Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет прагмалингвистики





ПРАГМАТИКА

 

1. Предмет и задачи прагмалингвистики

2. Речевой акт. Иллокутивные предикаты.

3. Перформативные высказывания.

4. Типология речевых актов.

5. Небуквальные речевые акты (косвенные речевые акт

6. Конвенции и правила речевого общения. Коммуникативные импликатуры. Постулаты П.Грайса

7. Речевой этикет

8. Методологические основы прагматических исследований

 

Литература

 

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. На материале русской грамматики. Прагматика. Семантика. Лексикография. Вид. Время. Лицо. Модальность. М.,1997.

Кисилева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1984.

Мецлер А.А. Прагматика коммуникативных единиц. Кишинев. 1990.

Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994.

Павиленис Р.И. Проблемы смысла. Современный логико-философский анализ языка. М., 1983.

Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.

Почепцов О.Г. Основы прагматического описания предложения. Киев. 1986.

 

Сборники, статьи



Апотелоз Д. Язык, мышление и референция // Концептуализация и смысл. Новосибирск. 1990.

Апресян Ю.Д.1986 – Перформативы в грамматике и в словаре //Изв. НА СССР.Сер. лит. и яз. 1986. № 3.

Богданов В.В. Лингвистическая прагматика и ее прикладные аспекты //Прикладное языкознание. СПб, 1996. С. 268-275.

Коммуникативно-прагматические и семантические функции речевых единств. Калинин. 1980.

Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16: Лингвистическая прагматика.

Новое в зарубежной лингвистике. М., 1987. Вып. 17: Теория речевых актов.

Прагматика и семантика синтаксических единиц. Калинин. 1985.

Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. Калинин. 1988.

Прагматические аспекты изучения предложения и текста. Киев, 1983.

Ромашко С.А. Язык как деятельность и лингвистическая прагматика // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., ИНИОН ИН СССР. 1984.

Сусов И.П. К предмету прагмалингвистики //Содержательные аспекты предложения и текста. Калинин. 1983.

Языковое общение и его единицы. Калинин. 1986.

Языковое общение: единицы и регулятивы. Калинин. 1988.



Предмет прагмалингвистики

/ Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16: Лингвистическая прагматика.

Новое в зарубежной лингвистике. М., 1987. Вып. 17: Теория речевых актов/

 

Прагматика возникла в недрах семиотики. Термин “прагматика” (от греч. дело, действие) был введен в научный обиход одним из основателей семиотики - Ч. Моррисом, который выделял в рамках семиотики три аспекта: семантику, синтактику и прагматику. Прагматика, по Моррису, - это учение об отношении знаков к их интерпретаторам, т.е. к тем, кто пользуется знаковыми системами. Пользователи языка – люди, поэтому, прагматические характеристики связаны с психологическими, биологическими и социологическими явлениями, которые наблюдаются при функционировании знаков.

Ч.Моррис указал, что истоки прагматики лежат в риторике. Действительно, многие аспекты той предметной области, которую охватывает термин “прагматика”, вводятся в круг интересов не впервые (многое из того, что сейчас мыслится как относящееся к прагматике, фигурировало под названием “риторика” уже в греческой и римской науке). Прагматика охватила многие проблемы, имеющие длительную историю изучения в рамках не только риторики, но также стилистики, коммуникативного синтаксиса, теории речевой деятельности и др. Прагмалингвистические исследования осуществляются на стыке лингвистики психологии, социологии, этнографии и др. наук. Прагматика претендует на синтетический подход к языковой деятельности. В качестве объединяющего принципа выступает - задача изучения употребления языка говорящими в коммуникативных ситуациях.



Нелегко перечислить все те направления и теории, которые во второй половине ХХ века оказали влияние на изучение языкового общения: антропология, культурология, эстетика, герменевтика, кибернетика, нейробиология, искусственный интеллект, философия, математика, логика и др.

