Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





В освоении дисциплинарной философии используются следующие образовательные технологии:

- чтение лекций с использованием доски, видеоматериалов и средств презентации;

- практические (семинарские) занятия для обсуждения изученного материала, дискуссий и обмена мнениями;

- контрольные опросы (текущий контроль);

- консультации;

- самостоятельная работа студентов с учебной литературой и первоисточниками;

- подготовка и обсуждение рефератов (научно-исследовательская работа – НИР);

- работа с Интернет ресурсами;

- тестирование по основным темам дисциплины (текущий контроль);

- написание философских эссе на тему по выбору (научно-исследовательская работа – НИР);

- коллоквиумы по модулям (рубежный контроль);

- экзамен (промежуточная аттестация).

Существенным в образовательном плане являются: проблемное изложение философских вопросов и идей лектором; самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по различным философским вопросам и проблемам, использование иллюстративных видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, аудиозаписи, компьютерные презентации).



Текущий и рубежный контроль осуществляется в виде опросов, тестирования, подготовки и защите рефератов, выступлениях и докладах на семинарских занятиях.

Форма итогового контроля – экзамен.

Таблица 7.

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы, активные формы обучения и другие образовательные технологий
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.
1.1 Цель: освоить исторические и современные представления о предмете философии, круг философских проблем, структуру философского знания; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира, содержание функций философии; особенности философского мировоззрения, отличие от мифологии, религии, науки; история возникновение философии, этапы ее развития, их основные черты. 1. Предмет и структура философского знания – семинар.
1.2 Цель: знать круг философских проблем, основные школы и философские позиции ведущих представителей Древневосточной философии. знать периодизацию и характерные черты античной философии, основные школы и представителей. 2. Философия Древнего мира – доклады.
1.3 Цель: рассмотреть основные этапы развития Средневековой философии, ее основные проблемы, и усвоить основные принципы философии Возрождения 3.Философия Средневековья и Возрождения – обсуждение рефератов (НИРС)
1.4 Цель: выделить круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли. знать основные проблемы, характерные для эпохи Нового времени и эпохи Просвещения. Усвоить основные проблемы немецкой классической философии, подходы в их решении, иметь четкое представление об идеях марксистской философии. 4.Новоевропейская философия – коллоквиум
1.5 Цель: знать особенности развития философской мысли России, ее характерные черты, основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей. 5. Русская философия- написание философских эссе на тему по выбору (НИРС)
1.6 Цель: проанализировать особенности развития современной зарубежной философии, многообразие проблем и методов, основные течения и направления, позиции ведущих философов. 6. Современная зарубежная философия – семинар на тему: «Философия в современном мире»
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания.
2.1 Цель: усвоить трактовки бытия, основные типы бытия; иметь представление об основных картинах мира; смысле понятий субстанция и материя; а также знать содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени. 1 Проблема бытия в философии - философских эссе на тему по выбору (научно-исследовательская работа)
2.2 Цель: знать содержание понятий (развитие, прогресс, регресс), уметь выделить критерии прогресса; усвоить типы диалектики, модели и законы развития; представлять сущность системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики; выделить характерные особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. 2. Проблема развития в современной философии и науке - обсуждение рефератов (научно-исследовательская работа)
2.3. Цель: знать основные подходы в решении проблемы происхождение сознания и его сущности, его творческую природу, связь сознания с языком, структуру сознания, соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизнедеятельности человека. 1. Философские проблемы сознания – семинар
2.4 Цель: усвоить основные подходы к решению вопроса о познаваемости мира, основные формы познания, соотношение знания и веры, понимание и объяснения; знать сущность классической и неклассической интерпретации истины, соотношение истины и заблуждения, критерии истины. 2. Проблема познания в философии – доклад на заданную тему.
2.5 Цель: овладеть спецификой научного знания; уровнями, формами и методами научного познания, пониманием традиций, новаций и революций в науке; знать основные критерии научного знания и его отличие от вненаучного знания; основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания. 3. Научное познание – семинар.
Модуль 3. Бытие человека в современном мире.
4.1 Цель: развитие представлений о природе в истории философии, основные подходы в решении вопроса о происхождении человека, соотношение природного, социального и духовного в человеке, соотношение понятий человек, индивид, личность. 1. Проблема человека в философии - коллоквиум.
4.2 Цель: знать основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения и сущности. 2. Проблема смысла человеческого существования – философское эссе
4.3 Цель: знать понятие и природу ценностей, мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей и их роль в жизни человека и общества. 3. Человек в мире духовных ценностей – семинар.
4.4 Цель: усвоить содержание понятий общество, государство, цивилизация, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь 4. Общество как предмет философского осмысления – обсуждение рефератов (НИРС)
4.5 Цель: проанализировать роль науки и техники в общественном развитии, смысл научных и технических революций, позиции сциетизма и антисциетизма. 5. Человек в информационно-техническом мире - философские эссе на тему по выбору (НИРС)
4.6 Цель: усвоить содержание современных процессов глобализации, возникновение и сущность глобальных проблем и пути их решения. 6. Проблемы и перспективы современной цивилизации – доклады.

