Сделай Сам Свою Работу на 5

И подготовке к семинарскому занятию





Сбор социологической информации представляет особый интерес, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, необходимые для нормального функционирования и развития науки. Дайте общую характеристику методов социологического исследования, рассмотрите их основные виды. Характеристику способов получения конкретной социологической информации дополните обзором специализированных методов (фокус-группы, анализ бюджетов времени населения и др.) Ознакомьтесь с технологией работы с первичной социологической информацией, правилами обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных.

При изучении опросных методов дайте сравнительный анализ их достоинств и недостатков. Уясните, что надежность информации и эффективность опросов находятся в прямой зависимости от качества их подготовки и проведения, прежде всего от качества предварительно разработанного инструментария. Рассмотрите особенности массового и специализированных опросов, анкетирования и интервьюирования. Подробнее охарактеризуйте анкетный опрос в социологии. Составьте анкету социологического опроса по избранной теме.



Изучая социологическое наблюдение как метод сбора первичных эмпирических данных рассмотрите его достоинства и недостатки. Целесообразно специально остановиться на выяснении исследовательских возможностей включенного наблюдения. Охарактеризуйте особенности полевого и лабораторного наблюдения. Далее рассмотрите эксперимент как метод научного наблюдения, охарактеризуйте основные экспериментальные стратегии исследований, уясните сущность классической модели эксперимента.

При изучении методов анализа документов важно получить представление о многообразии документальных источников социологической информации, рассмотреть имеющиеся классификации документов. Охарактеризуйте основные приемы анализа документов: традиционный (качественный) и формализованный (количественный) или контент-анализ, покажите их достоинства и недостатки. Приведите примеры применения контент-анализа документов при изучении материалов прессы, документов личного происхождения и т.д. Рассмотрите особенности документально-биографического метода.



Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем различие методологии и методики социологического исследования?

2. Охарактеризуйте анкетный опрос в социологии.

3. Каковы исследовательские возможности включенного наблюдения в социологии?

4. Охарактеризуйте эксперимент как метод научного наблюдения.

5. Какие документы могут содержать интересующую социолога информацию? Каковы методики анализа документов в социологическом исследовании?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Руководство по подготовке рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. М.: Изд-во РТА.

2. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии / приложение к приказу Российской таможенной академии от 03.09.2014. №517.

3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

 

Таблица 4

Этапы формирования компетенций

Код компетенции Этапы формирования компетенции
ОК-2  
ОК-6  

 

Показатели, критерии и шкалы оценивания компетенций

Таблица 5.1

Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций

со шкалой оценивания



Код комп. Показатели компетенций Критерий оценивания Шкала оценивания
ОК-2 Знает сущность и понятийный аппарат социологических теорий личности Знает многообразие объяснительных моделей личности в современной теоретической социологии Зачтено  
Показывает недостаточные знания основных проблем социологии личности; не способен аргументировано и последовательно излагать материал, затрудняется при ответах на дополнительные вопросы Не зачтено
Умеет критически оценивать достоинства и недостатки себя и окружающих, осуществлять самооценку и самоанализ Умеет анализировать свойства и состояния личности, обусловленные особенностями социальной среды и спецификой профессиональной деятельности Зачтено  
Показывает недостаточное умение критически оценивать достоинства и недостатки себя и окружающих, затрудняется в осуществлении самооценки и самоанализа Не зачтено
Владеет навыками самообразования, саморазвития, работы по повышению профессионального мастерства Владеет навыками самообразования и саморазвития; используя знания в области общей и отраслевой социологии, способен намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков Зачтено  
Не владеет навыками самообразования, саморазвития Не зачтено
ОК-6 Знает основные понятия, категории и законы социологии Показывает глубокие знания понятий, категории и законов социологии, познавательной, методологической и мировоззренческой значимости социологического научного знания. Грамотно излагает ответ, достаточно полно отвечает на вопросы, в том числе дополнительные. При ответе допускает несущественные погрешности Зачтено  
Показывает недостаточные знания понятий, категории и законов социологии; не способен аргументировано и последовательно излагать материал, затрудняется при ответах на дополнительные вопросы Не зачтено
Умеет анализировать закономерности исторического процесса, события и явления общественной жизни Умеет анализировать закономерности организации, функционирования и развития общества как целостной саморегулирующейся системы Зачтено  
Показывает недостаточное умение анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе Не зачтено
Владеет базовыми навыками социального прогнозирования, планирования, проектирования Владеет основами методологии и методики социального прогнозирования во взаимосвязи с теориями научного предвидения, планирования, проектирования, управления Зачтено  
Не владеет базовыми навыками социального прогнозирования, планирования, проектирования. Не зачтено

 

В случае получения обучающимися по одному из показателей компетенции оценки «не зачтено» — итоговая оценка также будет «не зачтено».