 

Прагматика:

- изучает поведение знаков в реальных процессах коммуникации;

- занимается исследованием коммуникативных взаимодействий по крайней мере двоих - адресата и адресанта на оси “я – ты”;

- это наука об употреблении языка в контексте;

- это раздел лингвистики, изучающий значения и употребления форм языка в зависимости от ситуации общения (речевой ситуации);

- изучает прагматические значения - разного рода пропозициональные установки говорящих – исходные допущения, намерения, мнения, эмоции и проч.

- это исследование языка с точки зрения преследуемых целей, способов их достижения и условий, при которых эти цели достигаются;

- это изучение языка как орудия целенаправленной деятельности (инструментальный подход к языку);

- это изучение языка как средства коммуникативного воздействия, осуществляемого в социальном контексте;

- это грамматика речи.

 

В задачи прагматики входит:

- создание теории интерпретации речевых произведений в тех или иных коммуникативных контекстах;

- формулирование правил взаимодействия речевого акта и контекста.

 

Согласно В.А.Звегинцеву, под прагматикой следует понимать исторические, культурные, социальные условия и всю совокупность человеческих знаний и верований, в среде которых происходит деятельность языка и которые оказывают влияние на использование языка и на отношение к нему.

 

Основные понятия прагматики – действие, деятельность, речевой акт, контекст и др. Основной вопрос прагматики – Что можно делать с помощью языка? Внимание лингвистов переключилось с вопросов, касающихся того, “как устроен язык”, на выяснение того “как он функционирует”. “Человек говорящий” – сфера интересов прагматики. Прагматика обратилась к исследованию автора, субъекта речи, что знаменовало переход к рассмотрению изменчивого содержания высказывания. Произошло понимание того, что жизнь дает ключ к пониманию многих явлений языка и речи.

Все прагматические подходы объединяет мысль о необходимости учитывать в лингвистическом исследовании человеческий фактор. Начиная с середины ХХ века, организующим центром смыслового пространства стал человек.

В центре внимания прагматики “я” как говорящее лицо и “ты” как адресат речи.

В связи с говорящим прагматика изучает:

- как в высказывании и тексте выражаются интенции говорящего;

- каковы его явные и скрытые цели общения;

- каким речевым тактикам следует адресант для достижения коммуникативной согласованности с адресатом;

- какие речевые формы избирает в тех или иных ситуациях;

- каким способом выражает отношение “свой - чужой”, “близкий – далекий”, “знакомый - незнакомый”, “вышестоящий – нижестоящий и т.п.

В связи с адресатом речи прагматика исследует:

- характер интерпретации текста;

- типы реагирования в той или иной ситуации,

- воздействующий (перлокутивный) эффект высказывания и т.п.

 

Речь неотделима от форм жизни. Она входит в состав человеческой деятельности. Соединение речи и действия Л.Витгенштейн называл языковыми играми. Он сравнивал язык с игрой в шахматы, подчеркивая целеустремленность и регламентированность речевого процесса, подчиненность правилам и конвенциям употребления.

 

Начало интенсивного развития прагматики относят обычно к 1970 г.- времени проведения Международного симпозиума по прагматике. В начале ХХ в. лингвистика занималась в основном установлением системы инвариантных единиц, образуемых дифференциальными признаками. Обращение к внеязыковой действительности, к процессам коммуникации и ее участникам считалось противоречащим духу семиологии. Теоретическая лингвистика порывала с психологией, социологией, историей, этнографией. Лингвистика представлялась как самодостаточная дисциплина. Язык жестко членился на уровни, каждый из которых рассматривался как замкнутая система. Такое изучение языка в рамках структурной лингвистики приводило к отрыву языка от жизни. Идя по такому пути, лингвистика могла бы превратиться в общую теорию знаковых систем.

Расстояние между языком и жизнью росло. Приблизившись к пику, оно стало сокращаться. Вначале в рамках семантики были восстановлены связи между языком и отображаемой в нем действительностью (референция). Было осознано, что не только язык рисует эскиз мира, но и жизнь дает ключ к пониманию многих явлений языка и речи. Это последнее и стало определяющим для прагматических исследований.

