение идей и творческих способов мышления. Неокортекс осуществляет в основном только условно-рефлекторную работу, отвечает за многообразие и вариабельность способов реагирования на изменения во внутренней и внешней среде организма. Неокортекс образован левым и правым полушариями головного мозга, связанных между собой мозолистым телом.

Неокортекс - интеллектуальная и концептуальная область функционирования (восприятие и выражение), которая зависит от двух других отделов мозга: лимбической системы и ствола
мозга. Другими словами, если процессы трансмиссии (передачи) нервных
импульсов (прохождение информации) блокированы на уровне лимбической
системы или ствола мозга, то информация не может достигнуть неокортекса для
причинно-следственной обработки.

 

 

Измерение центрации.

Горизонтальная плоскость тела ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет верхний его отдел от нижнего. Эта плоскость образует так называемое измерение центрации (2).

ЦЕНТРАЦИЯ- измерение целостной системы «тело-интеллект», отвечающее за взаимодействие между верхом и низом тела, за связанную работу рационального начала (верхняя часть тела) и кинестетики - эмоций, чувств и движений (нижняя часть тела) и за интеграцию причинно-обусловливающих и эмоциональных отделов головного мозга. Благодаря этому измерению мы сохраняем устойчивость при движениях и ходьбе. На базе измерения центрации мы можем развивать навыки координации между «мыслью и движением». Эта координация одна из наиболее важных, потому что входит в категорию организационных, «развивающих» навыков, влияющих на становление многих других умений и навыков.

Состояние этого измерения влияет на нашу способность быть организованными.
Измерение центрации тела
развивается также внутриутробно и «вступает в силу» как бы вторым. После рождения становление центрации проходит в зависимости от характера движений, (ребенок сидит, встает с опорой), работы «динамических» рефлексов (Моро, Ландау, ползания, автоматической ходьбы и др.), готовящих ребенка к стоянию, ползанию, ходьбе и движениям целостного тела и конечностей.

На уровне работы головного мозга за работу этого измерения отвечает лимбическая система (таламус и гипоталамус) (или мозг ранних млекопитающих), это эмоционально-познавательная структура. В ней происходит оперирование эмоциями, критическое запоминание и учение. Этот уровень мозга ответственен за безусловно рефлекторную деятельность. Так гипоталамус контролирует все ответные реакции выбора: «бороться или бежать». Что более важно, гипоталамус контролирует симпатическо-парасимпатические нервы, которые в свою очередь контролируют висцеральный орган, сердце, легкие, печень, пищеварительный тракт и пр. и кровеносные сосуды всего тела.

Эта область мозга развивается с 15 месяцев примерено до 4 лет (до возраста, когда, по Л.С. Выготскому, ребенок переживает эмоции, не осознавая факта самого переживания).

Рефлекторные функции среднего мозга имеют существенное значение для первичной ориентировки организма по отношению к действующим на него раздражителям. На всякое вновь появляющееся в окружающей среде раздражение человек обычно реагирует ориентировочным рефлексом. Ориентировочный рефлекс есть реакция на новизну окружающей обстановки.

Ряд рефлексов, относящихся к этому измерению, остается актуальным на протяжении всей жизни человека: гравитации (центра тяжести), центрации (устойчивости положения тела при движениях), заземления (ощущение основы под телом).

 

 

Измерение фокуса.

Вертикалъная плоскость, ориентированная перпендикулярно латеральной, называется фокусом тела (3)
(или фронтальным измерением тела). Это измерение по
своему направлению соответствует плоскости лба. Фронтальная плоскость проходит слева направо или справа налево. В соответствии с этим измерением, тело подразделяется на перед и спину.
Фокус- измерение целостной системы «тело-интеллект», отвечающее за взаимодействие между передней частью тела и спиной, за связанную работу верхних причиннообусловливающих и нижних отделов мозга, отвечающих за «выживание». Это измерение управляет механизмами сосредоточения сознания одновременно на деталях воспринимаемого объекта или события и целостной их перспективе. Благодаря работе этого измерения мы адекватно понимаем происходящие вокруг нас события и явления. На основе измерения фокуса мы можем развивать навыки координации между сосредоточением и «расширением» поля внимания, между новым и старым опытом. Эти навыки координации входят в категорию «развивающих» навыков, потому что определяют становление логического и образного восприятия, памяти и мышления..

Состояние этого измерения влияет на развитие способности адекватно понимать происходящее вокруг и собственные поступки, слова, действия и пр. При несбалансированности этого измерения тело работает как бы в условиях «выживания», на уровне охранных рефлексов (включающихся в ответ на стрессовую ситуацию) и отвлечения внимания от новой информации.

Измерение фокуса тела во внутриутробном развитии выступает на «сцену» третьим. После рождения становление фокуса также проходит вслед за развитием двух первых измерений латеральности и центрации и более всего развивается в активных и «познавательных» движениях ребенка, требующих координации: при ползании, ходьбе, разнонаправленных движениях, в решении двигательных задач.

На уровне головного мозга за работу измерения фокуса отвечает ствол мозга («рептилийный мозг»). Ствол мозга включает в себя: продолговатый мозг, Варолиев мост, и мозжечок. Эволюционно это самая старая система мозга. Она имеет жестко постоянные связи: именно в этом мозге в ретикулярной формации, в полной мере координируются биологические и физические функции тела. Самозащита и поддержание своего существования - основы функции этого отдела мозга. Этот отдел мозга развивается с момента зачатия до 15 месяцев. Ствол мозга - рефлекторный центр относительно простых, врожденных безусловных рефлексов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.