Сделай Сам Свою Работу на 5

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru





Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Обычно сдержанный, Маршак был вынужден прокомментировать предвиденное им отрицание значения своего исследования предыстории, — исследования, которое привело его к рабочей гипотезе о том, что Homo sapiens «до истории в Ледниковый период не намного отличался от того, кем он является теперь»:

«Выдвинув эти предположения, я должен был делать и другие, пока, наконец, так или иначе я не усомнился во многих из общепринятых базисных теориях, касающихся интеллекта, инстинктов и деятельности человека — его магических обрядов плодородия, обрядов посвящения, обрядов жертвоприношений, его искусства, символов и даже значения самой религии.

Дело вовсе не в том, что древний человек не участвовал в этой деятельности, а в том, что наука заранее наделила эту деятельность такими характеристиками, которые были склонны иметь пренебрежительный и даже уничижительный оттенок, как если бы она состояла из в сущности слишком ранних и, следовательно, «примитивных» проявлений. Однако, поскольку сегодня мы обладаем таким же мозгом, то эта деятельность не могла намного отличаться от той деятельности, которую мозг осуществляет сегодня».



 

[2]Андский кипу, пучок шнуров с завязанными узелками, использовавшийся, насколько известно, для хранения информации о предметах потребления и, возможно, даже для астрономических наблюдений, со всей очевидностью требуется, чтобы тот, кто его использовал, понимал контекст каждой его части и был способен дешифровать его. В зависимости от контекста применялись различные шнуры, цвета, размеры узлов, интервалы и так далее, и таким образом определенный кипу не мог быть прочитан без доступа к другой, устной информации.

 

[3]Примечательно, что из всех других цивилизаций Нового Света преданиями о пяти мирах обладала только цивилизация ацтеков. С другой стороны, майя и хопи полагали, что их переход от невежества к цивилизации происходил на протяжении четырех «миров-веков», последний из которых продолжается до сего дня. В настоящее время в Центральной Америке и на юго-западе Соединенных Штатов потомки майя и хопи усаживают детей на колени и отправляются в город за солью и чаем. Но инки и ацтеки отошли от этого.



Пятизначной системе, похоже, свойственны определенные риски. Число пять рискованно произносить публично, ибо его произнесение по своей природе экзотерично, то есть означает способность проникать в истинный смысл вещей. Слово квинтэссенция, буквально — «пять сущностей», является термином из средневековой алхимии, означающим вступление на фаустовский перекресток, где перед посвященным открываются секреты неба и земли, а посвященный, в свою очередь, подвергается воздействию всех слабостей своей собственной природы. Доступ к квинтэссенции — это неизбежно неустойчивое положение, потому что в напряжении, возникающем между стремлением низшего начала природы употребить могущество данного знания и стремлением высшего начала природы оставить сию славу ее Творцу, не может устоять ни один человек. Даже Христос на горе торопил развитие событий, воскликнув: «Отстань от меня, Сатана». Как для низшего так и для высшего начал требуется жертва.

Знаменитое изображение человека в виде пентаграммы Лернардо да Винчи — с опирающимися на землю ногами, поднятой головой и распростертыми руками — выражало надежду его времени на то, что человечество в конце концов окажется свободно жить сообразно своей сущностной природе, но Ренессанс длился не очень долго. Лицевая сторона этого рисунка, «Черная» пентаграмма лишь с одной точкой, касающейся земли, выражала иные возможности, воспринимаемые от неба и направляющие их на пользу земной жизни. Размышление над основой чисел в западной традиции, начиная с Пифагора с его знаменитым принципом «числа — это вещи», искусно маскировало деятельность этой самой экзотерической из всех имевшихся школ.



Такие традиции все еще сохраняются у дервишей Накшбанди, которым вверено хранение знания о числах и символах.

Четырехзначные системы, как, например, выражаемая греческим крестом (+), являются внутренне устойчивыми. Число четыре, символ, предпочитаемый большинством индейцев Северной Америки, а также майя и андским крестьянством, представляет ведение правильного образа жизни. Вертикальная ось стоит как бы между мотивом и целью — то есть между трезвой оценкой пределов и возможностей человеческой природы, с одной стороны, и долгом человека по отношению к высшим силам — с другой. Горизонтальная ось принимает во внимание материальный мир, являющийся посредником между волей и средствами, то есть между такими формами племенной организации, как системы родства, модели поселения, продовольственная стратегия, с одной стороны, и потребностями естественной среды — с другой. Когда симметричное равновесие между этими четырьмя элементами нарушается — требуя ни много, ни мало либо человеческой природы, либо земли, — то возникает весьма стабильная система, способная бесконечно сама себя поддерживать, как может свидетельствовать опыт майя и хопи. В западной астрологии греческий крест внутри круга символизирует землю.

