Сделай Сам Свою Работу на 5

Мифы заупокойного культа.





Примерный перечень вопросов по экзамену за весь курс

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА

 

1. Периодизация, главные особенности и функции первобытной культуры. Архитектура, скульптура и наскальная живопись. Предметы быта.

 

ДРЕВНИЙ МИР

 

2. Что такое мифологическое сознание и как это отражается в религии и архитектуре Египта.

3. Каковы каноны скульптуры и рельефов Египта.

4. Основные памятники Искусства Шумеров.

5. Художественная литература, сказания предания, мифологические сюжеты, скульптура и архитектура Вавилонского искусства.

СРЕДНИЕ ВЕКА

 

6. Что послужило историческими предпосылками к возникновению христианства?

7. Что такое Библия как основное каноническое издание?

8. Чем отличается понятие божественного единства у философов древней Греции и средневековья?

9. Важнейшие особенности средневековой культуры и периодизация (3 этапа).

10. Художественная литература средневековья (эпос, героические поэмы, куртуазная и рыцарская культура, ваганты, трубадуры).

11. Особенности романского и готического стиля в архитектуре Средневековья. Чем готическая скульптура отличается от романской скульптуры, и каким образом языческое искусство повлияло на Романский стиль.



12. Что значит «познай самого себя» - Августин Аврелий «Исповедь»? Представители схоластики и образования в средние века.

13. Художник Д. Джотто как новатор искусства Средневековья. Какие сюжеты предпочитали готические мастера? Как философские идеи богословов повлияли на изображения в искусстве Средневековья? Почему искусство анонимно?

14. Использование обратной перспективы. Живопись интернациональной готики: А. Пизанелло, мастер Франке, Коложвара «Несение креста», Ян де Лимбург «Грехопадение и изгнание из рая», «Месяц март…» и.т.д.

15. Театр и музыка Средневековья.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

16. Истоки Возрождения и периодизация. Основные черты и признаки. Почему это переходная эпоха?

17. Новое мировоззрение ренессансного искусства. В чем отличие системы изобразительного Искусства Возрождения от Средневекового? На чем основан светский характер искусства?

18. Гуманизм Ренессанса. Франческа Петрарки, Джованни Боккаччо, Джованни Пика дела Мирандоллы, Джорджи Вазари, Томас Мор. В чем смысл антропологической идеологии?



19. Литература. Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Эразм Ротердамский, Франсуа Рабле, иллюстратор Гюстав Доре, Мигель де Сервантес, Вильям Шекспир. Что нового открылось в образах Возрождения?

20. Каие новые формы приобрел театр Возрождения? Пьесы Лопе де Вега, П. Кальдерона, У. Шекспира. Музыка.

21. Как мировоззрения Возрождения изменило перспективу в живописи. Дученто, Треченто, Кварточенто. Дж. Чимабуэ, Д. Джотто, М. Мазаччо.

22. Живопись Возрождения. Кварточенто (Раннее Возрождение). Что означает выражение «окно в мир»? Новые приемы. Сандро Боттичелли.

23. Чинквеченто (Высокое Возрождение).Искусство Леонардо да Винчи.

24. Чинквеченто (Высокое Возрождение). Искусство Рафаэль Санти.

25. Чинквеченто (Высокое Возрождение). Искусство Микеланджело Буанаротти.

26. Чинквеченто (Высокое Возрождение). Художники Б. Беллини, Дж. Джорджоне, П.Веронезе – венецианская школа.

27. Чинквеченто (Высокое Возрождение). Художники Т. Тициан, Я. Тинторетто, Эль Греко.

28. Северное Возрождение. Художники Ян Ван Эйк, Иероним Босх.

29. Северное Возрождение. Художники Питер Брейгель Старший, Рогир Ван дер Вейден.

30. Северное Возрождение. Художники А. Дюрер, Г. Гольбейн, Лукас Кранах Старший.

КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

 

31. Новые черты культуры 17 века. Как произошел переход от Возрождения к 17 веку в мировоззрении и психологии людей? Как повлияла наука и философия на возникновение двух стилевых направлений в эпохе?



32. Искусство Барокко. Основные черты стиля, духовные представления. Признаки архитектурного стиля и области его распространения. Какие отличительные особенности у новой скульптуры?

33. Живопись Барокко. Художники П. Рубенс, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, Ван Дейк.

34. Искусство Классицизма. Основные черты стиля, духовные представления, мироощущения. Какие признаки классицизма сформировались во французской драматургии? Какие основные признаки в архитектуре?

35. Живопись Классицизма. Художники Пуссен, К. Лорен.

36. Живопись 17 века. Внестилевое направление - новые художественные принципы? Художники Ван Дейк, М. Караваджо, Ф. Халс, Ф. Снейдерс.

