Сделай Сам Свою Работу на 5

Полномочия Президента России





Порядок избрания и вступления в должность Президента России

Президент РФ избирается на основе всеобщего, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голо­совании сроком на 4 года. <Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недее­способными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» — это ограничение изби­рательного права, предусмотренное ч. 3 ст. 32 Консти­туции РФ, распространяется и на выборы Президента Российской Федерации. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ (при отсутствии двойного гра­жданства) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов определяется фе­деральным законом. Сегодня — это закон «О выборах Президента Российской Федерации», принятый 31 де­кабря 1999 г. Выборы Президента РФ считаются со­стоявшимися, если в них приняли участие более 50% зарегистрированных избирателей. Избранным считает­ся кандидат, набравший более 50% от явившихся на выборы избирателей. В случае, если ни один из кандидатов не набрал более 50%. проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, при условии что против обоих подано меньше голосов, чем за победителя.



Президент РФ вступает в должность по истечении , 4 лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при повтор­ных выборах — на 30-й день со дня опубликования результатов выборов. Исполнение обязанностей начи­нается с момента принесения присяги, текст которой утвержден в Конституции (ст. 82). По определению ч. 2 ст. 82 Конституции РФ присяга приносится в тор­жественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ.

Полномочия Президента России

Полномочия Президента России весьма обширны. Условно их можно разбить на несколько групп.

1) Полномочия по взаимодействию с органами зако­нодательной власти: назначение выборов Государ­ственной Думы; роспуск Государственной Думы;



внесение законопроектов в Государственную Думу;

подписание и обнародование федеральных законов;

обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных на­правлениях внутренней и внешней политики РФ;

назначение референдумов;

2) Полномочия по взаимодействию с органами ис­полнительной власти и органами при Президенте РФ: назначение с согласия Государственной Ду­мы Председателя Правительства РФ; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; Президент также назначает на должности и осво­бождает от должности по предложению Председа­теля Правительства РФ его заместителей и феде­ральных министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; назначает и освобождает высшее командование Во­оруженных сил РФ; назначает и освобождает после соответствующих консультаций дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; формирует Совет Безопасности и возглавляет его; формирует Адми­нистрацию Президента РФ;

3) Полномочия по отношению к судебной власти и Прокуратуре: представляет Совету Федерации кан­дидатуры для назначения на должность судей Кон­ституционного, Верховного и Высшего арбитражно­го судов РФ; назначает на должности судей других федеральных судов; вносит предложение Совету Фе­дерации о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;



4) Полномочия в области обороны и безопасности:

является Верховным главнокомандующим; утвер­ждает военную доктрину России; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее мест­ностях военное положение, о чем незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Ду­ме; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедли­тельным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

5) В области внешней политики: осуществляет ру­ководство внешней политикой; ведет переговоры и

подписывает международные договоры РФ; подпи­сывает ратификационные грамоты; принимает ве­рительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

6) В отношении граждан: решает вопросы граждан­ства РФ и предоставления политического убежища;

награждает государственными наградами РФ, при­сваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет поми­лование.

Прекращение полномочий Президента России

Общими основаниями прекращения полномочий Президента России является истечение срока полно­мочий. Однако возможно и досрочное прекращение президентских полномочий в результате:

отставки; в данном случае Президент обращается к парламенту с соответствующим заявлением;

стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья. Механизм прекращения пол­номочий Президента по данному основанию не ясен, так как данная процедура законодательно не уре­гулирована.

