Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ





ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

 

Учебное пособие

 

Уфа 2012


УДК 1

ББК 87

О-75

 

 

Рецензенты: д. филос. н., проф. А. Ф. Кудряшев (Башкирский государственный университет);

к. филос. н., доцент А. Б. Столь (Уфимский государственный авиационный технический университет)

 

 

Коллектив авторов:

Р. Ю. Рахматуллин – доктор философских наук;

А. А. Исаев – кандидат философских наук;

Р. М. Янбухтин – кандидат социологических наук;

П. А. Сухоплюев – кандидат философских наук

 

 

О-75 Основы философии [Текст] : учебное пособие / Р. Ю. Рахматуллин, А. А. Исаев, Р. М. Янбухтин, П. А. Сухоплюев. – Уфа : , 2012. – 217 с.

 

ISBN-978-5-7247-0663-6

 

Учебное пособие написано с учетом требований Программы государственного образовательного стандарта, в соответствии с чем рассматриваются вопросы, раскрывающие специфику философского знания, его историю и основные разделы – онтологию, антропологию, социальную философию, теорию познания.

 

УДК 1

ББК 87

 

© Коллектив авторов, 2012

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Ключевое место в системе мировоззрения отведено философии, ориентированной на осмысление фундаментальных проблем человеческого бытия, вопросов, актуальных на протяжении всей истории развития человечества. Представляя собой совокупность основополагающих знаний о мире, человеке и обществе, философия, начиная с момента своего зарождения, обеспечивает «привитие» человеку понимания важности поиска истины, необходимости формирования установки на самореализацию, сохранения личного достоинства, проявления инициативности, ответственности и самостоятельности; достойного служения Отчизне и обществу. Особую роль философия призвана выполнить в системе высшего образования, выступая в качестве центрального элемента механизма трансляции социально-культурных ценностей, способствующих формированию и развитию у будущих специалистов собственного продуманного мировоззрения.



Известно, что планы реализуются людьми с их знаниями, умениями и убеждениями. Стремясь к объективному изложению материала, авторы тем не менее понимают, что персональный момент в этом учебном пособии неустраним, так как философские тексты не могут быть безликими, ибо претендуют на отражение глубинных проблем человеческой жизни.



Предлагаемое учебное пособие «Основы философии» построено на основе изложения учебно-методического и научного материала, с которым авторы работали продолжительное время в курсантской, слушательской и студенческой аудиториях. Выбор тем и содержания учебного пособия определили вузовские учебные планы и программы, а также контингент курсантов, слушателей и студентов, с которыми работали авторы.

В учебном пособии представлен широкой спектр философских направлений, позиций, взглядов. Если и можно говорить о его главной идее, то это, скорее, попытка подвести читателя к личностному выбору, самостоятельному ответу на основные философские вопросы. Каждый имеет право на свое обоснованное мнение по рассматриваемым в учебном пособии вопросам.

Опыт прежних десятилетий в преподавании философии предостерегает от всякого рода максимализма, поспешных обобщений, односторонности в рассмотрении философских текстов, и поэтому мы признаем опыт конкретной личности, уважительно относимся к самостоятельному поиску ответов на главные философские вопросы, которые, согласно И. Канту, звучат так: 1) что я могу знать?; 2) что я должен делать?; 3) на что я могу надеяться? и 4) что такое человек?

 


РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И КРУГ

РЕШАЕМЫХ ВОПРОСОВ

 

 

«Что такое философия? – Самое значительное».

Плотин

 

Что такое философия? Жизнь человека характеризуется производством и накоплением знаний, которые нужны для решения возникающих в его жизни проблем. Знания бывают обыденными, религиозными, научными, художественными, техническими и философскими. Производством философских знаний занимаются философы.