37. Живопись 17 века. Внестилевое направление - новые художественные принципы. Художники Вермер Дельфтский, Рембрандт ванн Рейн.

38. Живопись 17 века. Внестилевое направление - новые художественные принципы. Искусство художников Х. Риберы, Ф. Сурбарана, А. Веласкеса. Что такое живопись «Малых Голландцев»?

39. Жанровая живопись 18 века. Художники : А. Ватто, А. Фрагонар, Ф. Буше, Ж.-Б.С.Шарден, Ж.-Б. Грез, Ж. Л. Давид, Ф. Гойя, У. Хогарт, Дж. Рейнольдс, Т. Гейнсборо.

40. Каковы характерные черты стиля рококо, классицизма, сентиментализма?

41. Романтизм как особый тип восприятия мира и человека 19 века. Художники Э. Делакруа, Т. Жерико, графика О. Бердслея.

42. Раскрыть признаки Позитивизма и Критического реализм. Художники Г. Курбе, Ф. Милле, О. Домье.

 

КУЛЬТУРА 19 -20 В.

 

43. Как промышленный переворот и культурный прогресс в 19 веке повлиял на развитие культуры? Что такое Символизм и активное отношение к форм?

44. Что такое Импрессионизм как новое художественное видение мира, индивидуальные искания? Теория разложения цветов. Живопись художников: Сислей, Эдуард Мане, Клод Моне, Ван Гог, Поль Гоген, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Анри Писсаро, Поль Сезанн, Ж. Сера.

45. Пластика скульптур О. Родена. Пуантилизм П. Синьяка.

46. Что такое культура Модернизма? Художник Гюстав Климт. Что такое искусство Фовизма? Художники М. Вламинк, М. Марке, А. Матисс, А. Дерен.

47. Что такое искусство Эксприссионизма? Художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, К. Кольвиц, Э. Мунк, О. Дикс. Что такое Кубиз? Художники П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже.

48. Что такое искусство Футуризма? Художник А. Северини. Философия и психология искусства Сюрреализма? Художники М. Шагал, С. Дали, П. Клее, Ж. Миро.

49. Что такое искусство Абстракционизма? Художники В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан. Как проявляется искусство Поп-арт? Художники М. Дюшан, Э. Уолхор. Что такое Китч? Наивное искусство А. Руссо, Н. Пиросманашвили.

50. Философия Постмодернизма? Скульптура и архитектура. Кино и театр. Массовое и элитарное искусство. Искусство и его зритель. Что представляет собой современный дизайн?

 


ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА

1. Периодизация, главные особенности и функции первобытной культуры. Архитектура, скульптура и наскальная живопись. Предметы быта.

Палеолит

Древнекаменный век, или палеолит — самый длительный период в истории человечества: в это время формируется биологический тип человека. Владея определенными трудовыми навыками, человек начинает создавать простейшие орудия. В эти тысячелетия появилось много разнообразных типов каменных орудий. Из них самым распространенным было ручное рубило. Тогда же начали зарождаться оседлые поселения с жилищами. Человек был еще очень слаб и беспомощен перед силами природы, в результате чего и зародились в сознании людей первые религиозные представления, с которыми были в какой-то мере связаны первые шаги изобразительного искусства. В начале позднего палеолита родились все виды изобразительной деятельности, росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге. Рисунок исполнялся кремневым резцом, иногда просто пальцем на наносном слое глины на стенах пещер. Роспись наносилась какими-то примитивными кистями или прямо рукой; в некоторых случаях росписям предшествовал гравированный рисунок. Первобытный художник писал охрой — желтой, красной и коричневой, сажей и мергелем. Минеральные краски растирались на животном жиру. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и была всегда небольших размеров. Рельеф вырезался или на отдельных камнях или на стенах пещер, где использовались естественные выступы поверхности стены. Почти все сюжеты посвящены животным. Обычно это изображения лошади, оленя, быка, бизона, носорога, льва, медведя. Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в уродливых звериных масках. Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца. Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися. Лишь к концу периода художники начинают группировать фигуры животных.

Мезолит

Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.), который совпадает с установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей после отступления ледников. В жизни человеческого общества происходят большие перемены, появляются лук и стрелы, что сразу облегчило охоту. Теперь охотятся на более мелких животных, так как мамонт, пещерный медведь исчезли. Люди группируются в небольшие коллективы, которые обладают большей подвижностью и могут осваивать гораздо большую территорию. Иными, более эффективными становятся каменные орудия, так называемые микролиты. Они невелики по размеру, но требуют значительного умения в обращении. Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную жизнь. Все это является признаком более глубокого развития сложного процесса мышления.
Изменения произошли и в области искусства: изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.