отрешение от должности (импичмент). Проце­дура импичмента имеет 3 стадии: 1) выдвижение Государственной Думой обвинения против Прези­дента РФ (Госдума выдвигает двумя третями го­лосов и по предложению не менее 1/3 депутатов обвинение в государственной измене или в ином тяжком преступлении); 2) заключение Верховного Суда РФ (о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления) и Конституционного Суда РФ (о конституционности процедуры обвинения);

3) отрешение Президента от должности Советом Федерации (это решение принимается квалифици­рованным большинством голосов — 2/3+1 голос от общего состава — в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения; в противном случае им­пичмент считается отклоненным. Если импичмент состоялся, полномочия Президента прекращаются с момента принятия Советом Федерации соответ­ствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом сво­их полномочий по любому основанию, исполнение обя­занностей Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Прези­дента РФ не имеет права роспуска Государственной Думы. Выборы нового Президента проводятся в 3-ме­сячный срок.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ является высшим зако­нодательным (представительным) органом, выразите­лем воли и интересов народа. Представительный ха­рактер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Федеральное Собрание состо­ит из Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ (по 2 представителя от каждого субъ­екта). Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. предусматривает сле­дующий порядок формирования указанной палаты рос­сийского парламента.

Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной вла­сти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпа­латного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается по­очередно от каждой палаты на половину срока пол­номочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Государственная Дума представляет народ Россий­ской Федерации в целом. 450 депутатов Государствен­ной Думы избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.

Депутатом Государственной Думы может быть из­бран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государствен­ной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправле­ния.

Для депутатов Государственной Думы предусмотре­ны ограничения в части выполнения других обязан­ностей. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельно­стью, кроме преподавательской, научной и иной твор­ческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Однако палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководите­лей иностранных государств. Стадии законодательного процесса

1)Законодательная инициатива, т. е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными ли­цами права на предложение об издании законов и на внесение законопроекта в законодательный ор­ган. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Фе­дерации, депутаты Государственной Думы, Прави­тельство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитраж­ный Суд РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Кон­ституции РФ).

2)Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

• Компетентный орган принимает решение о необхо­димости издания закона, включает соответствую­щее предложение в план законопроектных работ.

• Вырабатывается официальный законопроект.

• Законопроект вносится в законодательный орган. принимается им к рассмотрению, обсуждается.

• Рассматриваются поправки.

• Принятие в порядке первого, второго и т. д. чте­ния («Чтение закона» означает обсуждение и по­этапное принятие его, «первое чтение» — принятие проекта в принципе как основы будущего закона;

«второе чтение» — принятие проекта как закона;

может быть и «третье чтение», т. е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки);

3) Принятие закона (обычно в результате «второго чтения», а иногда и «третьего чтения»). Законы принимаются Государственной Думой боль­шинством голосов. Конституционные законы тре­буют 2/3 голосов депутатов палаты.

4) Одобрение закона. Законы нуждаются в одобрении Совета Федерации. Закон, принятый Государственной Думой направляется в Совет Федерации в те­чение 5 дней; в течение 14 дней закон должен быть рассмотрен Советом Федерации. Если в те­чение этого времени закон не рассматривается в верхней палате, он считается автоматически одо­бренным.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой феде­ральные законы по вопросам:

• федерального бюджета;

• федеральных налогов и сборов;

• финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

ратификации и денонсации международных дого­воров РФ;

статуса и защиты государственной границы РФ;

войны и мира.

5) Подписание закона Президентом РФ и его офи­циальное опубликование. В течение 5 дней после одобрения Советом Федерации закон направляется Президенту, который в течение 14 дней подписы­вает и обнародует его. В этот же период Президент может отклонить закон (воспользоваться правом вето) и предложить Федеральному Собранию вновь рассмотреть закон с его. Президентскими поправ­ками. Если при повторном рассмотрении закон в прежней редакции будет одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.


 

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ — высший орган исполнитель­ной власти РФ. В состав Правительства входят: Пред­седатель Правительства, его заместители, а также фе­деральные министры. Председатели государственных комитетов, комитетов РФ, агентств, надзоров, не явля­ющиеся федеральными министрами, в состав Прави­тельства РФ по своей должности не входят.

Председатель Правительства вырабатывает основ­ные направления деятельности Правительства и орга­низует его работу.

