Правила сборки электрических схем
ВВЕДЕНИЕ.
Лабораторные работы предназначены для углубления и закрепления теоретических знаний, а также приобретения навыков по сборке и наладке электрических схем, измерений в электрических цепях,проведения испытаний электротехнических установок, расчета и анализа электрических цепей, оформления результатов испытаний и расчетов.
Предлагаемые лабораторные работы являются двухчасовыми и рассчитаны навыполнение подгруппой из 13 —15 учащихся в специально оборудованной лаборатории. Целесообразно с точки зрения техники безопасности за каждым стендом закрепить двух учащихся.
Для активизации познавательной деятельности студентовв процессе выполнения лабораторно-практических работ должны широко использоваться демонстрационные макеты, модели, плакаты, планшеты с реальными электротехническими элементами и устройствами: резисторами, конденсаторами, катушками индуктивности и трансформаторами, диодами, транзисторами, микросхемами, переключателями и кнопками, индикаторами, проводами икабелями, электродвигателями и генераторами, электроизмерительными приборами.
На первом занятии в лаборатории перед выполнением работы № 1 студенты должны ознакомиться с правилами техники безопасности, а также общими правилами поведения в лаборатории и оформления лабораторных работ, конструктивной иэлектрической схемой стенда, осуществить пробное включение стенда.
Для выполнения и оформления лабораторных работ каждый студент должен иметь рабочую тетрадь, в которой оформляются протоколы испытаний и отчеты по всем работам, линейку с трафаретами для изображения элементов электрических схем, карандаш и калькулятор.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные работы выполняются студентами по графику в соответствии с учебным расписанием занятий.
Студент, не выполнивший лабораторную работу, должен в двухнедельный срок с разрешения преподавателя и по согласованию с учебной частью выполнить ее в дни консультаций.
К выполнению работ допускаются студенты:
- прошедшие инструктаж по технике безопасности;
- имеющие в тетради протоколы испытаний к очередной работе, выполненные в соответствии с настоящим пособием;
- ознакомившиеся с целью и порядком выполнения работы, а также с электрической схемой, которая будет применяться;
- изучившие теоретический материал, относящийся к выполняемой работе, по рекомендуемым учебным пособиям, конспекту лекций.
Подготовленность учащихся к выполнению лабораторных работ проверяется преподавателем индивидуально. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, к выполнению работы не допускается.
Подача напряжения на лабораторный стенд без проверки и разрешения преподавателя КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА!
В случае порчи приборов и оборудования по вине студентов последние несут материальную ответственность.
По окончании работы электрическая цепь должна быть разобрана, стенд обесточен, провода и приборы убраны на место.
Результаты лабораторной работы заносятся в протокол испытаний и таблицы карандашом и представляются преподавателю для проверки. При неправильных результатах лабораторная работа должна быть переделана.
По результатам работы каждый студент оформляет отчет согласно настоящему указанию. Отчет оформляется в тетради для лабораторных работ по электротехнике аккуратно в полном соответствии с требованиями к оформлению. Необходимые схемы должны быть выполнены согласно ЕСКД с применением чертежных инструментов. На графиках и векторных диаграммах должны быть нанесены масштабы измеряемых величин и соответствующие обозначения.
Минимум знаний, необходимых для защиты лабораторной работы, отражают контрольные вопросы в конце работы.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Лаборатория электротехники относится к помещениям повышенной опасности, так как в ней присутствуют электротехническая аппаратура и электрические машины, питаемые от источников электрической энергии.
Основное рабочее напряжение 36 В. Оно является безопасным для человека, поскольку при минимальном сопротивлении тела человека 800 Ом максимально возможный ток при таком напряжении не превышает предельно опасной величины — 50 мА. Однако напряжение 220 В – 250 В, которое используется для работы электронных измерительных приборов и, при необходимости, может быть использовано для питания электрических машин, является опасным для человека. Поэтому работа в лаборатории требует от студентов соблюдения правил поведения и техники безопасности.
Работать разрешается строго за своим рабочим местом, перемещения в лаборатории должны быть максимально ограничены.
Ни в коем случае не следует касаться руками неизолированных соединительных проводов и контактов в цепи, находящейся под напряжением. Любое изменение в схеме, пересоединение проводников должны выполняться при обесточенной ЭЦ. Все переключения и изменения должны быть проверены преподавателем.
С особым вниманием и осторожностью необходимо относиться к работам с электрическими машинами, имеющими вращающиеся части. Запрещается тормозить вал машины рукой с целью ускорения его остановки.
Опасность представляют также ЭЦ, содержащие индуктивные катушки с большим числом витков. При их размыкании на концах катушки может индуктироваться значительная ЭДС.
Перед проведением лабораторных работ учащиеся обязаны ознакомиться с действующими в учебном заведении инструкциями по охране труда при эксплуатации электроустановок до 1000 В, пожарной безопасности, охране труда при проведении работ в кабинете электротехники и расписаться в соответствующем журнале.
ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ ИЛИ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА
Предлагаемый для оснащения лаборатории электротехнический стенд предназначен для выполнения работ по темам: электрические и магнитные цепи.
Главной его частью является настольная панель, на которой непосредственно размешается вся элементная база для сборки электрических и магнитных цепей, проведения электрических измерений, испытания электронных устройств.
В стендах смонтированы электрические цепи и отдельные элементы, позволяющие выполнить до 20 лабораторных работ.
В комплект стенда входят переносные приборы: мультиметр, ваттметр, Питание стенда осуществляется от распределительного щита, который может выдавать постоянное и переменное напряжение в пределах 0 ¸ 250 В. Максимальная мощность, потребляемая стендом при работе, не превышает 200 Вт.
