Сделай Сам Свою Работу на 5

Назначение и цели создания системы





Осуществляемое в настоящее время кардинальное реформирование отрасли предполагает появление на Российских железных дорогах собственника контейнерного парка, заинтересованного в гарантированном обеспечении сохранности этой собственности и получении максимальной прибыли от ее использования, и инфраструктуры контейнерных перевозок. Решение этих задач невозможно без применения автоматизированных систем и, в частности, создаваемой на транспорте системы нового поколения – Автоматизированной системы управления контейнерными перевозками (ДИСКОН).

Отличительной особенностью новой системы является использование в ней в качестве информационной основы оперативной базы данных, содержащей информацию о каждом контейнере по его номеру. Такой подход позволяет по-новому подойти к решению вопросов управления контейнерными перевозками. Введение в постоянную эксплуатацию второй очереди системы – ДИСКОН-2 – в 2002 году означает завершение создания, в основном, на железнодорожном транспорте России системы иерархически и территориально распределенных взаимодействующих между собой контейнерных баз данных на линейном, дорожном и сетевом уровнях с информацией о каждом контейнере, находящемся под ответственностью Российских ж.д.



Одновременно осуществляется разработка и внедрение сквозных вертикальных информационных технологий, автоматизирующих функции персонала отрасли, связанного с управлением контейнерными перевозками на каждом этапе технологического процесса.

Система ДИСКОН-2 в начале XXI пришла на смену автоматизированной системе контроля за использованием и продвижением контейнеров (ДИСКОН-1), внедрявшейся в 1999-2001 годах на основании указания МПС РФ № 70У от 31.03.99 г. «О реформировании структуры управления контейнерными перевозками».

В настоящее время система позволяет решать следующие задачи:

• учёт операций погрузки/выгрузки контейнеров;

• учет перехода контейнеров по междорожным стыкам;

• формирование и выдача справок о дислокации контейнера по его номеру (группы контейнеров, вагона с контейнерами) как на данной железной дороге, так и, при необходимости, на других дорогах;



• учет наличия контейнеров на дороге;

• информирование станций о подходе контейнеров;

• выдача аналитических данных о работе с контейнерами для анализа: перехода контейнеров через стыки; операций погрузки/выгрузки контейнеров; операций завоз/вывоз, перечисление в резерв, неисправные транзита контейнеров через Россию; отправления другими администрациями контейнеров российских железных дорог; по невозвращенным в течение 2, 3, 6 месяцев российским контейнерам, сданным по межгосударственным стыкам; наличия на дорогах контейнеров инвентарного парка принадлежности стран СНГ и Балтии; использования контейнеров, приписанных к отдельным станциям и узлам железных дорог.

……………………………………..

«ЭТРАН» (Электронная ТРАнспортная Накладная) – это Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов. Система ЭТРАН основана на принципах использования электронного документооборота при взаимодействии с пользователями услуг железнодорожного транспорта для организации перевозок грузов.

Целью системы «ЭТРАН» является переход на использование электронного документооборота при взаимодействии с пользователями услуг железнодорожного транспорта при организации перевозок грузов. В рамках системы «ЭТРАН» решены вопросы подготовки и оформления перевозочных документов в системе электронного документооборота. При разработке системы учтены требования по защите конфиденциальной информации.

Создаваемая система разрабатывается для автоматизации подготовки документов в изменившихся условиях работы железнодорожного транспорта с ориентацией на современные технические средства информатизации. Внедрение в сферу информатизации железнодорожного транспорта современных банковских технологий и программных средств ЕRР-систем требует замены ранее разработанных и эксплуатируемых до настоящего времени автоматизированных систем в сфере станционных, дорожных и сетевых «бумажных» информационных технологий.



Назначение системы

При разработке системы «ЭТРАН» предусматривается:

• внедрение электронного документооборота с использованием внутренней и внешних сетей передачи данных;

• обеспечение защиты конфиденциальной информации сертифицированными или рекомендованными (одобренными) средствами ФАПСИ и Гостехкомиссии;

• обеспечение режима реального времени: не более 3-5 сек на одну технологическую операцию;

• обеспечение однократности ввода информации и минимальное число корректировок;

• обеспечение решения новых задач в системе;

• обеспечение решения действующих задач в новой постановке;

 

• обеспечение своевременности (по моменту осуществления операций погрузки, выдачи или приема (сдачи) груза на границах) и точности расчетов (качество первичной информации, ведение электронной базы тарифов и централизованные расчеты провозных платежей) за перевозки грузов;

• более глубокая интеграция с автоматизированными системами оперативного управления перевозками (АСУП) и автоматизированной системой управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР);

• включение грузоотправителей и экспедиторов в технологический процесс на основе решений в области электронного документооборота;

• сохранение и развитие на переходный период существующих комплексов по обработке перевозочных документов (ЕК ИОДВ, АС ТехПД, АРМ ТВК, АСУ СПВ) и интерфейсов с АСУП, ЕК АСУФР.

