И подготовке к семинарскому занятию
Сбор социологической информации представляет особый интерес, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, необходимые для нормального функционирования и развития науки. Дайте общую характеристику методов социологического исследования, рассмотрите их основные виды. Характеристику способов получения конкретной социологической информации дополните обзором специализированных методов (фокус-группы, анализ бюджетов времени населения и др.) Ознакомьтесь с технологией работы с первичной социологической информацией, правилами обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных.
При изучении опросных методов дайте сравнительный анализ их достоинств и недостатков. Уясните, что надежность информации и эффективность опросов находятся в прямой зависимости от качества их подготовки и проведения, прежде всего от качества предварительно разработанного инструментария. Рассмотрите особенности массового и специализированных опросов, анкетирования и интервьюирования. Подробнее охарактеризуйте анкетный опрос в социологии. Составьте анкету социологического опроса по избранной теме.
Изучая социологическое наблюдение как метод сбора первичных эмпирических данных рассмотрите его достоинства и недостатки. Целесообразно специально остановиться на выяснении исследовательских возможностей включенного наблюдения. Охарактеризуйте особенности полевого и лабораторного наблюдения. Далее рассмотрите эксперимент как метод научного наблюдения, охарактеризуйте основные экспериментальные стратегии исследований, уясните сущность классической модели эксперимента.
При изучении методов анализа документов важно получить представление о многообразии документальных источников социологической информации, рассмотреть имеющиеся классификации документов. Охарактеризуйте основные приемы анализа документов: традиционный (качественный) и формализованный (количественный) или контент-анализ, покажите их достоинства и недостатки. Приведите примеры применения контент-анализа документов при изучении материалов прессы, документов личного происхождения и т.д. Рассмотрите особенности документально-биографического метода.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем различие методологии и методики социологического исследования?
2. Охарактеризуйте анкетный опрос в социологии.
3. Каковы исследовательские возможности включенного наблюдения в социологии?
4. Охарактеризуйте эксперимент как метод научного наблюдения.
5. Какие документы могут содержать интересующую социолога информацию? Каковы методики анализа документов в социологическом исследовании?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература
И иные источники
8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Руководство по подготовке рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. М.: Изд-во РТА.
2. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии / приложение к приказу Российской таможенной академии от 03.09.2014. №517.
3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
Таблица 4
Этапы формирования компетенций
Код компетенции
| Этапы формирования компетенции
| ОК-2
|
| ОК-6
|
|
Показатели, критерии и шкалы оценивания компетенций
Таблица 5.1
Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций
со шкалой оценивания
Код комп.
| Показатели
компетенций
| Критерий оценивания
| Шкала
оценивания
| ОК-2
| Знает сущность и понятийный аппарат социологических теорий личности
| Знает многообразие объяснительных моделей личности в современной теоретической социологии
| Зачтено
| Показывает недостаточные знания основных проблем социологии личности; не способен аргументировано и последовательно излагать материал, затрудняется при ответах на дополнительные вопросы
| Не зачтено
| Умеет критически оценивать достоинства и недостатки себя и окружающих, осуществлять самооценку и самоанализ
| Умеет анализировать свойства и состояния личности, обусловленные особенностями социальной среды и спецификой профессиональной деятельности
| Зачтено
| Показывает недостаточное умение критически оценивать достоинства и недостатки себя и окружающих, затрудняется в осуществлении самооценки и самоанализа
| Не зачтено
| Владеет навыками самообразования, саморазвития, работы по повышению профессионального мастерства
| Владеет навыками самообразования и саморазвития; используя знания в области общей и отраслевой социологии, способен намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков
| Зачтено
| Не владеет навыками самообразования, саморазвития
| Не зачтено
| ОК-6
| Знает основные понятия, категории и законы социологии
| Показывает глубокие знания понятий, категории и законов социологии, познавательной, методологической и мировоззренческой значимости социологического научного знания. Грамотно излагает ответ, достаточно полно отвечает на вопросы, в том числе дополнительные. При ответе допускает несущественные погрешности
| Зачтено
| Показывает недостаточные знания понятий, категории и законов социологии; не способен аргументировано и последовательно излагать материал, затрудняется при ответах на дополнительные вопросы
| Не зачтено
| Умеет анализировать закономерности исторического процесса, события и явления общественной жизни
| Умеет анализировать закономерности организации, функционирования и развития общества как целостной саморегулирующейся системы
| Зачтено
| Показывает недостаточное умение анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
| Не зачтено
| Владеет базовыми навыками социального прогнозирования, планирования, проектирования
| Владеет основами методологии и методики социального прогнозирования во взаимосвязи с теориями научного предвидения, планирования, проектирования, управления
| Зачтено
| Не владеет базовыми навыками социального прогнозирования, планирования, проектирования.
| Не зачтено
|
В случае получения обучающимися по одному из показателей компетенции оценки «не зачтено» — итоговая оценка также будет «не зачтено».
