Сделай Сам Свою Работу на 5

Девочка в форме медсестры





Я ушла из детства в грязную теплушку.

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые…

Чтоб с врагами биться, в поле замерзать…

Потому что имя ближе, ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Ю. Друнина

 

Девочка в военной форме

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне!

Ю. Друнина

 

Й ведущий

Немецкие газеты печатали на своих страницах карту Московской области, генералы Вермахта примеряли парадные мундиры, намереваясь пройти парадом по Красной площади.

 

На экран проецируются кадры хроники парада советских войск

7 ноября 1941 года на Красной площади.

 

Й ведущий

Но советским командованием было принято твердое решение: Москву не сдавать!

И 7 ноября 1941 года в осажденной Москве состоялся парад Красной армии.

 

Звучит фонограмма «морзянки».

 

Й мальчик в гимнастерке

Москва. Сивцев Вражек, дом 58, квартира 7. Капельмейстеру Агапкину Василию Ивановичу. Срочно. Совершенно секретно.



 

Й мальчик в гимнастерке

«Седьмого ноября сего года на Красной площади, как обычно, будет проведен военный парад. В целях безопасности начало парада передвинуто на восемь часов утра. Принимать парад приказано маршалу Буденному. На вас возложено руководство сводным оркестром Штаба Московского военного округа. К репетициям приступить незамедлительно. Ни один музыкант не должен знать о цели репетиции. Надлежит сохранять тайну».

Й мальчик в гимнастерке

Из воспоминаний Василия Ивановича Агапкина, участника Первой мировой и Гражданской войн, автора знаменитого марша «Прощание славянки»: «Репетировали в Кавалерийском манеже на Фрунзенской набережной. Нотной бумаги не было, пришлось записывать на случайных клочках бумаги».

Й мальчик в гимнастерке

Когда оркестр прибыл на Красную площадь, обнаружилось, что у духовых инструментов замерзают клапаны. У многих музыкантов не было перчаток – коченели пальцы. Как играть? Решили: маленькие инструменты отогревать за пазухой, большие прикрывать полами шинели. Так и чередовались: одни отогревали инструменты, другие играли.



Й мальчик в гимнастерке

Из архива Гидрометеослужбы СССР. Справка. «7 ноября 1941 года. Низкая облачность, ограниченная видимость до пятисот метров, резкое похолодание до минус четырнадцати. Снег, метель. Действия авиации затруднены».

 

Й мальчик в гимнастерке

В пять утра в разные концы города разъехались машины, повезли приглашения на парад. А навстречу им с Красной площади уже шли колонны солдат и офицеров.

 

На экран проецируются кадры хроники военного парада 7 ноября 1941 года. Звучит фонограмма фрагмента марша В. Агапкина «Прощание славянки».

Й мальчик в гимнастерке

Седьмого ноября, не переставая, мела метель – сугробы у Спасских ворот...

 

Й мальчик в гимнастерке

Отсюда, с Красной площади, после парада, который продолжался шестьдесят две минуты, воинские части уходили прямо на фронт...

Хор исполняет «Песню защитников Москвы».

На экран проецируются фотографии обороны Москвы конца осени 1941 года.

Ребенок-чтец

Москва. Ноябрь.

А меж сосен

Во всей стремительной красе

Летит в дымящуюся осень

Волоколамское шоссе.

М. Лисянский

На экран проецируется фотография обелиска на Волоколамском шоссе на месте подвига героев-панфиловцев.

Мальчик-рассказчик

Разъезд Дубосеково... Нет в нашей стране человека, чье сердце не отзовется на это название.

Звучит тихая музыка.

2-я девочка-рассказчица (на фоне музыки)

15 ноября группа истребителей танков, двадцать восемь воинов из триста шестнадцатой стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова, пришла на высоту 251 между деревней Нелидово и разъездом Дубосеково и заняла круговую оборону. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.