Правила сборки электрических схем
Перед сборкой электрической цепи (ЭЦ) необходимо определить все элементы, которые должны входить в неё в соответствии с принципиальной схемой: резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, измерительные приборы, выключатели и переключатели, регулируемые элементы, источники питания и др. Переключатели пределов измерений приборов должны быть установлены в положения, указанные в описании лабораторной работы. Особое внимание следует обратить на универсальный прибор - мультиметр, в котором наряду с переключателем пределов измерении имеется переключатель рода работы с положениями: «R», «~U», «-U», «~I», «-I».
При сборке ЭЦ необходимо придерживаться следующих правил:
- начинать сборку от зажимов источника питания;
- в первую очередь собирать главную цепь, состоящую из последовательно соединенных элементов: резисторов, индуктивных катушек, амперметров, токовых катушек ваттметров и т.д.;
- во вторую очередь подключать параллельно подсоединяемые элементы, в том числе вольтметры, катушки напряжения ваттметров, осциллограф и др.
Разборку ЭЦ следует начинать от источника питания, предварительно отключив напряжение питания.
3.2. Правила оформления графической части к отчету по лабораторным работам.
Все схемы, графики, таблицы, диаграммы должны быть выполнены карандашом с применением чертежных инструментов: линейки, циркуля, лекала, соответствующих трафаретов.
Элементы схем должны выполняться в соответствии с ЕСКД.
Масштаб на графиках, за исключением особо оговоренных случаев, должен быть равномерным. Не следует на осях указывать цифры, полученные при измерениях или взятые из таблиц. Для изображения нескольких зависимостей на графике строят несколько вертикальных осей (каждую со своим масштабом). Кривые на графике в этом случае выделяются соответствующим цветом или способом нанесения точек (***, +++, ... и т.д.).
Рядом с каждой кривой наносят в удобном месте обозначение зависимости. Кривая на графике должна быть плавной. Ее надо проводить так, чтобы полученные в результате испытаний точки отстояли от нее приблизительно на одинаковом расстоянии. Точки, далеко отстоящие от кривой, являются следствием промаха наблюдателя. Их отмечают на графике особо, например, обводит кружком.
3.3. Содержание отчета.
Отчет по лабораторной работе составляется каждым студентом по данным протокола испытаний и оформляется в тетради по лабораторным работам по электротехнике.
Отчет должен содержать:
- протокол испытаний, утвержденный преподавателем;
- вычисления и графические построения
- выводы, сделанные по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1.
Ознакомление с порядком выполнения лабораторных работ,
аппаратурой и электроизмерительными приборами.
Цель работы: ознакомиться с техникой безопасности, с устройством стендов, с аппаратурой и электроизмерительными приборами, с условными обозначениями их на схемах, с правилами отсчета показаний.
Лабораторные работы являются одним из видов практического обучения. Их цель - закрепить теоретические знания, проверить на опыте некоторые положения теории и законы электрических цепей, и проведение эксперимента, научить пользоваться простейшими электроизмерительными приборами и аппаратами.
Вдумчивое отношение к лабораторной работе позволит учащемуся сделать правильные выводы, проанализировать результаты опыта, научиться самостоятельно разрешать некоторые несложные задачи последовательного характера.
Чтобы качественно выполнить лабораторную работу, учащемуся необходимо качественно подготовиться к ней:
1. Повторить теоретический материал по конспекту и по учебнику.
2. Ознакомиться с описанием лабораторной работы. В специальной рабочей тетради записать название и номер работы, вычертить необходимые схемы, таблицы для записи показаний приборов и результатов расчета.
3. Выяснив цель работы, четко представить себе поставленную задачу и способы достижения, продумать ожидаемые результаты опытов.
4. Ответить устно или письменно на контрольные вопросы.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПОДБОР
ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И АППАРАТОВ.
Прежде, чем приступать к сборке электрической цепи, следует выбрать необходимые приборы и аппараты. В описании каждой лабораторной работы приводится порядок проведения опыта. При подборке приборов нужно учитывать их тип, номинальное значение, род тока, класс точности.
Следует иметь ввиду, что каждый, даже лучший прибор, имеет некоторую погрешность измерения. По степени точности приборы делятся на 8 классов: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2,5; 4, причем самый точный прибор имеет класс точности 0,05. Погрешность тем меньше, чем ближе измеряемая величина к номинальному значению прибора. Поэтому предпочтительно использовать такие приборы, у которых во время измерения стрелка будет находиться во второй половине шкалы.
Включение измерительных приборов в цепь, часто вызывает заметное изменение силы тока, некоторых напряжений, мощностей и т.д. Это объясняется тем, что у амперметров, например, внутреннее сопротивление недостаточно мало, а у вольтметров недостаточно велико.
Включение таких приборов оказывает влияние на распределение токов по отдельным ветвям, на величине падения напряжения, на мощности и т.д. Однотипные приборы имеют одинаковое сопротивление, поэтому их использование в цепи предпочтительней. Для более точных измерений необходимо учитывать сопротивления приборов и вносить поправки в измеренные величины. В этом случае применяют более точные, переносные приборы, на шкалах которых указано внутреннее сопротивление или полный ток отклонения подвижной системы, а иногда падение напряжения на приборе или номинальной силе тока. Приборы магнитоэлектрической системы используют только для измерений на постоянном токе, а приборы электромагнитной, электродинамической, электронной систем могут работать как на постоянном, так и на переменном токе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|