Согласно легенде, первым назвал себя этим именем древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) – математик, искусствовед, неоднократный чемпион Олимпийских игр по борьбе. Когда его спрашивали «Ты кто, Пифагор?», он отвечал: «Философ». Это слово было неизвестно древним грекам, поэтому ему приходилось объяснять, что философ – это человек, стремящийся к мудрости[1]. Людей он делил на три категории в зависимости от их стремлений, и приводил в качестве примера тех, кто приходит на Олимпийские игры: 1) спортсмены, стремящиеся к победе; в обычной жизни им соответствуют те, кто стремится к славе; 2) торговцы, желающие заработать на продаже своих товаров; в жизни им соответствуют люди, стремящиеся к богатству; 3) зрители, желающие увидеть состязания людей, их силу и мастерство. Это и есть философы, говорил Пифагор. Им интересен сам человек, его стремления и возможности, мир, в котором он живет.

Но четкого определения предмета философии Пифагор не дал. Это сделал другой грек – Аристотель (IV в. до н. э.). Он считал философию «царицей наук», занимающейся поиском первопричин. Поэтому философию Аристотеля после его смерти стали называть «метафизикой» – наукой, следующей за физикой, описывающей принципы, на которых основана физика. Такое понимание философии как метанауки сохранилось и поныне, когда пытаются выяснить ее место в системе наук.

Обобщая философию античности, Плотин (III в.) впервые выдвинул ценностное (аксиологическое) определение философии, называя ее учением о самом значимом для человека. Продолжая эту традицию, в XX в. немецкие философы В. Виндельбанд и Г. Риккерт назвали философию наукой об общезначимых ценностях.

С таким пониманием философии во многом совпадает ее определение как теоретически оформленного мировоззрения, поскольку философия является видом мировоззренческого знания.

 

Мировоззрение и философия.Каждый из нас знает очень много: как завязать шнурок на кроссовке, доехать до места учебы, пожарить яичницу, решить уравнение с одним неизвестным, избежать неприятного разговора и т. д. Миллионами битов подобной информации заполнено наше сознание. Однако не все эти знания равнозначны. Многие из них мы храним в голове на всякий случай как храним гвозди и болты в ящике для инструментов. Но есть знания, определяющие нашу жизнь, придающие направленность нашим действиям, лежащие в основе нашего понимания мира, позволяющие оценивать свои и чужие поступки. Эти особые знания называют мировоззренческими, а их совокупность – мировоззрением. Содержание мировоззрения образуют взгляды человека на мир, на свое место в нем, ставшие убеждениями человека и основой его действий.

В процессе эволюции человека и общества менялось и мировоззрение. В истории культуры можно выделить три, заметно отличающиеся друг от друга, типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное. Несмотря на существенные различия, все они проникают друг в друга, в каждом в определенной мере содержатся элементы другого. Видимо, общее в них проявляется из-за того, что человеку всегда приходится решать одни и те же задачи, связанные с его существованием. Правда, меняются условия и средства решения этих вопросов, что отражается и в способах объяснения мира, но вопросы остаются. Они о том, что есть окружающий мир и человек, почему одни люди счастливы, а другие – нет, как правильно жить и как относиться к тем предписаниям, по которым нам рекомендуют жить, что есть благо, красота, смерть, истина и т. д. Указанные вопросы охватывают разные сферы человеческого бытия, и ответы на них образуют различные виды мировоззренческих знаний и оценок. К ним относятся научные и религиозные принципы, политико-правовые взгляды людей, их эстетические и нравственные ценности и идеалы, философские убеждения. Последние занимают особое место в мировоззрении. Н. В. Мотрошилова видит эту особенность в том, что «главнейшей функцией философии <…> является рождение и обогащение поистине бессмертной сокровищницы всеобщезначимых идей. Всеобщезначимых… не в том смысле, что они концентрируют в себе некие законченные истины, а в том, что не теряют смысла и значения проблемы-вопросы, находки и сомнения, великие прозрения и непреодоленные трудности, вызвавшие их к жизни»[2]. Э. Гуссерль называл философию наукой об истинных началах, истоках, корнях всего, чем интересуется человек. Если человек серьезно и систематически занимается решением подобных вопросов, считая их самыми значимыми, то он становится носителем философского мировоззрения. Встречается мнение, считающее этот тип мировоззрения высшей формой его развития, что вряд ли оправдано и восходит к идущей от Аристотеля традиции оценки философии как главной науки – «царицы наук»[3]. Можно предположить, что если о мировоззрении писали бы художники, то высшей формой мировоззрения они объявили бы художественное(поэтическое, эстетическое)мировоззрение, отличительными особенностями которого являются метафоричность, чувственность, эмоциональность.

