Сделай Сам Свою Работу на 5

Представь себе ситуацию, при которой времена года на Земле будут длиться по сто лет»





Пояснительная записка

Современный мир меняется настолько быстро, что это не может не отражаться на процессе социализации подрастающего поколения. В связи с этим возрастает потребность общества в личности, способной справиться с множеством возникающих проблем, приобретает актуальность задача развития творческих способностей. Особое внимание уделяется развитию общих творческих способностей, т.к. они позволяют успешно действовать в различных областях, т.е. имеют универсальное значение, в отличие от специальных способностей, проявляющихся в определенных видах деятельности.

К творческим способностям (Г.И. Вергелес, А.И. Раев) относят: вариативность, гипотетичность, перенос и импровизацию. Развитие общих творческих способностей способствует становлению учащихся как субъектов учебной деятельности, обладающих активной, самостоятельной и творческой позицией. Младший школьный возраст является тем периодом развития учебной деятельности, в котором имеются оптимальные условия для овладения опытом творческой деятельности в различных видах творчества: художественном, техническом и научном. Третий вид творчества – научное – почти не представлен в начальной школе, так как считается малодоступным для младших школьников. Исследовательская деятельность - одна из форм творческой деятельности, которая позволяет сохранить и развить исходный потенциал ребёнка, обладающего особой тягой к познанию. Младшие школьники хотят и могут быть исследователями, однако школа игнорирует потребности и возможности детей, тормозя тем самым их развитие.



Данная программа факультатива предлагается учащимся 4 класса общеобразовательной средней школой.

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности, стремления к познанию.

Целью образовательной программы является создание условий для развития исследовательской культуры учащихся через накопление опыта организации и проведения практических исследований.

Задачами, на решение которых направлена программа, является формирование ряда мыслительных и практикоориентированных умений учащихся, сочетание которых обеспечивает становление исследовательской культуры:



1.мыслительные навыки:

• анализ, выделение главного;

• сравнение, обобщение, конкретизация;

• определение и объяснение понятий;

• доказательство и опровержение гипотезы;

• умение видеть противоречия.

2.умение провести теоретическое исследование через работу с книгой и другими источниками информации;

3.умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, направленной на оформление результатов исследования и их презентацию;

4. специальные исследовательские умения:

· умение видеть объект с разных сторон, установка на возможность различных решений исследовательской задачи;

· умение устанавливать причинно-следственные отношения, выдвинуть гипотезу;

· умение спланировать и организовать исследование, направленное на проверку гипотезы, используя методы научного познания;

· умение вовремя отказаться от «скомпрометированной гипотезы»;

· умение провести мысленный эксперимент, моделирование эксперимента;

· способность отмечать промежуточные результаты исследования, не унывать при неудаче.

Подходы к организации обучения

Природная любознательность младших школьников, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового позволяют легко включить ребёнка в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения, поэтому обучение должно начинаться с умения видеть проблемы, с умения удивляться. Организовывать работу по решению проблем необходимо по законам проведения научных изысканий, как самостоятельный творческий поиск. В рамках исследовательского подхода по традиции, заведенной еще Д. Дьюи, обучение ведется с опорой на непосредственный опыт и его постепенное расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности.



Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связанного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования обучения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы:

Ø Анализ и установление причинно – следственных связей;

Ø Сравнение, обобщение и конкретизация;

Ø Выдвижение гипотез;

Ø Перенос знаний в новую ситуацию;

Ø Поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы;

Ø Планирование исследования;

Ø Оформление результатов проведенного исследования.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской деятельности школьника. В современной теории исследовательского обучения (Дж. Шваб, П. Брандвейн, Леви) выделяется 3 уровня его реализации на практике:

1. Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти самостоятельно учащимся;

2. Преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно (может быть коллективный поиск);

3. Постановкой проблемы, поиском методов ее исследования и разработкой решения занимаются самостоятельно учащиеся.

Задачей учебного курса является постепенный переход к исследовательской деятельности учащихся третьего уровня.