Конституция РФ определяет круг исключитель­ных (специальных) полномочий Правительства РФ (ст. 114);

• разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполне­ния; предоставление Государственной Думе отчета о его исполнении;

• обеспечение единой финансовой, кредитной и де­нежной политики 'в РФ;

• обеспечение проведения в РФ единой государствен­ной политики в области культуры, науки, образо­вания, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществление управления государственной собст­венностью;

• обеспечение обороны страны, государственной без­опасности, реализации внешней политики РФ;

• обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка;

борьба с преступностью;

• осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распо­ряжения, обеспечивает их исполнение.

Назначение на должности Председателя и членов Правительства и прекращение их полномочий

Государственная Дума большинством голосов от общего числа депутатов по предложению Президента РФ дает согласие на назначение Председателя Прави­тельства. Предложение по кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двух недель после вступления вновь избранного Президента РФ в долж­ность или отставки предыдущего состава Правитель­ства или не позднее одной недели после отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. В случае троекрат­ного отклонения Государственной Думой кандидатур на должность Председателя Правительства Президент РФ назначает Председателя Правительства своим ука­зом и распускает Государственную Думу. Председатель Правительства в недельный срок после утверждения представляет Президенту для назначения на должно­сти кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.

Правительство осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ. Досрочное сложение полномочий Правительства РФ возможно в следующих случаях:

• по решению Президента;

• в случае выражения Государственной Думой воту­ма недоверия Правительству (решение об отставке принимает Президент).

Председатель Правительства может поставить пе­ред Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Правительство может подать в отставку, ко­торая принимается или отклоняется Президентом РФ. Таким образом, кто бы ни был инициатором от­ставки Правительства, решение об отставке принимает Президент РФ.

Правовой статус личности

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всеобщую Декларацию прав человека». Этот доку­мент имеет международное значение. В нем провоз­глашаются принципы правового положения личности. устанавливается стандарт этого положения. Документ носит рекомендательный характер.

На основе принципов Декларации ООН приняла ряд международных договоров, документов, которые имеют обязывающий характер для участников догово­ров и присоединившихся к ним государств. Основные документы о правах человека:

• Конвенция о политических правах женщин (1952 г.);

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.)

• Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах (1966 г., вступил в силу в 1973 г.);

• Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966 г.);

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

. Права человека — понятие, характеризующее пра­вовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, со­циальной, политической и культурной сферах. Права человека носят естественный и неотчуждаемый харак­тер, то есть никто не может быть лишен этих прав.

Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.

Можно выделить следующие группы прав и свобод человека и гражданина: личные (гражданские), по­литические и социально-экономические и культурные права.

В Конституции закреплены следующие права и свободы:

• личные (определяют статус человека как биосо­циального организма): право на жизнь, достоин­ство личности, на свободу и личную неприкосновен­ность. на частную жизнь, неприкосновенность жи­лища, право определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность, право на свободу пере­движений и места жительства, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова;

политические права и свободы (определяют ста­тус человека как субъекта политической общно­сти — государства): свобода печати и информа­ции, право на объединение, право на мирные собра­ния и публичные манифестации, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосу­дия, право обращений;

экономические, социальные и культурные права и свободы, (определяют статус человека как субъ­екта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни): право на экономическую деятельность, право частной соб­ственности, трудовые права и свободы (свобода тру­да, право на труд, на забастовку, на отдых и др.), защита материнства, детства и семьи, право на со­циальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на

благоприятную окружающую среду, право на обра­зование. свободу творчества, право на участие в культурной жизни.

Следуя принципу равенства прав и обязанностей, Конституция РФ закрепляет следующие обязанности человека и гражданина:

• соблюдение Конституции и законов,

• уважение прав и свобод других лиц,

• забота о детях и нетрудоспособных родителях,

• уплата установленных законом налогов и сборов,

• сохранение природы и окружающей среды,

• защита Отечества.

