Сделай Сам Свою Работу на 5

Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: 2001.





И.С. ВЕРСТИН

О Н Т О Л О Г И Я

И

Т Е О Р И Я П О З Н А Н И Я

 

 


Москва 2011


МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра общегуманитарных дисциплин

И.С.Верстин

О Н Т О Л О Г И Я

И

Т Е О Р И Я П О З Н А Н И Я

Учебно-методическое пособие

 

Москва - 2011


УДК 1

ББК 87

 

Верстин И.С.

Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МАБиУ. 2011 – 115 с.

Рецензент:

Бирюков Б.В., доктор философских наук, профессор

 

Учебно-методическое пособие содержит программу курса “Философия”, планы семинарских занятий, темы докладов, рекомендованную литературу, терминологический словарь, экзаменационные вопросы, темы рефератов, образец выполнения реферата, хрестоматию по философии.

Предназначено в помощь для усвоения курса “Философия” студентам, обучающимся по специальностям: Маркетинг (080111.65), Менеджмент организации (080507.65), Государственное и муниципальное управление (080504.65), Управление персоналом (080505.65), Реклама (070801.61), Связи с общественностью (030602.65), Международные отношения (030701), Журналистика (030601).

 



 

© Верстин И.С., 2011

© МАБиУ, 2011

 

 

ФИЛОСОФИЯ ─ наука о наиболее общих основаниях,
  интерпретированных на предельно
  широкой предметной области.
   

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ПРЕДИСЛОВИЕ………......................................................…………..…............................6

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……….........………..............………................9

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1.Терминологический словарь ……………..…………………………….94

Приложение 2.Темы рефератов……………..………….………...................................106

 

Приложение 3.Методологические требования к реферату..…………….…………...107

 

Приложение 4.Экзаменационные вопросы….............................………........................110

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Данное учебно-методическое пособие посвящено закреплению учебного материала лекционного курса “Философия”, состоящего из пяти разделов: метафилософии, онтологии, гносеологии, методологии и аксиологии. Методика изложения материала выбрана по проблемному принципу: сначала ставятся теоретические проблемы, составляющие главное содержание лекционного курса; формируется тезаурус основных философских терминов, определения которых приводятся в подстрочных сносках и в терминологическом словаре; ставится проблема научности философии с точки зрения предмета философского знания, обсуждается специфика языка философии, затем формируются онтологические проблемы и выделяется гносеологический аспект вечных мировоззренческих проблем, даются знания по методологии и аксиологии, приводятся фрагменты оригинальных текстов философов прошлого по каждому из разделов, предлагаются тезисы лекций по каждой из тем лекционного курса.



Необходимость подобной последовательности закрепления лекционного материала связана с желанием найти посильный выход из неприятной ситуации, в которой, на наш взгляд, находится современная отечественная философия − марксистское мировоззрение ушло в прошлое, а диалектический материализм, являвшийся его ядром, обнаружил ряд серьезных недостатков.

Первопричиной бед является принцип материального единства мира, которому следовали ортодоксальные марксистские философы советского времени, предполагавший, что нигде никогда не было, нет, и не будет ничего, кроме движущейся материи. Наличие духовного мира, по мнению сторонников диалектического материализма, якобы, не нарушает указанный принцип. Такая натяжка стала возможной из-за отождествления бытия и материи в марксовом материализме. Если же “развести” эти понятия, пользуясь их определениями, то субъективная реальность окажется гносеологическим образом объективной реальности, а материальные и духовные феномены окажутся существующими (бытийствующими), но по-разному. При этом разные способы бытийствования обнаруживаются у объектов из мира вещей, у явлений природы, у социальных отношений; факты сознания тоже обнаруживают разнообразие форм наличествования, начиная с гносеологических образов разной степени общности, которые возникают в результате чувственно-рационального познания, экзистенциональных состояний человека и заканчивая виртуальными научными феноменами.