Последние два типа мировоззрения не считаются историческими, основными, поскольку не занимали и не занимают в обществе господствующее место. Тем не менее, философские убеждения по причине их универсализма присутствуют в любом типе мировоззрения.

Причины множественности философских учений. Таким образом, делом философии является уяснение основ человеческого существования, поиск универсальных ценностей нашего бытия. По-разному представляя себе эти основы и ценности, все философы, однако, считают своей задачей уяснение их природы. Решая такую задачу, философия выступает синтезом всей духовной культуры, трансформируя ее содержание в знания об основных ценностях бытия человека. Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования. Поскольку круг этих ценностей определяется конкретными людьми, то единства мнений по их поводу нет. Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие – постижение сущности человека, третьи – познание Бога и путей к нему.

Немецкий философ И. Кант считал, что делом философии является поиск ответов на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Проблемы, возникающие при решении указанных вопросов, многосторонни: это и мера доверия мышлению и органам чувств, и выявление природы нормативного знания, и вопрос о смысле жизни. Ф. Энгельс считал основным вопросом философии решение проблемы определяющего начала в мире, полагая, что число этих начал можно свести к двум: материи и духу. Основная тема философских размышлений французского философа А. Камю – ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования.

Такие различия в определении круга исследуемых философией проблем и способов их решения породили сотни философских учений. Только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм, философская герменевтика, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм, структурализм, экзистенциализм, прагматизм, философская антропология, персонализм, религиозная философия и др.

Большинство философских учений представляют собой определенную систему взглядов, но философия, взятая в целом как часть духовной культуры человечества, не является системой или стройным целостным учением. Это связано с тем, что она есть совокупность различных, в том числе и противоречивых, учений. Как нет математики вообще, а есть арифметика, геометрия, алгебра и т. д., так нет и философии вообще, а есть герменевтика, феноменология, философия жизни и т. д. Но, несмотря на различные формулировки вопросов в разных философских учениях, предметом каждого из них, в конечном счете, является постижение природы нашего существования, тех вещей, которые наиболее значимы для нашего бытия.

Характер философских взглядов человека в силу их значимости для него сильно влияет на круг задач, которые он ставит перед собой и пытается решить. История философии и науки показывает, что изменение философских ориентаций человека в корне меняет его понимание тех или иных положений науки, морали, политики, искусства. К примеру, представители философии лингвистического анализа многие мировоззренческие проблемы рассматривают как языковые и предлагают решать их через анализ применяемых в них терминов. Философы-экзистенциалисты считают, что все мировоззренческие вопросы должны решаться через призму переживания человеком конечности своего бытия, сопряженности этого бытия с бытием других людей и окружающих человека вещей. Такая философская установка окрашивает в тона чувственности, эмоционального напряжения все компоненты мировоззрения, глубоко пронизывая их идеей уникальности жизни каждого индивида. Своеобразную окраску политическим, эстетическим, нравственным проблемам, решаемым человеком, придают идеи религиозной философии.

Почему же философий так много? Дело в том, что мы отличаемся друг от друга не только цветом глаз, ростом, весом, но и условиями своего бытия. На жизнь каждого из нас влияют и доходы семьи, и качество жилья, состояние здоровья, возраст, профессия, круг друзей, книги, которые мы читаем, фильмы, которые мы смотрим. И еще многое другое. Некоторые из этих факторов случайны и преходящи, другие же могут влиять на нас очень долго и сильно, как, например хроническая болезнь или бедность. Последняя группа факторов и формирует то, что философы и социологи называют образом жизни человека. У каждого человека свой образ жизни, обусловленный экономическими, политическими, физиологическими, демографическими и другими условиями его существования. У части людей эти условия очень похожи, и под их влиянием у них складывается тождественный образ жизни. Люди, ведущие тождественный образ жизни, чтят одни те же ценности, придерживаются одинаковых политических взглядов. Иногда такое единство проявляется даже во внешнем виде, как, например, у рокеров или членов некоторых религиозных сект. Философские взгляды таких групп людей также в основном совпадают: одинаковые условия жизни ставят перед ними одинаковые мировоззренческие вопросы. Решая их в тождественных условиях и тождественными средствами, они получают тождественные результаты. И критиковать философские взгляды других людей равноценно критике их пола, возраста или профессии.