 

[4]Если читатель удивлен тем, что обнаружил здесь схему, основанную на тех же началах — земле, воздухе, огне и воде, какие встречаются, например, в Древней Греции, то пусть примет во внимание, что точно так же был удивлен Селер, когда обнаружил ее в Мексике: «Эти четыре разные доисторические или докосмические века у мексиканцев, каждый из которых ориентировался на разное направление небес, удивительным образом Связаны с четырьмя элементами — водой, землей, воздухом и огнем, известными классической древности, и которые даже теперь составляют способ, которым цивилизованные народы Восточной Азии рассматривают природу».

 

[5]В полной мере величие этой терминологии не было утрачено при первом действительно историческом инкском царе Тупаке Инке Юпанки, который принял это слово в качестве своего имени. Известный с тех пор как Пачакути Инка — «опрокидыватель пространства-времени» — этот царь-воин обернул свое человеческое имя мантией андско-го мифологического наследия и приступил к завоеванию известного мира.

 

[6]О, Виракочатиксикапак…

Майпин Канки…

Ананкочамантарайак

Уринкоча

Тианкайка

О, Виракоча, Первый Измеритель…

Где ты?..

От моря над нами

До море внизу,

Все это — твой трон.

 

[7]Ловушки, содержащиеся в утверждении о земных истоках мифологии, а также все водные пути на земле иллюстрируются в исследовании Сантильяны и Дехенд, анализирующем некоторые современные интерпретации путешествия «Арго» Ясона, созвездия, плавающего в южном «небесном море» вблизи Канопуса:

«Аполлон Родосский в предании о героических путешествиях аргонавтов тщательно сохранял двойной уровень значения, поскольку приключения помещаются в земной контекст, однако не имеют, говоря строго географически, никакого смысла вообще. Открыватели приплывают в По, где их встречает, как утверждалось, зловоние от останков Фаэтона — но те могли находиться выше, у водопада в Альпах, вблизи Даммастока, как предположил бы один известный ученый. Чтобы попасть из По в Женевское озеро и Родос, аргонавты снова спускаются к морю и плывут под парусами, следуя по той же долготе, затем, проявив значительное искусство перетаскивания корабля, пересекают пустыню Сахара до самого побережья Западной Африки и достигают Фернандо По. Так по крайней мере те, кто понимает данный миф географически, толкуют его не моргнув глазом».

 

[8]Не так-то просто вообразить осуществление наблюдения за солнцестоянием. Предание з'уни рассказывает о тех мучениях, которые испытал первый жрец солнца Пеквин, когда попытался определить дату декабрьского солнцестояния:

«Человеком, который пришел к солнцу, был Пеквин. Солнце поведало ему: «Когда ты окажешься уже дома, ты будешь Пеквином, а я — твоим отцом. Делай мне регулярные подношения. Приходи на окраину города каждое утро и молись мне. Каждый вечер приходи к святыне в Матсаки и молись. В конце года, когда я прихожу на юг, внимательно следи за мной, и в середине года, в тот самый месяц, когда я достигаю самой дальней точки на правой полосе, внимательно следи за мной». «Хорошо». Он пришел домой, обучался в течение трех лет и стал Пеквином. В первый год, в последнем месяце года, он внимательно наблюдал за солнцем, но его вычисления оказались опережающими на тринадцать дней. На следующий год он ошибся на двадцать дней и снова занялся учебой. На следующий год его вычисления запоздали на два дня. И только через восемь лет он оказался способен точно предсказывать время возвращения солнца. Люди сделали молитвенные жезлы и проводили церемонии зимой и летом, как раз во время возвращения солнца».

Мы не узнаем секрет того, как в конце концов преуспел Пеквин, но мы теперь видим, что неудачи в осуществлении наблюдения за солнцестоянием всегда поджидают новичка. Только через восемь лет он сумел изучить несколько приемов, почти наверняка связанных с гелиакическим восходом звезд.