Неолит

Следующая ступень развития каменного века — неолит — новокаменный век (8—4 тысячелетия до н.э.). Наступление этой эпохи можно проследить в Передней и Средней Азии, в Европе и в Индии. Процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложняются, что развитие культуры отдельных областей начинает идти разными путями. От охоты и собирательства человечество переходит к производящей хозяйственной деятельности, к умножению продуктов природы. Появляются новые формы производства — скотоводство и земледелие. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека. Новые черты общественной жизни людей — усиление родовых общин, укрепление связи между ними, переход от матриархата к патриархату — обусловлены общим подъемом производительных сил. Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим локальные особенности, позволяющие отличать неолит Египта от неолита Двуречья и неолита Европы. Поэтому теперь принято в науке начинать историю искусства рабовладельческого общества, например Древнего Египта или Эгейского мира, именно с неолита. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья.

Эпоха железа

Последний период развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа (начало 1 тысячелетия до н. э.). Это новый подъем в развитии техники и металлургии. В тех районах, где нет еще классовых объединений, железный век совпадает с периодом военной демократии, с последним этапом первобытнообщинной формации. В обществе происходит дальнейшее имущественное расслоение. Появляется патриархальное рабство, образуется племенная аристократия. Связь между отдельными племенами, осуществляемая ранее путем межплеменного обмена, в эту эпоху начинает принимать иные формы. Для этого периода характерны войны — грабежи, возникающие на экономической почве. Во время военных событий во главе племени вставал военный руководитель, который стремился сохранить свою власть и в мирное время. В Западной Европе наиболее ярко железный век представлен Гальштатской культурой (город Галыптат, Австрия). Культура эта была распространена в Центральной и Южной Европе приблизительно в 10-5 вв. до н. э. В небольшого размера бронзовых фигурках, статичных и условных, иногда соединенных в целую композицию, всегда видны приемы примитивной лепки из глины.

Подводя итоги краткому обзору развития первобытного искусства, мы видим, что оно было началом совершенно нового, образного освоения действительности. С первых шагов изобразительное искусство помогало человеку знакомиться с ней. Окружающий человека мир находил свое отражение в реальных образах. Первобытное искусство явилось основой искусства ранних классовых государств: Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы.

ДРЕВНИЙ МИР

 

2. Что такое мифологическое сознание и как это отражается в религии и архитектуре Египта.

Историю Древнего Египта, охватывающую несколько тысяч лет, принято делить на следующие основные этапы:
Додинастический период (4 тысячелетие до н. э.),
Древнее царство (3200—2400 гг. до н. э.),
Среднее царство (21 в.—начало 19 в. до н. э.),
Новое царство (16 в.—12 в. до н. э.),
Позднее время (11 в.—332 г. до н. э.).
Одной из характернейших черт Древнего Египта является его относительная замкнутость, дававшая возможность стране жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры, без тех больших внешних политических потрясений, которые приходилось непрерывно переживать Двуречью.

Мифологическое мышление берёт своё начало на заре цивилизации, оно проявляется ещё в Древнем Египте, на его основе построены все восточные учения. Мифы рассматриваются как способы решения проблем индивидуума и общества.

Рациональные мифы основаны на объяснении неизвестного через известное и использует логический приём аналогии. Миф здесь понимается как результат перенесения человеческих черт на всю природу. Пример можно привести с электроном. Для представления того, как электрон взаимодействует с атомом, было предложено несколько моделей, две из них: электрон внутри атома как изюм внутри пудинга, вторая — планетарная система. Дело в том, что обе эти модели не могли объяснить все казусы, которые происходили с электроном, но победила планетарная модель, которой придерживалось большее количество учёных. Мифологичность этой теории заключается в том, что электрон по всем математическим расчётам не может иметь такую траекторию, но большинство людей, причём именно тех, которые далеки от исследования этих объектов, продолжают верить в то, что планетарная модель атома не просто упрощенная логическая модель, а реальное отображение действительности. Эта разновидность мифов со временем трансформируется в науку.

Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.

Космогонические мифы

Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него. Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Мифы заупокойного культа.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» ( «Я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы

Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности.

Архитектура

Ведущее положение в египетском искусстве уже с ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура из кирпича и дерева не сохранилась. О том, какой вид имели жилые дома Древнего царства, мы можем судить только по глиняным и деревянным моделям из гробниц, а о внешнем виде дворцовых построек — по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах. Развитию строительной техники и архитектурной формы особенно способствовало сооружение грандиозных царских усыпальниц, на которое шли колоссальные средства. Желание утвердить деспотическую власть фараона проявлялось в стремлении сделать царские мастаба как можно более крупными. Но увеличение их размеров по горизонтали скоро перестало служить этой задаче. Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилось увеличение их по вертикали. Пирамида Джосера. Первым значительным сооружением, в котором эта тенденция нашла свое воплощение, была усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (около 3000 г. до н. э.), так называемая «ступенчатая пирамида». Она достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи уменьшающихся кверху мастаб. Пирамида и постройки вокруг нее (дворы, молельни) были возведены по единому плану, составляя сложный ансамбль. Имя его создателя, зодчего Имхотепа, до конца истории Египта почиталось как имя мудреца, первого строителя каменных зданий, астронома и врача. Значение пирамиды Джосера состоит в том, что она была первой в целой серии надгробных сооружений, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды.