Основные проблемы философии. В зависимости от характера решаемых проблем в большинстве философских течений, в свою очередь, выделяется множество относительно самостоятельных областей исследования. А. Н. Чанышев – современный российский философ, писатель и поэт – в одной из своих работ указывает на 21 тему, волнующую философов. Это размышления о: 1) добре и зле; 2) причинной обусловленности вещей и явлений; 3) ценностях; 4) человеке; 5) началах всего существующего; 6) быте, обыденном; 7) знании; 8) нормах диалога и спора; 9) сокровенном (мистическом) знании; 10) мышлении и его законах; 11) процессах, лежащих между началами и концами; 12) целях; 13) Боге; 14) возможности постижении истины; 15) технике; 16) будущем; 17) субстрате, т. е. материале мироздания; 18) практическом опыте); 19) чувственно-прекрасном и безобразном; 20) конце света и других реальностей; 21) нравах[4].

Отдельные темы уже давно стали исследоваться такими философскими дисциплинами, как логика (учение о мышлении, нормах обоснования), этика (учение о нравах, добре и зле), эстетика (учение о прекрасном и безобразном), религиоведение (учение о Боге, конце света). Другие же стали предметом отдельных разделов философии:

v Онтология – учение о бытии. Главными вопросами онтологии являются: а) что такое этот мир, в котором мы живем, из чего он сделан и кто его сотворил?; б) что такое движение, пространство, время?; в) если мир материален, то что такое материя, а если в его основании лежит дух, то что такое дух?; г) развивается ли мир и что такое развитие? Последний вопрос отдельными философами рассматривается в специальном разделе философии – диалектике.

v Диалектика – учение о развитии. Основными вопросами диалектики являются: а) что такое развитие; б) является ли регресс развитием; в) если нет Бога, то что или кто заставляет неживой, живой, социальный мир совершенствоваться?; г) существуют ли общие законы, характеризующие развитие всех систем?

v Гносеология – учение о познании. Главными ее вопросами являются: а) способен ли человек к получению абсолютно объективного знания о мире?; б) как соотносятся практика и знание?; в) что такое истина?; г) какова мера участия чувств и разума в познании?; д) что такое научное знание? Последний вопрос нередко рассматривается в таком разделе философии как эпистемология.

v Эпистемология – учение о научном познании. Главные вопросы эпистемологии: а) что такое наука и как она связана с другими сферами общественной жизни?; б) какие особенности характерны для научного познания?; в) как взаимосвязаны эмпирический и теоретический уровни познания?; г) какие методы (способы) характеризуют эмпирическое и теоретическое познание?

v Философская антропология – философское учение о человеке. Ее центральными вопросами являются: а) если человек не создан Богом, то как он мог возникнуть?; б) человек есть биологическое или социальное существо?; в) в чем суть мышления и языка, являются ли эти феномены чисто человеческими?; г) в чем смысл человеческого существования?; д) что такое счастье?; е) обладает ли человек правом на смерть?

v Социальная философия – учение об обществе. Ее темы: а) основные сферы общественной жизни; б) кто и в какой мере может изменить общественное развитие (вопрос о субъектах истории); в) культура и субкультуры; г) техника и последствия технизации общественной жизни; д) глобальные проблемы современности. Часто в рамках социальной философии выделяют отдельное направление – философию истории.

