ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ИДЕОЛОГЕМЫ)
Идеология — это совокупность политических идей и представлений, из которых складывается самосознание такой социальной общности, как государство. Обладая мировоззренческой, ценност-но-ориентационной и регулятивной функциями, выражая интересы государства, идеология твердо стоит на их страже. В ней политическая идея является одновременно и нормой, направляющей воззрения граждан в строго определенное ценностно-смысловое русло.
Идеи-нормы, или идеологемы, подчиняют себе официальную и неофициальную жизнь, присутствуют в политике и науке, морали и праве, искусстве и педагогике Они представляют собой жесткие нормативные структуры, не допускающие в свои внутренние смысловые и ценностные пределы ничего из того, что могло бы поколебать их устойчивость и стабильность охраняемого ими социального порядка.
Идеологемы носят чаще всего утверждающий, авторитарный характер, стремясь подчинить сознание индивидов политической воле государства. Они могут быть лишены внутренней убедительности, но это не мешает им претендовать на особую социальную значимость, на право духовного главенства и резко отрицательно реагировать на любые проявления фамильярного или негативного отношения к себе.
Авторитарные идеологемы после того как они сложились, уже практически не подлежат трансформациям. Их содержательно-смысловые и нормативные структуры, закоснев и омертвев, теснят и подчиняют себе в контролируемых властями сферах соци альной жизни все иные, неофициальные умонастроения и идеи.
В цивилизованных, демократических государствах идеологе мы не претендуют на абсолютную власть над индивидуальным и общественным сознанием. Они занимают свою локальную сферу в политической системе, обслуживая отношения личности с государством в ряде практически-духовных областей, в том числе в сферах позитивной морали и позитивного права.
В государствах с авторитарным режимом идеологемы нацелены на всеобъемлемость своего влияния, на тотальную всеохватность умов и насильственное погашение всего особенного и нестандартного. Заряженные волей к власти, они стремятся к повсеместному духовному господству, к тому, чтобы лишать индивидов духовной суверенности и карать за попытки ее обрести. Стремясь уничтожить саму возможность свободного интеллектуального и нравственного выбора, они видят свою задачу в том, чтобы формировать духовно одномерного индивида, не сознающего несвободы и одномерности, а напротив, убежденного в своем превосходство над всеми.
Идеологемы обладают способностью ассимилировать в своем содержании разнообразные мифы, символы, образы, идеи, каь современные, так и архаичные. Все эти духовные формы подвергаются адаптированию к смысловой тональности идеологическогс контекста. В итоге появляются идеологизированное искусство с оттесненной на задний план художественностью, адаптированная философия, не имеющая ничего общего с поисками истины, адаптированные этика, пед<и ui п^л, юриспруденция, оескоиечно дале-кие от универсальных принципов естественной нравственности и естественного права. В итоге в нормативно-ценностном континууме цивилизации-культуры возникает особая реальность, состоящая из подложных эрзац-форм, опасных своей ограниченностью и бездуховностью. Формируя жестко нормированную область духовной несвободы, она порождает эффект социального торможения.
В условиях авторитаризма и тем более тоталитаризма идеологемы сравнительно легко трансформируются в мифологемы, в которых доминирует безапелляционное требование слепой веры в абсолютную истинность их смыслов. Скрещивание политической идеи с архаическими мифологизмами всегда выгодно для властей, поскольку в результате идеологема обретает повышенную действенность за счет способности апеллировать сразу к бессознательным пластам общественной психики, минуя рационально-критические сферы сознания.
При помощи идей-мифов авторитарный режим создает госу-дарство-вдеократию с атмосферой преобладающего непонимания массами того, что в действительности происходит с ними. Эта цель достигается с помощью того, что в господствующей идеологии оказываются искаженными истинные смыслы явлений, стерты раз личия между добром и злом.
НОРМЫ ПРАВА
Правовые нормы являются одним из важнейших средств по обеспечению социального порядка и по приданию общественным отношениям цивилизованного характера. Они призваны оберегать индивидов, общество, государство от наиболее опасных видов зла, от произвола и насилия.
Если в науке явственнее всего выражено интеллектуальное начало, в искусстве — художественное, то в праве — волевое Право выступает как воля высших светских авторитетов, воплощенная в их властно-регулятивных акциях, в системе норм и законов. направленных на поддержание общественного порядка.
