Сделай Сам Свою Работу на 5

Дрались, бились, пока не помирились





Шумно, весело пройдет сырная седмица.

А за ней Великий Пост – время, чтоб молиться..

Что выше колокольни? (Крест.)
Спиной к стене, а лицом к тебе. Что это? (Икона.)
Говорить не может, а на службу в храм всех зовет. (Колокол.)
Как называется время, которое идет после Масленицы? (Великий пост.)

Гляньте-ка, ребята?
Странничек идет,
Котомку он на палочке несет.
Кто этот Странничек?
Куда он держит путь?
Не скажет ли на пользу что-нибудь?
Странничек:
Зовут меня, друзья, Великий Пост.
Закон мой строг, и он же очень прост:
Я помогаю к Пасхе быть готовым,
Очистить душу покаяньем новым,
И Богу принести его плоды:
Смиренье, пост, молитву и труды.


Сорок девять дней в году
По небесному суду
Покаянью предана
Православна сторона.

В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер: так, в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая . Песня ПЛАЧ АДАМА.

В воскресенье вечером совершается в храмах чин прощения, чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К Прощеному воскресению стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) – это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год. Так значит последние семь дней перед постом должны быть посвящены не только объеданию блинами, а примирению с ближними, прощению обид, подготовке к посту.Перед началом поста, чтобы вступить в это время с чистым сердцем, ни на кого не держащим обид, надо обязательно помириться со всеми и всех простить. А легко ли простить кого-то, обидевшего тебя, или попросить прощения, когда сам виноват?



В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …

(«Бог простит!»)

 

Трудно сказать: «Прости!» -
Что это за мученье:
Как в половодье грести
Против теченья.


А ты помолись – тогда
Встанет вода стыда,
Встанет вода гордыни,-
И скажешь, себя виня:
«Не прав я, прости меня,
Будем друзьями отныне!»

 

Среди печали и утех
Наверно, что-то я не видел.
Прошу прощения у тех,
Кого нечаянно обидел.



Когда бы это ни случилось –
Вчера лишь... Иль давным-давно
Ушла обида иль забылась, –
Прошу прощенья все равно..
(А. Дементьев)

 

Просить прощенье в воскресенье –

Так на Руси заведено.

Простите нас, коль согрешили,

А мы простили вас давно.

 

 

Сердце просит очищенья,

Попрошу у всех прощенье:

Ты прости меня скорее,

Будем чище и добрее –

Солнце счастья нас согреет,

Ты прости меня скорее!

 

Если лгал, то больше не лги:
- Господи, помоги!
Если обиды не мог снести:
- Господи, прости!
Если к задаче ищешь ключи:
- Господи, научи!
Если подняться лень до зари:
- Господи, ободри!
Если впервые пустился вплавь:
- Господи, не оставь!
Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе
- Господи, слава Тебе!

Так дано много!
Так легка трата:
Возлюби Бога,
Полюби брата,
Накорми пташку,
Пожалей кошку,
Дай больным чашку,
А другим ложку.
Так уж Всевышний
Создал: мы – люди
Не когда дышим, пока – любим…

«Благодатный дом» поем! И скорей гулять идем!

Проводится игра «Рукавички». Дети, встав в круг, под музыку передают друг другу рукавички хозяюшки. Когда музыка обрывается, у кого рукавичка- тот выбывает. Т.о. делятся на две группы для след. Игры.

Игры:

Золотые воротА

Ручеек

Тетёра.

Рукавичка.

Блинки.

Поединки.

Замечательный шутливый поединок – «петушиный бой» или «вырви хвост». Поверх курток, если это на улице, повязываются, например, шарфы. А раньше – просто кушаки, пояса. А за них сзади подтыкаются девичьи платки, как петушиный хвост. Два поединщика ходят в кругу один напротив другого, и задача – быстрее выдернуть платок из-за кушака и поднести, вернуть его хозяйке.



Можно на Масленицу и «потянитолкаться». Поединок, прозванный современным словечком «тяни-толкай», такой: кушаком или шарфом поединщиков связывают спиной друг к другу и ставят в самый центр круга. Задача – или вытолкнуть противника из круга, двигаясь спиной назад, или перетянуть за круг в свою сторону, двигаясь вперед.