Таблица 5.2

Определение уровня сформированности компетенций

Количество баллов, набранных в процессе изучения дисциплины Уровень сформированности компетенций
90 и более баллов высокий
70-89 баллов повышенный
60-69 баллов пороговый
менее 60 баллов не сформирован

 

7.3. Типовые контрольные задания

(форма обучения заочная)

На промежуточную аттестацию выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной:

- ОК-2 «Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала»;

- ОК-6 «Способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности».

Примерные билеты для зачета

Билет № 1

1. Социологический проект О. Конта.

2. Типология социальных институтов. Особенности традиционных и современных институтов.

3. Составьте анкету социологического опроса по теме «Миграционные процессы в современной России».

Билет № 2

1. Проблема технократизма в социологической теории и социальной практике.

2. Формирование и функционирование общественного мнения. Методы изучения общественного мнения.

3. Составьте методическую часть программы социологического исследования по теме «Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России»».

Билет № 3

1. Социальная стратификация, ее системные характеристики и главные измерения.

2. Понятие, виды и этапы социологического исследования.

3. Приведите примеры номинальных, интервальных и ранговых шкал, используемых в социологических исследованиях. Охарактеризуйте их измерительные возможности и правила построения.

 

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Функции социологии.

4. Социология в структуре научных знаний об обществе.

5. Социологический проект О. Конта.

6. Социологическая система Г. Спенсера.

7. Натуралистическое направление в социологии. Основные натуралистические школы.

8. Социология Э. Дюркгейма.

9. Социологическая концепция марксизма.

10. Психологическое направление в социологии. Основные психологические теории.

11. М. Вебер – основоположник «понимающей» социологии.

12. Социология П. Сорокина.

13. Структурный функционализм в социологии.

14. Теория социального конфликта в социологии.

15. Проблема технократизма в социологической теории и социальной практике.

16. Особенности русской социальной мысли.

17. Русская социологическая мысль в XIX - начале XX вв. Основные направления и школы.

18. Социологическая наука в СССР.

19. Современная отечественная социология. Основные направления исследований.

20. Общество как система. Понятие, признаки и структура общества.

21. Социальное взаимодействие как основа общественной жизни. Социальные отношения.

22. Системный подход к обществу, его принципы и понятийный аппарат.

23. Типология общества.

24. Культура и общество. Специфика социологического подхода к пониманию культуры.

25. Социальные функции культуры.

26. Основные компоненты культуры и их роль в жизни общества.

27. Основные формы культуры.

28. Закономерности развития культуры. Современная культурная ситуация и тенденции ее развития.

29. Понятие личности в социологии. Личность как деятельный субъект.

30. Социализация личности.

31. Социальная структура личности и ее основные элементы.

32. Ролевая концепция личности. Социальный статус и социальная роль.

33. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Теория социальной аномии.

34. Социальный контроль и его механизм.

35. Социальная структура общества и ее основные элементы.

36. Социальные общности и их виды. Классификация социальных групп.

37. Социальная стратификация, ее системные характеристики и главные измерения.

38. Типы стратификационных систем.

39. Элита как категория социологии. Теории элит.

40. Социальная мобильность и ее виды. Маргинальность.

41. Социальная структура и стратификация современного российского общества.

42. Понятие социального института и его основные признаки.

43. Функции социальных институтов.

44. Типология социальных институтов. Особенности традиционных и современных институтов.

45. Семья как социальный институт.

46. Понятие и основные признаки социальной организации. Виды социальных организаций.

47. Массовое сознание и общественное мнение.

48. Общественное мнение как институт гражданского общества. Основные характеристики и функции общественного мнения.

49. Структура общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.

50. Формирование и функционирование общественного мнения. Методы изучения общественного мнения.

51. Социальный конфликт: понятие и виды.

52. Социальные конфликты в современном российском обществе и пути их урегулирования.

53. Социальные изменения: понятие и виды.

54. Формы социальных изменений.

55. Источники и факторы социальных изменений.

56. Социальное развитие. Социальный прогресс и его критерии.

57. Тенденции и перспективы развития современного общества. Глобализация социальных и культурных процессов.

58. Предмет социологии таможенной службы.

59. Таможенная служба как социальный институт. Социальные функции таможенной службы.

60. Работники таможенной службы как социально-профессиональная общность. Социальный статус таможенника.

61. Сущность социологического обеспечения таможенной деятельности.

62. Понятие, виды и этапы социологического исследования.

63. Программа социологического исследования.

64. Измерение социальных явлений и процессов в социологии.

65. Выборка в социологическом исследовании. Методы выборки.

66. Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдения.

67. Анализ документов в социологическом исследовании. Виды анализа документов.

68. Социологический опрос и его виды.

69. Анкетный опрос в социологии.

70. Обработка, анализ и использование результатов социологического исследования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.