Ожидаемые результаты

Говоря о результате, мы должны ясно понимать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. И пусть ребята не делают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для формирования активной жизненной позиции и развития познавательных сил. Педагогический результат – это опыт самостоятельной творческой, исследовательской работы, новых знаний и умений, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Результат образовательного процесса определяется через выявление уровня сформированности исследовательского и творческого мышления учащихся.

В качестве возможных линий анализа сформированности исследовательского мышления учащегося мы выдвигаем следующие критерии:

· степень проявления поисковой активности,

· глубина, прочность овладения способами и приемами исследовательской деятельности,

· оригинальность, правдоподобие, обоснованность и действенность выдвигаемых гипотез, их количество;

· планомерность и организованность выполняемого исследования; полнота и обоснованность выводов.

Методы отслеживания результативности

v Определениегипотетичности, как общей творческой способности

Для этого учащимся предлагалось выдвинуть гипотезы – предположения о причинах событий и перспективах развития фантастического явления, т.е. выдвинуть логические ретроспективные и фантастические перспективные гипотезы. Задания предлагались для выполнения в классе. Учащимся были даны следующие три ситуации для выдвижения гипотез:

Что бы было, если бы все люди научились обходиться без воды и пищи?»,

Представь себе ситуацию, при которой времена года на Земле будут длиться по сто лет»

3. «Почему некоторые дети плохо учатся в школе?» (текст методик см. в приложении).

В качестве критериев для оценки степени развития гипотетичности у учащихся мы, основываясь на тесте Гилфорда по изучению креативности и творческого мышления и исследованиях Мещеряковой, выделили такие три показателя:

· беглость (количество выдвинутых гипотез);

· гибкость (количество классов выдвинутых гипотез);

· оригинальность (единичный ответ – редко встречающийся – часто встречающийся);

Исходя из практического опыта, мы ограничили количество возможных гипотез - шестью.

Каждый вариант гипотезы оценивается по этим критериям и в соответствии с ними начисляются баллы.

1. Показатель беглость. За каждую гипотезу учащийся получает по одному баллу. На основании этого можем выделить следующие уровни развития беглости:

5 и больше баллов — высокий уровень;

3-4 баллов — средний уровень;

1-2 балла — низкий уровень;

2. Показатель гибкость. Каждый класс гипотез оценивается в один балл.Т.о., можем выделить следующие уровни развития гибкости:

5 и больше баллов — высокий уровень;

3-4 баллов — средний уровень;

1-2 балла — низкий уровень;

3. Показатель оригинальность. Гипотеза считается оригинальной и ей приписывается 3 балла, если она не повторяется среди всего класса. Если вариант гипотезы редко встречается (не более 3 – 4 раз на весь класс), то за каждую гипотезу дается 2 балла. Часто встречающийся вариант гипотезы оценивается в 0 баллов. Т.о. оригинальность оценивается от 0 до 3 баллов и можно выделить следующие уровниее развития.

3 балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

0 баллов – низкий уровень;

Т.о. общая способность к выдвижению гипотез оценивалась суммой баллов по всем трем критериям. На основе полученных результатов мы выделили несколько уровней развития гипотетичности как общей творческой способности:

Больше 40 – очень высокий уровень;

30 – 39 – высокий уровень;

20 – 29 – выше среднего;

10 – 19 – средний уровень;

0 – 9 – низкий уровень;

v Задания второго блокапреследовали следующуюцель -изучение особенностей проявления гипотетичности в исследовательской деятельности в условиях специально организованного поиска на учебном материале у учащихся младшего школьного возраста.

На основе изучения содержания учебников по различным предметам и анализа представленных в них заданий мы выбрали такую область науки, как естествознание, т.к. по нашему мнению, именно данная область знаний дает широкие возможности для проявления исследовательской деятельности уже в младшем школьном возрасте, и составили три учебных задания исследовательского характера с подсказками.Составленные для каждого задания подсказки были предназначены для ориентирования учащихся в направлениях поиска для выполнения исследовательского задания.

Исследовательские задания:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.