Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕНЫМ И ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ





 

Разделение права на естественное и позитивное (положитель­ное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует при­знать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьез­на и глубока.

Под естественным правом обычно понимают совокупность универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Позитивным правом на­зывают те правовые нормы, которые оформлены как система за­конодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Обозначим основные различия меж­ду ними.

1. Естественное право считается производным от естественно­го порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы челове­ка, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное право — искусственное создание, сотворенное людьми, предан­ными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

2. Через естественное право, через его нормы и принципы ин­дивидуальное правосознание связывает свое существование с уни­версальными, всеобщими первоначалами бытия. Через позитив­ное право оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.



3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возни­кает значительно позже, одновременно с формированием государ­ственности.

4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридиче­ских документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присут­ствуют в содержании религиозных и этических требований. По­зитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юриди­ческого характера.

5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами пра­ва человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоин­ство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно позитивно-правивой логике своооды и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой счита­ет нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их. если сочтет это необходимым.



6. Естественное право не тождественно действующему зако­нодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расши­ряют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отож­дествляет себя с действующим законодательством и потому мо­жет считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

7. Нормы и принципы естественного права считают совершен­но необходимыми для себя религиозные и этические оправдания. Позитивное право демонстративно отказывается от них. Оно опи­рается на волю государства и убеждено в необходимом и доста­точном характере такого основания.

8. Нормативно-ценностным пределом устремлений для есте­ственного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миро-порядка Для позитивного права таким пределом являются инте­ресы государства.

9. Естественное право неотрывно от существования всей цело­стности нормативно-ценностного континуума мировой культуры. Позитивное право воспринимает себя как самодостаточную часть, способную существовать автономно от этой целостности.

10. Естественно-правовое мышление — это способность, ко­торой обладают философский разум и метафизическая интуиция. Позитивно-правовое мышление является способностью теорети­ческого рассудка, который не может выходить за пределы мысли­тельных стереотипов юридического позитивизма.



Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, ро­дились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. В ее же контексте отношение между ними приняло характер явно выраженной антитезы. Это не было случайностью, а отражало определенные социально-ис­торические реалии.

ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право является продуктом сознательного нормо-творчества и представляет собой систему источников публично признаваемого права, зафиксированного исходящим от государ­ства законодательством Существующее с целью обеспечения (123) социального порядка, оно имеет утилитарно-прикладную направ­ленность и видит свою основную задачу в служении интересам конкретного государства.

Вся система позитивного права подчинена нескольким исход­ным принципам.

Принцип этатистского патернализма

Данный принцип покровительственно-опекунского отношения государства к праву заставляет уже саму сущность права опреде­лять и трактовать в терминах государственности. Отсюда возни­кают следующие расхожие определения: а) право — воля государства, возведенная в закон; б) право — совокупность юридических норм, действующих в государстве;

в) право — система внешнепринудительных средств, приме­няемых государством по отношению к гражданам с целью под­держания необходимого социального порядка.[28]

За теоретической несостоятельностью данных определений стоит нечто большее, чем простая логическая ошибка. «Логиче­ский круг», намеренно конструируемый теоретиками и идеолога­ми этатизма, позволяет им проводить идею непосредственной за­висимости норм права от государства, его интересов и воли. Там где основой права считается государственная власть, господству ет право силы, теория, оправдывающая его, именуется «фи лософией легального деспотизма». Эта философия, которую мож но называть и позитивно-правовой философией, обосновывая прерогативу государства стоять н а д правом. Для нее правовая реальность — это мир не «человеческого, слишком человеческо­го», а «государственного, слишком государственного».

Принцип секулярности

Позитивное право носит сугубо светский характер. Для него не существует запредельной, метафизической реальности. В его мир не проникают музыка небесных сфер и свет высших абсолютов. Для него человек го мыслящее сущестьи, обладающее рассудком, но лишенное души как бессмертной метафизической субстанции и совести как «голоса Бога» внутри индивидуаль­ного «Я».

Философский и юридический позитивизм рассматривают пра­во как самостоятельную регулятивную силу, не нуждающуюся в религиозно-этических и метафизических обоснованиях своих норм и ценностей. Отвернувшись от религии и церкви, от Бога и дьяво­ла, метафизики и этики, позитивизм оставляет человека один на один с социальной громадой государства, а это заведомо делает невозможным равноправный диалог между ними.

С позиций секулярности взгляд, ищущий высших ценностных ориентиров, неизменно должен устремляться в сторону светского государства и творить из него «земного бога». Параллельно фор­мируется «государствоцентристская» модель права, которое ис­полнено сознанием собственной самодостаточности и изобража­ет, что оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви, поддерживать необходимый социальный порядок.

Кодификации, являющиеся одним из основных занятий пози­тивного права, как бы отменяют все предшествующие религиоз­но-философские и религиозно-этические искания, приведшие к появлению тех или иных конкретных норм и законов. Позитив­но-правовому подходу не интересна культурно-историческая пре­дыстория законов. Ему важен сам закон в его прагматическом приложении, важны его дееспособность и эффективность в преде­лах его функций. Здесь действует отмеченная еще М. Вебером ло­гика исторической секуляризации и рационализации права, прояв­ляющаяся в освобождении его от философско-метафизических компонентов и в возрастании роли факторов специализации, бю­рократизации, в непомерном увеличении числа нормативных актов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.