…………………………………………………..

 

 

Экспресс-3

В новых экономических условиях работы железнодорожного транспорта в России начался третий этап развития системы «Экспресс». Генеральной стратегией этого этапа является переход от уровня резервирования мест и продажи билетов к уровню управления пассажирскими перевозками в целом по сети железных дорог на базе новой системы «Экспресс-3» [79, 80].

Рис. 4.22
Этот переход к системе «Экспресс-3» осуществляется поэтапно, по мере достижения железными дорогами готовности к работе по новым информационным технологиям, архитектура этого процессам представлена на рис. 4.22.

Новыми информационными технологиями предусматривается полная автоматизация всех основных технологических процессов, связанных с управлением пассажирскими перевозками.

Внедрив новейшие технологии в пассажирские хозяйства железных дорог, создатели системы «ЭКСПРЕСС» вывели ее на мировой уровень и по функциональным возможностям позволили превзойти отдельные зарубежные системы.

По целому ряду функций система «Экспресс» опережает развитие зарубежных систем. К таким функциям относятся: управление багажными и грузобагажными перевозками, эксплуатация и ремонт парка пассажирских вагонов.

Для эффективного управления пассажирскими перевозками создан на базе информационных технологий оперативный механизм управления, который дал возможность автоматизировать сбор, обработку данных и выдачу рекомендаций пассажирским компаниям всей необходимой информации для принятия оперативных и стратегических решений по регулированию пассажирских перевозок, снижению затрат и получению дополнительных доходов.

Решить эту проблему устаревшими техническими средствами системы "Экспресс-2", не обладающими требуемой производительностью, нельзя.

В разработке АСУ "Экспресс-3" принимали участие коллективы специалистов ВНИИЖТ, ВНИИУП, ИВЦ Московской и Октябрьской дорог, за плечами которых большой опыт работы в области создания систем коллективного пользования, обслуживающих пассажиров в масштабе реального времени.

Система управления пассажирскими перевозками АСУ "Экспресс-3" внедрена в промышленную эксплуатацию на Московской дороге в январе, а на Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорогах — в конце 2002 года. К концу 2004 года региональные центры «Экспресс-3» созданы на Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Северной железных дорогах. Оставшиеся дороги подключены к региональным центрам.

АСУ "Экспресс-3" — человеко-машинная система коллективного пользования. Она включает совокупность административных и технологических средств, позволяющих в режиме реального времени обслуживать пассажиров и управлять пассажирскими перевозками.

В функциональном плане АСУ "Экспресс-3" имеет ряд подсистем, которые осуществляют информатизацию основных технологических процессов в пассажирском хозяйстве:

- планирования и управления пассажирскими перевозками (АСУ-Л);

- билетно-кассовых операций;

- комплексного справочно-информационного обслуживания пассажиров (ЭКАСИС);

- управления багажной работой (ЭСУБР);

- управления парком пассажирских вагонов (АСУ-ПВ);

- финансового и статистического учета пассажирских перевозок (ЭФИС);

- сервисного обслуживания пассажиров (СЕРВИС) — дополнительные услуги для пассажиров, как на железной дороге, так и других видах транспорта, а также связь с информационными системами гостиниц, предприятий сферы культуры и т. п.;

- нормативно-справочной информации (РАСПИСАНИЕ).

АСУ "Экспресс-3" имеет специальную подсистему, которая обеспечивает её совместную работу с различными, и не только железнодорожными, АСУ.

Типовая автоматизированная система управления пассажирскими перевозками "Экспресс-3" разрабатывалась в соответствии с требованиями железных дорог стран СНГ. Она базируется на современных ЭВМ типа IBM 9672 моделей R36 и R37 с периферийным оборудованием, и средствами телеобработки, в которые входят маршрутизаторы, высокоскоростные коммутаторы, системы управления сетью и др.

