Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 14. ДИАЛЕКТИКА ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО





В ПОЗНАНИИ

1. Виды чувственного познания.[117] Опосредованный характер чувственного познания: проблема “первичных” и “вторичных” качеств.

2. Формы рационального познания.[118] Атрибуты логического мышления.

3. Эмпирический[119] и аналитический[120] уровни теоретического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

Верстин И.С. Дискуссия о прелогическом мышлении в 30-е годы ХХ века: Материалы научной конференции Ломоносовские чтения. Тезисы. М.: 2004;

Губанов Н.И. Чувственное отражение.М.: 1986;

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Хрестоматия по философии / Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М.: 1996. С. 155-162;

Лосский Н.О. Чувственная, рациональная и мистическая интуиция. М.: 1995. С. 330-343;

Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997. № 5;

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: 1999;

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: 1983. С. 124-148;

Рассел Б. Вера, истина и познание // Хрестоматия по философии / Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М.: 1996. С. 237-243;

Франк С.Л. Предмет знания. СПб.: 1995; Швырев В.С. Теоретическое иэмпирическое в научном познании. М.: 1972;

Шлик М.О. О фундаменте познания // Аналитическая философия. М.: 1993.



Темы докладов:

1. Проблема чувственного познания.

2. Проблема рационального познания.

3. Эмпирический и аналитический уровни научного познания.

ЛОКК ДЖОН

(1632 – 1704)

… надо обратить внимание, что всё устроенное в природе таким образом, что оно способно воздействием на наши чувства породить в душе какое-нибудь восприятие, вызывает этим в разуме простую идею.<…>

Идеи в уме, качества в телах. – Чтобы лучше раскрыть природу наших идей и толковать о ней понятно, полезно будет различить их, поскольку они являются идеями или восприятиями в нашем уме и поскольку – видоизменениями материи в телах, возбуждающих в нас такие воспнриятия, чтобы мы не думали (как, быть может, это обыкновенно делают), будто идеи – точные образцы и подобия чего-то присущего предмету. Большинство находящихся в уме идей ощущения так же мало похожи на нечто находящееся вне нас, как мало похожи на наши идеи обозначающие их названия, хотя они и способны, как только их услышат, вызывать их в нас. <…>

Всё, что ум замечает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю “идеею”; способность, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю “качеством” предмета, в котором эта способность находится. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. <…>



Среди рассматриваемых таким образом качества в телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы гот тела… Эти качества тела я называю первоначальными или первичными… Во-вторых. Такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т.д., которые на деле не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами… я называю вторичными качествами. <…>

“Опыт о человеческом разуме” // Избранные философские произведения в двух томах. Т. 1. – М., 1960. – С. 153.

 


Тема 15. ПРОБЛЕМА “ПРЕЛОГИЧЕСКОГО”[121] МЫШЛЕНИЯ

1. Развитие мышления от времен палеолита[122] до настоящего времени.

2. Учение о “прелогическом” мышлении Л. Леви-Брюля.[123]

3. Дискуссия о прелогическом мышлении.

4. Прелогическое мышление в терминах расплывчатой логики.[124]

ЛИТЕРАТУРА

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Дискуссия о прелогическом мышлении: 30-годы ХХ века // Вопросы философии. – М.: Правда, 2011. – № 9. – С. 222-232.

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Происхождение “прелогического” мышления и дуальная организация первобытного общества как система, удобная для компьютерного моделирования // Седьмые Смирновские чтения: материалы Междунар. Науч. конф., Москва, 22-24 июня 2011 г. – М.: Современные тетради, 2011. – С. 165-169.

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Проблема “прелогического” мышления // Б.В. Бирюков. Трудные времена философии: Отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы. М.: 2006;



Бирюков Б.В., Тростников В.Н. Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М.: 2004;

Верстин И.С. Философские проблемы кибернетики: диалектические и методологические аспекты теории нечетких множеств. [М.]: 1987;

Верстин И.С. Проблема исторического развития логики мышления, как она рассматривалась в первой половине ХХ века // Материалы IХ Общероссийской научной конференции Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. СПб.: 2006;

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: 1980;

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994;

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: 1994;

Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М.: 1974;

Марр Н.Я. Предисловие // Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: 1980;

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: 2004.

