Полномочия Президента России
Порядок избрания и вступления в должность Президента России
Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. <Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» — это ограничение избирательного права, предусмотренное ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, распространяется и на выборы Президента Российской Федерации. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ (при отсутствии двойного гражданства) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов определяется федеральным законом. Сегодня — это закон «О выборах Президента Российской Федерации», принятый 31 декабря 1999 г. Выборы Президента РФ считаются состоявшимися, если в них приняли участие более 50% зарегистрированных избирателей. Избранным считается кандидат, набравший более 50% от явившихся на выборы избирателей. В случае, если ни один из кандидатов не набрал более 50%. проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, при условии что против обоих подано меньше голосов, чем за победителя.
Президент РФ вступает в должность по истечении , 4 лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при повторных выборах — на 30-й день со дня опубликования результатов выборов. Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден в Конституции (ст. 82). По определению ч. 2 ст. 82 Конституции РФ присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ.
Полномочия Президента России
Полномочия Президента России весьма обширны. Условно их можно разбить на несколько групп.
1) Полномочия по взаимодействию с органами законодательной власти: назначение выборов Государственной Думы; роспуск Государственной Думы;
внесение законопроектов в Государственную Думу;
подписание и обнародование федеральных законов;
обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ;
назначение референдумов;
2) Полномочия по взаимодействию с органами исполнительной власти и органами при Президенте РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; Президент также назначает на должности и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ; назначает и освобождает после соответствующих консультаций дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; формирует Совет Безопасности и возглавляет его; формирует Администрацию Президента РФ;
3) Полномочия по отношению к судебной власти и Прокуратуре: представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ; назначает на должности судей других федеральных судов; вносит предложение Совету Федерации о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
4) Полномочия в области обороны и безопасности:
является Верховным главнокомандующим; утверждает военную доктрину России; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, о чем незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
5) В области внешней политики: осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и
подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
6) В отношении граждан: решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.
Прекращение полномочий Президента России
Общими основаниями прекращения полномочий Президента России является истечение срока полномочий. Однако возможно и досрочное прекращение президентских полномочий в результате:
• отставки; в данном случае Президент обращается к парламенту с соответствующим заявлением;
• стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья. Механизм прекращения полномочий Президента по данному основанию не ясен, так как данная процедура законодательно не урегулирована.
• отрешение от должности (импичмент). Процедура импичмента имеет 3 стадии: 1) выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ (Госдума выдвигает двумя третями голосов и по предложению не менее 1/3 депутатов обвинение в государственной измене или в ином тяжком преступлении); 2) заключение Верховного Суда РФ (о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления) и Конституционного Суда РФ (о конституционности процедуры обвинения);
3) отрешение Президента от должности Советом Федерации (это решение принимается квалифицированным большинством голосов — 2/3+1 голос от общего состава — в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения; в противном случае импичмент считается отклоненным. Если импичмент состоялся, полномочия Президента прекращаются с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.
В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по любому основанию, исполнение обязанностей Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Государственной Думы. Выборы нового Президента проводятся в 3-месячный срок.
Федеральное Собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание РФ является высшим законодательным (представительным) органом, выразителем воли и интересов народа. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ (по 2 представителя от каждого субъекта). Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. предусматривает следующий порядок формирования указанной палаты российского парламента.
Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.
Государственная Дума представляет народ Российской Федерации в целом. 450 депутатов Государственной Думы избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для депутатов Государственной Думы предусмотрены ограничения в части выполнения других обязанностей. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Однако палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Стадии законодательного процесса
1)Законодательная инициатива, т. е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании законов и на внесение законопроекта в законодательный орган. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).
2)Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
• Компетентный орган принимает решение о необходимости издания закона, включает соответствующее предложение в план законопроектных работ.
• Вырабатывается официальный законопроект.
• Законопроект вносится в законодательный орган. принимается им к рассмотрению, обсуждается.
• Рассматриваются поправки.
• Принятие в порядке первого, второго и т. д. чтения («Чтение закона» означает обсуждение и поэтапное принятие его, «первое чтение» — принятие проекта в принципе как основы будущего закона;
«второе чтение» — принятие проекта как закона;
может быть и «третье чтение», т. е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки);
3) Принятие закона (обычно в результате «второго чтения», а иногда и «третьего чтения»). Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов. Конституционные законы требуют 2/3 голосов депутатов палаты.