 

Мальчик-рассказчик

16 ноября рота фашистских автоматчиков в сопровождении двадцати танков двинулась в наступление. Началась жестокая схватка: четырнадцать танков было уничтожено, остальные повернули назад. Понесли потери и наши бойцы. На оставшихся в живых двинулось еще тридцать вражеских танков. И опять никто не дрогнул. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – эти слова Василия Клочкова облетели весь мир. Показывая пример бесстрашия и героизма, политрук Клочков бросился с гранатами под фашистский танк, но был настигнут вражеской пулей. Бой длился более четырех часов. В живых осталось пять защитников высоты... Враг в этот день не вышел на Волоколамское шоссе...

Девочка-чтица

Безграничное русское поле,

Ходит ветер, поземкой пыля.

Это русское наше раздолье,

Это вольная наша земля.

И зовется ль оно Куликовым,

Бородинским зовется ль оно,

Или славой овеяно новой,

Словно знамя опять взметено, –

Все равно оно кровное наше.

Через сердце горит полосой.

Пусть война на нем косит и пашет

Темным танком и пулей косой,

Но героев не сбить на колени,

Во весь рост они встали окрест,

Чтоб остался в сердцах поколений

Дубосекова темный разьезд.

Н. Тихонов

Й мальчик-чтец

Снег над Москвой...

Кружится, в руки просится,

Снежинки-парашютики летят...

Взгляну на снег, – и память вдруг уносится

В седой декабрь, на много лет назад…

Й мальчик-чтец

В ту осень, с орудийными раскатами,

Летящими с обугленных полей,

С висящими средь звезд аэростатами, –

Прообраз межпланетных кораблей, –

Москва была суровой и подтянутой:

На бой с фашизмом вышел человек.

Целую я знамена нашей памяти,

Которой мы не предадим вовек!

Звучит тревожная музыка.

Я девочка-чтица

Панфиловцы стоят у Дубосекова,

И фронт натянут словно тетива.

Их двадцать восемь. Отступать им некуда.

За ними затемненная Москва…

 

Я девочка-чтица

Шли с трех вокзалов по Москве дивизии –

Читинцы, казахстанцы, омичи.

Они Москвы-то толком и не видели,

Но и они отныне москвичи.

Й мальчик-чтец

И ополченцы исчезают в замети,

Следы их заметает белый снег...

 

Я девочка-чтица

Не прорвались фашисты к Белокаменной,

Сдержал народ их яростный разбег.

Й мальчик-чтец

Целуем мы знамена нашей памяти,

Которой мы не предадим вовек!

Й ведущий

Командующим Западным фронтом, обороняющим столицу, был назначен генерал Армии Жуков.

 

На экран проецируются кадры хроники контрнаступления Красной Армии в декабре 1941 года под Москвой.

 

Й ведущий

Из воспоминаний маршала Жукова…

 

Й ведущий

«В первых числах декабря по характеру действий и силе ударов всех группировок немецких войск чувствовалось, что противник выдыхается и для ведения наступательных действий уже не имеет ни сил, ни средств».

Й ведущий

Под руководством Жукова был разработан план контрнаступления.

Пятого-шестого декабря 1941 года Красная Армия нанесла сокрушительный удар по врагу и отбросила противника на расстояние от ста до трехсот километров от Москвы.

 

Й ведущий

Из вечерней сводки Совинформбюро от 5 декабря 1941 года…

Й ведущий

«В течение 5 декабря наши части, перейдя в контрнаступление, после упорных боев сломили сопротивление противника. Немецкие части начали отход, который затем превратился в беспорядочное отступление. Наши войска заняли ряд населенных пунктов и полностью восстановили свои позиции».

Й ведущий

Впервые за всю историю Второй мировой войны гитлеровцы получили достойный отпор, это была первая крупная победа советских войск...

 

Хор исполняет гимн Москвы

(сл. М. Лисянского и С. Гараняна, муз. И. Дунаевского)

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянках, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться

И везде повторял я слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

 

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой.

Я люблю твою Красную площадь

И Кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва.

 

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

 

Й ведущий

«Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними», – писал потом маршал Жуков.