Вычислительный комплекс имеет три возможности подключения терминальной, справочной и другой аппаратуры, включая ЭВМ других систем:

- по старым протоколам BSC-1 и BSC-3 с использованием оставшихся каналов от "Экспресс-2";

- по новому протоколу TCP/IP через сеть передачи данных Российских железных дорог с использованием каналов VPN;

- по выделенным каналам для прямого подключения терминалов по протоколу TCP/IP.

Это дает возможность временно использовать старую периферийную аппаратуру системы "Экспресс-2". Для преобразования протоколов в переходный период от "Экспресс-2" к "Экспресс-3" используются шлюзы ЭВМ "Экспресс-2". После замены на дорогах старого оборудования "Экспресс-2" и развития сети передачи данных (СПД) шлюзы могут быть исключены из конфигуратора.

Терминалы и АРМы АСУ "Экспресс-3" по назначению подразделяются на рабочие, служебные и административные.

К рабочим терминалам относятся те, на которых оформляют проездные документы, осуществляют возврат, гашение билетов, бронирование мест по паролю, выдачу справочной информации.

На терминалах, устанавливаемых в справочном бюро, получают информацию о поездах, вводят оперативную информацию об опоздании поездов, получают отчётные документы о работе справочного бюро, устанавливаемых в кассе возврата, производят расчёт с пассажирами за нереализованные поездки, возвращают в систему места с неиспользованных проездных документов, получают отчёт кассира за смену.

К служебным терминалам относятся терминалы, выполняющие функции по выдаче финансовых справок и отчётов о работе пункта продажи.

На административных терминалах выполняется ввод оперативных изменений в нормативно-справочную информацию, получение отчётов кассиров за смену, справок о работе касс, об использовании мест в поездах.

Помимо перечисленных рабочих мест в системе существуют АРМы

- контролирующие документы и продажу проездных документов в поездах и вагонных участках;

- для контроля над ходом эксплуатации и ремонта пассажирских вагонов, устанавливаемые в депо, на вагонных участках, в управлениях дорог и МПС России;

- для пассажирских и финансовых работников и диспетчеров по управлению пассажирскими перевозками.

Независимо от назначения терминалы и АРМы созданы на базе стандартных узлов персональных компьютеров. При этом тип и параметры процессора, состав программного обеспечения, размеры оперативной и внешней памяти определяются в каждом конкретном случае в зависимости от задач, решаемых данным терминалом или АРМом. В состав оборудования, обеспечивающего обслуживание пассажиров, могут входить устройства для работы с кредитными карточками.

Санкционированный доступ к работе на кассовом терминале и АРМе обеспечивается за счет использования уникальных ключей с защитой от подделок. Ключи выдаются кассиру-оператору и техническому персоналу для обслуживания. Параметры работы терминала изменяются и устанавливаются переводом его в специальный сервисный режим, доступный обслуживающему персоналу при использовании уникального сервисного ключа.

Печатающие устройства кассовых терминалов АСУ "Экспресс-3" предназначены для оформления денежных проездных, отчетных финансовых, вспомогательных и справочных документов. Они подключаются к терминалам посредством специализированного интерфейса. В них используется шрифт и другие меры, исключающие финансовые злоупотребления при печати денежных проездных документов.

Число центров системы АСУ "Экспресс-3" на наших дорогах — 8, они располагаются в Москве, Екатеринбурге, Иркутске, Н. Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре и Санкт-Петербурге.

Наибольшие потоки информации будут образовываться между вычислительным центром Московской дороги и региональными центрами Российских дорог. Они составляют порядка 256 Кбит/с для каждого региона. Потоки информации между региональными центрами составляют примерно 128 Кбит/с. Внутри региональных центров АСУ "Экспресс-3" эти потоки на уровне 9600 бит/с для каждого абонента системы.

АСУ «Экспресс-3» создается на базе действующей вычислительной сети системы «Экспресс-2» с поэтапной заменой на железных дорогах России старых, выработавших свой ресурс средств вычислительной техники.

Входной информацией АСУ "Экспресс-3" являются заказы и сообщения, поступающие от ее абонентов через кассовые терминалы билетных кассиров, АРМы работников железных дорог, справочные установки и серверы сети Интернет. По каждому оформленному проездному документу банк данных системы «Экспресс» регистрирует: количество проданных мест; дату продажи; дату отправления поезда; номер поезда, тип вагона; станцию отправления и назначения поезда; станцию отправления и назначения пассажира и т.д.

Информационное и программное обеспечения системы позволяют вести непрерывный учет свободных мест в поездах, ход реализации продажи билетов за 63 суток до момента отправления поезда и заполняемость вагонов на маршруте.