 

[9]Это расположение в небе, подробно рассмотренное в главе 3, в кечуанской астрономии наполнено космологическим значением, отмечающим пересечение плоскости эклиптики, то есть визуально наблюдаемый ежегодный путь солнца через звезды, которые мы называем Зодиаком, и самый западный край Млечного Пути.

 

[10]Во время практики полевого исследования на степень магистра я узнал, что говорящие на кечуа жители Боливии называли Плеяды кото. Объяснялось это тем, что это яркое созвездие напоминало небольшую кучку семян. Там же и в департаменте Куско относительная яркость отдельных звезд служит средством предсказания соответствующего посеву времени. В департаменте Куско Плеяды называются словом колька, означающим «зернохранилище», и этот термин использовался во времена Конкисты. Причина, по которой к северу от Куско, в Уарочири, использовался термин кото, вероятно, объясняется его ассоциацией со словом вилька, которое является не кечуанским, а, скорее, словом из аймара, языка области озера Титикака, связанной с Тиауанако и религией Виракочи. Кото — это также аймарское слово, означающее то же, что и на кечуа, и» вполне возможно, что кото является аймарским словом, заимствованным кечуа. Этим можно было бы объяснить, почему кото используется говорящими на кечуа жителями Боливии, где сильно влияние языка аймара. Во всяком случае, термин вилька-кото, буквально — «Солнце-Плеяды», является первым из очень большого количества чисто аймарских терминов, использовавшихся во времена Конкисты для выражения важных в религиозном смысле идей среди инков и их подданных.

 

[11]У майя Плеяды называются «горсткой семян».

 

[12]«Вильканота — это гора, которая, согласно представлениям этих людей, находится в самом высоком месте Перу». Более подробное рассмотрение астрономического значения этого сложного ритуала дается в следующей главе.

 

[13]«Магса. Elsoberado, о los altos de la cassa… Ancas. Lo azul».

 

[14]«Пять дней» упоминаются в версии из Уарочири. Этот отрезок времени, неоднократно упоминаемый в уарочирийских повестях, является мифологическим обозначением периодов времени, заключающим в себе смысл предчувствия грядущих изменений в состоянии. Например, в главе 28 упоминается, что мертвые возвращаются на землю спустя пять дней. В главе 14 посланцы Инки в преисподнюю предупреждаются, что они должны вернуться в течение пяти дней! опять же в первой главе утверждается с сомнительной ботаники точностью, что период прорастания семян в це составляет пять дней. Эти сведения побудили Жирара отметить, что выраженное в «Пополь-Вухе» представление о том, что кукурузе для прорастания требуется пять дней, является истинным для жарких низин, где первоначально выращивалась кукуруза, но не для исторической родины киче-майя, где для этого требуется приблизительно десять дней. В Андах для прорастания маиса требуется по крайней мере двенадцать дней. Быть может, именно от первоначального наблюдения За этим главным чудом индоамериканской культуры происходит наделение пятидневного срока таким мифологическим смыслом. Во всяком случае, это число повсеместно стало синонимом процессов преобразования, не поддающегося обычному воображению. Ацтеки характеризовали пять дней, следовавших после декабрьского солнцестояния, как немон-теми, то есть как опасные дни при вступлении из одного года в следующий.

 

[15]Звездно-лунный месяц — это тот отрезок времени, который требуется луне для возвращения в то же самое положение среди звезд (27 1/3 дней). Синодский лунный месяц, или месяц фаз, представляет собой число дней, проходящих от одного полнолуния до другого (29 1/2 дней). Кечуанская терминология для лунных фаз, то есть синодского месяца, выражается словом килья.

 

[16]Потому что по мере вращения земли солнце смещается на пятнадцать градусов в час, или на 360 градусов за двадцать четыре часа, при том что один градус расстояния равен по времени четырем минутам.