Таблица 5.2
Определение уровня сформированности компетенций
Количество баллов, набранных в процессе изучения дисциплины
| Уровень сформированности
компетенций
| 90 и более баллов
| высокий
| 70-89 баллов
| повышенный
| 60-69 баллов
| пороговый
| менее 60 баллов
| не сформирован
|
7.3. Типовые контрольные задания
(форма обучения заочная)
На промежуточную аттестацию выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной:
- ОК-2 «Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала»;
- ОК-6 «Способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности».
Примерные билеты для зачета
Билет № 1
1. Социологический проект О. Конта.
2. Типология социальных институтов. Особенности традиционных и современных институтов.
3. Составьте анкету социологического опроса по теме «Миграционные процессы в современной России».
Билет № 2
1. Проблема технократизма в социологической теории и социальной практике.
2. Формирование и функционирование общественного мнения. Методы изучения общественного мнения.
3. Составьте методическую часть программы социологического исследования по теме «Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России»».
Билет № 3
1. Социальная стратификация, ее системные характеристики и главные измерения.
2. Понятие, виды и этапы социологического исследования.
3. Приведите примеры номинальных, интервальных и ранговых шкал, используемых в социологических исследованиях. Охарактеризуйте их измерительные возможности и правила построения.
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Объект и предмет социологии.
2. Структура социологического знания.
3. Функции социологии.
4. Социология в структуре научных знаний об обществе.
5. Социологический проект О. Конта.
6. Социологическая система Г. Спенсера.
7. Натуралистическое направление в социологии. Основные натуралистические школы.
8. Социология Э. Дюркгейма.
9. Социологическая концепция марксизма.
10. Психологическое направление в социологии. Основные психологические теории.
11. М. Вебер – основоположник «понимающей» социологии.
12. Социология П. Сорокина.
13. Структурный функционализм в социологии.
14. Теория социального конфликта в социологии.
15. Проблема технократизма в социологической теории и социальной практике.
16. Особенности русской социальной мысли.
17. Русская социологическая мысль в XIX - начале XX вв. Основные направления и школы.
18. Социологическая наука в СССР.
19. Современная отечественная социология. Основные направления исследований.
20. Общество как система. Понятие, признаки и структура общества.
21. Социальное взаимодействие как основа общественной жизни. Социальные отношения.
22. Системный подход к обществу, его принципы и понятийный аппарат.
23. Типология общества.
24. Культура и общество. Специфика социологического подхода к пониманию культуры.
25. Социальные функции культуры.
26. Основные компоненты культуры и их роль в жизни общества.
27. Основные формы культуры.
28. Закономерности развития культуры. Современная культурная ситуация и тенденции ее развития.
29. Понятие личности в социологии. Личность как деятельный субъект.
30. Социализация личности.
31. Социальная структура личности и ее основные элементы.
32. Ролевая концепция личности. Социальный статус и социальная роль.
33. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Теория социальной аномии.
34. Социальный контроль и его механизм.
35. Социальная структура общества и ее основные элементы.
36. Социальные общности и их виды. Классификация социальных групп.
37. Социальная стратификация, ее системные характеристики и главные измерения.
38. Типы стратификационных систем.
39. Элита как категория социологии. Теории элит.
40. Социальная мобильность и ее виды. Маргинальность.
41. Социальная структура и стратификация современного российского общества.
42. Понятие социального института и его основные признаки.
43. Функции социальных институтов.
44. Типология социальных институтов. Особенности традиционных и современных институтов.
45. Семья как социальный институт.
46. Понятие и основные признаки социальной организации. Виды социальных организаций.
47. Массовое сознание и общественное мнение.
48. Общественное мнение как институт гражданского общества. Основные характеристики и функции общественного мнения.
49. Структура общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.
50. Формирование и функционирование общественного мнения. Методы изучения общественного мнения.
51. Социальный конфликт: понятие и виды.
52. Социальные конфликты в современном российском обществе и пути их урегулирования.
53. Социальные изменения: понятие и виды.
54. Формы социальных изменений.
55. Источники и факторы социальных изменений.
56. Социальное развитие. Социальный прогресс и его критерии.
57. Тенденции и перспективы развития современного общества. Глобализация социальных и культурных процессов.
58. Предмет социологии таможенной службы.
59. Таможенная служба как социальный институт. Социальные функции таможенной службы.
60. Работники таможенной службы как социально-профессиональная общность. Социальный статус таможенника.
61. Сущность социологического обеспечения таможенной деятельности.
62. Понятие, виды и этапы социологического исследования.
63. Программа социологического исследования.
64. Измерение социальных явлений и процессов в социологии.
65. Выборка в социологическом исследовании. Методы выборки.
66. Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдения.
67. Анализ документов в социологическом исследовании. Виды анализа документов.
68. Социологический опрос и его виды.
69. Анкетный опрос в социологии.
70. Обработка, анализ и использование результатов социологического исследования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|