Заложены следующие основные принципы ведения информационной базы данных:

- использование современных средств вычислительной техники и передачи данных;

- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа;

- создание электронных архивов с необходимой глубиной хранения;

- построение системы учета первичной информации на базе оформления проездных документов во всех видах сообщений;

- принцип вертикального и горизонтального информационного взаимодействия при полной совместимости по уровням;

- высокая готовность к предоставлению информации лицам, принимающим решения;

- возможность дальнейшего совершенствования по мере развития вычислительной техники;

- гибкая адаптация к изменяющимся внешним условиям.

В структурном плане автоматизированная система управления пассажирскими перевозками представляет собой вычислительную сеть, включающую региональные центры системы «Экспресс-3», которые, взаимодействуя между собой в реальном масштабе времени, обслуживают как пассажиров, так и работников железнодорожного транспорта, осуществляющих управление пассажирскими перевозками. Все региональные системы "Экспресс-3" на дорогах сети будут иметь общий распределенный банк данных мест в поездах, на основе которого они взаимодействуют и функционируют.

Для облегчения работы билетных кассиров в терминальной аппаратуре используется развитая система меню, отображаемая на экран в виде подсказки. Запоминающее устройство большой емкости дает возможность проводить расследование различных нарушений работы кассиров. В нем хранится системный журнал работы кассы, представляющий собой архив данных, необходимый для расследований.

В печатающих устройствах используется автоматическое выравнивание вкладываемых бланков для исключения их перекосов и точного впечатывания информации в отведенные графы проездных и перевозочных документов

………………………………………..

Автоматизированная система управления грузовой станцией (АСУГС)

 

Общие сведения

АСУ грузовой станцией также относится к классу информационно-технологических систем. Первая система разработана МИИТом и задействована на станции Москва II – Митьково Московской железной дороги на базе ЭВМ СМ-4. Система позволила на основе динамической повагонной модели: вести учет наличия и состояния каждого вагона, планировать работу станции, контролировать работу с каждый вагоном, автоматизировать обработку перевозочных документов, составлять оперативные и статистические отчеты. Применение системы улучшило количественные и качественные показатели работы станции.

В последующем система была внедрена на крупных станциях Московского узла: Москва Тов.-Курская, Москва-Тов.-Смоленская и др. [131].

На основе опыта станций Митьково была разработана типовая АСУ грузовой станцией, которая предусматривает использование сети автоматизированных рабочих мест работников технических и товарных контор, дежурного по станции и маневрового диспетчера на базе персональных ЭВМ. Ее намечалось внедрить на всех решающих грузовых станциях сети железных дорог СССР (около 100 станций).

 

Функциональный состав

Основной функциональный состав АСУГС предусматривает:

· сменно-суточное планирование работы станции, контроль над ходом выполнения технологического процесса;

· ведение информации по поездам и вагонам, реализация связи с дорожным уровнем, учет и отчетность по станционной работе;

· регистрация приема и отправления поездов;

· планирование маневровой работы, контроль погрузки-выгрузки вагонов;

· операции по приему-отправлению грузов, оформлению перевозочных документов, расчет и начисление провозных плат, начисление сборов и штрафов;

· учет выполнения плана перевозок, ведение отчетности по грузовой и коммерческой работе;

· учет приема и передачи вагонов на подъездные пути с оформлением памятки и натурного листа, контроль состояния вагонов, выдачи грузов при наличии коммерческого брака;

· учет приема и выдачи грузов на местах общего пользования (МОП), составление вагонных листов, актов общей формы, ведение учета и отчетности;

· контроль за выполнением погрузочно-разгрузочных работ, учет работы механизаторов и грузчиков;

· контроль за организацией ввоза и вывоза грузов, планирование работы автомобильного транспорта;

· регистрация результатов контроля годности вагонов под погрузку, оформление изъятия вагона из рабочего парка, оформление перевозок негабаритных грузов;

· регистрация коммерческих браков, их оформление, выдача заявок маневровому диспетчеру на отцепку вагонов для исправления браков;

· ведение учета по розыску грузов, регистрация несохранных грузов, оформление коммерческих актов, ведение учета по несохранным перевозкам;

· информация о грузах, требующих охраны, составление заявок о передаче грузов под охрану;

· учет и контроль за формированием поездов по отправлению и подачей вагонов.