 

[17]В этом пункте читатель, возможно, пожелает разобраться в некоторых из таинств, содержащихся в датировании астрономических явлений. Календарь, который мы используем сегодня, называется григорианским календарем со времени реформ, установленных Римским папой Григорием XIII и осуществленных в Европе в 1580-х годах. Эти реформы восполнили недостатки в юлианском календаре (действовавшем со времени Юлия Цезаря), в котором календарные и солнечные даты отмечались раздельно. Например, когда григорианский календарь вступал в силу, июньское солнцестояние по юлианской дате происходило 11 июня, а по григорианской дате — 22 июня. Большинство астрономических — таблиц — включая планетарные таблицы, используемые в данной книге а также программа «Скайглоб» — следуют договоренное использовать более старые, юлианские даты для астрономических событий до 1580-х годов. Идея состояла в том, чтобы помочь историкам (Запада) выверять описанные в литературе астрономические явления по тому календарю, который находился в употреблении в то время. Совершенно очевидно, что эта договоренность не имеет особого значения для Анд, но при чтении таблиц нужно вносить корректировки. Таким образом, в 650 году н. э. июньское солнцестояние по юлианскому календарю происходило 19 июня. Гелиакический восход Плеяд по юлианской дате произошел 20 мая, за тридцать дней до солнцестояния. Диаграммы определенных астрономических событий, описываемых в данной книге, приводятся, в соответствии с договоренностью, в юлианских датах. Солнечное значение даты, например, солнцестояний, устанавливается в тексте.

 

[18]В отношении Лисы смотри рисунок 2.7. Смотри также главу 6, раздел I, в отношении выявления кошачьих тождеств в хвосте Скорпиона.

 

[19]Здесь употреблено слово «идеально», потому что деревни упоминаются из иных соображений, нежели астрономическое наблюдение, которое проводится выше в горах. Смотри также доказательства Жирара в отношении существования такой же схемы у киче-майя.

 

[20]Наиболее тусклые из видимых звезд можно наблюдать во время гелиакического восхода при снижении солнца на двадцать градусов. В то же время, чем более тусклая звезда, тем более затеняющий эффект оказывает туман на горизонте. Я объяснил профессору Джинджеричу, что мифы, как мне казалось, выражали заинтересованность в наблюдении объектов «черного облака» на фоне отблеска Млечного Пути и отношения таких объектов к горизонту. Он чувствовал, что по причине особой прозрачности андского воздуха и снижении солнца еще на четыре градуса такие наблюдения действительно могли проводиться. Иными словами, для того, чтобы наблюдатель оказался в состоянии обнаружить Лису на фоне свечения Млечного Пути, минимальное расстояние между солнцем и Млечным Путем должно было бы составить двадцать четыре градуса.

В ходе данного исследования все рисунки, показывавшие гелиакический восход Млечного Пути в различные эпохи, приводили к тому же выводу, то есть к тому, что солнце снижалось на двадцать четыре градуса.

 

[21]Рисунок 2.10Ь также изображает юго-западную конечную точку на горизонте северо-восточной/юго-западной оси пересечения солнцестояний, где достигается отчетливое представление о том, насколько полезным было пересечение солнцестояний для определения обозначенных в звездах «параметров» мира-века: несчастный лисий хвост развевается, подобно вымпелу, в приближающемся рассвете. Иными словами, на рассвете в июньское солнцестояние наблюдение за юго-западом показывает то, что должно произойти с Лисой в декабрьское солнцестояние в ту же самую эпоху. (Сравните с рисунком 2.9а.) Аналогичным образом, взглянув на рисунки 2.9а и 2.9Ь, легко увидеть, как во время гелиакического восхода Лисы в декабрьское солнцестояние взгляд со стороны северо-восточной на другую (юго-восточно/северо-западную) ось пересечения стран света показывает роковое отношение Млечного Пути к горизонту в области июньского солнцестояния. (Сравните рисунок 2.9Ь с рисунком 2.10а.) Эти «просмотры» выявляют способность пересечения направлений стран света создавать одновременные наблюдения в реальном масштабе времени, относящиеся к гелиакическому восходу объектов в обоих солнцестояниях.

 

[22]Винту — маленькое племя Северной Калифорнии.

 

[23]«Саураспарт hanacpacba llactanchicmanta hahuanchananchic».

 

[24]Teya — народность пуэбло в северном Нью-Мексико.

 

[25]В 1530 году, том самом году, когда Писарро отправился из Панамы навстречу своей судьбы, Коперник издал-свои «Комментарии», первое изложение своей гелиоцентрической гипотезы.

 

[26]Эта конфигурация может быть изображена подобно шву или канту, разделяющему верх бейсбольной кепки на четыре четверти. При этом кнопка сверху кепки аналогична точке пересечения двух потоков Млечного Пути.