4) Одобрение закона. Законы нуждаются в одобрении Совета Федерации. Закон, принятый Государственной Думой направляется в Совет Федерации в течение 5 дней; в течение 14 дней закон должен быть рассмотрен Советом Федерации. Если в течение этого времени закон не рассматривается в верхней палате, он считается автоматически одобренным.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
• федерального бюджета;
• федеральных налогов и сборов;
• финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
ратификации и денонсации международных договоров РФ;
статуса и защиты государственной границы РФ;
войны и мира.
5) Подписание закона Президентом РФ и его официальное опубликование. В течение 5 дней после одобрения Советом Федерации закон направляется Президенту, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его. В этот же период Президент может отклонить закон (воспользоваться правом вето) и предложить Федеральному Собранию вновь рассмотреть закон с его. Президентскими поправками. Если при повторном рассмотрении закон в прежней редакции будет одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.
Правительство Российской Федерации
Правительство РФ — высший орган исполнительной власти РФ. В состав Правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, а также федеральные министры. Председатели государственных комитетов, комитетов РФ, агентств, надзоров, не являющиеся федеральными министрами, в состав Правительства РФ по своей должности не входят.
Председатель Правительства вырабатывает основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ (ст. 114);
• разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета о его исполнении;
• обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики 'в РФ;
• обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• осуществление управления государственной собственностью;
• обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
• обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка;
борьба с преступностью;
• осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Назначение на должности Председателя и членов Правительства и прекращение их полномочий
Государственная Дума большинством голосов от общего числа депутатов по предложению Президента РФ дает согласие на назначение Председателя Правительства. Предложение по кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двух недель после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава Правительства или не позднее одной недели после отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. В случае троекратного отклонения Государственной Думой кандидатур на должность Председателя Правительства Президент РФ назначает Председателя Правительства своим указом и распускает Государственную Думу. Председатель Правительства в недельный срок после утверждения представляет Президенту для назначения на должности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.
Правительство осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ. Досрочное сложение полномочий Правительства РФ возможно в следующих случаях:
• по решению Президента;
• в случае выражения Государственной Думой вотума недоверия Правительству (решение об отставке принимает Президент).
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Таким образом, кто бы ни был инициатором отставки Правительства, решение об отставке принимает Президент РФ.
Правовой статус личности
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всеобщую Декларацию прав человека». Этот документ имеет международное значение. В нем провозглашаются принципы правового положения личности. устанавливается стандарт этого положения. Документ носит рекомендательный характер.
На основе принципов Декларации ООН приняла ряд международных договоров, документов, которые имеют обязывающий характер для участников договоров и присоединившихся к ним государств. Основные документы о правах человека:
• Конвенция о политических правах женщин (1952 г.);
• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.)
• Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г., вступил в силу в 1973 г.);
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
. Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер, то есть никто не может быть лишен этих прав.
Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.
Можно выделить следующие группы прав и свобод человека и гражданина: личные (гражданские), политические и социально-экономические и культурные права.
В Конституции закреплены следующие права и свободы:
• личные (определяют статус человека как биосоциального организма): право на жизнь, достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность. на частную жизнь, неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободу передвижений и места жительства, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова;
• политические права и свободы (определяют статус человека как субъекта политической общности — государства): свобода печати и информации, право на объединение, право на мирные собрания и публичные манифестации, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право обращений;
• экономические, социальные и культурные права и свободы, (определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни): право на экономическую деятельность, право частной собственности, трудовые права и свободы (свобода труда, право на труд, на забастовку, на отдых и др.), защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на
благоприятную окружающую среду, право на образование. свободу творчества, право на участие в культурной жизни.
Следуя принципу равенства прав и обязанностей, Конституция РФ закрепляет следующие обязанности человека и гражданина:
• соблюдение Конституции и законов,
• уважение прав и свобод других лиц,
• забота о детях и нетрудоспособных родителях,
• уплата установленных законом налогов и сборов,
• сохранение природы и окружающей среды,
• защита Отечества.
Конституция гарантирует соблюдение прав и свобода о чем свидетельствует закрепление следующих положений:
• защита прав и свобод — обязанность государства;
• допускается самозащита прав и свобод путем обжалования действий должностных лиц, обращения в средства массовой информации, использования правозащитных организаций, защиты с помощью оружия — на основании Закона «Об оружии» — в пределах необходимой обороны и крайней необходимости);
• судебная защита;
• международная защита (право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека на основе наличия соответствующих международных договоров РФ. Это право используется, если исчерпаны все средства правовой защиты);
• возмещение вреда (регулируется гражданско-правовым законодательством);
• неотменяемость прав и свобод, но возможность их ограничения Различают два понятия: «права человека» и «права гражданина».
Права человека являются исходными, они принадлежат всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет.
Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, а также всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.
Права гражданина предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства. основных прав и свобод человека.
Принципы гражданства РФ:
• единство правового статуса гражданства,
• равенство граждан в гражданских правах,
• недопустимость лишения гражданства и права изменить его,
• сохранение гражданства РФ за лицами, проживающими за пределами России,
• защита и покровительство граждан РФ со стороны РФ.
сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом,
• недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству или высылки его за пределы РФ.
Основания приобретения гражданства РФ
Таковыми основаниями являются:
• признание гражданства РФ (предусмотрено для бывших граждан СССР, желающих стать гражданами РФ) компетентными органами,
• факт рождения в России или наличие родителей — российских граждан (действуют принципы почвы — рождение на территории РФ и крови — независимо от того, где у граждан РФ родился ребенок, он имеет право на российское гражданство),
• регистрация гражданства (не требуется обязательного решения Президента, решение принимается ОВД, за пределами РФ — дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ). Распространяется на определенные категории лиц, например, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ,
• прием в гражданство (предоставление российского гражданства по ходатайству на имя Президента),
• восстановление гражданства,
• собственный выбор (оптация) российского гражданства,
• иные основания.
Прекращение российского гражданства
Способы прекращения следующие:
• отмена решения о приеме в гражданство;
• оптация (при изменении границ государства);
• выход (по решению Президента на основании ходатайства гражданина), в определенных случаях — в порядке регистрации.
Выход из российского гражданства не допускается:
• при наличии повестки о призыве на военную службу.
• при привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу или в случае наличия в отношении гражданина вступившего в силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда.
• при наличии исполнения обязательств перед РФ, физическими и юридическими лицами.
Права человека и гражданина признаются неотчуждаемыми, однако ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность их ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности. здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо. Мера этой необходимости в российском праве четко не установлена. В мировой конституционной теории и практике признано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (о чем говорится и в ст. 56 Конституции РФ) — при эпидемиях, межнациональных конфликтах, стихийных бедствиях, массовых беспорядках. Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который требует при этом, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено об этом было сообщено другим государствам.
Судебная власть и правоохранительные органы
Конституционно-правовые основы судебной власти РФ
Вопрос о судебной системе решен в Конституции РФ лишь частично в связи с тем, что, когда принималась действующая российская Конституция, реформирование судебной системы не было завершено. Однако Конституция РФ заложила основы организации судебной власти в России. В частности. Конституция 1993 г. выделяет отдельную главу «Судебная власть» (глава 7), что соответствует принципу разделения властей. В соответствии с этим же принципом, органы судебной власти относятся к органам государственной власти. В главе 7 не говорится о системе органов судебной власти, речь идет о судебной системе, которая, в свою очередь, регулируется Конституцией и федеральным законом.
Конституцией в судебную систему включены. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, указано, что действуют другие федеральные суды (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды субъектов Федерации). На уровне районов и городов система судов определяется федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Конституция РФ 1993 г. (ст. 123) закрепляет возможность осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Военные суды включаются в федеральную судебную систему и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих.
Основным назначением судебной власти является осуществление правосудия. Правосудие по гражданским, уголовным, административным делам осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ,
Федеральные суды субъектов РФ, федеральные районные (городские) суды, мировые судьи.
В связи с развитием конституционно узаконенной предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, возникают споры, вытекающие из предпринимательских правоотношений и правоотношений в сфере управления. Дела по указанным спорам рассматривают арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суда субъектов РФ.
Организация и порядок деятельности органов судебной власти основаны на следующих принципах:
• осуществления правосудия только судом,
• законности,
• права граждан на судебную защиту,
• равенства граждан перед судом и законом,
• независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону,
• сочетания коллегиального и единоличного осуществления правосудия,
• равноправия сторон и состязательности процесса (участие в процессе сторон — т. е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства),
• гласности судебного разбирательства,
• принципа государственного языка судопроизводства,
• презумпции невиновности,
• недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление,
• право на пользование квалифицированной юридической помощи.
Инстанционное (в судебных инстанциях) рассмотрение дел предполагает обязательную последовательность перехода дела из одной инстанции в другую.
В суде первой инстанции дело рассматривается впервые, и суд, рассматривая его, выносит приговор по уголовному делу, решение — по гражданскому, постановление — по делу об административном правонарушении.
Далее заинтересованные лица — осужденный, потерпевший и другие лица могут принести в суд кассационную жалобу (прокурор — протест). В этом случае состоится кассационное производство. При отсутствии жалобы (протеста) приговор (решение) вступает в силу и обращается к исполнению.
