Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Что такое двигательное развитие?





 

Двигательное развитие ребенка – одно из наиболее интересных и, вместе с тем, не освоенных наукой, явлений. Педагоги и родители все больше и больше узнают об особенностях психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и поведения ребенка. Однако они совсем мало знают о той роли, которую двигательное развитие играет в общем, психическом развитии ребенка.

Естественное состояние души ребенка – движение. Он активен, любознателен и постоянно ищет возможность подвигаться. Мы, взрослые, особенно в современной системе школьного образования, чаще всего видим свою задачу в том, чтобы успокоить «непоседу» и сделать все возможное, чтобы он «сидел смирно» и не нарушал обычного хода событий. Мы хотим и требуем, чтобы он смотрел, слушал и не двигался, т.е., ожидаем и поощряем в нем обездвиженное познание и «спокойное» поведение. А ведь движение заложено в нас самой Природой. Около 650 мышц нашего тела должны двигаться, чтобы обеспечить нам жизнь и работу мозга! Движение также является источником радостного и непосредственного познания, продвигает наше понимание и позволяет закрепить новый опыт.



Хватает ли нам мудрости учиться у самой природы и у растущих детей и использовать тот потенциал развития, который дает движение? Чаще – нет, ибо сами мы выросли в «обездвиженной» системе знаний и убеждений. Стиль нашего воспитания и образования, ограничивающий движение ребенка, по сути, тормозит самое важное для него - развитие. Может поэтому, огромное число наших детей формально усваивают знания, страдают из-за «абстрактного учения» и их грамотность падает из года в год. Невозможность интегрировать интеллектуальные процессы с двигательными, на наш взгляд, являются одной из основных проблем для современного ребенка-школьника.

 

Что вбирает в себя та сфера, которую мы называем двигательным развитием?

Это:

· становление рефлекторных младенческих движений и их интеграция между собой;

· интеграцию младенческих рефлексов («динамических» или двигательных и «позовых») с сознательно контролируемыми движениями;

· развитие у ребенка целостных схем движений тела (переворот с живота на спину и, наоборот; умение сидеть или стоять и пр.) и формирование переходных движений (основных схем движений, обеспечивающих становление умения переворачиваться или садиться и пр.);



· становление различных систем координации движений (левая рука-правая рука, руки-глаза, руки-глаза-слух, руки-ноги и многие другие);

· развитие измерений тела – латеральности (взаимодействие левой и правой сторон и левого и правого полушарий головного мозга), центрации (взаимодействие «верха» и «низа» тела, неокортекса и среднего мозга) и фокуса (взаимодействие «переда» и «спины» тела, неокортекса и задних, стволовых отделов мозга).

· развитие системы контролируемых движений (контроль положения тела во время ответов у доски, публичных выступлений, спортивных занятий и выступлений, танцев и пр.).

· становление темпа и ритма движений;

· становление позы и формы тела;

· развитие телесного кинестетического интеллекта (моторный аспект сознания, поведения и деятельности);

· развитие связей между движениями и их схемами с эмоциональными и познавательными психическими процессами и поведением.

 

Картина перечисленных выше явлений, безусловно, далеко не полна. Однако и они уже вызывают множество вопросов. Задержка, торможение в становлении тех или иных компонентов двигательного развития отражается на целостной психике в детском возрасте и влияет на другие этапы взросления. Знания о резервах естественного развития, заложенного Природой, и их использование могли бы помочь многим детям, испытывающим личностные и поведенческие проблемы, и существенно изменить их жизнь и учение к лучшему.



Двигательное развитие имеет свою структуру, собственное течение, свой собственный невербальный язык и законы проявления. Его носителем является тело. В процессе своего развития оно «продвигается» через базовые схемы движений в темпе и по законам, предназначенным Природой. Каждый динамический или позовый рефлекс, схема движения, система координации движений и пр. также появляются в свое особое время. Это время - то пространство, в котором базовое движение исследуется, усваивается, отрабатывается и объединяется с це­лостной системой движений тела.