 

[27]Крикберг отмечает; «Неизвестно, до какой степени сохранившийся миф, пересказываемый нашими испанскими источниками, [в котором судьба индивидуальной души определяется в соответствии с этическими критериями] является результатом христианского влияния. Согласно этой интерпретации праведники отправляются в солнечный рай на небе, в «верхний мир», Анак, Пача, а нечестивцы — в преисподнюю, Уку Пача, в недра земли, чтобы страдать там от мук холода и голода и не иметь иной еды, кроме камней. Использование специфических местных терминов для обозначения верхнего и нижнего миров предполагает, что они являлись местными понятиями; однако, быть может, хорошо, что первоначально деление проводилось на основе скорее статуса, чем достоинств. В поддержку этой гипотезы говорит и альтернативный — и явно более древний — вариант, в котором аристократия автоматически попадает в верхний мир, царство бога солнца, в то время как простые люди — в земные глубины…»

 

[28]«Река Иордани» в западной традиции связывается с мифологической небесной рекой Эриданом, которая иногда идентифицируется с другим, сезонным потоком Млечного Пути, на берегах которого находятся псы Ориона. Причина, по которой Эридан идентифицируется с этим потоком Млечного Пути лишь временно, сама по себе есть проблема прецессионная, ибо, поскольку времена изменили отношение солнца к звездам, то для продолжения функционирования первоначальных идей должны были быть выделены новые «притоки». (Эти потребности, однако, не помешали, например, индусам по-прежнему относиться к Млечному Пути как к «основанию Ганга». В Андах данная проблема соединяется с крушением во времена Конкисты местной знати, которая имела «исключительные права» на «северный мост» в период июньского солнцестояния. Возможно, крестьянство неизменно сохраняло воспоминания о временах до учреждения классовой системы (около 650 года н. э. — см. главу 8) и рассматривало в качестве действующих оба потока. То же самое наблюдается в бесклассовом обществе жителей острова Мангая, которые утверждают, что духи усопших могут входить в рай в любое солнцестояние: из северной части острова в июне, а с южной — в декабре. Вопрос теперь состоит в том, что исторически кечуанское крестьянство ограничивалось использованием «южного плацдарма».

 

[29]Касаясь своей собственной работы, Бринтон говорил: «Из многих вопросов, представляющих всеобщий интерес, в настоящей книге я пытаюсь решить следующие: Каковы самые ранние представления человека о его собственном происхождении и судьбе? Почему у каждой расы мы встречаем одни и те же определенные мифы, такие как мифы о мироздании, о потопе, о времени после мироздания; определенные символы, такие как птица, змея, крест; определенные числа, такие как три, четыре, семь, и теснейшим образом связанные со всем этим представления?»

 

[30]Заинтересовавшись этим специфическим предметом, Бринтон отмечал: «Те, кто жаловались на безнадежную путаницу в [коренных] американских религиях, доказали не что иное, как отсутствие у них самих средств для их анализа».

 

[31]Сравните записи Зуидемы и Киспе рассказа о пережитом предсмертном опыте одной андской женщины, которая должна была пройти в царство «четырехглазых псов, тауа-науи», с «Ригведой», где путешествие в загробную жизнь в небесное царство Ямы, Царя Мертвых (известного также как Сатурн), было связано с проходом душ, охраняемым четырехглазыми псами Ямы.

 

[32]Сравни с жертвоприношением собаки «стального цвета» у якутов Сибири, осуществлявшимся для «принца шаманов», обитателя преисподней и западного неба. Вход в преисподнюю, согласно представлениям сибирских шаманов, охраняется псами

 

[33]Согласно Зуидеме и Уртону, Капак Райми начинался 30 ноября (Григорианская дата) и продолжался двадцать три дня, до 22 декабря. Это согласуется с описанием Капака Райми Молиной как двадцатитрехдневного празднества. Молина называл этот месяц «ноябрем», потому что он начинался 18 ноября по юлианскому календарю. Муруа показывает значение в мировоззрении инков декабрьского солнцестояния, указывая на то, что к этому дню они отмечали конец года.

 

[34]Согласно Молине, именно за два дня до солнцестояния впервые происходил «всеобщий вынос», то есть из различных святынь выносились не только мумии инкских царей и статуи, представляющие солнце и луну, но также статуэтки всех родовых уак всего сообщества племен империи.