Увлечение прагматикой наступило после периода интенсивной разработки вопросов семантики, которая привела к гипертрофии семантического анализа. Исследователи пришли к мысли о необходимости разгрузить описания значений слов и высказываний. Необходимо было упорядочить, подвести под действие немногих правил семантическое описание контекстно обусловленных частей содержания высказывания. Семантика начала прорастать прагматикой при анализе недескриптивных слов: логических кванторов (все, некоторые и др.), дейктических слов (это, здесь, сейчас и др.), модальных частиц (только, лишь, даже и др.), глаголов пропозиционального отношения (полагаю, что…, предполагаю, что и др.). Произошло переключение внимания с пропозиции на субъективную часть высказывания, связывающую его с личностью говорящего.

 

Прагматические интересы начинаются там, где связь контекста и речевого акта максимально напряжена. Появлению прагматических исследований способствовал интерес к семантике недескриптивных слов. Анализ значения дескриптивных слов составляет область семантики, а значение недескриптивных слов - область прагматики.

Особый прагматический статус индексальных выражений, на который указал Бар-Хиллел (Bar-Hillel 1954), определяется тем, что их “значение, а также условия истинности соответствующих пропозиций не могут быть определены без обращения к конкретной ситуации общения (к контексту их употребления).

Чтобы правильно употребить слова лампа, зеленый, главное не ошибиться в выборе внеязыкового объекта. Для того чтобы корректно пользоваться словами ты, даже, сегодня, здесь, ведь, еще, только и др., нужны прагматические знания. Таким словам нельзя дать остенсивное определение. Семантика их прагматична, зависит от контекста, речевой ситуации. Например, легко понять предложение Все хорошо провели время, но мы испытываем сомнения относительно истинности приведенного утверждения. Неизвестно, когда было сделано это утверждение и о какой группе людей идет речь. Для того чтобы понять, что именно было сказано, надо знать, где все хорошо провели время.

Для того чтобы понять высказывание Это великолепная картина, необходимо знать на что смотрит говорящий, на что указывает, к чему относилось предыдущее высказывание. Эти примеры показывают, что для того, чтобы правильно понять высказывание и отнести его к соответствующей области действительности, недостаточно знания языка. Языковые средства в приведенных примерах вычленяют один из аспектов многогранной ситуации, направляют нашу мысль на поиск информации по определенному пути.

Тонкой контекстной чувствительностью обладают слова, связывающие смысл предложения с говорящим. Обращение к автору высказывания (субъекту речи) знаменовало собой переход от анализа стабильного значения к рассмотрению изменчивого содержания высказывания. Логика и лингвистика первой половины ХХ века стремились освободиться от говорящего субъекта и свести содержательные категории к отношениям предложения к действительности и к отношениям предложений между собой. С середины ХХ века организующим центром “смыслового пространства” стал человек со всеми его психологическими комплексами.

Передвижение интереса от семантики к прагматике привело к тому, что вместо принципа истинности высказывания в центре внимания оказался принцип искренности, выявляемой путем сравнения содержания предложения с подлинными мыслями говорящего субъекта. Верификация предложения стала проходить не путем обращения к ситуациям во внешнем мире, а через выяснение истинных мыслей. чувств, намерений говорящего субъекта, т.е. путем обращения к его внутреннему миру.

Концепт значения претерпел изменение. Значение стало определяться через его употребление. Известный прагматист П.Грайс начал исследование прагматической семантики с изучения правил употребления глагола to mean (Ср.: This word means…”Это слово значит….”; What do you mean? “Что ты имеешь в виду?”).Появилось понятие “значение говорящего” “передаваемое значение” (conveyed meaning).

Истинностное значение предложения рассматривалось в зависимости от возможного мира /w/ и контекста, т.е. координат контекста, таких как говорящий (Г), слушающий (С), время, место речевого акта.

 

Прагматисты обратили внимание на реляционные (градуированные, скалярные) значения, которые можно рассматривать с точки зрения интенсивности, которые допускают измерение (теплый, холодный, глубокий, высокий и др.), ср. Теплая погода (сколько это градусов зимой, весной, летом?)