Усвоенные схемы служат поддержкой для разви­тия других схем движений. С возникновением каждой новой схемы движения, вновь активизируются другие схемы. Это создает базу для эффективного перехода человека на следующий этап двигательного развития. В свою очередь, двигательное развитие становится основой, обеспечивающей общее психическое становление. Так происходит интеграция двигательного и общего психического линий развития. Эта интеграция более всего представлена на этапе младенческого и дошкольного развития. Не случайно, многие известные психологи и педагоги утверждали мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от двигательного (Ж. Пиаже (Jan Piaget), Масару Ибука (Masaru Ibuka), П.Ф. Лесгафт (P.F. Lesgaft), Л.С. Выготский (L.S. Vigotsky), Н.А. Бернштейн (N.A. Bernstein), М. Монтессори (М. Моnetessory) и др.). В частности, японский исследователь Масару Ибука считает, что развитие одаренности ребенка до трех лет прямо пропорциональна двигательному. Чем больше и правильно, соответственно возрасту и природе двигается ребенок, тем активнее он развивает мыслительные процессы (сравнение, противопоставление, конкретизацию и обобщение), механизмы воображения, творческость, тем быстрее и активнее развивается его речь. Отметим, что такие выдающиеся новаторы в области образования, как Говард Гарднер (Ноvard Gardner), Джин Эйрес (Dеаn Ауres), Рудольф Штайнер (Rudoph Steiner), Ма­рия Монтессори (Маria Моnetessory), Моше Фелденкрайз (Моshe Fе1denkreis), Гленн Долман (G1еnn Dolman), Нил Кефард (Ni11 Керhard) и многие другие признают важнейшую роль движения в процессе познания и личностного становления ребенка.

Центральным вопросом в двигательном развитии является вопрос о том, как плавно, сообразно природе ребенка привести его к осознанному движению. Осознанное движение, если оно «в ладу» с естественными основами развития, ведет и к контролируемому поведению. Так, ребенок получает ярлык «агрессивного», если не может контролировать свои движения, действия и эмоции и не умеет «канализировать» их социально приемлемым способом. Чем слабее у него двигательный контроль, тем активнее «взрываются» эмоции, и, наоборот, чем более неуправляемы эмоции, тем больше он обращается к «резким, рваным, угловатым», т.е. «агрессивным» движениям. Ребенок оказывается в порочном кругу. Иногда элементарное знание о движении и коррекция с его помощью могут изменить не только поведение ребенка, но и сделать радостной его жизнь и взаимодействие с окружающим миром.

Процесс формирования произвольного движения и двигательного контроля происходит в направлении от центра тела к конечностям, от головы к копчиковому отделу позво­ночника, от верхних конечностей к нижним. Использование подобного рода знаний может помочь правильно организовать движение ребенка. Важно также помнить, что каждая схема движения основывается на базовых рефлексах, соотносится с другими схемами движений, поддерживает развитие и функционирование мозга. Все это означает, что важны также и истоки движений – правильное развитие «динамических» и «позовых» рефлексов и их интеграция в общую систему движений тела. Трудности же на пути первых движений тормозят в будущем становление произвольного движения, отражаются поведенческими и учебными проблемами, отягощают психическое становление.

Высоко усовершенствованное движение опирается на интеграцию разных уровней движения в общем, двигательном развитии. Истинно интегрированное движение эффективно, сильно и изящно. Оно гармонизируется дополнительными схемами движения. Такое движе­ние представляет собой «великолепный оркестр процессов: сгибания и разгибания, удлинения и сокращения, сжатия и отталкивания, дотягивания и притягивания. Эти процессы создают гармонию и последовательность в протекании и координации движения. В результате человек оказывается способным двигаться, имея в своем арсенале больший диапазон выборов в реагировании на стимулы окружающего мира» (К. Э. Эриксон, 1988).

Двигательное развитие образуют: структура, качество, уровень осознания, ритм и темп движения, кинестетическое сознание и ... радость движения. Для того, чтобы двигательное развитие было полноценным и радостным, мы должны бережно сопровождать его, учитывая его составные, этапы, возрастную специфику, и ведя к радости открытий через движение.

«Движение - ключ к учению».

«Исследования в области двигательного и интеллектуального развития свидетельствуют о том, что движение является составной частью процесса учения. Движение про­буждает и активирует многие умственные способности. Доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд (Carla Hannaford, США), обращаясь к научным исследованиям, показывает, как движение помогает встраивать и закрепляет новый опыт и информацию на нейрофизиологическом уровне - в нейронных сетях. Движение жизненно необходимо для действий, с помощью которых мы реализуем и выражаем познанное и свое «Я».

Наши знания о движении отражаются на воспитании на­ших детей самым непосредственным образом. Ребенок, приученный к познанию без движения, пассивен в своей деятельности, у него ограничен опыт использования знаний, он быстрее утомляется, склонен к истощению внимания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.