Сделай Сам Свою Работу на 5

МИТРОПОЛИТ ИОАНН (СНЫЧЁВ)





(1927-1995)

“Перестали понимать русские люди, что такое Русь!” Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и Благодарить Бога за то, что он русский”. Эти слова всенародного российского пастыря, святого праведного отца Иоанна Кронштадского как нельзя более злободневны сегодня, когда решается судьба Отчизны. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории.

“Русская симфония”. Изд. второе, дополн. – С. Пб. – 2002. – С. 9.

 

Отечество наше, народ наш – переживают ныне лютые, тяжелейшие времена смуты и безначалия. Святыни попраны и оплёваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестных и алчных стяжателей, жрецов новой официальной религии – культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы – любой ценой. <…>

Оглядывая отечественную историю, непредвзятый наблюдатель повсюду находит несомненные следы промыслительного Божия попечения о России. События здесь происходят почти всегда вопреки “объективным закономерностям”… Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и ныне – по всем планам закулисных дирижёров современной русской трагедии наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и бесстыдства, космополитизма, богоборчества и животных страстей… Ан нет – хранит Господь! Гнётся Русь – да не ломается <…>



Только глубокое невежество заставляет одураченных людей искать причины всех русских бед в нас самих…

“Быть русским” – М.: Ковчег, 2002. – С. 14 -16.

 

 


РАЗДЕЛ IV _______________________________________________

ГНОСЕОЛОГИЯ[107][108]

 

Тема 13. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ[109] МИРА

1. Место теории познания в философии и человеческой культуре. Предметное поле теории познания. Традиционная теория познания как виртуальный[110]конструкт. Основные принципы научной теории познания.

2. Субъект познания[111] и объект познания[112] − главные категории традиционной теории познания. Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания.



Главные стратегии решения теоретико-познавательных проблем (агностицизм, эпистемологический реализм, скептицизм, натурализм, “платонический” имманентизм).

 

ЛИТЕРАТУРА

Верстин И.С. Об онтологическом статусе “виртуальной реальности” // Философия и будущее цивилизации. М.: 2005;

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: 2001. С. 155-162;

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: 1980. С. 3-20, 275-280;

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: 2002. Введение, Гл. III;

Поппер К. Объективное знание[113]: Эволюционный подход. М.: 2002;

ХиллТ.И. Современные теории познания. М.: 1965. Введение, Гл.1;

Шпет Г.Г. Скептик и его душа (Этюд по философской интерпретации) // Хрестоматия по философии / Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М.: 1996. С. 228-237.

Темы докладов:

1. Проблемы философии познания.

2. Теория познания как виртуальный феномен.

3. Виртуальность субъектно-объектных отношений.

4. Современные теории познания.

5. Проблема “основного вопроса философии”[114] в гносеологии.

КАНТ ИММАНУИЛ

(1724 – 1804)

Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта; в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства и отчасти сами производят представления, отчасти побуждают наш рассудок сравнивать их, связывать или разделять и таким образом перерабатывать грубый материал чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытгом? Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта.



Но, хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) даёт от себя самой, причём это добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению его.

Поэтому возникает, по крайней мере, вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решён сразу: существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными; их отличают от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте.

“Критика чистого разума” // Сочинения в 6 томах. – М., 1964. Т. 3. – С. 105.

 

Отражение реальности в сознание человека происходит в форме знания.[115] Следовательно, основной задачей курса теории познания является ответ на вопрос: Что значит знать?

Люди всегда занимались приобретением нового знания. В своем развитии человечество преодолело трудный путь познания от поверхностного знакомства с предметами, явлениями окружающей действительности к сущностному их освоению. Результатом процесса перехода от поверхностного знания об объекте к его сущности является открытие закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления.

Под закономерностью понимается такая связь предметов, явлений и процессов, которая носит существенный, повторяющийся, имманентно присущий объекту характер. Эти закономерности изучают 15000 наук и каждая из них формулирует свои законы, которые являются образами соответствующей закономерности, которую изучает конкретная наука. В результате познавательной и преобразующей деятельности человек стремится органично вписаться в окружающий мир. Знание человечества представляет систему, включающую в себя как опыт отдельных индивидов, унаследованный от предшествующих поколений или приобретенный лично, так и социальную память народа, закрепленную в достижениях культуры и искусства.

Поиски каналов получения знания человеком (органы чувств – их 5), раскрытие законов функционирования знания (законы формальной и диалектической логики) и сведение их в единую теорию привели к появлению теории познания, дающей знание о самом знании.

ШПЕТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ

(1879 – 1938)

Мышление уже имеет некоторую историю, когда оно делает себя самого своим предметом, когда оно начинает о себе размышлять и в размышлении себя философски познавать. Размышлению долго не удаётся освободить себя от тех навыков здравого смысла, из преодоления которых рождается философия. Сомнение, как орудие этого преодоления, находит для себя материал как необходимое начало, приступ к серьёзному философскому размышлению о самом мышлении.

“Скептик и его душа. ( Этюд по философской интерпретации)” // Философские науки. 1991. № 9. С. 85.

В философском энциклопедическом словаре (ФЭС) дается определение теории познания (гносеологии,[116] или эпистемологии) как раздела философии, в которой изучается природа познания, возможности, отношение знания к реальности, исследуются предпосылки познания, выявляются условия его правдоподобия. Оценивая истинность полученного знания, человек вводит критерии истинности, которые дают ему возможность оценить практическую значимость полученного знания о себе, о мире в целом и о человеческом обществе. Но одновременно на путях постижения истины человек допускает ошибки, причины возникновения и преодоления которых также изучает познание. Совокупность ответов, полученных на вопросы, которые ставит перед собой человек, позволяют ответить на вопрос о сущности знания, что позволяет определить знание как результат процесса познания действительности. Этот результат проверен общественной исторической практикой, степень его правдоподобия доказана логикой и представляет собой относительно верное отражение объективной и субъективной действительности в голове человека в различных формах мысли. Знание выступает, как умение владеть этими формами мысли на практике.

Знание человека по своей природе отличается от того, что обнаруживается в поведении животных. Отличается оно своей социальной обусловленностью, т.е. знание является чисто человеческим феноменом. У человека знание выступает в различных формах: 1. Повседневное (житейское) знание; 2. Научное знание; 3. Художественное знание.

Повседневное (житейское) знание опирается на обыденное индивидуальное сознание и здравый смысл человека. Научное знание является формой “общественного сознания” и характеризуется понятийным мышлением. Художественное знание дает отражение мира в виде эстетических образов и зависит от художественного вкуса человека.

В рамках теории познания надо различать “субъект познания” и “объект познания”. Под субъектом познания будем понимать отдельного человека или группу людей любой численности, то есть субъект познания иерархичен, а под объектом познания − фрагмент действительности (материальной или духовной), на который направлено внимание субъекта познания (практическое или познавательное). В процессе познания субъект и объект познания вступают в субъектно-объектное отношение, в рамках которого они друг без друга не существуют. В социальном познании человек может выступать одновременно как субъект и как объект познания, если его познавательная деятельность рефлекторно направлена на самого себя.

ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

(1870 – 1924)

Познание человека не есть (не идёт по) прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращён (односторонне превращён) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведёт тогда в болото, в поповщину. <…>

“К вопросу о диалектике” // Полн. собр. соч. Т. 29. С. 322.

 

Основы диалектико-материалистической теории познания сформулированы в трех гносеологических выводах: 1. Существуют вещи независимо от нашего сознания, ощущений, вне нас; 2. Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет. Различие есть просто между тем, что познано и тем, что еще не познано. 3. В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать каким образом из незнания появляется знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.