Конституция гарантирует соблюдение прав и сво­бода о чем свидетельствует закрепление следующих по­ложений:

• защита прав и свобод — обязанность государства;

• допускается самозащита прав и свобод путем об­жалования действий должностных лиц, обращения в средства массовой информации, использования правозащитных организаций, защиты с помощью оружия — на основании Закона «Об оружии» — в пределах необходимой обороны и крайней необхо­димости);

• судебная защита;

• международная защита (право обращаться в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека на основе наличия соответствующих ме­ждународных договоров РФ. Это право использует­ся, если исчерпаны все средства правовой защиты);

• возмещение вреда (регулируется гражданско-пра­вовым законодательством);

• неотменяемость прав и свобод, но возможность их ограничения Различают два понятия: «права человека» и «права гражданина».

Права человека являются исходными, они принад­лежат всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет.

Права гражданина включают в себя те права, ко­торые закрепляются за лицом только в силу его при­надлежности к государству (гражданство).

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относя­щихся к общепризнанным правам человека, а также всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Права гражданина предполагают возможность уча­стия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Лица, не име­ющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.

Гражданство — это устойчивая правовая связь че­ловека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства. основных прав и свобод человека.

Принципы гражданства РФ:

единство правового статуса гражданства,

• равенство граждан в гражданских правах,

• недопустимость лишения гражданства и права из­менить его,

• сохранение гражданства РФ за лицами, прожива­ющими за пределами России,

• защита и покровительство граждан РФ со стороны РФ.

сохранение гражданства РФ при заключении и рас­торжении брака, изменении гражданства другим супругом,

• недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству или высылки его за пределы РФ.

Основания приобретения гражданства РФ

Таковыми основаниями являются:

• признание гражданства РФ (предусмотрено для бывших граждан СССР, желающих стать гражда­нами РФ) компетентными органами,

• факт рождения в России или наличие родителей — российских граждан (действуют принципы почвы — рождение на территории РФ и крови — независимо от того, где у граждан РФ родился ребенок, он имеет право на российское гражданство),

• регистрация гражданства (не требуется обязатель­ного решения Президента, решение принимается ОВД, за пределами РФ — дипломатическими пред­ставительствами и консульскими учреждениями РФ). Распространяется на определенные категории лиц, например, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является граждани­ном РФ,

• прием в гражданство (предоставление российского гражданства по ходатайству на имя Президента),

• восстановление гражданства,

• собственный выбор (оптация) российского граждан­ства,

• иные основания.

 

Прекращение российского гражданства

Способы прекращения следующие:

• отмена решения о приеме в гражданство;

• оптация (при изменении границ государства);

• выход (по решению Президента на основании хода­тайства гражданина), в определенных случаях — в порядке регистрации.

Выход из российского гражданства не допускается:

при наличии повестки о призыве на военную служ­бу.

• при привлечении в качестве обвиняемого по уго­ловному делу или в случае наличия в отношении гражданина вступившего в силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда.

• при наличии исполнения обязательств перед РФ, физическими и юридическими лицами.

Права человека и гражданина признаются неот­чуждаемыми, однако ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность их ограничения в це­лях защиты основ конституционного строя, нравствен­ности. здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Права и свободы могут быть ограничены только фе­деральным законом и только в той мере, в какой это необходимо. Мера этой необходимости в российском праве четко не установлена. В мировой конституци­онной теории и практике признано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (о чем говорится и в ст. 56 Конституции РФ) — при эпидемиях, межнациональ­ных конфликтах, стихийных бедствиях, массовых беспорядках. Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), кото­рый требует при этом, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено об этом было сообщено другим государствам.

 

Судебная власть и правоохранительные органы

Конституционно-правовые основы судебной власти РФ

Вопрос о судебной системе решен в Конституции РФ лишь частично в связи с тем, что, когда принима­лась действующая российская Конституция, реформи­рование судебной системы не было завершено. Однако Конституция РФ заложила основы организации судеб­ной власти в России. В частности. Конституция 1993 г. выделяет отдельную главу «Судебная власть» (глава 7), что соответствует принципу разделения властей. В со­ответствии с этим же принципом, органы судебной власти относятся к органам государственной власти. В главе 7 не говорится о системе органов судебной власти, речь идет о судебной системе, которая, в свою очередь, регулируется Конституцией и федеральным законом.