Цоки-цоки-цоки чи,
Наши кони горячи,
Цоки-цоки-цоки чи,
Блин летит к нам из печи.
Что делаем? Придумываем «печь». Хотим – возьмем с собой картонную коробку с вырезанным устьицем, и это будет наша печь. Можем дома вместе с детьми ее раскрасить. Будем в ней блинки печь. И нарежем кружочки в форме блинов из старого линолеума, например, или из какого-то плотного материала. Блины есть!!! Как попасть блинком в печь? Метать надо. Ставим печку. А можем печку сделать, если снег лепится, не из картона, а просто из снега. Отходим на определенное расстояние, обозначаем границу, за которую заступать нельзя, и с этого расстояния нужно блиночком попасть не куда попало, а именно в само устьице печи.

 

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Разные полезности.

И когда мы говорим с детьми в преддверии Великого поста, можно провести такую аналогию: что нужно сделать для того, чтобы дом наш был чистым? Нужно, во-первых, обнаружить грязь, во-вторых, ее собрать и выбросить на помойку, в мусор или перемыть, очистить, в огне сжечь старье какое-нибудь.

А вот что такое чистота души человеческой? И как в ней, в душе, порядок и чистоту навести? Ее-то как очистить? Оказывается, важно уметь обнаружить и тут грязь и признаться (без мужества не обойтись!), что это – сор. А как теперь эту грязь отмыть? Каким шампунем, каким мылом? Что нужно, чтобы от такого внутреннего сора избавиться?

На занятиях в центре «Рождество», когда преподаватель спрашивает детей: «Отчего душа перестает быть чистой? Какая там грязь может появиться? Что это за грязь такая?» – дети к четырем-пяти годам, привыкшие видеть себя, наблюдать себя, говорят разное. Они говорят: «Капризы все портят. Еще – «непослушалки». Лень. Обида. “Сердитки”, драчливость, гнев, зависть».

 

Как от этого мусора избавиться? Сначала – обнаружить, признаться самому себе, просить помощи Божьей в этом – «Господи, помоги, Господи, прости». Тут мужество нужно, чтобы самому себе, а потом и другому признаться. И слово прощения сказать тому, против кого обида или каприз: «Прости».

А дальше так: сломал – почини, пожадничал – отдай, обидел – утешь. То есть поступи наоборот. Этот нравственный канон нужно малышам подсказывать. Ну а старшие дети уже знают: наш внутренний сор должен быть обнаружен, назван и принесен на исповедь, исповедан, чтобы душа очистилась от него огнем таинства покаяния.

 

Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту.

Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой – и, разумеется, главным блюдом, блинами. Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще в субботу – «малую Масленку». В этот день дети собирали по деревне старые лапти, подкарауливали на дороге возвращающихся с базара и били лаптями тех, кто не «вез Масленицу» — не запасся продуктами. Воскресенье посвящали визитам, в частности, тесть звал зятя «доедать мясо».

Девица. После Масленицы, по православной традиции, наступает особое время. Великий пост - дни покаяния и воздержания. Перед началом поста, в последний день Масленицы, стихало на Руси православной бурное веселье. Дети отвечают на вопрос, вспоминая, как нелегко им бывает простить обиду или самим признаться в проступке и повиниться, приводят примеры из личного опыта, потом читают стихотворение Виктора Афанасьева.

Ведущая. А теперь, дети, гости дорогие, просим вас к столу: нашего угощения отведать. А про угощение - наша последняя загадка:

 

 

Дети поют любую масленичную песню. А после этого, получив подносы с угощением, расходятся по группам.

Многое из языческой Масленицы сохранили наши православные предки. Длится она тоже неделю, только целью этого праздника является подготовить тело и душу к вступлению в Великий пост. Эта неделя последняя перед долгим и строгим Пасхальным постом. Уже не разрешается кушать мясо, но отводится последняя неделя для употребления в пищу молочных продуктов, поэтому называют эту неделю сырной. На Масленой неделе люди собирались вместе, после церковных Богослужений, ходили друг к другу в гости, угощали гостей, поминая усопших родственников. Это были последние свободные дни перед началом весенних работ в поле, старались проведать всех родных и близких, веселились, устраивали розыгрыши. С началом поста прекращаются все веселья и праздники, начинается время молитвы и труда.