Благодатный материал для обоснования прагматической теории значения составляют оценочные слова. Оценка тесно спаяна с коммуникативной целью речевого акта: Хорошо!, Дрянь! Оценка выражается самонастраивающимися предикатами, предикатами-хамелеонами, принимающими то или иное значение в зависимости от фона.

 

Затем в задачи прагматики стали включать исследование общих принципов интерпретации речевых актов (рассматриваемых как подкласс коммуникативных актов (не обязательно вербальных), которые представляют собой частный случай межличностного взаимодействия. В прагматику включаются проблемы интерпретации намерения говорящего, обнаруживаемого за буквальным значением языковых выражений. Акция говорения всегда обнаруживает в говорящем определенное намерение. Говорящий не только стремится сообщить что-то адресату, он также специально стремится к тому, чтобы узнали и его намерение. Фактор интенциистал фигурировать в качестве основного условия или правила осуществления речевого акта, а также основного семантического правила употребления языковых средств.

 

Интерес к прагматическим свойствам языковых выражений имеет два истока: от Г.Фреге и Л. Витгенштейна. Первый путь связан с семантизацией прагматики, а второй - с прагматизацией семантики. В первом случае языковые выражения снабжаются специальными маркерами для обозначения времени, места и других характеристик высказывания. Во втором случае значения извлекаются из речевых высказываний в контексте общей деятельности.

Современная прагматика является полем совместной деятельности философов, логиков, лингвистов. Их объединяет интерес к обыденной речи. Наблюдения представителей смежных наук выявляют такие черты речевой деятельности, мимо которых проходят языковеды.

 

Можно выделить три основных направления прагматических исследований. Первое направление связано с формальной логикой (Ч.Моррис, Р. Карнап). Второе направление связано с лингвистической семантикой (проблема значения и смысла, актуального значения), третье направление связано с философией языка (Дж.Серль, П.Грайс).

 

В традиции изучения языкового общения можно выделить ряд школ со своей историей и географией. Среди основных подходов к изучению прагматики языка выделяются следующие:

- теория речевых актов (Остин, Серль и др.);

- логическая прагматика общения (Грайс, Лич и др.);

- конверсационный анализ (Сакс, Щеглов и др.);

- анализ диалога;

- лингвистический анализ дискурса (ван Дейк и др.) ;

- лингвистика текста (Шмидт, Дресслер, ван Дейк и др.);

- этнография коммуникации (Хаймс, Гамперц и др.);

- когнитивные модели обработки дискурса (Кинч, ван Дейк) и др.

 

Теория речевых актов

Одно из направлений в области изучения речевого общения, получившее название «теория речевых актов» (далее - ТРА) стало одним из самых популярных подходов к изучению языкового общения в конце ХХ века. Толчком к развитию этой теории послужили искания оксфордской школы лингвистической философии. В работах логиков, философов этой школы исследованы многие закономерности реального речевого общения. Аналитико-философское происхождение теории речевых актов вкупе с изящной упаковкой предопределили популярность этой теории. Она во многом определила пути развития прагматики в целом.

Теория речевых актов связана с именами таких философов, как Дж.Остин, Дж. Серль, П. Грайс и др. Ядро ТРА составляют идеи, изложенные английским логиком Дж .Остином (Austin) в работе “Слово как действие” (1962) (“How to do things with words”). Впоследствии эти идеи были развиты американским логиком Дж. Серлем в работе “Речевые акты” (1969). В разработке ТРА принял участие и английский логик П. Ф.Стросон. На ТРА оказали большое влияние взгляды позднего Витгенштейна (“Философские исследования”, 1963).

 

К речевым актам обращались исследователи, анализирующие речь в контексте жизни и жизнедеятельности человека и исходящие из того, что “речи … суть действия, происходящие между людьми” (Гегель), а также исследователи обиходной речи и других форм общения.

