Примерная схема дидактического анализа урока
1.Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и технологическая оснащенность.
2.Используемые технологии
3.Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
4.Тема и основная цель урока. Образовательная, развивающая и воспитательная задачи урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
5.Организация урока:
-тип урока
-структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели
-виды учебной деятельности
-сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке
-рациональное использование времени
6.Содержание урока:
-научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям учащихся
-воспитательная направленность урока
-правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закреплений, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.
-соответствие содержания урока требованиям программы
-связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность
-связь изучаемого материала с ранее пройденным, приемы повторения пройденного
-межпредметные связи
-использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности
-качество знаний учащихся их умений и навыков
7.Методика проведения урока:
-оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала и информационно-коммуникационных технологий на всех этапах урока
-соответствие методов и приемов образовательным, воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание
-соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов и приемов
-постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов
-работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке
- правильность оценки учителем знаний и деятельности учащихся, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность
-соблюдение на уроке единых требований к учащимся.
8.Организация познавательной деятельности учащихся:
-роль, место и характер самостоятельной работы учащихся на уроке
-место учебника и наглядных средств
-место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации учащихся
-характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов
9.Психологические основы урока:
-развитие и поддержание внимания
-развитие памяти, мышления, воображения
-ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности
-наличие психологических пауз и разрядки
-эмоциональная атмосфера урока
10.Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке
11.Наличие, объем, характер домашний заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач
12.Работа и поведение учащихся на уроке
-активность класса, качество ответов учащихся
-заинтересованность детей материалом урока, отношение к уроку
-дисциплинированность и организованность учащихся
-речь учащихся, характер задаваемых вопросов
13.Поведение учителя на уроке:
-выдержка, собранность, доброжелательность в обращении с учащимися
-умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам учащихся
-требовательность к учащимся, использование разнообразных приемов воздействия на учащихся
-эмоциональность, речь учителя, внешний вид
14.Выводы и предложения
Изучение системы внутришкольного управления
№ п/п
| Структура органов управления
| Функциональные обязанности
|
1.
2.
| Администрация
Директор
Заместитель директора
А)
Б)
В)
|
|
1.
2.
3.
| Общественные и коллегиальные органы управления
Конференция
Управляющий совет
Педагогический совет и др.
|
|
Организация внутришкольной методической работы
№ п/п
| Формы организации
| Содержание работы
| 1.
| Методический совет
|
| 2.
| Школьные методические объединения
|
| 3.
| Проблемные группы
|
| 4.
| Прочее
|
|
Ведение школьной документации
№ п/п
| Назначение документа
| Структура
| Ответственный
за ведение
| Учебно-методическая
| 1.
| Перспективный план школы
|
|
| 2.
| Общешкольный план воспитательной работы (на год)
|
|
| 3.
| Рабочие планы и программы
|
|
| Организационно-контролирующая
| 1.
| График учебного процесса
|
|
|
Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося
Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося является одним из самых широко распространенных способов фиксирования индивидуально-психологических особенностей, знание которых необходимо учителю для создания оптимальных условий развития школьника.
Кроме своего основного назначения характеристика выполняет и другие чрезвычайно важные функции:
-способствует более быстрому установлению контакта учителя с новым членом класса
-дает возможность предварительного знакомства нового классного руководителя с учащимися до начала непосредственных контактов с ними
-помогает избежать многих ошибок в разрешении таких конфликтных ситуаций, которые требуют вмешательства лиц, не знакомых с самим школьником и проч.
Поэтому очень важным является профессионально грамотное составление психолого-педагогической характеристики, исключающее предвзятость, формализм, неинформативные свободные описания и необоснованные истолкования поведения учащегося.
Характеристика составляется на основе обобщения выводов, полученных в результате проведенных исследований, наблюдений, общения и взаимодействия с учащимся в учебной и внеклассной работе.
В основе профессионально составленной характеристики всегда должен лежать план (свободно составленные характеристики, как правило, не являются психологическими). Обычно план отражает те теоретические и методические представления о структуре свойств личности, соответственно которым проводилось их изучение.
Ориентировочная схема составления психологической характеристики учащегося
В соответствии с методическими установками изучения личностных особенностей учащегося данная схема включает следующие разделы:
1.Общие сведения об учащемся
2.Особенности природно-обусловленных свойств
3.Особенности социально-обусловленных свойств
4.Качества личности
5.Прогноз и рекомендации
Раздел 1. Общие сведения об учащемся
Включает:
-анкетные данные и данные биографического характера
-сведения о семье, здоровье, успеваемости
-справку о специализации школы или класса
-сведения о занятиях в системе дополнительного образования, спортивных секциях, школах искусств, кружках и т.п.
Раздел 2. Особенности природно-обусловленных свойств личности:
-характеристики темперамента
-оценка реактивности и эмоционального реагирования
-особенности общего и эмоционального тонуса (оценка работоспособности, утомляемости, фона настроения, меры активности, уравновешенности)
-оценка способности к обучению (обучаемости)
Раздел 3. Особенности социально-обусловленных свойств личности:
-характерологические особенности учащегося
-особенности межличностных отношений (стиль общения, позиция в классе, характер отношений в группах разного уровня, организаторские склонности и т.п.)
-специфика познавательной деятельности (характеристики основных познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения)
-интересы (познавательные и практические)
-профессиональные предпочтения
Оценка этих особенностей осуществляется на фоне выводов предыдущих разделов характеристики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|