 

 

Можно договориться, что «мы сейчас напечем блинов для папы… братьев… дедушки» (далее – по списку членов семьи). Можно напечь блинов и пригласить всех к накрытому столу, а можно вывезти блины на подносе на саночках, что очень любят дети. Почему на саночках? Потому что в масленичных песнях звучат мотивы весеннее-зимней атрибутики, встречи двух времен года. И про Масленицу, в частности, в песнях поется:

Она пешею да не ходит,
Все на саночках подъезжает,
Люли-люли подъезжает,
Люли-люли подъезжает.
У ней саночки расписные,
У ней слуги-то молодые,
Люли-люли молодые,
Люли-люли молодые.

Блинную горку может венчать домашнее чучелко Масленицы.

 

Такое маленькое смешное чучелко Масленицы может быть на столе на забаву детям как символ скоромной пищи и гастрономических удовольствий .

Огромное чучело выносится обычно на массовом уличном гулянии – его встречают с шутливыми величальными песнями, как «дорогую», «годовую» гостьюшку.

Совсем другое отношение ждет Масленицу в конце недели. Тогда в ее адрес раздаются возмущенные голоса граждан, затосковавших о здоровом образе жизни: «обжируха», «блиноедка», «несла блинов чугуны – разболелись животы»; но и вздохи расставания с масленичными удовольствиями тоже звучат:

Мы каталися с горы от зари и до зари!…
Ты прощай, прощай, наша масленица!
Ты прощай, прощай, широкая!

 

И вот она, вся такая «обжируха», «блиноедка» предстает перед нами – довольно основательная, добротная, и в то же время в ней есть что-то неказистое, шутейное. И вот в этом смысле понятно, что мы ее встречаем с улыбкой в течение масленичной недели, а потом провожаем ее в огонь или просто с глаз долой безо всякого сожаления, потому что — ну сколько ж можно! В понедельник блины – ели, во вторник – ели, в среду блины ели, ели-ели, ели-ели, ели-ели… хватит, поди уж. Как бы не лопнуть! Не всегда человеку полезно делать то, что хочется. И к исходу Масленицы, надо прямо сказать, человек это просто-таки физически чувствует. Даже если он маленький ребенок, этот человек.

Дрались, бились, пока не помирились

Масленичное кулинарное изобилие уравновешивается активным отдыхом. Атрибутикой масленичной недели, которая также может быть принята в современную семью, является обычай забав-поединков. Многие тут вспомнят кулачные бои, «стенка на стенку», взятие снежного городка.

 

Это – удалой дух, связанный с возможностью померяться силой, себя показать, других поглядеть. В шутейном поединке можно проявить публично мужские качества – инициативность, решительность, терпение, выдержку, умение переживать перед всеми, «на миру», победу и поражение, терпеть физический дискомфорт.

Поединок – от слова один на один. Масленичные забавы предполагают такие шутейные формы, которые позволяют вдоволь «поразмять плечи» без обиды для противника, шутейно. Хоть в доме, если место позволяет и в семье больше трех детей, а тем паче, если гости в дом пришли.

А лучше, конечно, для шутейной борьбы в один из дней масленичной недели в парке с друзьями встретиться, на свежем воздухе. Шутейная борьба – это праздник жизни мужчин, подростков и мальчишек. И невероятная радость женщин и девочек, которым наконец-то представляется возможность посозерцать и воочию убедиться, как сильно отличаются-таки мальчики от девочек и мужчины от женщин.

Это – возможность развернуться мужской энергии, здоровому мужскому духу, храбрости, задору, силе, сноровке, ловкости, выносливости, крепости. Это замечательное зрелище для женской половины человечества.

 

Так тренируется умение терпеть дискомфорт. То ли дело перед компьютером сидеть, никто не видит, где ты выиграл, где ты проиграл. А тут кругом люди. Кто-то подбадривает, кто-то говорит: «Эх, ну что ж ты?» Папа тебя учить начинает, как блок ставить, как слезы сдерживать.

Противники должны быть равны по силе, возрасту и росту. И понятно, что этого рода шутейная борьба возможна в семьях, где есть подростки или, как минимум, дети старшего дошкольного возраста.

 

Но при этом было бы неправильно и в Масленицу, и в любой другой праздник устраивать мельтешение вокруг детей. Прежде всего, праздник, забавы – это взрослое дело, к которому уже потом могут быть приглашены дети как участники.