5. Виды и содержание самостоятельной работы студентов





Самостоятельная работа студентов является важным компонентом образовательного процесса, она формирует личность студента, его мировоззрение, развивает способность к самообучению и стремление расширять кругозор, повышать свой профессиональный и культурный уровень.

Самостоятельная работа должна быть нацелена на формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организационно самостоятельная работа включает изучение тем дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, подготовку к практическим занятиям, тренингам, деловым играм, написание рефератов и (или) контрольных работ, подготовку к текущему и рубежному (модульному) контролю и подготовку к промежуточной аттестации – экзамен. При этом следует руководствоваться программой курса, методическими указаниями и учебно-практическим пособием (в УМК) облегчающими самостоятельную работу.

Таблица 8

Виды и трудоёмкость самостоятельной работы студентов по модулям.

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоёмкость СРС, зач.ед./часы Виды самостоятельной работы студентов
Модуль 1.Проблематика философии в ее историческом развитии. ОФО 0,5/18 ЗФО 0,89/32 ЗФОС 0,89/32 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
Модуль 2. Философия бытия, сознания и пзнания. ОФО 0,5/18 ЗФО 0,91/33 ЗФОС 0,91/33 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
3. Модуль 3.Бытие человека в современном мире. ОФО 0,5/18 ЗФО 0,91/33 ЗФОС 0,91/33 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию по модулю
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
6. Подготовка к промежуточной аттестации – экзамену
Всего: ОФО 1,5/54; ЗФО 2,72/98; ЗФОС 2,72/98

 

К самостоятельной исследовательской работе студента можно отнести написание реферата (обычно предлагается студентам очной и очно-заочной форм обучения) или контрольной работы (если это предусмотрено учебным планом по дисциплине). Методические рекомендации по подготовке рефератов и контрольных работ изложены в учебно-методическом комплексе по дисциплине Философия в разделе «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».

Темы рефератов.

1. Философия: круг ее проблем и место в системе культуры.

2. Специфика философского знания.

3. Проблема возникновения философии.

4. Этическая концепция буддизма и современность.

5. Идеи даосизма и конфуцианства в современном мире.

6. Сократ и Платон о назначении философии.

7. Учение Аристотеля о назначении человека и государства.

8. Стоические концепции мироустройства и человека.

9. Этика Эпикура.

10. Неоплатонизм о душе и теле.

11. Философский смысл заповедей Христа.

12. Человек и общество в средневековой философии.

13. Проблемы бытия, сущности и существования в средневековой философии.

14. Гуманизм и антропоцентризм как принципы философии эпохи Возрождения.

15. Философия Дж. Бруно.

16. Учение и о мире и человеке в философии Н.Кузанского.

17. Галилей и Ньютон: создание теоретической механики и формирование научной картины мира.

18. Проблематика научной методологии в философии Нового Времени.

19. Просветительская трактовка человека и общества.

20. Критический характер философии И.Канта.

21. Этическое учение И.Канта.

22. Диалектика Гегеля.

23. Философия истории Гегеля.

24. Л.Фейербах о сущности человека.

25. Социальная философия марксизма в контексте современности.

26. Истоки формирования русской философии.

27. Славянофильство и западничество: история и современность.

28. Философия всеединства В.Соловьева.

29. Свобода и творчество в философии Н.Бердяева.

30. Онтология и этика

31. Чаадаев об историческом пути России.

32. Особенности современного философского мышления.

33. Сциентизм и антисциентизм в современной философии.

34. Экзистенциализм и гуманизм.

35. Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция.

36. Понятие движения, пространства и время.

37. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.

38. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.

39. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.

40. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.

41. Проблема истины в философии. Критерии истины.

42. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

43. Структура научного знания. Научная картина мира.

