Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Что такое философия?





Введение

Семинар – особый вид учебной деятельности в форме практики мышления, речи и письма. На семинарских занятиях студенты отвечают на вопросы, участвуют в дискуссиях, ролевых играх, выступают с сообщениями, докладами, защитой рефератов.

Достоинством семинара является дискуссионная форма усвоения материала, сотворчество в обсуждении проблем.

Цель семинара– формирование у студентов способности к понятийному мышлению, ценностному самоопределению, умения доказывать и опровергать, слушать и оценивать выступления, этично вести диалог, полемику.

На семинарских занятиях перед студентом ставятся задачи:

• развить умение мыслить логично и самостоятельно;

• усвоить содержание понятий и категорий;

• продемонстрировать степень подготовки к семинару;

• набрать необходимое количество баллов, повысить свой рейтинг. Творческое усвоение студентами философии, т.е. учения о теоретическом мышлении и о ценностном самосознании человека, позволит им значительно повысить уровень гуманитарной и профессиональной подготовки, социальной компетентности и развить субъектность (способность к самоопределению и нормотворчеству), столь важную в самостоятельной жизни.



При творческом усвоении философии у студентов формируются следующие умения по различным разделам философского знания:

историко-философский раздел:

• вычленять смысл философской системы: как в ней решаются вопросы метафизики, антропологии, гносеологии, аксиологии, культурологии, социологии, политологии, праксиологии;

• определять педагогическую значимость той или иной философской системы и аргументировать ответ;

• различать духовно-нравственные ценности русской и зарубежной философии;

гносеологический:

• свободно оперировать не только представлениями, но и понятиями, категориями; систематически излагать мысли, аргументированно доказывать и опровергать;

• критично оценивать мышление как свое собственное, так и других людей, способность к рефлексии;

• определять смысловую направленность понятийных систем, реферировать философские тексты, конструировать самостоятельно систему понятий (понятийное творчество);



аксиологический:

• интерпретировать действительность в ее объективно-научном понимании и в ценностном значении;

• различать ценности относительные и абсолютные, индивидуальные и надындивидуальные, обосновывать иерархию ценностей и оценивать действительность;

• различать, какие ценностные ориентации в человеческой жизни предлагаются в рамках материалистической, идеалистической, религиозно-философской системах;

• определять в понятиях духовные основы бытия человека, семьи, воспитания коллектива, государства, правосознания, собственности, труда;

антропологический:

• различать в человеке родовое, личностное и индивидуальное, природное и социальное, телесное, душевное и духовное; понимать их взаимосвязь;

• определять человека как самоустремленное существо в актах его самостановления, самодеятельности, свободы, творчества, в процессах самоформирования им собственных способностей и потребностей, форм деятельности, общения и мышления;

• интерпретировать человека как субъекта (в чем состоят субъектные качества, как они формируются и каково их значение);

• объяснять, в чем состоит целостность человека, его субъективности, деятельности, общения; каково значение чувственности, воображения, мышления, воли, веры в структуре субъективности и в каких формах эти способности объективируются;

культурологический:

• ясно различать культуру и цивилизацию (технику жизни), особенности русской и западноевропейской культур; понимать своеобразие национальных культур, их взаимообогащение в процессе диалога;



• вычленять в составе культуры особенности научного, морального, художественного, религиозного, философского освоения мира человеком и понимать взаимодополнительность этих форм освоения;

• оценивать значение культуры в воспитании, образовании, в повседневной жизни человека, народа;

социологический:

• определять специфику социальной реальности, направляющую роль в ней интеллектуального, духовного начала;

• анализировать целевое назначение главных сфер общества, социальных институтов; социальную структуру общества и социальную мобильность;

• осознавать значение педагогического комплекса (системы воспитания, обучения) как социального института в культурном воспроизводстве нации; понимать социальную ответственность педагога.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ

ЗАНЯТИЯМ

При подготовке к семинару сначала следует прочесть конспект лекций по теме, затем ознакомиться с учебной и справочной литературой (учебники, словари, энциклопедии по философии, этике, психологии и т.д.), а уже затем с первоисточниками.

