ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
1. Основные понятия экологической микробиологии (популяция, биотоп, микробиоценоз, экосистема, биосфера). Экологические связи микробов (симбиоз, комменсализм, нейтрализм, конкуренция, паразитизм, хищничество).
2. Микрофлора тела человека. Нормальная (резидентная) микрофлора человека. Аутохтонная и аллохтонная, пристеночная и просветная микрофлора. Формирование и развитие нормальной микрофлоры. Функции нормальной микрофлоры: противоинфекционная, метаболическая, иммунобиологическая, антитоксическая.
3. Дисмикробиоценоз (дисбактериоз), причины, виды, принципы коррекции.
4. Понятие об инфекции. Определение, общая характеристика. Отличия инфекционных болезней от неинфекционных.
5. Роль микроорганизма в инфекционном процессе. Инфицирующая доза. Способы заражения. Входные ворота. Патогенность и вирулентность. Генетический контроль патогенности и вирулентности. Факторы, повышающие и снижающие вирулентность микробов.
6. Факторы патогенности. Методы определения вирулентности, единицы. Облигатно-патогенные и условно-патогенные микроорганизмы.
7. Токсичность и токсигенность микроорганизмов. Эндотоксины, свойства, получение, применение. Экзотоксины, свойства, получение, единицы измерения. Типы экзотоксинов, механизм действия.
8. Роль макроорганизма в развитии и течении инфекционных болезней. Наследственные факторы. Анатомо-физиологическое состояние организма. Роль условий жизни в развитии и течении инфекционных болезней. Природные факторы. Социальные факторы.
9. Классификация инфекционных процессов по тяжести, характеру возбудителя, по источнику инфекции, способу передачи возбудителя и механизму заражения, по распространенности. Классификация инфекционных процессов по локализации микробного очага, длительности течения и кратности заражения.
10. Динамика инфекционного процесса, его особенности.
11. Биологический (экспериментальный) метод исследования, этапы, оценка. Лабораторные животные. Способы заражения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1► Изучения нормальной микрофлоры.
Посев для изучения нормальной микрофлоры кожи рук на среду Эндо и кровяной агар методом реплик.
Принцип метода: стерильные кусочки фильтровальной бумаги 1х1 см в чашке Петри увлажнить стерильным физ. раствором. Стерильным пинцетом поместить кусочек бумаги на исследуемую поверхность кожи рук на 0,5 мин. Поместить бумагу на поверхность плотной питательной среды (отпечаток) на 1 мин. Бумагу удалить. Чашки с отпечатками инкубировать при 370С, 24-48 часов.
Провести учет посева микрофлоры, приготовить препараты из разных типов колоний, окрасить по Граму, микроскопировать (в демонстрационных посевах).
Учет посева микрофлоры:
биотоп
|
| количество и характер колоний на кровяном агаре
|
| количество и характер колоний на среде Эндо
|
|
Микроскопия препаратов
Препарат______________
_______________________
Окраска_______________
_______________________
|
| Препарат______________
_______________________
Окраска_______________
_______________________
|
| 2► Оценка адгезивности E.coli по их способности к адсорбции на поверхности эритроцитов
Принцип метода: к суспензии эритроцитов добавляют испытуемую культуру микроорганизмов. После инкубации готовят мазки, окрашивают и под микроскопом определяют среднее количество бактерий, адсорбировавшихся на одном эритроците.
Эритроциты в данном случае используются в качестве модели клетки восприимчивого микроорганизма.
| Окраска _________________________
Увеличение _____________
Обозначит на рисунке:
1 - эритроцит
2 - E.coli
|
3► Определение ферментов вирулентности у стафилококков
1. Плазмокоагулаза
Принцип метода: в пробирку, содержащую цитратную плазму крови кролика, вносится испытуемая культура. После инкубации в термостате учитывается результат. При положительном результате плазма свертывается (коагулирует).
S. aureus
| Штамм № 1
| Штамм № 2
| Результат
|
|
|
2. Фибринолизин
Принцип метода:в пробирку с фибрином (отмытый от эритроцитов сгусток крови) вносят испытуемую культуру. После инкубации в термостате учитывается результат. При положительном результате сгусток растворяется.
S. aureus
| Штамм № 1
| Штамм № 2
| Результат
|
|
|
3. Гиалуронидаза
Принцип метода:в пробирку с гиалуроновой кислотой (ГУК) вносят испытуемую культуру. После инкубации в термостате добавляют реактив, вызывающий свертывание ГУК и учитывают результат. При положительном результате (вследствие расщепления ГУК) сгустка не образуется.
S. aureus
| Штамм № 1
| Штамм № 2
| Результат
|
|
|
4. Лецитовителлаза (лецитиназа)
Принцип метода: выделенные культуры стафилококка засевают на желточно-солевой агар (ЖСА), который содержит 7,5% хлорида натрия и желточную суспензию. При положительном результате вокруг колоний вирулентных стафилококков образуется радужный ореол вследствие расщепления лецитина, содержащегося в желтке куриного яйца.
S. aureus
| Штамм № 1
| Штамм № 2
| Результат
|
|
|
Вывод: (перечислите ферменты вирулентности каждого из двух изученных штаммов) _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Бактериальные токсины
Токсичность __________________________________________________________________________________
Эндотоксин ___________________________________________________________________________________
Токсигенность _________________________________________________________________________________
Экзотоксин ___________________________________________________________________________________
Анатоксин ____________________________________________________________________________________
Схема получения экзотоксина и анатоксина.
1.____________________________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________________________
Практическое применение анатоксинов:
1.____________________________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|