Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические особенности подростков с девиантным поведением





Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоцио­нальных нарушениях. Для девиантных подростков характерны та­кие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в обла­сти целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздра­жительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Для полноценного существования подросток нуждается в посто­янном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуально­го самочувствия и создает возможности для развития. С другой сто­роны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии со­ответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к дест­руктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям.

Подростковые девиации отличаются высокой личностной вклю­ченностью, заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива. Причем зачастую самим подростком про­ступок оценивается как выражение самостоятельности и некого «геройства».



Наиболее чаще несовершеннолетними совершаются правона­рушения в отношении сверстников или других лиц, которые харак­теризуются как нарушение прав и безопасности личности, то есть подростки в отношении этих лиц применяют агрессию.

Подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию. Агрессив­ные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональ­ной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к свер­стникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чув­ствуют вины за агрессивное поведение, подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки дей­ствуют практически во вред себе, так как в результате своих дей­ствий лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером в установлении конструктивных контактов между лич­ностью и ее окружением [2].



Агрессивное поведение подростков подразделяется специалис­тами на две группы:

1. "социализированные формы агрессивного поведения, ко­торые не носят враждебного характера и не имеют своей це­лью причинение ущерба другому человеку.

2. Социализированные формы агрессивного поведения, харак­теризующиеся враждебностью и имеют своей целью причи­нение ущерба или боли другому человеку.

Мотивы собственного поведения могут осознаваться подрост­ком, но чаще совершение агрессивных поступков побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями. Психологичес­кой целью агрессии может быть как причинение страдания и вре­да жертве, так и достижение иных результатов. Наиболее распрос­траненными целями агрессивного поведения могут быть:

• причинение боли жертве;

• месть за перенесенное страдание;

• причинение ущерба;

• доминирование, власть над другим человеком;

• получение материальных благ;

• аффективная разрядка, разрешение внутриличностного кон­фликта;

• самоутверждение, повышение самооценки, сохранение само­уважения;

• защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания;

• отстаивание автономии и свободы;

• завоевание авторитета в группе сверстников;



• удаление препятствий на пути к удовлетворению потребнос­тей;

• привлечение внимания.

Специфической особенностью агрессивного поведения в под­ростковом возрасте является зависимость подростка от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В этом воз­расте умение быть агрессивным друзьями часто воспринимается как наличие силы. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распрост­ранены ритуалы посвящения в члены группы или испытания но­вичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Последние широко ис­пользуются группой для оправдания ее внутригрупповой и внеш­ней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, пе­реживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.

В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоут­вердиться с помощью агрессии. Проявление агрессивности опре­деляется статусом подростка в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и «отверженных». Лидеры с помо­щью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отвер­женные группой посредством агрессии показывают неудовлетво­ренность своим положением.

Почему подростки, осознавая, что поступки группы являются ча­сто нарушением законов или общественных норм, все-таки остают­ся в этой группе? Этим вопросом озадачены психологи, социологи, педагоги и психиатры. Однозначного ответа дать невозможно, так как уровень вовлеченности в противоправную деятельность зависит от многих личностных особенностей подростка и от семейных ус­тановок и микроклимата, в котором он воспитывается, от уровня терпимости социума, от законодательной базы, предусматривающей ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Тот факт, что, несмотря на повторные и серьезные наказания, агрессивное антисоциальное поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически не спо­собен учиться на собственном опыте. Возможно, это связано с тем, что заслуженное наказание практически никогда не следует немед­ленно за проступком или не наступает вовсе.

По детерминации поведения можно выделить несколько групп агрессивно-девиантных подростков:

1. Ситуативный нарушитель. Противоправные действия пре­имущественно спровоцированы ситуацией.

2. Субкультурный нарушитель. Идентифицирует себя с груп­повыми антисоциальными ценностями.

3. Невротический нарушитель. Асоциальные действия высту­пают следствием внутриличностного конфликта и тревоги.

4. «Органический» нарушитель. Совершает противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладани­ем импульсивности, интеллектуальной недостаточности и эффективности.

5. Психотический нарушитель. Девиантные действия возника­ют по причине тяжелого психического расстройства, психо­за, помрачения сознания.

6. Антисоциальная личность. Антиобщественные действия вызваны специфическим сочетанием личностных черт — враждебностью, недоразвитостью высших чувств, неспособ­ностью к близким доверительным отношениям.

Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение [2].

Динамика девиантности

Описывая динамику отклоняющегося поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три стадии его социальной дезадаптации:

1) компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;

2) стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;

3) стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнение единомышленников.

Девиантное поведение, полагает И.С. Кон, вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и/ или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. В соответствии с этим принято различать первичную девиацию (ненормативность) и вторичную (как подтверждение ненормативности и утверждение собственно девиантного поведения).

Важнейший фактор такого развития — девиантные сверстники. Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкциям со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. Более того, возникает определенная система убеждений, руководствуясь которой подросток ведет себя вызывающе деструктивно [1].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.