v Философия истории – учение о развитии общества. Главные темы: а) проблема существования единого человечества, развивающегося по единым законам; б) особенности марксистской модели общественного развития; в) особенности теорий технологического детерминизма; г) особенность цивилизационного подхода к развитию общества; д) глобализация: «за» и «против».

v Аксиология – учение о ценностях. Основные ее вопросы: а) что такое ценность, она объективна или субъективна?; б) существуют ли общечеловеческие ценности?; в) существует ли иерархия ценностей?; г) как связана ценность с социальными, культурными, материальными факторами?[5]

Философия и наука. Частый ответ на этот вопрос, как правило, – «да». Но почему «да»? Как заметил один из крупнейших философов Нового времени Гегель, философия – это схваченная мыслью эпоха. Характерной чертой современной эпохи является господство научного типа мировоззрения над другими способами восприятия и понимания мира. Разработанность научных методов, наличие огромного числа людей, воспитанных на идеалах и нормах науки, сциентизация всех сторон общественной жизни – все это открывает большие возможности для развития философии как науки. В современном обществе совпадают и способы производства и функционирования философского и научного знаний: подготовка специалистов, формы оценки и стимулирования работы профессионалов, организация исследований, способы тиражирования полученного знания – в этом философия и наука практически не отличаются друг от друга. И у них еще много общего: обе являются формами производства знания, подчиняются общим законам развития духовной культуры, используют языки, отличающиеся от обыденного; философы часто пользуются принятыми в науке нормами и способами обоснования, а наука нередко решает вопросы философского характера. Некоторые работы известных физиков Н. Бора, Р. Карнапа, А. Эйнштейна больше похожи на философские трактаты, а известных философов Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Рассела можно одновременно называть и крупными математиками. Тем не менее, вопрос «Является ли философия наукой?» поднимается во всех серьезных исследованиях о природе философского знания. Почему?

Можно ли назвать наукой религиозную философию, представляющую собой часть религии? Разве религия является философией? А работы известных философов – А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра в большей мере являются художественными произведениями, чем философскими. Например, Камю не написал ни одной научной статьи, а вся его философия изложена в виде эссе и романов. Основатели философии жизни и экзистенциализма считали, что философия должна заниматься совершенно другими вопросами, нежели наука, и решать эти вопросы другими – вненаучными – средствами. Именно по этой причине М. Хайдеггер – один из авторитетных философов XX века – считал, что «философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой»[6].

Обобщая многочисленные споры на эту тему, можно сказать, что понятия «философия» и «наука» находятся в логическом отношении перекрещивания, т. е. их объемы частично совпадают. Совокупное философское знание состоит из различных, нередко даже противоположных течений. Некоторые из философских учений неотличимы от науки, полностью ориентируются на ее стандарты и отвечают всем критериям научности. Таковой, например, является философия логического позитивизма. А другие (религиозная философия, философия жизни, экзистенциализм и др.) считают, что философия и по предмету, и по методам представляет собой отличный от науки феномен. Понятно, что имеется взаимосвязь между любыми философскими и научными течениями: существуя в одном духовном пространстве, они не могут не влиять друг на друга. Не касаясь проблемы взаимоотношения науки и вненаучных форм философии, рассмотрим более подробно взаимосвязь науки и научно-философского знания.

Если рассматривать философию как науку, то сразу возникает вопрос об объекте философского исследования. Известно, что каждая наука имеет свой определенный «участок» реальности для исследования и объяснения. Каким же «участком» занимается философия?

Вот как в образной форме ответил на этот вопрос известный популяризатор науки А. Азимов: «Наука очень скоро стала походить на огромный сад, в разных уголках которого трудятся группы людей – каждая на своих делянках. В сад приходят все новые и новые работники, он разрастается и вместе с тем делянки становятся все меньше и меньше. Каждый садовод льнет к своему кустику, исследует его до последнего листочка, однако, ползая по клочку земли, он теряет возможность увидеть и понять то, что делают его соседи, не говоря уже о том, чтобы обозреть весь сад. Вот тут и приходит на помощь философия. Она представляет собой как бы вид с высоты. Она позволяет составить целостное представление о мире, о его закономерностях и взаимосвязях»[7].

