Протяженность маршрута: 60 км.
Продолжительность экскурсии: 4 час. экскурсионных (или 3 час. астрономических)
· обзорная экскурсия «Памятные места г. Могилева» отражает историю города с многовековыми традициями местного самоуправления, берущими начало от магдебургского права, которым город обладал с XVI в., вхождения в семью известнейших средневековых городов Европы. История, тесно переплетенная со многими знаковыми событиями в судьбе таких крупнейших европейских держав, как Киевская Русь, ВКЛ, Польша, Россия, Франция, Швеция, СССР, Германия. Экскурсия знакомит с архитектурными памятниками города, дает представление об этапах исторического развития г. Могилева.
· воспитывать у экскурсантов чувство патриотизма, любви к своей Родине.
· познакомить туристов с этапами развития Могилева, проследить как исторические события нашли отражение в памятниках архитектуры, обладающих способностью связывать и объединять людей разных поколений.
· экскурсия должна основываться на исторически достоверной информации, быть актуальной. Одним из важнейших требований экскурсии должно быть соответствие содержания экскурсии и научной периодизации истории;
· при подготовке и проведении экскурсии следует использовать материалы центральной и местной печати;
· по мере появления нового материала экскурсовод обязан вводить в свой рассказ дополнения, показывая развитие экономики и культуры;
· для расширения зрительного ряда, повышения эффективности экскурсии следует широко использовать наглядный материал;
· рассказ в основном ведется на остановках, а во время движения дается справочный материал.
· место встречи с группой – Советская площадь (выход на площадь и ул. Первомайскую) – ул. Первомайская – ул. Комсомольская – ул. Болдина – пл. Орджоникидзе – Подниколье (выход на территорию Свято-Никольского женского монастыря) – пер. К. Либкнехта – ул. Первомайская (остановка у бюста Гусаковского) – ул. Первомайская – пл. Ленина (остановка) – пр. Мира – ул. Гришина – ул. Крупского – ул. Белинского – ул. Первомайская – пр. Мира – ул. Космонавтов – пр. Шмидта (выход на территорию Луполовского братского кладбища) – пр. Шмидта – ул. Габровская – пр. Шмидта – пл. Орджоникидзе – место окончания экскурсии.
Тема и цель экскурсии. Характеристика маршрута. Основные данные о городе. Значение исторических событий, связанных с городом, в истории страны. Происхождение названия города (народные легенды, данные о научных исследованиях, результаты археологических раскопок). Информационную часть вступления окончить, подъезжая к парку им. Горького.
Маршрут экскурсии
| Места остановок
| Объекты показа
| Время
(мин)
| Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов
| Организационные указания
| Методические указания
|
|
|
|
|
|
|
|
Место встречи с группой
| Без остановок
|
|
| Вступление. Основные данные о городе.
Происхождение названия города (народные легенды, научные исследования)
|
| Информационную часть окончить, подъезжая к Советской пл.
|
Советская площадь
| Автобус останавлива-ется на Советской пл.
| Территория парка им. Горького (городище, замчище)
|
| Этапы исторического развития города.
Городище на территории парка. Основание Могилевского замка. Могилев в период средневековья.
| Группа выходит из автобуса и проходит на смотровую площадку парка им. Горького.
| Использовать прием зрительной реконструкции в сочетании с приемом локализации. Исторические события излагать в хронологическом порядке.
|
Советская площадь
| В центре Советской пл.
| Фотографии Ратуши, дома губернатора, Николая II на Губернаторской пл., Н.В. Крыленко, здание краеведческого музея.
|
| Краткая история Советской пл. (Торговая, Ратушная, Губернаторская, Советская). События первой мировой войны. Размещение Ставки Верховного главнокомандующего. Революционные события в 1917 г. Прибытие отряда Н.В. Крыленко. Ликвидация ставки. Установление Советской власти. Гражданская война.
| Группа возвращается на Советскую пл.
| Во время показа объектов использовать прием зрительной реконструкции и локализации. В рассказе рекомендуется использовать приемы описания, цитирования.
|
Советская площадь
| Группу расположить в центре площади
| Мемориальный комплекс, памятник, барельефы.
|
| Память о героях бессмертна.
