Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
СРОК ПРАКТИКИ 02.03.15-04.04.15
(Г.Н. Градова, руководитель практики - тел. 89212931808)
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
«Учитель-логопед в дошкольной образовательной организации»
(выдержки)
Цели производственной практики
Целью производственной практики по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование является овладение студентами системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять помощь детям с недоразвитием речи в овладении основной образовательной программой дошкольного образования, проводить дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и осуществлять логопедическое воздействие по программе обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и/или общим недоразвитием речи в структурных подразделениях образовательной организации (логопункт, логопедическая группа, речевой центр).
Задачи производственной практики
Задачами производственной практики в соответствии с видами профессиональной деятельности являются:
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с недоразвитием речи;
- построение индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе логопедической диагностики дошкольников с речевыми нарушениями;
- планирование коррекционно-развивающей работы с учётом образовательной программы образовательной организации и структуры речевого нарушения;
в области диагностико-консультативной деятельности:
- психолого-педагогическое изучение особенностей речевого развития и образовательных возможностей дошкольников с речевыми нарушениями;
- - консультирование педагогов по проблемам образования и развития детей с речевой патологией на основе комплексного подхода к их реабилитации;
- консультирование законных представителей детей с речевой патологией и членов их семей по вопросам образования, развития и семейного воспитания;
в области исследовательской деятельности:
- сбор, анализ и систематизация информации по вопросам речевого развития обследуемых дошкольников;
- планирование коррекционно-развивающей работы с учётом образовательной программы и структуры речевого нарушения;
в области культурно-просветительской деятельности:
- формирование общей культуры дошкольников с речевыми нарушениями;
- организация культурного пространства дошкольной образовательной организации;
- воспитание любви к профессии дошкольного логопеда, стремление развивать педагогические способности, совершенствовать профессионально значимые качества личности будущего педагога-дефектолога: ответственность, инициативность, доброжелательность, любознательность, самостоятельность.
Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата.
Данная практика является обязательным разделом ООП бакалавриата. Она ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся. В ходе практики студентам предоставляется возможность проведения различных видов деятельности: коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной и научно-исследовательской.
Для прохождения производственной (педагогической) практики студенты должны изучить следующие дисциплины: основы речевой культуры дефектолога, онтогенез детской речи, педагогика, психология, специальная психология, специальная педагогика, логопедия, логопедические технологии, логопрактикум, логопсихология, психолингвистика, психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи, а также пройти учебную практику.
Для прохождения производственной практики студенты должны обладать следующими «входными» знаниями и умениями:
Знаниями:
- стратегии, структуры и процедуры осуществления экспериментальной работы;
- организации педагогического процесса в специальных и комбинированных учреждениях;
- проектирования инновационного развития коррекционно-педагогических систем и систем инклюзивного образования;
- консультирование работников органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителей общественных организаций по проблемам образования лиц с речевой патологией.
Умениями и навыками:
- анализа и систематизации результатов исследований и использования их в своей профессиональной деятельности;
- использование имеющихся возможностей образовательного пространств и проектирования новых для решения научно-исследовательских задач;
- анализа и систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования;
- анализа и систематизации исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности.
Формы проведения производственной практики
1 неделя – пассивно-активная (анализ ООП образовательной организации, обязательной отчетной документации логопеда; просмотр и анализ логопедических занятий учителя- логопеда, наблюдение, анализ и логопедизация режимных моментов, проведение логопедической диагностики, составление индивидуальных коррекционно-развивающих планов, планирование логопедических занятий в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме). 2-5 недели – активная (логопедизация режимных моментов, проведение логопедических занятий в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме, проведение консультаций для родителей и педагогов).
