Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар «Социальные конфликты»





(форма обучения очная)

(проводится в форме диспута)

1. Теории социального конфликта.

2. Виды социального конфликта.

3. Социальные конфликты в современной России и пути их разрешения.

Задания для самостоятельной работы

1. Выясните содержание понятий «социальное противоречие» и «социальный конфликт».

2. Рассмотрите основные подходы к изучению социального конфликта в теоретической социологии.

3. Изучите функции социального конфликта.

4. Рассмотрите основные классификации социального конфликта.

5. Объясните механизм социального конфликта.

6. Изучите проблему управления социальным конфликтом.

7. Рассмотрите виды, причины, характер и пути разрешения конфликтов в современной России.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

И подготовке к семинару

Охарактеризуйте социальный конфликт как форму отношений между субъектами социального взаимодействия, детерминированную противоположностью их интересов. При этом обратите внимание на многообразие проблем, изучаемых в социологии конфликта: причины и условия возникновения конфликтных ситуаций, движущие силы, механизм, виды конфликтов, управление конфликтом и т.п. Затем рассмотрите функции и основные классификации социальных конфликтов. При изучении механизма социального конфликта подробнее охарактеризуйте его источники, стадии развития и последствия. Рассмотрите возможности управления социальными конфликтами, изучите методы их разрешения. В заключение охарактеризуйте виды, причины, характер и пути разрешения социальных конфликтов в современной России.



При подготовке первого вопроса семинара покажите, что изучение социального конфликта имеет в обществознании давнюю традицию. Рассмотрите многообразие подходов к изучению социального конфликта в социологической науке. Каким, по вашему мнению, может быть ответ на главный вопрос, стоящий перед конфликтологией: возможно ли существование общества без конфликтов? Ознакомьтесь с основными теориями социального конфликта: классовой (К. Маркс), бесконфликтной модели общества (Т. Парсонс), конфликтной модели общества (Р. Дарендорф), позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), общей теорией конфликта (К. Боулдинг) и др. Рассмотрите трактовки источников, функций и последствий конфликта в современной конфликтологии.



Изучая виды социальных конфликтов, покажите многочисленность оснований классификации. Обратите внимание на утвердившееся в конфликтологии деление конфликтов на большие группы по способу их разрешения, социальным последствиям, характеру взаимоотношений участнико, результату. Рассмотрите виды конфликтов по направленности, источнику, содержанию, типу разрешения, форме выражения, социальной формализации, социально-психологическому эффекту, значению для группы, характеру причин, истинности-ложности или реальности, объему социального взаимодействия. Охарактеризуйте конфликты скрытые и явные, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д. Приведите примеры.

Характеризуя социальные конфликты в современном российском обществе покажите, что корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получили в процессе социальной трансформации и реформ. Объясните причины остроты конфликтов в постсоветской России, рассмотрите причины, особенности, характер их протекания. Подробнее остановитесь на характеристике социально-политических конфликтов (в том числе между ветвями власти, политическими партиями и движениями, звеньями управленческого аппарата), социально-экономических и межэтнических конфликтов. Рассмотрите пути разрешения конфликтов в условиях современного российского общества.

Контрольные вопросы для самопроверки



1. Что такое социальный конфликт? Каковы причины социальных конфликтов?

2. Назовите позитивные и негативные функции социального конфликта.

3. По каким основаниям классифицируются социальные конфликты?

4. Каковы возможности управления социальным конфликтом?

5. Какие методы используются для разрешения социальных конфликтов?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

Тема 3.4. социальные изменения

Понятие социальных изменений. Виды социальных изменений: структурное, процессуальное, функциональное, мотивационное. Социокультурные, индустриально-технологические, социально-экономические теории социальных изменений.

Эволюция и революция как формы социальных изменений. Социальные реформы. Инновационный процесс. Циклические социальные изменения.

Источники социальных изменений. Технологические и идеологические факторы социальных изменений. Субъекты социальных изменений. Понятие и типы социальных движений. Динамика социальных движений.

Социальное развитие. Социальный прогресс и его критерии. Противоречивый характер социального прогресса. Концепции социального прогресса. Теории модернизации. Социальная стабильность. Факторы социальной стабильности. Концепция устойчивого развития и возможности ее применения в российских условиях.

Формирование мировой системы. Тенденции и перспективы развития современного общества. Мировая система и процессы глобализации социальных и культурных процессов. Возможности макросоциологического прогноза. Футурологические социальные теории. Место России в мировом историческом процессе.