Мемориальный комплекс на площади «Борцам за Советскую власть» – дань уважения и памяти величию подвига.
| Группа располагается в центре площади, не доходя 1 – 2 м до ступенек, ведущих вниз, лицом к памятнику и барельефам, затем подходят и знакомятся с каждым барельефом.
| Использовать приемы предварительного осмотра, экскурсионную справку, описание.
|
Советская площадь
| Архиерейский вал Конисского
| Панорама Октябрьского района, р. Днепр, Пушкинский проспект.
|
| Октябрьский район – памятник трудовому героизму жителей в послевоенные годы.
| От 5-го барельефа группа проходит на Вал Конисского.
| Использовать панорамный показ. Сначала показывать объекты ближние, затем объекты осмотра справа и слева, потом расположенные по Пушкинскому проспекту.
|
Аллея Героев Советского Союза
| В начале ул. Первомай-ской.
| Портреты Героев Советского союза.
|
| Наши земляки – Герои Советского Союза.
| Группу расположить так, чтобы была видна аллея Героев, дать общий материал, затем подходить к фотопортретам А. Мельникова, Л.Е. Маневича, В.З. Хоружей, И.И. Якубовского и И.И. Гусаковского
| При рассказе о героях использовать прием описания, цитирования. Л.П. В нашем городе помнят не только земляков-героев, но и тех, кто отличился при освобождении Могилева.
|
Ул. Первомай-ская
| У мемориальной доски в память о Герое Советского Союза Аслане Везирове.
| Мемориальная доска.
|
| Аслан Везиров – почетный гражданин нашего города.
| Группа располагается около мемориальной доски.
| Дать экскурсионную справку о Герое Советского Союза Аслане Везирове.
|
Ул. Первомай-ская
| Группа по пешеходному переходу проходит на противоположную сторону.
| Останавливает у мемориальной доски Спиридону Соболю.
|
| Спиридон Соболь – известный белорусский книгопечатник, наш земляк.
| Группа располагается у мемориальной доски.
| Дать экскурсионную справку.
Л.П. Просвещаются не только когда читают книги, но и когда смотрят спектакли Могилевского областного театра.
|
Ул. Первомай-ская
| У здания театра.
| Здание театра, бронзовая скульптура «Дамы с собачкой».
|
| Строительство театра в Могилеве. Театральная жизнь города.
| Группа переходит по пешеходному переходу по ул. Болдина и останавливается напротив драмтеатра.
| Показывая объекты, рекомендуется использовать прием локализации и зрительной реконструкции.
Л.П. В театре возобновилась пьеса о легендарном Машеке, немало легенд связано с костелом Св. Станислова.
|
Ул. Комсо-мольская
| Напротив костела Св. Станислава.
| Костел
|
| Костел Св. Станислава – замечательный памятник искусства и архитектуры XVIII столетия.
| Группу расположить лицом к костелу. Затем группа возвращается к автобусу, который находится на ул. Первомайской.
| Использовать прием зрительной реконструкции и локализации.
|
Ул. Болдина – пл. Оржони-кидзе – Подниколье.
| Стоянка около Свято-Никольского женского монастыря.
| Архиерейский вал Конисского, дворец .
|
| Архиепископ Конисский – знаменитый просветитель XVIII века, могилевский святой.
| Без остановок.
| Показывая объекты экскурсоводу рекомендуется использовать приемы зрительной реконструкции, локализации, демонстрации. В рассказе используются приемы описания, цитирования.
Л.П. Борьба белорусского народа против окатоличивания выражалась и в строительстве православных храмов.
|
Свято–Никольский женский монастырь.
| Группа проходит на территорию монастыря и посещает Никольскую и Онуфриевскую церковь.
| Никольская церковь, иконостас ее, икона Николая II, Онуфриевская церковь, копия Барколабовской иконы, колокольня.
|
| Основание Свято-Никольского монастыря. Николаевская церковь – памятник архитектуры XVIII века. Иконостас ее – выдающийся памятник белорусских мастеров. Могилевская школа резчику по дереву. Белорусские мастера в Москве.
| Санитарная остановка. Группу предупредить о правилах поведения в православных храмах.
| Во время показа объектов экскурсовод использует приемы локализации. В рассказе рекомендуется использовать приемы описания, объяснения, цитирования.
|
Ул. Карла Либкнехта
| Без остановок
| Здание медицинского училища
|
| Развитие просвещения и образования.
Могилевское научное общество – В.А. Кашеварова, АЮ. Лурье, Н.И. Гращенков – выдающиеся медики страны.
| Автобус медленно движется по ул. К. Маркса.
| Во время показа рекомендуется использовать прием локализации, в рассказе приемы описания, экскурсионной справки. Не обязательно перечислять всех врачей. Можно выбрать наиболее интересные биографии.
|
Ул. Карла Либкнехта
| Без остановок
| Ул. Ленинская, фотографии П.Н. Лепешинского, О.Ю. Шмидта, Н.К. Судзиловского.
|
| Выдающиеся ученые, военачальники, революционные деятели выпускники мужской гимназии.