Место и время проведения производственной практики
Производственная практика осуществляется в структурных подразделениях дошкольных образовательных организациях (на логопунктах; в группах для детей с недоразвитием речи, речевом центре). Практика проводится на 3 курсе в 6 семестре общей продолжительностью 5 недель с отрывом от занятий. График работы студентов-практикантов в качестве учителя-логопеда предполагает нахождение их в ДОО ежедневно в течение 4-х часов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК – 7);
- способность к рациональном выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного подхода к лицам с ОВЗ (ПК – 1);
- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защит с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК – 2);
- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК – 3);
- готовность к взаимодействию с семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК – 4);
- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями речи с целью уточнения структуры речевого дефекта для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК – 5);
- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК – 6);
- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК – 7);
- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с нарушениями речи, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК – 8);
- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК – 9);
- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК – 10);
- готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК – 11);
- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК – 12);
- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК – 13);
- способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК – 14).
7. Структура и содержание производственной практики
№
п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Формы текущего
контроля
| Первая неделя
| Пассивно-активная практика
| - производственный инструктаж;
- знакомство и изучение условий организации коррекционно-педагогического процесса на логопункте, в группе для детей с недоразвитием речи, речевом центре;
- изучение и составление циклограммы деятельности учителя-логопеда;
- наблюдение за коррекционной деятельностью учителя-логопеда в условиях логопункта, в группе для детей с недоразвитием речи, речевом центре (ежедневно просмотр занятий логопеда, их анализ);
- изучение и анализ медицинской и педагогической документации;
- изучение и анализ ООП, образовательных программ, по которым осуществляется деятельность на логопункте, в группах для детей с недоразвитием речи, речевом центре;
- наблюдение, анализ логопедизации режимных моментов;
- организация и проведение диагностического обследования двух дошкольников с различной структурой дефекта (ФНР, ФФНР или ОНР), заполнение однойречевой карты,
- разработка перспективного плана индивидуальной коррекционно-развивающей работы с одним дошкольникам;
- разработка перспективных планов коррекционно-развивающей работы (подгрупповых и фронтальных занятий) с детьми с недоразвитием речи.
Общее количество часов – 40 (20 ч. В ДОО, 20 ч. самостоят. работа).
| Отметка о выполнении видов работ в ведомости и дневнике практики,
циклограмма,
речевая карта. план индив. работы
| Вторая неделя
| Активная практика
| - логопедизация режимных моментов;
- написание конспектов индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми (сдать: два конспекта индивидуальных занятий; один конспект фронтального занятия по формированию произношения или подготовке к обучению грамоте; один конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя и (или) связной речи).
- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми с недоразвитием речи в качестве учителя-логопеда (не менее 4-х занятий в неделю);
- проведение консультаций с родителями и воспитателями по результатам диагностического обследования детей;
- просмотр и анализ индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми, проведённых студентами-практикантами;
Общее количество часов – 60 (20 ч. В ДОО, 40 ч. самостоят. работа).
| Отметка о выполнении видов работ в ведомости и дневнике практики, конспекты занятий,
конспект консультации
| Третья неделя
| Активная практика
| - логопедизация режимных моментов;
- написание конспектов индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми (сдать два конспекта индивидуальных занятий; один конспект фронтального занятия по формированию произношения или подготовке к обучению грамоте и один конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя и (или) связной речи);
- проведение индивидуальных занятий; подгрупповых и фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте, по развитию лексико-грамматического строя и (или) связной речи с детьми с недоразвитием речи в качестве учителя-логопеда (не менее 4-х занятий в неделю);
- проведение консультаций с родителями и педагогами по вопросам речевого развития детей с недоразвитием речи;
- просмотр и анализ индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми, проведённых студентами-практикантами;
- выполнение исследовательских заданий по проблеме речевого развития дошкольников с нарушением речи;
Общее количество часов – 60 (20 ч. В ДОО, 40 ч. самостоят. работа).