 

[35]Кобо упоминает звуки 3 труб во время Капака Райми. Авила утверждает, что во время празднества, проводимого в Уарочири в декабре, звуки раковины оповещали о наступлении момента для отбора стад лам в целях стрижки шерсти и разведения. Молина устанавливает дату этой же церемонии в инкском Куско как день накануне почитания предков.

 

[36]Такие упоминания можно продолжать бесконечно. Чумаши Калифорнии привлекли Калифорнийскую энергетическую компанию к крупному судебному разбирательству на протяжении 1980-х годов. Компания хотела построить в Пойнт-Консепсьоне, на побережье Калифорнийского залива, порт для танкеров, перевозящих сжиженный газ. Однако Пойнт-Консепсьон являлся самой священной частью земельных владений чумашской области, потому что именно отсюда, как утверждали чумаши, души усопших отправлялись с этой земли на закате в декабрьское солнцестояние, чтобы пересечь Млечный Путь и достичь входа на землю усопших. Действительно, души мертвых «собирались» здесь, дожидаясь больше года, в зависимости от индивидуальных дат смерти, только того момента, когда открываются «западные ворота». Компания выиграла первые раунды, несмотря на доводы чумашских адвокатов о том, что Пойнт-Консепсьон был самым сейсмически активным участком береговой линии в Калифорнии и подвергался наиболее сильным штормам. Они указывали на последующую опасность разрушения танкеров и/или обслуживающих их трубопроводов. Так как утечка сверхохлажденного газа в атмосферу создала бы вследствие инверсии тепла быстро распространяющееся над данной территорией облако огнеопасного газа, то оно, как утверждалось, при «благоприятных» ветрах могло бы однажды подвергнуть Лос-Анджелес такой же участи, какая постигла Дрезден во время войны. Не являясь мстительным народом, чумаши все же облегченно вздохнули, когда кто-то в компании со всей трезвостью изучил карты побережья. Во всяком случае, западные ворота, вероятно, все еще функционируют.

 

[37]Версии, записавшие предание о том, что пунктом ухода бога была Манта в Эквадоре, принадлежали Сармьенто де Гамбоа и Бетансосу.

 

[38]Это происходит потому, что земля вследствие прецессионного смещения поддерживает постоянный угол наклона по отношению к плоскости эклиптики, равный приблизительно двадцати трем с половиной градусов.

 

[39]По определению, солнце пересекает небесный экватор в равноденствия и, независимо от широты, неизбежно восходит в эти дни на востоке, а садится — на западе.

 

[40]Поскольку Сантильяна и Дехенд старательно избегали упрощенных толкований богатейшей литературы о топографии, например, преисподней, то о ее местоположении они высказались менее определенно, чем о местоположении «небесной земли». Эта осторожность, вероятно, вызвана весьма трезвой оценкой затруднений в том, чтобы выразить словами отчетливый зрительный образ, необходимый для осознания, например, того, что в какой-то определенный день сегодня звезды равноденствия — которым суждено быть звездами солнцестояния также и завтра — обязательно будут нести с собой во время соответственно своего восхода в июньское солнцестояние и заката в декабрьское солнцестояние целые созвездия, которые, хотя и находятся в настоящее время непоколебимо между тропиками, предназначены к тому, чтобы со временем расположиться либо на земле богов, либо на земле усопших. Среди действительно «постоянных жильцов» «других миров» фигурируют те звезды, которые находятся внутри круга, описываемого в звездах прецессированием оси земли, то есть круга приблизительно в сорок семь градусов (дважды по двадцать три с половиной). Отсюда и различные уровни ада и «ступени» на самые высокие небеса рая.

 

[41]Черное облако Змеи, мачакуай, согласно Уртону, — это «большая темная полоса в форме буквы «S» между Адхарой и Южным Крестом».

 

[42]Согласно западной классификации, лисы принадлежат к обширному отряду лисьих семейства собак.

 

[43]Сравни роль Лисы, расположенной между Скорпионом и Стрельцом, с замечанием Болла о том, что, в то время как эпос «Гилгамеш» помещает «людей-скорпионов» у входа в преисподнюю, Виргилий и Данте отметили, что ворота в преисподнюю охраняются кентаврами, символизирующими Стрельца.

 

[44]«Льяка чуки Lanca de guerra enplumada». «Льякачуки. La lanca con borlas ртта».