Особенность социально-волевого начала состоит в том, что в нем доминирует пафос долженствования. Высшие светские авторитеты, и в первую очередь государство, не склонны принимать социальную действительность как некую застывшую данность. Они постоянно предъявляют к ней разнообразные требования, энергично настаивают на их выполнении, стремятся подчинить своей воле и держать под постоянным контролем важнейшие (115) проявления общественной жизни. Это позволяет говорить о том, что право носит не только волевой, но и властный характер. Подчиняя своей воле граждан, оно не только требует, чтобы его предписания исполнялись, но и умеет добиться их выполнения. Для этого оно располагает аппаратом принуждения, контролирующим соблюдение правовых норм и наказывающим за их невыполнение.
Каждая правовая норма, являясь результатом активной нор-мотворческой деятельности социальных субъектов, имеет трехэлементную структуру и складывается из гипотезы (условий действия нормы), диспозиции (содержания правил должного, требуемого социального поведения) и санкции (содержания мер воздействия, применяемых к субъектам, не подчиняющимся требованиям данной нормы).
Как формы должного, правовые нормы пребывают в сферах общественного и индивидуального правосознания, каждое из которых имеет свои структурно-содержательные особенности. Так, общественное правосознание включает в себя обыденное, официальное и теоретическое.
1. Обыденное правосознание — это представления широких масс о принципах обычного права, о властных функциях государства, юридических законах, системе судопроизводства и присутствующей в их содержании и деятельности мере справедливости.
2. Официальное правосознание складывается из совокупности всех нормативно-юридических предписаний, исходящих от верховной власти и требующих от граждан определенных форм социального поведения.
3. Теоретическое правосознание — это совокупность функционирующих в обществе юридических, философских, социологических, этических и политико-идеологических доктрин, создаваемых учеными-теоретиками и идеологами для рационального обоснования существующих правовых требований.
На уровне общественного и в первую очередь теоретического правосознания издавна существуют два направления — естественно-правовое и позитивно-правовое.
Естественное право (JUS naturale) исходит из предположения, что правовые нормы опираются на универсальные, общечеловеческие ценности и обладают абсолютно-долженствовательным, безапелляционным характером. Они укоренены в самом строе миропорядка, в природе вещей и в человеческой природе. Их источниками являются либо божественная мудрость Творца, либо естественная гармония мироздания, либо совершенство человеческого разума как самого значительного из созданий природы.(116).
Нормы естественного права призваны защищать те права че-повека, которые обусловлены особенностями его природы. Это право на жизнь, продолжение рода, общение, активное самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.
Позитивное (положительное) право (jus civile) рассматривается как искусственное создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов, и в первую очередь государства. Нормы позитивного права носят не абсолютный и универсальный, а относительный и локальный, изменчивый в историческом времени и социальном пространстве характер.
Естественное и позитивное право являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими друг друга нормативными системами. Естественно-правовые принципы задают нормотвор-честву в области позитивного права основные цели и нормативно-ценностные ориентиры, обусловленные нравственными «сверхзадачами», на которые государствам необходимо ориентироваться в настоящем и будущем.
Нормы права в их долженствовательной форме пребывают не только в общественном, но и в индивидуальном правосознании, которое представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе наличных, реальных правоотношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность собственными духовно-практическими усилиями.
Выступая в качестве способности и готовности субъекта к законопослушному поведению, правосознание предполагает:
а) понимание субъектом объективной необходимости в правовой оформленности и упорядоченности социальных отношений;
б) уверенность в способности права и закона обеспечить должный социальный порядок;
в) уважение к авторитету законной власти;
г) сознание и чувство ответственности перед необходимостью соблюдения норм права;
д) наличие достаточно сильной воли, позволяющей субъекту противостоять внешним влияниям и внутренним искушениям, толкающим его на путь правонарушений.
Стабильный цивилизованный правопорядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении Более надежным (117) его оплотим служит развигое, зрелое правосознание граждан. Поэтому цивилизованные государства заинтересованы в создании условий, необходимых для развития духовно богатых индивидуальностей и для защиты их прав и свобод. В свою очередь личность с развитым правосознанием склонна рассматривать свои свободы и права как необходимое условие ее цивилизованных, то есть наполненных взаимоуважением и взаимной ответственностью отношений с государством.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|