Современная отечественная философия не дает ответа на выявившиеся в постсоветское время методологические проблемы философской науки. Более того, в отечественной науке царит “полная методологическая безграмотность”. Мы предлагаем методологию, базирующуюся на интеррогативной логике, разработанной сказавшим эти горькие слова профессором МГУ Ю.А. Петровым, на методическом приеме “разведения” терминов по определению, когда смысл новых терминов разъясняется через уже известные понятия, что позволяет различить гносеологический образ и его онтологический прообраз (значение термина). Для закрепления учебного материала в каждой теме выделено несколько частных проблем, по которым предлагается подготовить доклады на семинарских занятиях. Указана обязательная литература ко всем темам, сгруппированная по ее назначению: учебники, учебные пособия, справочники, хрестоматии по философии, методологическая и методическая литература, монографии. Для конкретных докладов предлагается дополнительная литература. Завершают учебно-методическое пособие приложения: список экзаменационных вопросов всего годового лекционного курса, где вместе с теоретическими вопросами фигурируют наиболее важные философские первоисточники, фрагменты которых приведены в методичке; перечень тем рефератов, посвященных современной постановке базовых теоретических проблем; излагаются методологические требования, предъявляемые к студенческим рефератам.

Такой поход создает, на наш взгляд, необходимые предпосылки для выработки у студентов способности видеть основные проблемы теоретической философии, дает возможность продемонстрировать критическое отношение к философской литературе, вырабатывает навык методически грамотного написания студенческой научной работы.


________________ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

РАЗДЕЛ I. Метафилософия

Тема 1. Дидактические проблемы лекционного курса: структура учебного курса; проблема как методический прием обучения; методические и методологические задачи курса.

Тема 2. Философская картина мира. Основные философские термины, их пределения.

Тема 3. Философия как семиотическая проблема. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты естественных языков. Диалектическая гибкость понятий.

Тема 4. Концепция “нежестких” понятий и проблема формализации в гуманитарных науках. Диалектика познания и расплывчатая логика.

Тема 5. Теоретическая философия как способ обоснования философского знания. Генезис философии. Диалектика и метафизика как методы философского познания. “Предметное самоопределение” философии.

 

РАЗДЕЛ II. Методология

Тема 6. Философия как всеобщий метод познания. Проблема философского метода.

Тема 7. Философия как методология науки. Общенаучные и диалектические методы познания.


РАЗДЕЛ III. Онтология

Тема 8. Философский смысл проблемы бытия. “Бытие” как философская категория для обозначения онтологического универсума.

Тема 9. Диалектика как способ “организованности” объективного и субъективного миров в их противоречивом взаимодействии. Учение о развитии как диалектика о диалектике.

Тема 10. Проблема субстанциальной основы мира. “Материя” как философская категория для обозначения объективной реальности.

Тема 11. Сознание как философская проблема. Онтологический статус явлений сознания. Индивидуальное и “общественное” сознание.

Тема 12. Русское национальное сознание: православное мировоззрение в эпоху информатики. Русское национальное сознание – наследие русской культуры.Православное мировоззрение. Эпоха информатики.

РАЗДЕЛ IV. Гносеология

Тема 13. Проблема познаваемости мира. Познание как процесс репрезентации объекта познания в сознании познающего субъекта.

Тема 14. Диалектика чувственного и рационального в познании. Эмпирический и аналитический уровни теоретического мышления.

Тема 15. Проблема “прелогического” мышления. Учение о “прелогическом” мышлении Л. Леви-Брюля. Дискуссия о “прелогическом” мышлении. “Прелогическое” мышление в терминах расплывчатой логики.

 

Тема 16. Проблема правдоподобия знания. Теория истины. Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения реальному положению дел.

Тема 17. Проблема практики. Практика и познание. Функции практики. Практика как критерий истины.

РАЗДЕЛ V. Аксиология

Тема 18. Аксиологические функции философии. Познавательный и ценностный подходы в познании


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ

Учебники

Кузнецов В.Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2010.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник – М.: Гардарики, 2009.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М.: 2005.

Введение в философию: Учебник для вузов / Фролов И.Ти др.М.: 2004.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: 2003.

Учебные пособия

Философия: Хрестоматия. М.: РАГС. 2006.