Для детей вообще праздник становится подлинным, когда они видят, что это не просто их взрослые забавляют, устраивают для детей какие-то особые развлечения, а то, что праздник имеет значение во взрослом мире, это важно для взрослых, им это дорого. Вот тогда есть куда расти, тогда есть смысл осваивать ценности и смыслы взрослой культуры – то, что дорого папе и маме. Вот и в поединках-забавах стоит сначала папам и старшим сыновьям силы попробовать.

 

 

Известно, что в традициях провода Масленицы и разжигании масленичного костра образ избавления от сора использовался и в народной культуре. Мальчишки и девчонки неслись по деревне, городку, собирая всякий мусор и сор для того, чтобы отправить его в масленичный костер.

 

 

Понедельник называется «встреча». В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму (Марена вместе с Ярилой ушли в отставку), с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник – «заигрыш». Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые. В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины. Четверг – «разгуляй», веселье достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу («тещины вечерки») чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу («золовкины посиделки») молодые принима

А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха…

 

в Свято-Владимирской гимназии в этот период обычно проходят праздничные концерты. Мы словно стараемся с детьми по-хорошему порадоваться и повеселиться впрок.

 

Когда мы вместе сидим за столом, поём песни, во что-то играем, слушаем друг друга – это же работает на созидание, учит нас, в том числе, и любить друг друга. Во время Масленицы всё это переживается, мне кажется, особенно остро. Потому что с этим мы тоже расстаёмся, от этого тоже в какой-то мере отказываемся. Чтобы сосредоточиться на Боге, научиться любить Его.

 

 

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.

 

 

Святые отцы не случайно называют Великий пост «Весной души». Как всё живое пробуждается весной от спячки, расправляется, растёт, радуется теплу и свету, так и душа, когда мы хоть чуть-чуть освобождаем её от груза житейских забот… перестаём её остужать холодом своего маловерия и прагматической «трезвости»… когда доставляем ей свободу от уз плотских привычек, требований и страстей… когда отогреваем её внимательной, чуткой молитвой, понуждением себя на добро, участием в Таинствах – вот тогда душа оживает, распускается, как цветок, и начинает жить своей особенной, благоуханной жизнью, той жизнью, к которой она призвана Творцом.

Важно в день Прощёного воскресенья не просто формально попросить прощения у тех, кто окажется рядом, но и в глубине сердечной помолиться обо всех тех, кто причинил нам душевную боль, и о тех, кого сами обидели, но кто в силу обстоятельств находится «вне зоны доступа». Помолиться, чтобы Господь и всем этим людям даровал радость познания Истины. Очень это важно, даже если не всегда получается «наяву» примириться с тем или иным человеком и попросить у него прощения.

 

Масленица


И Россия, как вдова,
Лишь молитвою жива.

Дети исполняют песню «Прощеное Воскресенье»


Ой, да вот Масленица, ох на двор взъезжает,
Да, широкая, на двор взъезжает.
— Да вот, Масленица, иди поскорея,
Да, широкая, ой, иди поскорея.
— Мои девушки, эх, рада поскорея,
Мои красные, ох, рада поскорея.
— Да вот, Масленица, ох, кого ты да боишься,
Да, широкая, кого ж ты боишься?
— Мои девушки, ох, я поста боюся.
Мои красные, эх, большого боюся.
— Да вот, Масленица, пост еще далеко,
Да, широкая, а пост еще далеко.
— Да вот, девушки, ох, где же он далеко,
Мои красные, эх, где же он далеко?
— Да вот, Масленица, ох, в лесе на елке,
Да, широкая, ох, в лесе на елке.
— Да вот, девушки, ох, в хате на полке,
Да, мои красные, ох, в хате на полке.

Да вот, Масленица, ох, со двора съезжает,
Да, кургузая, ох, с широкого подворья съезжает,
Ее девушки ее провожают,
Ее красные, ох, ее провожают.
— Ох, вот, Масленица, ох, ты поста не бойся,
Да, кургузая, ох, ты поста не бойся.
— Мои девушки, ох, как мне не бояться,
Мои красные, ох, как же не бояться?
— Да вот, Масленица, пост на крутой горке,
Да, кургузая, на крутой на горке.
— Да вот, девушки, в хате на полке,
Мои красные, ох, в хате на полке.

 

 


Конь вороной
Остался под горой;
Какого коня — сивого
Или золотогривого?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.