В величественных пирамидах Гизэ идея всеподавляющей мощи нашла свое наиболее полное воплощение. В то же время пирамиды представляют собой памятники архитектуры, формы и пропорции которых необычайно отработаны, найдены, четки и лаконичны, а тем самым и предельно выразительны. Пирамиды производят величественное, даже подавляющее впечатление. Ни один памятник египетского искусства не отражает так ярко основных, характерных черт Древнего Египта, его общественного уклада, с неограниченной, деспотической властью обожествленного царя, с представлением о загробной жизни и связанным с ним заупокойным культом, как эти гигантские надгробия.

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В городах Среднего Египта, получивших, как сказано выше, значительную самостоятельность, возникли ведущие художественные направления времени Среднего царства, отличавшиеся в силу некоторой изолированности от придворной школы усилением реалистических черт.
От эпохи Среднего царства сохранилось сравнительно немного памятников дворцовой архитектуры. Архитектура же гробниц показывает, что в это время продолжают развиваться формы, сложившиеся в период Древнего царства: фараоны строят свои гробницы в виде пирамид, с заупокойным храмом, коридором и входом в долине. Однако эти постройки возводятся уже не из камня, а из кирпича-сырца с заполнением специально оставленных пустот в кладке обломками камня, кирпича и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла эти пирамиды от довольно быстрого разрушения.

Архитектура XVIII династии. Архитектура по-прежнему осталась ведущим видом искусства. Царская гробница окончательно отделяется от заупокойного храма.

Архитектура Древнего Египта

Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич - сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища- яма- послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества- рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений.

Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной "вечной жизни", а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – "дома вечности" – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные "домики для души". По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые "мастаба", состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот "дом" представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые. Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась "Сенусерт, смотрящий на Египет", а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

3. Каковы каноны скульптуры и рельефов Египта.

Рельеф древнеегипетский— характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династического периода и до конца эпохи эллинизма в Египте. Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, погребальных стелах, но особенно часто— на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразительный принцип остается единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона. Рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать ее фактуру, в связи чем высота древнеегипетского рельефа очень невелика, иногда меньше одного миллиметра. перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развертываются в одну линию по типу фриза: таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчеркнут обобщенным контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы. Техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая— тертый малахит, синяя — лазурит, и черная— сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во- первых— прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству». В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа— барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф en creux, с углубленным контуром, но сохраненным фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги— в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю ее строгую и гладкую поверхность. В художественной истории Египта нередко повествовательное изображение то приближалось к декоративному узору, то обретало черты композиционной свободы и динамики. Рельеф значительно менялся в зависимости от эволюции архитектуры и скульптуры. Ранние образцы его отличает большая жесткость и угловатость контуров, неравномерность проработки всей плоскости рисунка. Искусство Среднего Царства стремится к большей легкости и естественности пропорций, именно в эту эпоху рельеф становится несколько менее статичным, чем в культуре Древнего Царства. В древнейших рельефах (известны рельефы, восходящие к IV династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с XII династии прием выпуклых фигур встречается реже, а с XVIII династии этот вид рельефа почти исчезает, и, как на луксорском обелиске, рельефы делаются уже обычно углубленными. Начиная с XX династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф менее подвержен разрушению и лучше противостоит действию времени. В настоящее время известен ряд значительно более ранних рельефов, предшествующих искусству периода IV династии. Так, например, шиферная таблетка с рельефным изображением зверей (Оксфордского музея) датируется примерно началом I династии. К той же династии относится известный рельеф Нармера Каирского музея, там же рельеф Хеси-Ра— III династии и др. Рельефы техники en creux встречаются уже в искусстве периода Древнего царства. Египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств— архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира. Время расцвета древнеегипетского рельефа— эпоха Нового Царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловесной бесстрастной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщицы» из гробницы в Мемфисе. Утонченный рельеф отличает рельефы амарнского периода. В дальнейшем рельеф испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности (рельефы эпохи Тутанхамона), академизма (изображения Сети I). Возвращения к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древними и новыми приемами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве рельефа достижения времен Амарны превзойдены не были.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.