Хрестоматия по философии /Сост.П.В. Алексеев. М.: 2005.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. М.: 1990.

Справочники

Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

Энциклопедический словарь “Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды” / Сост. Алексеев П.В. М.: 2003.

Философский словарь. М.: 2002.

Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: 2001.


Методологическая литература

Трудные времена философии: Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики / Ред.-сост. Б.В. Бирюков, И.С. Верстин. М.: 2010.

Никифоров А.Л. Философия и история науки. М.: 2008.

Яновская С.А. Методологические проблемы науки / Под общ. ред. И.Г. Башмаковой, Д.П. Горского, В.А. Успенского. Закл. ст. Б.В. Бирюкова, О.А. Борисовой. Изд. 2-е. М.: 2006.

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Из архива профессора Ю.А.Петрова: Не опровергать неопровержимое // Вестник Московского университета. Серия: Философия. М.: 2004. № 5.

Верстин И.С. Философские проблемы кибернетики: диалектические и методологические аспекты теории нечетких множеств. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Петров Ю.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. М.: 1982.

Методическая литература

Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: 1990.

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Философия: исторический путь и современные теоретические проблемы. Учебная программа. М.: 1994.

Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит.- М.: 2003.

Монографии

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Дискуссия о прелогическом мышлении: 30-годы ХХ века // Вопросы философии. – М.: Правда, 2011. – № 9. – С. 222-232.

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Происхождение “прелогического” мышления и дуальная организация первобытного общества как система, удобная для компьютерного моделирования // Седьмые Смирновские чтения: материалы Междунар. Науч. конф., Москва, 22-24 июня 2011 г. – М.: Современные тетради, 2011. – С. 165-169.

Виктор Иванович Шестаков и открытие логического моделирования в технике / Ред.- составители Б.В. Бирюков, И.С .Верстин. Выпускающий ред. В.И. Левин. Пенза: 2009.

Бирюков Б.В., Верстин И.С. Проблема “прелогического” мышления // Б.В. Бирюков. Трудные времена философии: Отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы. М.: 2006.

Бирюков Б.В. Крушение метафизической концепции универсальности предметной области в логике. Контроверза Фреге-Шредер. М.: 2005.

Бирюков Б.В., Тростников В.Н. Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М.: 2004.

Петров Ю.А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости / Отв. ред. С.А. Яновская. Предисл. Б.В. Бирюкова. М.: 2004.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: 2004.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: 2002.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: 2002.

Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. М.: 2002.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: 1980.

Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: 1989.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: 1989.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: 1987.

Хилл Т.И. Современные теории познания. М.: 1965.


РАЗДЕЛ I __________________________________________________

МЕТАФИЛОСОФИЯ

 

Тема 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ФИЛОСОФИИ[1]

1. Структура учебного курса;

2. Проблема[2] как методический прием обучения;

3. Методические и методологические задачи курса.

ЛИТЕРАТУРА

Верстин И.С. Методологические аспекты научно-педагогической работы. М.: 2003.

Верстин И.С. О проблеме предмета философии. О пользе “разведения” терминов по определению. О смысле “сущности” в философии. Лингвистический подход к проблеме истинности // Международная научно-техническая конференция Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества. Тезисы. М.: 2003.

Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: 1990.

Тезисы лекционного курса по философии[3]

Философия до сих пор не имеет общепринятого собственного понимания своей сути, которое бы выражалось в её определении − как предмета. Философия занимает очень важную роль в жизни, мышлении каждого человека. Это одна из форм мировоззрения[4], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.[5] Она делает упор на интеллектуальное постижение жизни.

На наш взгляд философия − это научная дисциплина, особая, индивидуальная форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о закономерностях природы, об основах человеческого бытия, о фундаментальных принципах познания мира. Она помогает осознавать смысл и цели собственной жизни, учит мыслить. Философия удивляет своей изысканностью в ответах на различные вопросы: о мире, бытии, мировоззрении, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье. Как говорил академик И.Т. Фролов: “Философия нужна для улучшения ориентации в своей специальности, но главное − она необходима для понимания жизни во всей её полноте и сложности”.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.