Конституцией в судебную систему включены. Кон­ституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, указано, что действуют дру­гие федеральные суды (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды субъектов Федерации). На уровне районов и городов система судов определяет­ся федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституция РФ 1993 г. (ст. 123) закрепляет воз­можность осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей.

Военные суды включаются в федеральную судеб­ную систему и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих.

Основным назначением судебной власти является осуществление правосудия. Правосудие по граждан­ским, уголовным, административным делам осуще­ствляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ,

Федеральные суды субъектов РФ, федеральные район­ные (городские) суды, мировые судьи.

В связи с развитием конституционно узаконенной предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, возникают споры, выте­кающие из предпринимательских правоотношений и правоотношений в сфере управления. Дела по указан­ным спорам рассматривают арбитражные суды: Выс­ший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные су­ды округов и арбитражные суда субъектов РФ.

Организация и порядок деятельности органов су­дебной власти основаны на следующих принципах:

• осуществления правосудия только судом,

• законности,

• права граждан на судебную защиту,

• равенства граждан перед судом и законом,

• независимости судей и подчинении их только Кон­ституции и федеральному закону,

• сочетания коллегиального и единоличного осуще­ствления правосудия,

• равноправия сторон и состязательности процесса (участие в процессе сторон — т. е. таких участни­ков судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судеб­ного разбирательства),

• гласности судебного разбирательства,

• принципа государственного языка судопроизвод­ства,

• презумпции невиновности,

• недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление,

• право на пользование квалифицированной юриди­ческой помощи.

Инстанционное (в судебных инстанциях) рассмо­трение дел предполагает обязательную последователь­ность перехода дела из одной инстанции в другую.

В суде первой инстанции дело рассматривается впервые, и суд, рассматривая его, выносит приговор по уголовному делу, решение — по гражданскому, по­становление — по делу об административном правонарушении.

Далее заинтересованные лица — осужденный, по­терпевший и другие лица могут принести в суд касса­ционную жалобу (прокурор — протест). В этом случае состоится кассационное производство. При отсутствии жалобы (протеста) приговор (решение) вступает в силу и обращается к исполнению.

После этого судебный акт может быть проверен в суде надзорной инстанции (в порядке надзора рас­сматриваются приговоры, решения суда, вступившие в законную силу по протестам прокурора или по вновь открывшимся обстоятельствам).

Общие конституционные требования к судьям:

наличие гражданства РФ,

• достижение 25-летнего возраста,

• наличие высшего юридического образования,

• наличие стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Конституционный Суд РФ осуществляет конститу­ционное судопроизводство. Компетенция Конституци­онного Суда РФ проявляется в том, что он решает дела о соответствии Конституции РФ:

• Федеральных законов, нормативных актов Прези­дента РФ, Совета Федерации, Государственной Ду­мы, Правительства РФ;

• Конституций республик, уставов законов и других нормативных актов субъектов РФ (как в рамках

исключительной компетенции субъектов, так и по предметам ведения Федерации и совместному веде­нию);

• договоров между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ рассматривает также споры о компетенции:

между федеральными органами государственной власти,

• между органами власти РФ и субъектов РФ,

• между высшими государственными органами субъ­ектов РФ.

Кроме того. Конституционный Суд:

• дает заключение о соблюдении конституционно установленного порядка импичмента,

• выступает с законодательной инициативой по во­просам своего ведения,

• дает толкование Конституции РФ по запросам пре­зидента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов РФ,

• осуществляет проверку конституционности закона, примененного или подлежащего применению в кон­кретном деле, по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам су­дов.

Он может осуществлять и другие полномочия, пре­доставленные ему Конституцией, Федеративным дого­вором и федеральным конституционным законодатель­ством.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, кан­дидатуры которых предлагает Президент Совету Феде­рации и которые назначаются на должность сроком на 15 лет и должны отвечать следующим требовани­ям.

• быть гражданином РФ,

• иметь высшее юридическое образование.

