ГЛАВА 2. Душевное здоровье
«Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
(Мф. 5: зо)
Душевное здоровье
+ Если камень нагревать, он треснет; если в сердце допускать гнев и похоть, оно долго не проживет.
+ Как песок ни дави, масла не будет; как за похотью ни бегай, счастья не найдешь.
+ Сколько ни приспосабливай богатство к Спасению души, а вывод неизбежно один: душевно здоровый человек богатым не станет, для богатства нужно уже быть им одержимым.
+ Если сойдутся двое любителей власти и начнут бодаться, дай Бог остальным живыми остаться; тот, кто властвует над людьми, не может не иметь душевной порчи.
+ Душевная порча начинается с тщеславия, а душевное здоровье со смирения.
+ Хорошая заповедь христианства держись смирения и беги подальше от надутости и всякого чванства.
Первое - покаяние
+ Если мы еще в утробе матери унаследовали грех всех поколений,
то покаяние это первое, что нужно вначале сделать, и последнее, чем мы должны завершить свою жизнь.
+ Чтобы действительно глубоко покаяться, необходимо заново родиться душой и телом, и такое покаяние становится основой всей нашей жизни.
+ Так же, как мы оставляем все имущество в момент смерти, так нам надлежит оставить в покаянии все земное, к чему был привязан наш ум в течение всей жизни.
+ Оставь все ради покаяния, ибо только оно соединяет нас с Богом.
Польза от скорбей
+ Наибольшая польза в духовной жизни приходит от трудностей и скорбей, а не от утешений.
+ Мастер сам знает, где у кувшина будет ручка; так и Богу ведомо, какие скорби полезны душе.
+ Тому, кто не прилежит к молитве и запутывается в мирских привязанностях, Бог прилагает скорби, чтобы сердце человеческое обратилось к Спасению.
+ Чем более суровы условия жизни, тем более необыкновенным и стойким вырастает в них человек и тем более удивительны его сердце и
душа, если эта душа имеет высокую цель соединение с Богом.
+ Спасение приходит через страдания и самоотречение; если их нет, то нет и Спасения.
Если ведешь молитвенную жизнь
+ Если ты ведешь молитвенную жизнь, не помня о смерти, то все твои устремления теряют всякий смысл.
+ Если сможешь сделать любое действие и обстоятельства в жизни причиной для молитвы спасешься.
+ Только покаянная молитва возвышает нас, когда мы находимся
в глубоком унынии, и приземляет нас, когда мы превозносимся.
+ Не сделать ни одного шага в молитвенной жизни без постоянной исповеди и Причащения, и не подняться ни на одну ступень без покаянной молитвы и смирения.
+ Если ты будешь неустанно просить Бога о непрестанной молитве, ты несомненно обретешь ее в своем сердце.
Когда молишься
+ Когда ты молишься, пусть твое сердечное внимание будет подобно клину, вбитому в землю.
+ Когда ты молишься, будь внимателен в молитве подобно портному, вдевающему нитку в иголку.
+ Одна молитва, совершенная с полным вниманием, скорее будет услышана Богом, чем сотня рассеянных молитв.
+ Благодать одной молитвы, произнесенной с полным отсутствием помыслов, больше всех рассеянных молитв, которые можно прочесть за сутки.
+ Очищение сердца молитвой, избавление от помыслов и совершенное освобождение от бесов происходит одновременно.
+ Чем чище сердце, тем больше в нем благодати и духовной Свободы во Христе.
Самые опасные помыслы
+ Наиболее опасны внезапные нападения помыслов блуда; из всех помыслов они самые наглые и убийственные, ибо полностью умерщвляют душу.
+ Наиболее жестокие и безпринципные помыслы гнева, ибо до основания разрушают духовную жизнь.
+ Наиболее прилипчивые и угнетающие помыслы чревоугодия и
сребролюбия, ибо делают душу тупой и привязанной к земному
+ Самые долговременные и изматывающие помыслы уныния и печали, ибо в них душа становится вялой и безвольной.
+ Самые коварные и с трудом искореняемые помыслы тщеславия и гордости, ибо исподволь оплетают душу и лишают ее силы и благодати.
+ При попытке освободиться молитвой от этих помыслов очень опасны натиски сумбурных мыслей; если не успеешь избавиться от них, это может стоить тебе жизни.