 

Й ведущий

Весной 1945 маршалу Жукову, отстоявшему в 1941 году Москву, было поручено брать Берлин. В ночь на 1 мая знамя Победы взметнулось над Рейхстагом.

 

На экран проецируется кадр фотохроники «Знамя Победы над Берлином».

 

Й ребенок-чтец

Великий день! Мы так его назвали,

Пред ним стеною дым пороховой,

Над пеплом, гарью, грудами развалин

Им поднят стяг победы боевой.

 

Й ребенок-чтец

И там, где бились воины простые,

Размашисты, суровы, горячи,

Победа распростерла золотые,

Прямые, незакатные лучи.

 

Й ребенок-чтец

На мрамор занести б всех поименно –

Солдат России, чтоб в века, в века,

Да чтоб над этим мрамором знамена,

Простреленные рвались в облака!

 

Й ребенок-чтец

И надписи на мраморе гласили б:

«Сынам родным, повергнувшим Берлин,

От благодарной матери России!»

...Чтоб теплым ветром веяло с долин.

А. Прокофьев

Й ведущий

С победой возвращались солдаты домой. Москва встречала героев, вспоминая осень 1941-го, когда с подмосковных полей начался долгий путь к Победе.

 

На экран проецируются кадры кинохроники возвращения воинов-победителей.

 

Мальчик-чтец

Величием своей судьбы

Москва гордится вправе.

Ей сорок первый не забыть.

Ей сорок пятый славить.

С. Щипачев

Мальчики и девочки – участники композиции выходят на сцену и читают заключительные стихи.

 

Помните!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, – помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем, будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся – помните!

Какой ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, – помните!

О тех, кто уже никогда не споет, – помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли – помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, – о погибших помните!

Заклинаю, – помните!

 

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (Рахманинов: 2-й концерт).

Звучит мелодия песни «Журавли».

Ребенок-чтец читает стихотворение А. Суркова «Утро Победы».

Ребенок-чтец

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

 

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина… Тишина… Не во сне – наяву.

И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!»

И приметил подснежник во вру.

 

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней живучий поток.

И нагнулся солдат, и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

 

Снова ожили в памяти были живые –

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые

Как ребенок заплакал солдат.

 

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень,

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

Звучит фонограмма песни «Майский вальс»

(сл. Е. Долматовского, муз. А. Пахмутовой).


ПЕСНИ ФРОНТОВЫЕ…

Сценарий школьного праздника День Победы

Й ребенок-чтец

Память человеческая строго

Дни считает, как бойцов в строю

Знает мир, что путь ваш был нелегок

К этому торжественному дню.

 

Й ребенок-чтец

Победа к нам приходит вновь и вновь,

Прекрасна и юна, как в сорок пятом,

Приходит в блеске старых орденов

На пиджаке бывалого солдата

 

Й ребенок-чтец

Умытая слезами – не дождем,

Сверкая не огнем, а счастьем жизни,

Победа к нам приходит вешним днем,

Чтоб никогда не позабыть о том,

Какой был подвиг совершен Отчизной!

 

Хор исполняет песню «День Победы»

(сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

 

Ребенок-чтец

Какие песни фронтовые

Минувшей созданы войной!

В них чувства трепетно-живые

Встают безудержной волной.

 

Она сильна, ей правды хватит

Еще на много лет вперед, –

Она и нас с собой подхватит,

На самый гребень вознесет.

 

И словно трепетное чудо

В себе услышав, осознав,

Что мы – причастны, мы – оттуда,

Где клен зеленый раскудряв,

Где синий видится платочек,

Где соловьи поют порой,

Где каждый Вася-Василечек

Не просто парень, а герой…

 

И надо всем – как в поднебесье,

Посмотришь – Родина видна,

Что и для тех, из давней песни,

И для поющих нас – одна.

Н. Веселовская

 

Ведущий

Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить.

Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…

 

Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни «Священная война».

На сцену выходят 1-й рассказчик и мальчик в гимнастерке.

 

Й рассказчик

На третий день войны 24 июня 1941 года нa первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война». Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года.