После этого судебный акт может быть проверен в суде надзорной инстанции (в порядке надзора рассматриваются приговоры, решения суда, вступившие в законную силу по протестам прокурора или по вновь открывшимся обстоятельствам).
Общие конституционные требования к судьям:
• наличие гражданства РФ,
• достижение 25-летнего возраста,
• наличие высшего юридического образования,
• наличие стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Конституционный Суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство. Компетенция Конституционного Суда РФ проявляется в том, что он решает дела о соответствии Конституции РФ:
• Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
• Конституций республик, уставов законов и других нормативных актов субъектов РФ (как в рамках
исключительной компетенции субъектов, так и по предметам ведения Федерации и совместному ведению);
• договоров между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ рассматривает также споры о компетенции:
• между федеральными органами государственной власти,
• между органами власти РФ и субъектов РФ,
• между высшими государственными органами субъектов РФ.
Кроме того. Конституционный Суд:
• дает заключение о соблюдении конституционно установленного порядка импичмента,
• выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения,
• дает толкование Конституции РФ по запросам президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов РФ,
• осуществляет проверку конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.
Он может осуществлять и другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, Федеративным договором и федеральным конституционным законодательством.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, кандидатуры которых предлагает Президент Совету Федерации и которые назначаются на должность сроком на 15 лет и должны отвечать следующим требованиям.
• быть гражданином РФ,
• иметь высшее юридическое образование.
• быть не моложе 40 лет,
• иметь безупречную репутацию,
• иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет,
• обладать высокой квалификацией в области права.
Виды решений Конституционного Суда:
• постановления (по вопросам о разрешении дела о соответствии тех или иных актов Конституции РФ);
• заключения (итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ);
• определения (все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства).
Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ:
решения Конституционного Суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после его провозглашения. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ.
Верховный Суд РФ — это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию.
В соответствии со своей компетенцией Верховный Суд РФ:
• рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела особой сложности, а также любые гражданские дела;
• в кассационном порядке, по жалобам и протестам на приговоры, рассматривает решения других судов, не вступившие в законную силу;
• рассматривает в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам по протестам Генерального прокурора РФ и других уполномоченных законом должностных лиц жалобы на приговоры, решения суда, вступившие в законную силу;
• дает разъяснения по вопросам судебной практики;
• обладает правом законодательной инициативы в пределах своей компетенции.
Порядок назначения на должность судей Верховного Суда РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
При назначении судей Верховного Суда РФ соблюдаются следующие требования:
• наличие гражданства РФ;
• наличие высшего юридического образования;
• возраст не моложе 35 лет;
• стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Высший Арбитражный Суд РФ — это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Такой суд осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд ведет судебную статистику, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности.
Порядок формирования Высшего Арбитражного Суда РФ и требования, предъявляемые к его судьям, соответствуют предъявляемым к формированию Верховного Суда РФ.
Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят:
• федеральные арбитражные суды округов (суды по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, всего их 10);
• арбитражные суды субъектов РФ.
Мировые суды — это низшее звено судебной системы. Эти суды рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские споры между частными лицами.
Мировые суды входят в систему судов общей юрисдикции.
Мировой судья в обязательном порядке должен быть гражданином РФ не моложе 25 лет, имеющим стаж по юридической профессии не менее 5 лет. Он обязан сдать квалификационный экзамен (от сдачи экзамена освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее 5 лет).
Мировые судьи назначаются на должность законодательным органом субъекта РФ, либо избираются населением судебного участка в порядке, который устанавливается законом субъекта РФ. Срок полномочий устанавливается законом субъекта РФ, но не более 5 лет. Возможно и вторичное избрание.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Система Прокуратуры РФ включает:
• Генеральную прокуратуру;
• Прокуратуры субъектов РФ, а также приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
• Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, специализированные прокуратуры.
В системе прокуратуры действуют также научные образовательные учреждения.
Генеральный прокурор РФ возглавляет Генеральную прокуратуру РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (срок его полномочий —5 лет).
Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ. Иные прокуроры РФ также назначаются Генеральным прокурором и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и - Генеральному прокурору РФ.
Требования, предъявляемые к прокурорам: наличие гражданства РФ, высшего юридического образования (имеют значение профессиональные и моральные качества), принесение присяги.
Возрастные ограничения: на должность районных, городских прокуроров — старше 25 лет, на должность прокуроров субъектов РФ — старше 30 лет. Стаж работы при назначении на должность районных, городских прокуроров — не менее 3 лет, на должность прокуроров субъектов РФ — не менее 5 лет.
Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|