| Отметка о выполнении видов работ в ведомости и дневнике практики
конспекты занятий
конспект консультации
| Четвертая неделя
| Активная практика
| - логопедизация режимных моментов;
- написание конспектов индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми (сдать два конспекта индивидуальных занятий; один конспект занятия по формированию произношения или подготовке к обучению грамоте; один конспект по развитию лексико-грамматического строя и (или) связной речи);
- проведение индивидуальных занятий; подгрупповых и фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте, по развитию лексико-грамматического строя и (или) связной речи с детьми с недоразвитием речи в качестве учителя-логопеда (не менее 4-х занятий в неделю);
- проведение консультаций с родителями или педагогами по вопросам речевого развития детей с недоразвитием речи;
- просмотр и анализ индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми, проведённых студентами-практикантами;
- выполнение исследовательских заданий по проблеме речевого развития дошкольников с нарушением речи;
- изготовление дидактического пособия для коррекции речевых нарушений (для уч-логопеда)
Общее количество часов – 60 (20 ч. В ДОО, 40 ч. самостоят. работа).
| Отметка о выполнении видов работ в ведомости и дневнике практики
конспекты занятий
дидактическое пособие
конспект консультации
| Пятая неделя
| Активная практика
| - проведение индивидуальных занятий; подгрупповых и фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте, по развитию лексико-грамматического строя и (или) связной речи с детьми с недоразвитием речи в качестве учителя-логопеда (не менее 4-х занятий в неделю);
- изготовление дидактического пособия для коррекции речевых нарушений (для методического кабинета института)
- оценка качества и устойчивости результатов проведенной логопедической работы;
- отчёт о выполнении исследовательских заданий по проблеме речевого развития дошкольников с нарушением речи;
- оформление документации, подготовка к итоговой конференции.
Общее количество часов – 68 (20 ч. В ДОО, 48 ч. самостоят. работа).
| Отметка о выполнении видов работ в ведомости и дневнике практики
конспекты занятий
дидактическое пособие
|
9 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике
Самостоятельная работа бакалавров в период прохождения практики:
1. Знакомство с образовательной организацией, коллективом детей, педагогами.
2. Проведение анализа планов работы учителя-логопеда (годовой план работы по видам деятельности учителя-логопеда, перспективные и календарные планы индивидуальных и фронтальных занятий, конспекты занятий, циклограммы деятельности логопеда)
3. Написание конспектов индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми (6/6).
4. Изучение медицинской и педагогической документации детей с нарушениями речи (заключение тПМПК, речевые карты, медицинскую карту и т.д.)
5. Изучение и анализ ООП, образовательных программ, по которым осуществляется деятельность на логопункте, в группах для детей с недоразвитием речи
6. Посещение занятий специалистов (логопед, муз.руководитель, воспитатель по физ.развитию, психолог).
7. Подготовка наглядно-иллюстрированного материала для проведения логопедических занятий.
8. Планирование и проведение констатирующего эксперимента по теме КР. Количественная и качественная обработка полученных экспериментальных данных.
9. Проведение консультаций для родителей, педагогов по результатам диагностики и коррекции речевых нарушений у детей.
10. Ежедневное ведение дневника практики в течение всего срока практики (д.б. отражено ежедневное содержание практики по видам деятельности студента-практиканта).
11. Написание отзыва-отчета по результатам прохождения практики (в отчете должно быть отражено достижение цели и выполнение задач практики, овладение компетенциями (ОК, ПК) в результате прохождения производственной практики (см. п.6)
12. Изготовление пособий (2) для коррекции речевых нарушений.
10. Обязанности студентов в период педагогической практики
1. Студент организует свою деятельность с учётом требований нормативных документов, правил внутреннего распорядка дошкольного учреждения.
2. Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные настоящей программой и отражённые в индивидуальном плане педагогической практики. В процессе педагогической практики студент должен проявить себя как специалист, имеющий необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического, медицинского и общепрофессионального цикла) и умеющий применять их в конкретной педагогической деятельности.
3. В дневнике педагогической практики студент ежедневно отражает основное содержание коррекционно-воспитательного процесса и результаты самостоятельной работы.
4. Каждый студент самостоятельно готовит необходимые для практики материалы и оформляет все виды документации.
5. В период практики студент повышает свой профессиональный уровень, используя различные формы самообразования.
6. На период практики один из студентов группы, работающей в данном дошкольном учреждении, назначается старостой. В обязанности старосты входит учёт посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных мероприятиях, консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|