Литературу необходимо конспектировать и на основе конспектов составлять сжатые ответы на вопросы. Эти письменные ответы желательно сохранить, так как они пригодятся для подготовки к зачету или экзамену. В ответах следует отразить содержание главных понятий, связь между ними, собственную оценку того или иного учения, связь изучаемого вопроса с современностью. Для подготовки к семинарам надо завести тетрадь. По неясным вопросам следует обращаться к преподавателю на консультациях.

Только систематическая подготовка (конспектирование и тезисные ответы) к семинарам гарантирует высокий рейтинг и хороший результат на экзамене.

Студент на семинаре должен демонстрировать свою подготовку к занятию: отвечать на вопросы, уточнять, дополнять, обобщать ответы других студентов, участвовать в дискуссиях и т.д. Студент имеет право сдать преподавателю письменные ответы на вопросы семинара и получить за эту работу соответствующее количество баллов. Пропущенные семинары студент отрабатывает.

Преподаватель оценивает подготовку студента к занятию в баллах по следующим критериям:

▪ наличие конспектов лекций, первоисточников;

▪ понимание главных категорий, их связей;

▪ умения студента мыслить самостоятельно и логично, оценивать те или иные идеи, обосновывать свою оценку, связывать теорию с современностью, иллюстрировать свою мысль в образах, примерах, аналогиях.

Студенты пишут реферат по философии, как необходимое условие допуска к экзамену.

В порядке текущей отчетности студенты должны получить зачет по каждой теме семинара и реферату, лишь при соблюдении этих условий они будут допущены к итоговому зачету и экзамену.

Если студент систематически занимался на лекциях и семинарах и не имеет задолженностей, то он имеет право на автоматический зачет в виде оценки «хорошо» или «отлично». Качество знаний студентов, выявленных на семинарах, преподаватель учитывает при сдаче экзамена.

За индивидуальную работу студент получает дополнительные баллы.

Индивидуальная работа студентов, кроме конспектирования лекций, первоисточников, написания реферата, подготовки к семинарам, может включать такие дополнительные инициативные виды деятельности, как подготовка докладов для студенческой научной конференции, статей для опубликования в сборниках научных трудов, газетах, журналах, участие в философских олимпиадах, конкурсах студенческих работ по гуманитарным наукам, реферирование философских работ, обзор публикаций в журналах.

Студентам при подготовке к зачету, экзамену рекомендуется использовать примерные вопросы, приведенные в конце данных методической разработки планов семинарских занятий.

Трудности и неясности при усвоении курса философии студент может преодолеть, обратившись к преподавателю в часы его консультаций на кафедре философии.

При подготовке к семинарам, написании рефератов рекомендуется следующая литература.

 

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Что такое философия?

 

1. Предмет, особенности, функции философии.

2. Философские системы, их состав и методика понимания; различные принципы создания философских систем в истории философии.

3. Содержание понятий: монизм, дуализм, плюрализм, эклектика, софистика; теизм, цинизм, пантеизм, атеизм, гуманизм. Диалектика и метафизика как методы мышления.

Литература

Библер В.С. Что есть философия? // Вопр. философии. 1993. № 1.

Вайзеккер К.Ф. Физика и философия //Вопр. философии. 1993. № 1.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993. С. 69-100, 108-142.

Герцен А.И. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1985. С. 220-263.

Гончаров С.З. Значение философской подготовки в воспитании творческого мышления педагогов // Формирование инженерно-педагогических кадров: Воспитание творчеством: Сб. науч. тр. Свердловск, 1989.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопр. философии. 1991. № 2.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 18-55.

Ильин И.А. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 7-74.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991.

Философия и мировоззрение: философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.

Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр. философии. 1993. № 8.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 420-508.

Темы сообщений

1. Дискуссии о философии: позиции И.А.Ильина, Н.А Бердяева, С.А. Франка и Н.О. Лосского (по книге “Философия и мировоззрение...”)

2. И.А. Ильин об особенностях философии.

3. Х. Ортега-и-Гассет о философии.

4. К. Ясперс о философии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.