Проблема речи содержится в лингвистических концепциях В.Гумбольдта, Ш.Балли, С.О.Карцевского, Л.П.Якубинского, Э.Бенвениста, М.М.Бахтина и др.

 

Целостная и развитая теория речевых актов сложилась в рамках лингвистической философии под влиянием идей Л.Витгенштейна о множественности назначений языка и их неотделимости от форм жизни. Согласно Витгенштейну, взаимодействие языка и жизни оформляется в виде языковых игр, опирающихся на определенные социальные регламенты.

Объектом исследования в ТРА является акт речи, состоящий в произнесении говорящим предложения в ситуации непосредственного общения со слушающим. Сужение области исследования речевого общения рамками только отдельного речевого акта, с одной стороны, ограничило возможности ТРА, но, с другой стороны, позволило сфокусировать внимание на детальном описании внутренней структуры речевого акта – этого элементарного звена речевого общения.

Речевой акт (РА) понимается в ТРА как элементарная единица языковой коммуникации, целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.РА – это единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках прагматической ситуации. РА является главным объектом исследования в теории речевых актов.

В теории речевых актов коммуникация рассматривается как разновидность целенаправленного поведения, осуществляемого с помощью вербальных средств. Теория речевых актов исходит из того, что основной единицей коммуникации является не предложение или какое-либо другое языковое выражение, а выполнение определенного рода действия, такого, например, как утверждение, вопрос, просьба, приказание и т.п. . В типичном случае говорящий выполняет одно или одновременно несколько действий путем произнесения предложения или ряда предложений. Однако само действие, сам речевой акт не следует смешивать с предложением или языковыми выражениями, произносимыми при выполнении речевого акта.

Речевой акт, речевое действие, осуществляется в процессе коммуникации. Само по себе изолированное высказывание, например Хорошая погода! можно анализировать как языковую единицу, но нельзя усмотреть в нем речевого действия. Если же это высказывание имеет адресацию и выражает коммуникативное намерение (интенцию) адресанта в конкретной ситуации (например, выхода на улицу и определения погоды на предмет приятной прогулки), оно становится речевым действием. Высказывание Собака не кусается в конкретной ситуации общения, при условии адресованности, может означать ”не бойтесь, проходите”, “вы можете ее погладить”, “вы можете подойти к ней” и т.д.

Подход к речевому акту как к способу достижения человеком определенной цели и рассмотрение под этим углом зрения используемых им языковых средств – главная особенность ТРА. Этот подход помогает ответить на вопрос о том, каков механизм использования языка для достижения многообразных целей, возникающих в ходе социального взаимодействия людей. Дж.Остин приводит примеры речевых актов - вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение, назначение, критика и т.д.

 

ТРА строит свою модель коммуникативной ситуации, включая в нее следующие компоненты: говорящий, слушающий, высказывание, обстоятельства, цель, результат речевого акта.

 

В речевом акте участвуют говорящий и адресат, выступающие как носители определенных согласованных между собой социальных ролей, или функций. Участники речевого акта обладают фондом общих речевых навыков (речевой компетенции), знаний и представлений о мире. В состав речевого акта входит обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его содержание.

 

Основными чертами речевого акта являются:

- намеренность (интенциональность), связанная с целью говорящего;

- конвенциональность, связанная со способами распознавания цели говорящего слушающим.

 

Понятие интенциональности (интенции) было введено в понятийный аппарат ТРА Дж.Остином. Логик П.Грайс определил интенцию как субъективное значение высказывания, как значение говорящего. По Грайсу, субъективное значение высказывания есть намерение (интенция) говорящего получить с помощью высказывания определенный результат благодаря осознанию слушающим этого намерения.

 

Фактор интенции заключается в следующем: говорящий стремится не только сообщить что-то адресату, но и хочет, чтобы узнали его намерение.

 

Фактор конвенциональности РА заключается в том, что все носители языка как слушающие способны распознавать интенцию говорящего даже в тех случаях, когда она выражена неконвенциональными языковыми способами (непрямо, имплицитно).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.