 

[45]Согласно современной этноастрономической литературе, похоже, что планеты — опять-таки за исключением Венеры — не имели названий, а скорее, считались «утренней звездой», «вечерней звездой» или «звездой в зените» из-за их обыкновения занимать упомянутые позиции на небе.

 

[46]Обратите также внимание на название декоративного папоротника адиантума, Adiantum capillus venerus, «Венерины волосы». В качестве внутренней планеты, находящейся между землей и солнцем, Венера имеет фазы, то есть выглядит для глаза наблюдателя то более яркой, то менее светящейся. Когда сияние планеты в поле зрения наблюдателя ограничено «нижней частью» планеты, у Венеры может также появляться «бороду» — как планету, обладающую этим удивительным свойством ее описывали, например, древние вавилоняне. Венеру, великолепную в своей полной фазе, можно было изображать как растрепанную — или что сегодня называется «важным» — волосатой.

 

[47]Немецкий исследователь Анд Й.Й. фон Тшуди высказался по этому вопросу так же определенно, как и другие:.

«Анонимный иезуит говорит о поклонении планетам, которые настолько походят на планеты, известные Старому Свету, кто оставляют вполне достаточно места сомнениям относительно того, что его утверждения соответствуют действительности, тем более что они никак не подтверждаются заслуживающими доверия более ранними хронистами… Атрибуты Марса, Меркурия и Юпитера, без сомнения, являются продуктом его собственного воображения или, быть может, фантазией какого-нибудь его предшественника, чью рукопись, имевшуюся у него под рукой, он и воспроизвел».

 

[48]Благодаря Вашингтону Ирвину каждый ребенок в штате Нью-Йорк в США знает, что звук грома вызывается людьми Генри Гудзона, играющими в шары на небе.

 

[49]Нижеследующие статьи даются сначала на кечуа, а затем на аймара:

«Кон — звукоподражательное выражение для имитаций удара грома».

«Кон — одно из имен бога Виракочи в Инкской империи».

Кона — «сферический камень, используемый для помола».

«Кунунуну. Сильный шум, производимый громом, обвалом строения или горы или землетрясением». «Ккуна — мельничные жернова».

 

[50]Ниже предлагается рассмотрение вопроса о том, каким образом практика осуществления наблюдений гелиакического восхода звезд (рисунок 4.4) могла привести к наблюдению прецессии равноденствий.

Прецессия равноденствий производится смещением оси земли, вызываемым гравитационным полем солнца и луны., посредством чего ось земли описывает на каждом своем полюсе круг диаметром приблизительно в сорок семь градусов (рисунок 4.1). Один такой полный оборот совершается примерно за 26 000 лет. Вследствие смещения земной оси ориентация земли внутри сферы звезд с необходимостью изменяется. Поэтому меняются Полярная Звезда (в северном полушарии) или местоположение полюса (в южном полушарии). Также меняются и звезды, составляющие небесный экватор.

С другой стороны, отношение земля/солнце остается неизменным. Если уподобить прецессирование земли волчку, вращающемуся подобно земле вокруг своей оси, обращая особое внимание на характер наклона волчка по отношению к столу, и нехотя движущемуся по кругу даже тогда, когда он быстро вращается вокруг своей оси, то можно понять сущность механики прецессии. Волчок наклоняется относительно стола таким же образом, каким земля наклоняется приблизительно на 23,5 градуса по отношению к пути, которым она следует вокруг Солнца (эклиптики). Поскольку угол наклона Земли остается постоянным по отношению к эклиптике, ее прецессионное смещение не оказывает никакого воздействия на отметку точки горизонта, например, восхода солнца июньского солнцестояния. Если бы не звезды, восходящие гелиакически, то у астрономии, основанной на наблюдении невооруженным глазом, не было бы никакой возможности осознать, что происходит прецессия. Чтобы объяснить эту другую возможность, предположите, что наша вся Солнечная система была подобной клетке для птиц. Ввиду того, что Земля наклонена по отношению к своему орбитальному пути, она должна прецессировать. Но если каждую ночь некий небесный «хранитель» накрывает клетку накидкой — то есть препятствует наблюдению за неподвижной сферой звезд, — то никто из нас, «птиц», не будет иметь никакой возможности посредством наблюдения невооруженным глазом обнаружить существование прецессионного движения.