44. Общество как целостная и развивающаяся система.

45. Понятие гражданского общества.

46. Религиозные ценности и их роль в современном мире.

47. Соотношение добра и красоты в духовном мире современного человека.

48. Социальные и философские проблемы информатики.

49. Понятие личности. Процесс социализации личности.

50. Проблема свободы и ответственности личности.

51. Современная цивилизация, ее особенности.

52. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.

Темы контрольных работ

1. Отношение «мир-человек» как проблема философии.

2. Человек в философии Древнего Востока.

3. Философия Древней Греции.

4. Средневековая европейская философия.

5. Философия Возрождения.

6. Новоевропейская философия.

7. Немецкая классическая философия.

8. Марксистская философия.

9. Русская философия.

10. Современная зарубежная философия.

11. Проблема бытия в философии.

12. Идея развития в современной философии и науке.

13. Сознание как философская проблема.

14. Проблема человека в современной философии.

15. Человек в системе духовных ценностей.

16. Проблема познания в философии.

17. Научное познание.

18. Общество как предмет философского осмысления.

19. Человек в информационно-техническом мире.

20. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

 

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Алексеев П. В., Панин А. В.. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин М.: Проспект 2010.

2. Миронов В. В. и др. Философия. / В. В. Миронов и др. - М.: Норма. 2008.

3. Философия для бакалавров. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007

4. Философия техники: история и современность. – М., 2008.

5. Философский энциклопедический словарь. – М., 1999.

Дополнительная литература:

1. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир как система. М. 2007.

2. Бэкон Ф. Новый органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека. // Соч. в 2-х т. М.: 1978. Т. 2.

3. Бобков А.Н., Пронский Л.М. История западной идеологии. Москва, 2004.

4. Бобков А.Н. Проблема теоретического и практического разума в структуре мировоззрения. Москва, Изд-во «Проспект» 2005.

5. Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения // Фило-софские науки. – 2005. - № 3.

 

6. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук. М.2007.

7. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Соч. в 2-х т. М., 1989. Т. 1.

8. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времён Возрождения и Реформации. М., 2000.

9. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: «Высшая школа». 2010.

10. Ильин И.А. Что есть философия? // Путь к очевидности. М., 1993.

11. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

12. Киселев Г.С. Стать человечеством: Сознание постмодерна. М., 2004.

13. Коплстон Ф. Ч. От Фихте до Ницше. М., 2004.

14. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В. и др. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. М., 2005.

15. Осеченко Ю.С. Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М., 1994.

16. Павличенко П. П., Литвиненко Д. А. Представление о свободе в истории человечества. М., 2006.

17. Рублевская Л. Беседы о философах: От античности до эпохи Возрождения. Минск, 2004.

18. Соколов В.В. Средневековая философия. 2-е изд. М., 2010.

19. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 2005

20. Тарасов Ю.Н. Философские проблемы информатики. Воронеж. 2007.

21. Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. М., 2001.

22. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

23. Франкл Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. М., 2007.

24. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2007.

25. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2006.

26. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. М., 2005.

27. Энгельгардт М. А. Прогресс как эволюция жестокости. М., 2006.

28. Юхвид А.В. Философские проблемы компьютерных виртуальных технологий. М., 2006.

Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. http://www.philosophy.ru/library/catalog.html;

2. http://filosof.historic.ru;

3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php;

4. Phenomen.ru: Философия online. Сайт включает в себя выдержки из энциклопедий.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Яндекс-Каталог: Философия

2. Гугл: Каталог: Философия

3. Библиотека портала «Философия в России»

4. Философия в библиотеке Максима Мошкова

5. Электронная библиотека по философии. Одна из электронных библиотек Алексея Злыгостева

6. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/) Материалы сети Интернет («Википедия» и др.)

7. Портал «Философия в России» поддерживается ИФ РАН, включает в себя библиотеку философских текстов.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории, обеспеченные местами для студентов и преподавателя для проведения традиционных лекций и практических занятий.

Специально оборудованные аудитории, снабженные теле- и видеоаппаратурой для показа учебных фильмов, средствами аудиотехники; интерактивной доской и компьютерной техникой для представления учебных материалов по изучаемым темам.

Учебно-методический кабинет для работы с методической и учебной литературой по дисциплине, а также оборудованный компьютерными местами для работы с электронной методической документацией и электронными учебниками.

Компьютерные классы для Интернет-тестирования студентов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.