 

Развитие АСУ ГС

В АСУ ГС станции Донецк-Северный с сентября 1987 г. автоматически формируются отчеты ГО-1, ГО-2, ГО-З, ГО-4, ДО-15 (II раздел), ФО-4 (ГУ-3). Осуществленввод в эксплуатацию таких жезадач на многих других станциях. Кроме того, разработаны комплексы задач, обеспечивающих формирование вагонных листов на маршрутные отправки, НЛ на поезда, образовавшиеся на грузовых станциях, и другие.

Учитывая большую заинтересованность пользователей в задачах АСУГР, в начале 90-х годов была создана комплексная АСУ грузовой работы более чем для 70 станций первого района управления Донецкой дороги. Ее функционирование обеспечивалось отдельным комплексом ЭВМ СМ-2М. Системное программное обеспечение соответствовало системному программному обеспечению АСУСС на базе СМ-2М. Прикладные программы были разработаны ИВЦ Донецкой дороги и ПКТБ АСУЖТ. Комплексная АСУГР обеспечивало стыковку по информационному обмену как с АСОУП, так и с АСУСС.

При развитии АСУ грузовой станции ресурс телетайпов, как основных терминалов АСУ ГС, оказался недостаточным для своевременной выдачи всех документов, поэтому велась постепенная замена телетайпов на персональные ЭВМ. При этом предусматривалось создание ЛВС и реализация технологии «клиент-сервер» для перераспределения функций и задач между центральной ЭВМ ЛВС станции и ЭВМ автоматизированных рабочих мест ДСП, ДСЦ, работников СТЦ и товарных контор.

Рис. 4.18
В процессе развития АСУГС были созданы АСУ обслуживания наиболее крупных приграничных перегрузочных районов (Брест, Чоп, Батево), а также АСУ пограничных станций (АСУПС). Автоматизирован учет перехода через границу, как иностранных, так и принадлежащих российским железным дорогам вагонов и контейнеров, расчеты за их использование. Для этого создаются машинные повагонные модели, функционирование которых дополняется прогнозной информацией о подходе к границе вагонов и экспортных грузов. Это позволяет реализовывать автоматизированное текущее и сменно-суточное планирование работы каждого подразделения перегрузочных районов. АСУГС, АСУПС работают во взаимодействии (через ИВЦ) с АСОУП своих дорог, так же, как и АСУСС. Развивается электронный обмен данными между АСУ ГС и клиентурой; разрабатываются задачи моделирования и прогнозирования станционных процессов (рис. 4.18).

Сведения о внедрении

В настоящее время на многих станциях функционируют различные АРМ из состава АСУ станций [142]: так, на 50 станциях работают АРМ ДСП, АРМ ТК разработки ЦИТТРАНС; на 20 станциях Северной железной дороги установлены АРМ ДСП, АРМ ТК разработки дорожного ИВЦ; на многих станциях Горьковской и Восточно-Сибирской железных дорог установлены АРМ ДСП разработки фирмы «КАНТ».

Оформление перевозочных документов, учет выполнения плана погрузки грузов по станции в целом и по каждому грузоотправителю, информация грузополучателей о прибытии грузов, учет и отчетность сейчас ведутся в более чем 1800 товарных конторах. Широкое внедрение на сети РЖД получил АРМ товарного кассира (АРМ ТВК). Сейчас функционируют около 2500 АРМ ТВК, которые за счет повышения производительности труда увеличения доходов железных дорог, а также своевременности и точности расчета провозных плат и дополнительных сборов обеспечивают получение ежегодного значительного экономического эффекта. Кроме того, АРМ ТВК являются источниками информации для обеспечения работы других АСУ: ЕК ИОДВ, ДИСПАРК, АИС ЭДВ, АСОУП, ДИСКОН и других (хотя эти функции все более переходят к АРМ агента СФТО или непосредственно к АРМ клиента за счет внедрения АС «ЭТРАН»).

 

………………………………………………………………………………

(АСУСС)

Общие сведения

На сети железных дорог важнейшее значение в обеспечении перевозочного процесса имеет бесперебойная и надежная работа сортировочных станций. В 60-е годы ВНИИЖТом, специалистами Московской, Октябрьской, Свердловской и Горьковской железных дорог были созданы первые опытные комплексы задач для АСУ сортировочными станциями Орехово-Зуево, Свердловск-Сорт., Ленинград-Сорт.-Моск., Лянгасово и др. ПКТБ АСУЖТ с участием ВЦ нескольких железных дорог разработало типовую систему реального времени – автоматизированную систему управления сортировочной станцией (АСУСС) [131]. В 1998 г. на сети железных дорог функционировало более 100 АСУСС.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.