 

На экран проецируются кадры проводов на фронт фотохроники начала Великой Отечественной войны.

 

Мальчик в гимнастерке

Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены.

 

Й рассказчик

Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Хор исполняет песню «Священная война»

(сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).

Священная война

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

 

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идет война народная,

Священная война!

 

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

 

Припев.

 

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

 

Припев.

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отродью человечества

Сколотим крепкий гроб!

 

Припев.

 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

 

Припев.

1-й рассказчик и мальчик в гимнастерке поют вместе с хором. После завершения песни уходят со сцены.

Ведущий

Война... Страшное, жестокое время тяжелейших ис­пытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что по­эзия, песня были необходимы в годы войны.

 

На сцену выходит 2-й рассказчик.

 

Й рассказчик

Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.

Хор исполняет песню «В землянке»

(сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

 

В землянке

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти – четыре шага.

 

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Й рассказчик

Песня действительно родилась в «белоснежных полях под Москвой» в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Правда, когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и там более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта... Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запоминалась с первого раза.

На фронтах Великой Отечественной войны «Землянку» пели по-разному. Появились десятки вариантов текста. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта. «Землянка», подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.

 

На сцену выходят 3-й и 4-й рассказчики.

 

Й рассказчик

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала…

 

Солдатам голову кружа,

Трехрядка под накатом бревен

Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

 

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала…

А. Межиров

 

Й рассказчик

На втором месяце войны прифронтовым городом стал Ленинград. В один из августовских дней 1941 года на оборонительных работах в морском порту трудился вместе со своими товарищами композитор Василий Соловьев-Седой. Он вспоминал…

 

Й рассказчик

Мы закончили работу и долго слушали, как поют моряки. На корабле, стоящем на рейде какой-то матрос печально перебирал лады гармони.

 

Й рассказчик

Композитор предложил поэту Александру Чуркину: «А что, если написать песню, вот такую, которая могла бы прозвучать на палубе того корабля, готового к отплытию в суровые просторы воюющей Балтики?»

 

Й рассказчик

Чуркин тоже прислушался к далекой песне на рейде. Сами собой пришли слова: «Прощай, любимый город».

 

Й рассказчик

На следующий день композитор и поэт снова встретились в порту. Александр Чуркин уже написал стихотворение, навеянное впечатлениями вчерашнего тихого вечера, когда не было налетов авиации, и тревога так странно сочеталась с покоем

 

Й рассказчик

Корабль, с которого вчера доносились звуки гармони, уже ушел. Теперь песня звучала на берегу: два товарища, поэт и композитор, напевали ее. Это было не прощание с берегом, а прощание с Ленинградом – композитору предстояло отбыть в эвакуацию вместе с эшелоном оперного театра. Это было накануне начала блокады Ленинграда.

 

Й рассказчик

Новая песня не успела широко прозвучать в Ленинграде. Она прибыла в оренбургские степи и потерпела здесь первую и единственную неудачу на своем пути: композиторы, оказавшиеся в Оренбурге, обсудив показанную Соловьевым-Седым песню, забраковали ее, сказав, что для сурового времени войны песня не подходит – слишком лирична. Но артисты оперного театра, приехавшие в эвакуацию, уже пели «Прощай, любимый город», печалясь о разлуке, веря в возвращение.

 

Й рассказчик

После передачи по радио песня очень понравилась и бойцам на фронте.

 

Хор исполняет песню «Вечер на рейде»

(сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого)

Вечер на рейде

Споемте, друзья, ведь завтра в поход

Уйдем в предрассветный туман

Споем веселей пусть нам подпоет

Седой боевой капитан.

 

Припев:

Прощай любимый город!

Уходим завтра в море,

И ранней порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

 

А вечер опять хороший такой,

Что песен не петь нам нельзя.

О дружбе большой, о службе морской

Подтянем дружнее друзья.

 

Припев.

 

На рейде большом легла тишина,

А море окутал туман,

И берег родной целует волна

И тихо доносит бaян.

 

Припев.

На сцену выходят мальчик в матросской бескозырке и 5-й рассказчик.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.