Предложенный Азимовым образ философии позволяет представить ее в виде обобщающего результаты других наук знания, куда сведены наиболее значимые идеи всего научного познания. Предметом исследования философии в таком случае является мир в целом, мир как целое. Так понимал предмет философии русский философ М. Н. Ершов: «Каждая отдельная наука изучает мировую действительность в одном каком-либо разрезе, измерении. Философия имеет объектом размышлений мир как целое»[8].

Действительно, ни одна из существующих наук не претендует на создание общей картины мира, в которой были бы представлены все фундаментальные знания человечества. Этим весьма сложным делом занимается только философия, ориентированная на идеалы науки. Правда, создать стройную, непротиворечивую картину мира ей до сих пор не удалось. Но вины философов в этом нет: ведь им приходится конструировать картину мира из «полуфабрикатов». Дело в том, что еще ни одна наука до конца не разобралась в своем объекте исследования. И вряд ли когда-либо разберется, если исходить из постулата бесконечности и неисчерпаемости объектов, их свойств и отношений. Известный философ М. К. Мамардашвили объяснял невозможность создания законченной картины мира тем, что и философ, создающий ее, и сам мир, который он пытается понять, постоянно меняются. По этим причинам требовать от философов завершенной системы знаний о мире или каком-то его фрагменте может только человек, плохо знающий специфику научного познания. Тем не менее, философия, рассматриваемая в качестве науки, – это учение о мире в целом, учение, которое формирует у людей общую картину мира, не детализируя ее отдельные части.

Все науки условно можно разделить на три группы по степени обобщенности представленного в них знания: прикладные науки, фундаментальные науки и философия, рассматриваемая в этой системе как наиболее общая наука. Самую многочисленную группу в этой классификации образуют прикладные науки и научные дисциплины – их несколько тысяч. К ним, например, относятся агрономия, товароведение, хирургия. Знания, полученные при их изучении, можно сразу прикладывать к жизни, применять на практике. Поэтому многим они нравятся из-за их конкретности. Но этих знаний не всегда бывает достаточно для успеха в определенной сфере деятельности. К примеру, человек, работающий в области педагогики, неизбежно приходит к вопросам психологического и этического характера, к общей теории личности. Специалисту в области финансов и кредита трудно добиться полного понимания закономерностей развития своей сферы деятельности без знания общей экономической теории. Потребность в знаниях более общего характера вызвана необходимостью решения задач, не разрешимых средствами прикладных наук из-за ограниченности последних узкими рамками исследования.

Наиболее заметным носителем общетеоретических знаний являются фундаментальные науки. Их немного: математика, физика, астрономия, химия, биология, психология, социология и др. Любая из них включает в себя знания, которые применимы в соответствующей сфере исследования целой группы прикладных наук. Например, идеи общей психологии применяются и в инженерной, и дошкольной, и юридической психологии. Студенты-юристы изучают курс теории государства и права для того, чтобы при необходимости иметь возможность применить эти общеправовые знания при анализе проблем, возникающих в сфере уголовного, гражданского или международного права. Таким образом, фундаментальные науки дают прикладным ориентиры, представляя проблемы последних в более широкой системе отношений. Эту функцию фундаментальных наук называют методологической. Любую науку можно представить себе в виде совокупности методов.

Но при исследованиях, проводимых в области фундаментальных наук, неизбежно возникают следующие вопросы: «Насколько верны принципы, аксиомы, алгоритмы исследования, на которые опираются фундаментальные науки?»; «Почему они со временем меняются?»; «Как влияют вненаучные факторы на научные исследования?»; «Какова мера объективности научного знания?». Ни одна из фундаментальных наук специально этими вопросами не занимается. На них пытаются ответить философы-науковеды. В таком случае значительное содержание философии, называющей себя наукой, составляют обработанные ее методами и языком, проблемы фундаментальных наук. В рамках целостной философской системы они обобщаются и приобретают статус философского знания. Так, например, случилось с теорией эволюции Ч. Дарвина, физическим учением о пространстве и времени, идеями структурной лингвистики, психологической теорией интериоризации и т. д.

