Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила сборки электрических схем





ВВЕДЕНИЕ.

Лабораторные работы предназначены для углуб­ления и закрепления теоретических знаний, а также приобрете­ния навыков по сборке и наладке электрических схем, измерений в электрических цепях,проведения испытаний электротехничес­ких установок, расчета и анализа электрических цепей, оформле­ния результатов испытаний и расчетов.

Предлагаемые лабораторные работы являются двух­часовыми и рассчитаны навыполнение подгруппой из 13 —15 уча­щихся в специально оборудованной лаборатории. Целесообразно с точки зрения техники безопасности за каждым стендом закрепить двух учащихся.

Для активизации познавательной деятельности студентовв про­цессе выполнения лабораторно-практических работ должны ши­роко использоваться демонстрационные макеты, модели, плака­ты, планшеты с реальными электротехническими элементами и устройствами: резисторами, конденсаторами, катушками индук­тивности и трансформаторами, диодами, транзисторами, микро­схемами, переключателями и кнопками, индикаторами, прово­дами икабелями, электродвигателями и генераторами, электро­измерительными приборами.



На первом занятии в лаборатории перед выполнением рабо­ты № 1 студенты должны ознакомиться с правилами техники бе­зопасности, а также общими правилами поведения в лаборатории и оформления лабораторных работ, конструктивной иэлектри­ческой схемой стенда, осуществить пробное включение стенда.

Для выполнения и оформления лабораторных ра­бот каждый студент должен иметь рабочую тетрадь, в которой оформляются протоколы испытаний и отчеты по всем работам, линейку с трафаретами для изображения элементов электричес­ких схем, карандаш и калькулятор.


ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторные работы выполняются студентами по графику в соответствии с учебным расписанием занятий.

Студент, не выполнивший лабораторную ра­боту, должен в двухнедельный срок с разрешения преподавате­ля и по согласованию с учебной частью выполнить ее в дни кон­сультаций.

К выполнению работ допускаются студенты:

- прошедшие инструктаж по технике безопасности;

- имеющие в тетради протоколы испытаний к очередной рабо­те, выполненные в соответствии с настоящим пособием;



- ознакомившиеся с целью и порядком выполнения работы, а также с электрической схемой, которая будет применяться;

- изучившие теоретический материал, относящийся к выполня­емой работе, по рекомендуемым учебным пособиям, конспекту лекций.

Подготовленность учащихся к выполнению лабораторных работ проверяется преподавателем индивидуально. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, к выполне­нию работы не допускается.

Подача напряжения на лабораторный стенд без проверки и разрешения преподавателя КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА!

В случае порчи приборов и оборудования по вине студентов последние несут материальную ответственность.

По окончании работы электрическая цепь должна быть разоб­рана, стенд обесточен, провода и приборы убраны на место.

Результаты лабораторной работы заносятся в про­токол испытаний и таблицы карандашом и представляются пре­подавателю для проверки. При неправильных результатах лабораторная работа должна быть переделана.

По результатам работы каждый студент оформляет отчет со­гласно настоящему указанию. Отчет оформляется в тетра­ди для лабораторных работ по электротехнике акку­ратно в полном соответствии с требованиями к оформлению. Не­обходимые схемы должны быть выполнены согласно ЕСКД с при­менением чертежных инструментов. На графиках и векторных ди­аграммах должны быть нанесены масштабы измеряемых величин и соответствующие обозначения.

Мини­мум знаний, необходимых для защиты лабораторной работы, отражают контрольные вопросы в конце работы.



 

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Лаборатория элек­тротехники относится к помещениям повышенной опасности, так как в ней присутствуют электротехническая аппаратура и элект­рические машины, питаемые от источников электрической энер­гии.

Основное рабочее напряжение 36 В. Оно является безопасным для человека, поскольку при минимальном сопротивлении тела человека 800 Ом максимально возможный ток при таком напряжении не превышает предельно опасной величины — 50 мА. Однако напряжение 220 В – 250 В, которое используется для работы электронных измерительных приборов и, при необходимости, может быть использовано для питания электрических машин, является опасным для человека. Поэтому работа в лаборатории требует от студентов соблюдения правил поведения и техники безопасности.

Работать разрешается строго за своим рабочим местом, пере­мещения в лаборатории должны быть максимально ограничены.

Ни в коем случае не следует касаться руками неизолированных соединительных проводов и контактов в цепи, находящейся под напряжением. Любое изменение в схеме, пересоединение провод­ников должны выполняться при обесточенной ЭЦ. Все переклю­чения и изменения должны быть проверены преподавателем.

С особым вниманием и осторожностью необходимо относить­ся к работам с электрическими машинами, имеющими вращаю­щиеся части. Запрещается тормозить вал машины рукой с целью ускорения его остановки.

Опасность представляют также ЭЦ, содержащие индуктивные катушки с большим числом витков. При их размыкании на концах катушки может индуктироваться значительная ЭДС.

Перед проведением лабораторных работ учащиеся обязаны оз­накомиться с действующими в учебном заведении инструкциями по охране труда при эксплуатации электроустановок до 1000 В, пожарной безопасности, охране труда при проведении работ в кабинете электротехники и расписаться в соответствующем жур­нале.


ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ ИЛИ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА

Предлагаемый для оснащения лаборатории электротехнический стенд предназ­начен для выполнения работ по темам: электрические и магнитные цепи.

Главной его частью является настольная панель, на которой непосредственно размешается вся элементная база для сборки электрических и магнитных цепей, проведения электри­ческих измерений, испытания электронных устройств.

В стендах смонтированы электрические цепи и отдельные элементы, позволяющие выполнить до 20 лабо­раторных работ.