Темы докладов:

1. Реконструкция концепции “прелогического” мышления.

2. Философская дискуссия о “прелогическом” и логическом мышлении.[125]

3. Проблема формализации концепции “прелогического” мышления.

4. Связь изменчивости мышления с изменчивостью языка.

5. Историческое изменение психики человека.

6. Логические процессы как “продукт исторического развития”.

ЛЕВИ – БРЮЛЬ

(1857 – 1939)

В 1910 г. французский этнолог Люсьен Леви-Брюль[126] предложил концепцию, согласно которой людям палеолитического общества присуще “прелогическое” мышление, не усматривающее противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими представлениями. “Прелогическое” мышление имеет свою иррациональную логику, практически непроницаемую для современных логических категорий, так как постоянное использование логический механизмов и абстрактных понятий глубоко видоизменило работу нашей памяти. Память же древнего человека была великолепной и базировалась на огромном словаре и грамматической сложности языка. Язык был живописный и образный. Говоря, “примитивы” одновременно описывали предмет с помощью рук. Практически во всех племенах существовал как бы двойной язык – устный и язык жестов. Мышление, пользующееся этим языком, насквозь конкретно и оперирует непосредственными представлениями конкретных ситуаций, выхватываемых из окружающей действительности. Это мышление равнодушно к законам формальной логики и, в частности, для него недействителен закон исключённого третьего, то есть один и тот же предмет может быть и самим собой и чем-то иным. Оно руководствуется, казалось бы, нелепым для здравого смысла законом “партиципации”, утверждающим, что “всё участвует во всём”, то есть каждая вещь входит в различные комплексы, является составной частью различных связей. Так, члены североамериканского племени бароро считали себя красными попугаями арара, то есть причисляли себя одновременно и к комплексу человека и к комплексу птиц. Замечательно, что закон “партиципации” не является диаметрально противоположным закону тождества. Он, скорее, его недооформленность, ранний прообраз. Мир воспринимался этими людьми как целое, единое и множественное одновременно, материальное и идеальное одновременно, естественное и сверхъестественное одновременно. Причём, сверхъестественное они обнаруживали во всём, оно постоянно вмешивалось в их повседневную жизнь.

 

 


Тема 16. ПРОБЛЕМА ПРАВДОПОДОБИЯ ЗНАНИЯ

 

1. Теория истины[127] в философии и науке. Соотношение абсолютного[128] и относительного,[129] субъективного[130] и объектного[131] в истине.

2. Истина, достоверность,[132] правдоподобие.[133] Плюрализм истинности.[134]

3. Критерии истины: эмпирический, аналитический, практика.[135]

4. Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения[136] реальному положению дел.

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н.А. Истина и откровение. СПб.: С. 20-43;

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Из архива профессора Ю.А. Петрова: Не опровергать неопровержимое // Вестник Московского университета. Серия: философия. 2004. № 5;

Верстин И.С. Лингвистический подход к проблеме истинности // Международная научно-техническая конференция Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества. Тезисы. М.: 2003;

Брентано Ф. О понятии истины // Избранные работы. М.: 1996;

Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1 М.: 1994;

Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.: 1988;

Дубровский Д.И. Обман. М.: СПб.: 2000;

Касавин И.Т. О дескриптивном понимании истины // Философские науки. 1990. №8;

Рассел Б. Вера, истина и познание // Хрестоматия по философии / Сост.: Алексеев П.В., М Панин А.В. М.: 1996. С. 237 – 243;

Секацкий А.К. Онтология лжи. СПб.: 2000;

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М.: 1990. С. 15 – 50;

Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: 1991;

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 9;

Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: 1977.

Темы докладов:

1. Проблема истины в гносеологии.

2. Процессуальность истины.

3. Проблема универсальных критериев истины.

4. Истина как максимальная оценка степени соответствия мысли и объекта познания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.