С.И. Мигай – певец большого театра, профессор консерватории.
| Автобус пересекает ул. Ленинскую, на которой находится здание бывшей мужской гимназии.
| В рассказе рекомендуется использовать приемы экскурсионной справки, описания, цитирования. Не обязательно перечислять все фамилии, главное выбрать наиболее интересных, известных людей, не терять связь с объектом – фотографией.
|
Ул. Первомай-ская
| Могила Героя Советского Союза – И.С. Лазаренко
| Обелиск над могилой И.С. Лазаренко, арка Славы, бюст Гусаковского.
|
| И.С. Лазаренко – «человек из легенды», участник 4-х войн, Герой Советского Союза. Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. Дивизии Могилевские и Верхнеднепровские.
| Автобус останавливается так, чтобы был виден обелиск на могиле И.С. Лазаренко и арка Славы.
| Используется прием локализации, описания и объяснения. Справка о И.И. Гусаковском, СШ №4, музее им. П. Масленикова.
|
Ул. Первомай-ская – пр. Мира
| Пл. Ленина
| Дом Советов, памятник В.И. Ленину, здание Белорусско-Российского университета.
|
| Развитие и застройка города после Октябрьской революции.
Оформление архитектурного ансамбля пл. Ленина.
| Автобус останавливается против здания Дома Советов, так, чтобы был виден памятник и здание Белорусско-Российского университета.
| Экскурсовод использует приемы предварительного осмотра, локализации, описания и искусствоведческого анализа.
|
Пр. Мира – ул. Гришина – ул. Крупской – ул.Белинского – Привокзальная площадь.
| Без остановок.
| Металлургический завод им. Мясникова, завод «Электродвигатель», башня для испытания лифтов, корпуса завода лифтового машиностроения, предприятие «Моготекс», спорткомплекс «Локомотив», здание ж/д вокзала.
|
| Могилев – город машиностроения. Восточный промышленный район.
| Автобус движется медленно, чтобы экскурсовод успел показать все объекты.
| Экскурсовод использует приемы локализации, объяснения. Дать справку о спорткомплексе «Локомотив», о ж/д вокзале.
|
Ул. Первомай-ская
| Без остановок
| Политехнический колледж.
|
| Политехнический колледж – кузница кадров для завода «Строммашина»
|
| Дать экскурсионную справку.
|
Ул. Первомай-ская
| Без остановок
| Столовая, старые корпуса, проходная, административный корпус завода «Строммашина»
|
| Завод «Строммашина» –
старейшее машиностроительное предприятие города.
| Автобус медленно проезжает мимо завода.
| Экскурсовод использует приемы локализации, объяснения. Справка о храме Трех Святителей.
|
Ул. Первомай-ская – пр. Мира
| Без остановок
| Здание консерватории, Дом Спорта, р. Дубровенка.
|
| Развитие города и его застройка в послевоенные годы.
Благоустройство р. Дубровенки.
| Автобус медленно движется по маршруту, особенно при переезде по мосту через р. Дубровенку.
| Используются приемы локализации и экскурсионной справки.
|
Ул. Космонавтов – пр. Шмидта
| Без остановок
| Здание педуниверситета, библиотечного техникума и строительного колледжа, корпуса завода искусственного волокна.
|
| МГУ им. А. Кулешова – старейшее высшее учебное заведение города. Могилев – город большой химии. Первое предприятие химической промышленности республики – завод искусственного волокна.
| Автобус движется без остановок.
| Используются приемы локализации и экскурсионной справки.
|
Пр. Шмидта – бульвар Непокоренных – пр. Шмидта
| Луполовское братское кладбище.
| Обелиск, братское кладбище, памятник, пантеон памяти, вечный огонь
|
| Навечно в памяти народной.
Луполовское братское кладбище – свидетель преступлений фашизма.
| Автобус останавливается у памятника обелиска слева, затем объезжает 9-ти этажное здание и останавливается слева у магазина. Группа выходит, Проходит к обелиску, затем на территорию кладбища к памятнику, потом к вечному огню, где проводится минута молчания
| Используются во время показа приемы локализации, зрительной реконструкции. Во время рассказа используются приемы описания, анализа, цитирования и литературного монтажа.
|
Пр. Шмидта – ул. Габровская – пр. Пушкина.
| Без остановок
| Жилые дома, памятник А.С. Пушкину, Т. Шевченко, Дворец культуры химиков.
|
| Октябрьский район города, его развитие, жилищное строительство, особенности.
| Автобус движется без остановок.
| Используются приемы локализации и экскурсионной справки. Справка о пребывании в городе А.С. Пушкина. Справка об открытии памятника Т. Шевченко.
|
| Пл. Оржони-кидзе
|
|
| Заключение.
Подвести итоги услышанного туристами о городе. Экскурсионные возможности края.
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.