Более того, если не принадлежать к такой культуре, где осуществлялось и записывалось наблюдение гелиакического восхода звезд в определенные солнечные даты, то наблюдение прецессии вообще не будет существовать в качестве практического вопроса. Вы никогда бы не осознали, что она происходит. Рисунки 4.4, 4.5, и 4.6 предназначены помочь наглядно представить эти идеи.

Рисунки 4.5а и 4.5Ь противопоставляют современную ориентацию Земли в небесной сфере с ее положением на полпути через прецессионный цикл, когда ось ее вращения уже переместилась на полпути вдоль круга диаметром в сорок семь градусов. На рисунке 4.5 а Земля, находящаяся в позиции /я, переживает июньское солнцестояние, при гелиакическом восходе звезды х. (Следует помнить, что определение июньского солнцестояния не имеет ничего общего со звездами. Именно отношение Земли и Солнца, обнаруживаемое внутри «клетки для птиц», является тем моментом, когда северный конец оси вращения Земли направлен непосредственно на Солнце [Рисунок 4.4].) Шестью месяцами позже, при расположении земли в положении и, как изображено на рисунке 4.5а, и направленности конца ее оси далеко в сторону от солнца, наступает декабрьское солнцестояние, и гелиакически восходит звезда у. Но, как показано на рисунке 4.5Ь, через тринадцать тысяч лет (или раньше) Земля, находясь в позиции т, будет в декабрьском солнцестоянии, что опять же есть явление отношения наклона Земли к Солнцу. Летние звезды станут зимними, и наоборот.

Теперь, при средствах наблюдения в астрономии невооруженного глаза, привязанной к горизонту, расположение на горизонте восходов солнца в солнцестояния было бы совершенно незаметным в течение этих тринадцати тысяч лет, поскольку это расположение полностью зависит от постоянства угла наклона земли относительно плоскости эклиптики. Рисунки 4.6а и 4.6Ь увязывают постоянное свойство позиций восхода солнца солнцестояния на горизонте с прецессионными изменениями, изображенными на рисунках 4.5 а и 4.5Ь. На рисунке 4.5а июньское солнцестояние наступает при расположении земли в отметке т. На рисунке 4.5Ь июньское солнцестояние происходит при ее размещении в позиции п. Только неподвижный фон звезд может обеспечить «обратную связь» относительно прецессионного движения. Повторимся, что эти диаграммы показывают два важных представления о восприятии невооруженным глазом последствий прецессии: (1) прецессия не воздействует на точки горизонта, в которых восходит солнце в определенную солнечную дату, как, например, в дату солнцестояния; это происходит потому, что, прецессируя, земля поддерживает (с весьма незначительными циклическими отклонениями) свои 23,5 градуса наклона по отношению к эклиптике; но (2) прецессия заменяет звезды, восходящие гелиакически в данную солнечную дату. Таким образом, только достижения, необходимые для создания солнечного календаря посредством наблюдения за гелиакическим восходом звезд, смогло бы составить такую базу данных, которая в конечном счете покажет воздействия прецессионного движения.

Тогда возникает практический вопрос: что представляют собой некоторые из видимых эффектов прецессии в поле зрения наблюдающего невооруженным глазом? Во-первых, термин «видимый эффект» вводит з заблуждение, потому что он подразумевает, что человек может наблюдать прецессионный сдвиг через какое-то время. Это могло бы быть истиной лишь в том случае, если бы этот человек жил две сотни лет или около того, но так как определенная звезда изменяет день своего гелиакического восхода только раз за семьдесят два года, то есть смещается на один градус в течение каждых 72 лет (72 года, помноженные на 360 градусов, дают число лет в прецессионном цикле), то, чтобы получить сколь-нибудь ясное представление о характере прецессии, требуется больше времени, нежели составляет протяженность человеческой жизни. В обществах, не имевших письменности, понадобилась особая система записи — как, например, мифология, — чтобы создать такую базу данных, которая была бы достаточной для осуществления сравнений данных гелиакического восхода в течение какого-то времени. Наряду с медленным смещением Полярной звезды или противоположного ей места, эта феноменология, то есть неизменное свойство звезд через какое-то время «запаздывать», является наиболее легко различимым эффектом прецессии.

 

[51]Как описано в Приложении 1.

 

[52]Зуидема и Киспе отмечали, что такое устройство отражает системы родства, рассчитывавшиеся для инкских царей в кровосмесительном браке с их сестрами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.