Семинар «социальные изменения»

(форма обучения очная)

1. Социальные изменения: понятие и виды.

2. Источники и факторы социальных изменений.

3. Социальное развитие. Социальный прогресс и его критерии.

Задания для самостоятельной работы

1. Покажите всеобщий характер и многообразие социальных изменений.

2. Рассмотрите соотношение понятий «социальное изменение», «социальное развитие», «социальная стабильность».

3. Покажите, что означает нелинейность социальных изменений и социального развития.

4. Изучите тенденции современного мирового развития.

5. Охарактеризуйте многообразие теорий социальных изменений.

6. Покажите возрастающую роль социальных наук в решении проблем современного общества, осуществлении социальных изменений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

И подготовке к семинару

При выяснении социологического содержания понятия «социальное изменение» необходимо показать его всеобщий характер и многообразие. Следует обратить внимание на возросшую озабоченность ученых и мировой общественности по поводу направленности и ускоряющихся темпов изменения современного общества. Покажите, что идея кризиса современной цивилизации, исчерпанности традиционных ресурсов ее развития требует от социологии особого внимания к проблеме социальных изменений, их особенностям, источникам и последствиям. Рассмотрев содержание и соотношение основных понятий, целесообразно подробнее охарактеризовать нелинейность социального развития. Необходимо также изучить тенденции современного мирового развития, рассмотреть процессы глобализации, развертывания информационной революции, усиления неравномерности развития стран и регионов, экологическую угрозу, кризис традиционных методов хозяйствования, другие проблемы.

При подготовке первого вопроса семинара следует иметь в виду, что понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. Показав многообразие этих перемен, происходящих на всех уровнях социальной системы, целесообразно перейти к характеристике видов социальных изменений. Рассматривая структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные социальные изменения, важно понимать, что все они тесно связаны межу собой. На конкретных примерах следует показать, как изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Кроме того, при обсуждении вопроса важно выявить многообразие теорий социальных изменений, особо выделив среди них эволюционистские, органические, структурно-функциональные теории, а также синтетические концепции социально-исторических изменений (социокультурные, индустриально-технологические, социально-экономические), которые хотя и выходят за пределы непосредственно социологической проблематики, но традиционно играют существенную роль в научном социологическом мышлении.

При подготовке второго вопроса важно усвоить, что источниками социальных изменений могут быть экономические и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений. Эти источники весьма сложны, многообразны и не всегда поддаются строгому детерминистскому объяснению. Далее следует остановиться на характеристике технологических факторов социальных изменений, имея в виду, что в современной литературе имеются разные варианты классификации способов и форм воздействия научно-технических достижений на изменения общественной жизни. Рассматривая идеологические факторы, следует уяснить, что все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, имеют идеологический характер, поскольку любая идеология выражает интересы общественных групп, всего общества и, объясняя сквозь призму этих интересов социальную реальность, побуждает к действию. Необходимо также показать возрастающую роль социальных наук в решении конкретных общественных проблем, функционировании государственных, хозяйственных и иных структур, осуществлении социальных изменений.

Изучение третьего вопроса необходимо начать с уточнения содержания понятий «социальное изменение» и «социальное развитие», обратив внимание на то, что последнее применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения. Переходя к изучению социального прогресса, рассмотрите две точки зрения на проблему прогресса в истории общества: одна утверждает абсолютность и неизбежность прогрессивного развития, другая выносит проблему за пределы науки в связи с оценочным субъективным характером самого понятия «прогресс». При этом следует помнить, что вопрос о допустимости в научной социологии оценочных суждений является дискуссионным. Дав определение социального прогресса, необходимо обратить внимание на трудности перевода этого общетеоретического понятия на язык социологии, имеющей дело с конкретными социальными явлениями. Раскройте противоречивый характер социального прогресса, рассмотрите его критерии. Важно понять, что в имеющих давнюю традицию дискуссиях о критериях социального прогресса наиболее предпочтительны позиции авторов, стремящихся наполнить эти критерии человеческим смыслом, выявить их гуманистическую направленность.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое социальное развитие? Как соотносятся понятия «социальное изменение» и «социальное развитие»?

2. В чем смысл и значение теории социальной эволюции?

3. Как решается в социологии проблема источников и факторов социальных изменений?

4. В каких основных формах происходят социальные изменения?

5. Можно ли говорить об общей направленности социальных изменений в мире?

6. Есть ли объективный критерий общественного прогресса? Если есть, то каков он?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.