• быть не моложе 40 лет,

• иметь безупречную репутацию,

• иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет,

• обладать высокой квалификацией в области права.

Виды решений Конституционного Суда:

постановления (по вопросам о разрешении дела о соответствии тех или иных актов Конституции РФ);

• заключения (итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ);

• определения (все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судо­производства).

Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ:

решения Конституционного Суда являются окон­чательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после его провозглашения. Решения Конституционного Суда обязательны на всей террито­рии РФ.

Верховный Суд РФ — это высший судебный ор­ган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию.

В соответствии со своей компетенцией Верховный Суд РФ:

рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела особой сложности, а также любые гражданские дела;

• в кассационном порядке, по жалобам и протестам на приговоры, рассматривает решения других су­дов, не вступившие в законную силу;

• рассматривает в порядке надзора и по вновь от­крывшимся обстоятельствам по протестам Гене­рального прокурора РФ и других уполномоченных законом должностных лиц жалобы на приговоры, решения суда, вступившие в законную силу;

• дает разъяснения по вопросам судебной практики;

• обладает правом законодательной инициативы в пределах своей компетенции.

Порядок назначения на должность судей Верхов­ного Суда РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

При назначении судей Верховного Суда РФ соблю­даются следующие требования:

• наличие гражданства РФ;

• наличие высшего юридического образования;

• возраст не моложе 35 лет;

• стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Высший Арбитражный Суд РФ — это высший су­дебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции. Такой суд осуществляет судебный надзор за деятельностью ни­жестоящих арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд ведет судебную стати­стику, изучает и обобщает практику применения арби­тражными судами законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере экономической дея­тельности.

Порядок формирования Высшего Арбитражного Су­да РФ и требования, предъявляемые к его судьям, соответствуют предъявляемым к формированию Вер­ховного Суда РФ.

Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят:

• федеральные арбитражные суды округов (суды по проверке в кассационной инстанции законности ре­шений арбитражных судов субъектов РФ, всего их 10);

• арбитражные суды субъектов РФ.

Мировые суды — это низшее звено судебной систе­мы. Эти суды рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также мелкие граждан­ские споры между частными лицами.

Мировые суды входят в систему судов общей юрис­дикции.

Мировой судья в обязательном порядке должен быть гражданином РФ не моложе 25 лет, имеющим стаж по юридической профессии не менее 5 лет. Он обязан сдать квалификационный экзамен (от сдачи экзамена освобождаются лица, имеющие стаж рабо­ты в должности судьи федерального суда не менее 5 лет).

Мировые судьи назначаются на должность зако­нодательным органом субъекта РФ, либо избираются населением судебного участка в порядке, который уста­навливается законом субъекта РФ. Срок полномочий устанавливается законом субъекта РФ, но не более 5 лет. Возможно и вторичное избрание.

Прокуратура РФ — единая федеральная централи­зованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее терри­тории законов.

Система Прокуратуры РФ включает:

• Генеральную прокуратуру;

• Прокуратуры субъектов РФ, а также приравнен­ные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

• Прокуратуры городов и районов, другие террито­риальные, специализированные прокуратуры.

В системе прокуратуры действуют также научные образовательные учреждения.

Генеральный прокурор РФ возглавляет Генераль­ную прокуратуру РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (срок его полномочий —5 лет).

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генераль­ным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ. Иные прокуроры РФ также назнача­ются Генеральным прокурором и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и - Генеральному прокурору РФ.

Требования, предъявляемые к прокурорам: наличие гражданства РФ, высшего юридического образования (имеют значение профессиональные и моральные каче­ства), принесение присяги.

Возрастные ограничения: на должность районных, городских прокуроров — старше 25 лет, на должность прокуроров субъектов РФ — старше 30 лет. Стаж рабо­ты при назначении на должность районных, городских прокуроров — не менее 3 лет, на должность прокуроров субъектов РФ — не менее 5 лет.

Принципы организации и деятельности Прокура­туры РФ:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.