Приведенная классификация наук может быть изображена в виде конструкции, на вершине которой находится философия (научно-философское знание), основание образуют прикладные науки и дисциплины, а в середине пирамиды находятся фундаментальные науки:

 

 

 


Обобщающий характер научно-философского знания позволяет выполнять ему методологическую функцию по отношению к фундаментальным наукам.

Специфику методологической функции философии удачно объяснил армянский мыслитель Д. Анахт (V в.). Он говорил, что философия похожа на царя, который общается со своими подданными через своих князей. Под князьями Анахт подразумевал то, что мы называем сейчас фундаментальными науками, а под подданными – прикладные науки. Этот пример показывает, что философия взаимодействует в основном с фундаментальными науками. Поэтому она – прежде всего методология фундаментального научного знания. Методологическую функцию философия может успешно выполнять не только из-за концентрации в себе обобщенной общенаучной информации, но и благодаря насыщенности этой информации мировоззренческими знаниями вненаучного характера. В структуре философского знания проблемы науки соприкасаются с фундаментальными вопросами нравственности, религии, политики, искусства, что помогает более адекватно определить и оценить их место в жизни человека и общества.

Выводы:

1. Философия есть вид мировоззренческого знания. Мировоззрение есть совокупность знаний человека о мире, ставших его убеждениями и основой его действий.

2. Существуют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

3. Убеждения человека формируются в течение его жизни, и так как у людей разная жизнь, у них разные убеждения. Это касается и философских взглядов личности. По этой причине философских учений много и они не всегда совпадают.

4. Поскольку философий много (религиозная философия, экзистенциализм, позитивизм, прагматизм и т. д.), то не все они отвечают стандартам научности. Например, религиозная философия не является научной, а позитивизм – является таковой.

5. В сфере научного знания философия выполняет методологическую функцию, является методологией для фундаментальных наук. В то же время фундаментальные науки являются методологией для прикладных наук.

 

Вопросы для самоконтроля

1) Что такое мировоззрение?

2) Чем отличается религиозное мировоззрение от мифологического?

3) Какую функцию в структуре мировоззрения выполняет философское знание?

4) В чем специфика научного мировоззрения?

5) В чем причина многообразия философских учений?

6) Является ли философия наукой?

7) Чем отличаются прикладные науки от фундаментальных?

8) В чем отличие научно-философского знания от знаний, продуцируемых фундаментальными науками?

9) Каково значение научно-философского знания для правовых наук?

 


Тестовые задания к разделу I

1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период: 1) XII–X вв. до н. э.; 2) VII–VI вв. до н. э.; 3) III–II вв. до н. э.; 4) I–II вв. н. э.

2. Под философией понимают: 1) совокупность нравственных учений и норм; 2) жизненную мудрость; 3) систему религиозных учений о мире и человеке; 4) систему теоретических воззрений на мир и место в нем человека.

3. В отличие от науки, философия: 1) опирается на факты; 2) внутренне непротиворечива; 3) является систематизированным знанием; 4) постигает мир в его универсальной целостности.

4. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считаются предметом: 1) мифологии; 2) искусства; 3) истории; 4) философии.

5. Философия первоначально понималась как: 1) наука о человеке; 2) любовь к мудрости; 3) учение об абсолютной истине; 4) душа культуры.

6. Онтология – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о человеке; 4) учение об обществе.

7. Гносеология – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о человеке; 4) учение об обществе.

8. Философская антропология – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о человеке; 4) учение об обществе.

9. Социальная философия – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о ценностях; 4) учение об обществе.

10. Аксиология – это: 1) учение о бытии; 2) учение о познании; 3) учение о ценностях; 4) учение об обществе.

11. Фундаментальные науки являются методологией для: 1) мифологии; 2) религии; 3) прикладных наук; 4) философии.

12. Философия, рассматриваемая как научно-философское знание, является методологией для: 1) мифологии; 2) религии; 3) прикладных наук; 4) фундаментальных наук.

 


РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.