+ Научиться постоянной бдительности и неотрывному вниманию к помыслам и умению мгновенно отражать молитвой любой пол сел это начало твоего освобождения из мысленного рабства и стяжания благодати во Христе.
+ Для того, чтобы отделить ум помыслов, нужно уметь пребывать в непрестанной покаянной молитве.
+ Для того, чтобы пребывать непрестанной покаянной молитве необходимо стяжать безстрастие.
+ Когда непрестанная молитва и безстрастие соединятся, никакие помыслы не смогут отвлечь ум, и духовное сердце обретает благодать.
Молитва любит порядок
+ Молитва любит порядок, а духовная жизнь распорядок.
+ Днем с молитвой трудись, а ночью бодрствуй и молись.
+ Искушения с молитвой терпи, а врагов благословляй и люби.
+ Когда ум не стоек, молитва слаба; когда молитва крепка и ум стоек, помыслы слабы.
+ Когда ум усмирен молитвой и лишен помыслов, он соединяется с сердцем, которое обретает благодать и становится духовным сердцем.
+ Не живи головой, живи сердцем; не живи мыслями, живи молитвой.
+ Не морочь себе голову мыслями, живи Христом, ибо Он живет в твоем сердце.
Возвращай ум к молитве
+ Постоянно возвращай ум к молитве так же, как ребенок ищет объятия любимой матери.
+ Постоянно возвращай внимание в сердце, как черепаха втягивает голову и лапы в панцирь.
+ Постоянно возобновляй молитву в сердце, чтобы она стала непрестанной, подобно сердцебиению.
+ Постоянно следи за своим сердцем, чтобы оно ни на миг не отвлекалось от Христа и молитва не прерывалась, подобно дыханию.
+ Если ты так будешь делать постоянно, то и Христос будет постоянно пребывать в твоем сердце.
Суть молитвы
+ Неотвлечение ума от молитвы это сама суть покаянной молитвы.
+ Не гонись за количеством молитвы, стремись овладеть ее качеством.
+ Если во время молитвы научишься следить, как часто отвлекается ум и будешь возвращать его обратно, овладеешь вниманием.
+ Если в течение дня научишься замечать, что ты не молишься, овладеешь покаянной молитвой.
+ Если тебе трудно молиться постоянно, практикуй молитву с короткими перерывами, и овладеешь непрестанной молитвой.
+ Чистая молитва, совершенная с полным осознанием ее смысла,
быстро очищает сердце и привлекает в него благодать.
Не гордись молитвой
+ Никогда не гордись, если ты хорошо молишься и находишь в молитве некоторое утешение; потеряешь все, что имеешь.
+ Если ты восхищаешься своими молитвенными достижениями, тебя обманули бесы.
+ Истинная молитва имеет отличительный признак в смирении, ибо ей приходится преодолевать
множество препятствий, которые побеждаются только смирением.
+ Даже безнадежный грешник обретет благодать и спасется, если отречется от помыслов.
ГЛАВА 3. Слепота души
«А Я говорю вам: не противься злому». (Мф. 5: 39)
Слепота души
+ Самая страшная слепота души это гордость человеческая; самое лучшее зрение это смиренное сердце.
+ Плохо быть невеждой, но еще хуже понабраться ложных никчемных знаний.
+ На обочине дороги можно найти только старую подкову; в ложных знаниях лишь пустые сведения об этом бренном мире
+ В привязанностях никогда нет мира души, и такую жизнь в привязанностях уверенно можно назвать ложным путем.
+ Терпение истинный путь, безмолвие сердца истинное достижение, Христос истинное Спасение.
+ Спасайся как ребенок, живи как воин, умудряйся как старец, и Христос не оставит тебя.
+ Даже если весь мир наполнится злом, все эти тяготы и беды можно сделать путем к Спасению с помощью смирения и благодати.
Обучение
+ Плохо быть неучем, но с тем, кто набрался пустых знаний, говорить совершенно невозможно.
+ Недостаток образования часто восполняется здравомыслием, но здравомыслие трудно найти даже в большой эрудиции.
+ Если обучение не является местом воспитания души, а есть лишь место образования, то такое обучение само становится угрозой для людей.
+ Когда читаешь книги о Боге и о духовной жизни, объединяй слова
с сердцем, а сердце с делом, и это будет самое лучшее обучение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|