В комплект стенда входят переносные приборы: мультиметр, ваттметр, Питание стенда осуществляется от распределительного щита, который может выдавать постоянное и переменное напряжение в пределах 0 ¸ 250 В. Максимальная мощность, потребляемая стендом при работе, не превышает 200 Вт.

Правила сборки электрических схем

Перед сборкой электри­ческой цепи (ЭЦ) необходимо определить все элементы, которые должны входить в неё в соответствии с принципиальной схемой: резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, измеритель­ные приборы, выключатели и переключатели, регулируемые эле­менты, источники питания и др. Переключатели пределов изме­рений приборов должны быть установлены в положения, указан­ные в описании лабораторной работы. Особое внимание следует обратить на универсальный прибор - мультиметр, в котором на­ряду с переключателем пределов измерении имеется переключа­тель рода работы с положениями: «R», «~U», «-U», «~I», «-I».

При сборке ЭЦ необходимо придерживаться следующих правил:

- начинать сборку от зажимов источника питания;

- в первую очередь собирать главную цепь, состоящую из после­довательно соединенных элементов: резисторов, индуктивных ка­тушек, амперметров, токовых катушек ваттметров и т.д.;

- во вторую очередь подключать параллельно подсоединяемые элементы, в том числе вольтметры, катушки напряжения ваттмет­ров, осциллограф и др.

Разборку ЭЦ следует начинать от источника питания, предва­рительно отключив напряжение питания.

 

3.2. Правила оформления графической части к отчету по лабораторным работам.

Все схемы, графики, таблицы, диаг­раммы должны быть выполнены карандашом с применением чер­тежных инструментов: линейки, циркуля, лекала, соответствую­щих трафаретов.

Элементы схем должны выполняться в соответствии с ЕСКД.

Масштаб на графиках, за исключением особо оговоренных слу­чаев, должен быть равномерным. Не следует на осях указывать цифры, полученные при измерениях или взятые из таблиц. Для изображения нескольких зависимостей на графике строят несколько вертикальных осей (каждую со своим масштабом). Кри­вые на графике в этом случае выделяются соответствующим цве­том или способом нанесения точек (***, +++, ... и т.д.).

Рядом с каждой кривой наносят в удобном месте обозначение зависимос­ти. Кривая на графике должна быть плавной. Ее надо проводить так, чтобы полученные в результате испытаний точки отстояли от нее приблизительно на одинаковом расстоянии. Точки, дале­ко отстоящие от кривой, являются следствием промаха наблю­дателя. Их отмечают на графике особо, например, обводит круж­ком.

 

3.3. Содержание отчета.

Отчет по лабораторной работе составляется каждым студентом по данным протокола испыта­ний и оформляется в тетради по лабораторным работам по электротехнике.

Отчет должен содержать:

- протокол испытаний, утвержденный преподавателем;

- вычисления и графические построения

- выводы, сделанные по работе.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1.

 

Ознакомление с порядком выполнения лабораторных работ,

аппаратурой и электроизмерительными приборами.

 

Цель работы: ознакомиться с техникой безопасности, с устройством стендов, с аппаратурой и электроизмерительными приборами, с условными обозначениями их на схемах, с правилами отсчета показаний.

 

Лабораторные работы являются одним из видов практического обучения. Их цель - закрепить теоретические знания, проверить на опыте некоторые положения теории и законы электрических цепей, и проведение эксперимента, научить пользоваться простейшими электроизмерительными приборами и аппаратами.

Вдумчивое отношение к лабораторной работе позволит учащемуся сделать правильные выводы, проанализировать результаты опыта, научиться самостоятельно разрешать некоторые несложные задачи последовательного характера.

Чтобы качественно выполнить лабораторную работу, учащемуся необходимо качественно подготовиться к ней:

1. Повторить теоретический материал по конспекту и по учебнику.

2. Ознакомиться с описанием лабораторной работы. В специальной рабочей тетради записать название и номер работы, вычертить необходимые схемы, таблицы для записи показаний приборов и результатов расчета.

3. Выяснив цель работы, четко представить себе поставленную задачу и способы достижения, продумать ожидаемые результаты опытов.

4. Ответить устно или письменно на контрольные вопросы.

 

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПОДБОР

ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И АППАРАТОВ.

Прежде, чем приступать к сборке электрической цепи, следует выбрать необходимые приборы и аппараты. В описании каждой лабораторной работы приводится порядок проведения опыта. При подборке приборов нужно учитывать их тип, номинальное значение, род тока, класс точности.

Следует иметь ввиду, что каждый, даже лучший прибор, имеет некоторую погрешность измерения. По степени точности приборы делятся на 8 классов: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2,5; 4, причем самый точный прибор имеет класс точности 0,05. Погрешность тем меньше, чем ближе измеряемая величина к номинальному значению прибора. Поэтому предпочтительно использовать такие приборы, у которых во время измерения стрелка будет находиться во второй половине шкалы.

Включение измерительных приборов в цепь, часто вызывает заметное изменение силы тока, некоторых напряжений, мощностей и т.д. Это объясняется тем, что у амперметров, например, внутреннее сопротивление недостаточно мало, а у вольтметров недостаточно велико.

Включение таких приборов оказывает влияние на распределение токов по отдельным ветвям, на величине падения напряжения, на мощности и т.д. Однотипные приборы имеют одинаковое сопротивление, поэтому их использование в цепи предпочтительней. Для более точных измерений необходимо учитывать сопротивления приборов и вносить поправки в измеренные величины. В этом случае применяют более точные, переносные приборы, на шкалах которых указано внутреннее сопротивление или полный ток отклонения подвижной системы, а иногда падение напряжения на приборе или номинальной силе тока. Приборы магнитоэлектрической системы используют только для измерений на постоянном токе, а приборы электромагнитной, электродинамической, электронной систем могут работать как на постоянном, так и на переменном токе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.