Сделай Сам Свою Работу на 5

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ИДЕОЛОГЕМЫ)





 

Идеология — это совокупность политических идей и представ­лений, из которых складывается самосознание такой социальной общности, как государство. Обладая мировоззренческой, ценност-но-ориентационной и регулятивной функциями, выражая инте­ресы государства, идеология твердо стоит на их страже. В ней политическая идея является одновременно и нормой, направляю­щей воззрения граждан в строго определенное ценностно-смыс­ловое русло.

Идеи-нормы, или идеологемы, подчиняют себе официальную и неофициальную жизнь, присутствуют в политике и науке, мора­ли и праве, искусстве и педагогике Они представляют собой жест­кие нормативные структуры, не допускающие в свои внутренние смысловые и ценностные пределы ничего из того, что могло бы поколебать их устойчивость и стабильность охраняемого ими со­циального порядка.

Идеологемы носят чаще всего утверждающий, авторитарный характер, стремясь подчинить сознание индивидов политической воле государства. Они могут быть лишены внутренней убедитель­ности, но это не мешает им претендовать на особую социальную значимость, на право духовного главенства и резко отрицатель­но реагировать на любые проявления фамильярного или негатив­ного отношения к себе.



Авторитарные идеологемы после того как они сложились, уже практически не подлежат трансформациям. Их содержательно-смысловые и нормативные структуры, закоснев и омертвев, тес­нят и подчиняют себе в контролируемых властями сферах соци альной жизни все иные, неофициальные умонастроения и идеи.

В цивилизованных, демократических государствах идеологе мы не претендуют на абсолютную власть над индивидуальным и общественным сознанием. Они занимают свою локальную сферу в политической системе, обслуживая отношения личности с госу­дарством в ряде практически-духовных областей, в том числе в сферах позитивной морали и позитивного права.

В государствах с авторитарным режимом идеологемы нацелены на всеобъемлемость своего влияния, на тотальную всеохватность умов и насильственное погашение всего особенного и нестандарт­ного. Заряженные волей к власти, они стремятся к повсеместному духовному господству, к тому, чтобы лишать индивидов духовной суверенности и карать за попытки ее обрести. Стремясь уничто­жить саму возможность свободного интеллектуального и нрав­ственного выбора, они видят свою задачу в том, чтобы формиро­вать духовно одномерного индивида, не сознающего несвободы и одномерности, а напротив, убежденного в своем превосходство над всеми.



Идеологемы обладают способностью ассимилировать в сво­ем содержании разнообразные мифы, символы, образы, идеи, каь современные, так и архаичные. Все эти духовные формы подвер­гаются адаптированию к смысловой тональности идеологическогс контекста. В итоге появляются идеологизированное искусство с оттесненной на задний план художественностью, адаптированная философия, не имеющая ничего общего с поисками истины, адаптированные этика, пед<и ui п^л, юриспруденция, оескоиечно дале-кие от универсальных принципов естественной нравственности и естественного права. В итоге в нормативно-ценностном контину­уме цивилизации-культуры возникает особая реальность, состоя­щая из подложных эрзац-форм, опасных своей ограниченностью и бездуховностью. Формируя жестко нормированную область духовной несвободы, она порождает эффект социального тор­можения.

В условиях авторитаризма и тем более тоталитаризма идео­логемы сравнительно легко трансформируются в мифологемы, в которых доминирует безапелляционное требование слепой веры в абсолютную истинность их смыслов. Скрещивание политиче­ской идеи с архаическими мифологизмами всегда выгодно для вла­стей, поскольку в результате идеологема обретает повышенную действенность за счет способности апеллировать сразу к бессоз­нательным пластам общественной психики, минуя рационально-критические сферы сознания.



При помощи идей-мифов авторитарный режим создает госу-дарство-вдеократию с атмосферой преобладающего непонимания массами того, что в действительности происходит с ними. Эта цель достигается с помощью того, что в господствующей идеологии оказываются искаженными истинные смыслы явлений, стерты раз личия между добром и злом.

 

НОРМЫ ПРАВА

 

Правовые нормы являются одним из важнейших средств по обеспечению социального порядка и по приданию общественным отношениям цивилизованного характера. Они призваны обере­гать индивидов, общество, государство от наиболее опасных ви­дов зла, от произвола и насилия.

Если в науке явственнее всего выражено интеллектуальное начало, в искусстве — художественное, то в праве — волевое Право выступает как воля высших светских авторитетов, вопло­щенная в их властно-регулятивных акциях, в системе норм и за­конов. направленных на поддержание общественного порядка.

Особенность социально-волевого начала состоит в том, что в нем доминирует пафос долженствования. Высшие светские авто­ритеты, и в первую очередь государство, не склонны принимать социальную действительность как некую застывшую данность. Они постоянно предъявляют к ней разнообразные требования, энергично настаивают на их выполнении, стремятся подчинить своей воле и держать под постоянным контролем важнейшие (115) проявления общественной жизни. Это позволяет говорить о том, что право носит не только волевой, но и властный характер. Под­чиняя своей воле граждан, оно не только требует, чтобы его пред­писания исполнялись, но и умеет добиться их выполнения. Для этого оно располагает аппаратом принуждения, контролирующим соблюдение правовых норм и наказывающим за их невыполнение.

Каждая правовая норма, являясь результатом активной нор-мотворческой деятельности социальных субъектов, имеет трех­элементную структуру и складывается из гипотезы (условий действия нормы), диспозиции (содержания правил должного, требуемого со­циального поведения) и санкции (содержания мер воздействия, применяемых к субъектам, не подчиняющимся требованиям дан­ной нормы).

Как формы должного, правовые нормы пребывают в сферах общественного и индивидуального правосознания, каждое из ко­торых имеет свои структурно-содержательные особенности. Так, общественное правосознание включает в себя обыденное, офици­альное и теоретическое.

1. Обыденное правосознание — это представления широких масс о принципах обычного права, о властных функциях государ­ства, юридических законах, системе судопроизводства и присут­ствующей в их содержании и деятельности мере справедливости.

2. Официальное правосознание складывается из совокупнос­ти всех нормативно-юридических предписаний, исходящих от вер­ховной власти и требующих от граждан определенных форм со­циального поведения.

3. Теоретическое правосознание — это совокупность функци­онирующих в обществе юридических, философских, социологи­ческих, этических и политико-идеологических доктрин, создавае­мых учеными-теоретиками и идеологами для рационального обоснования существующих правовых требований.

На уровне общественного и в первую очередь теоретического правосознания издавна существуют два направления — естествен­но-правовое и позитивно-правовое.

Естественное право (JUS naturale) исходит из предположения, что правовые нормы опираются на универсальные, общечелове­ческие ценности и обладают абсолютно-долженствовательным, безапелляционным характером. Они укоренены в самом строе миропорядка, в природе вещей и в человеческой природе. Их ис­точниками являются либо божественная мудрость Творца, либо естественная гармония мироздания, либо совершенство человече­ского разума как самого значительного из созданий природы.(116).

Нормы естественного права призваны защищать те права че-повека, которые обусловлены особенностями его природы. Это право на жизнь, продолжение рода, общение, активное самоут­верждение, собственность, личное достоинство, свободное воле­изъявление, свободу совести, мысли, слова. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.

Позитивное (положительное) право (jus civile) рассматривает­ся как искусственное создание цивилизации, как проявление вла­стной воли конкретных социальных субъектов, и в первую оче­редь государства. Нормы позитивного права носят не абсолютный и универсальный, а относительный и локальный, изменчивый в историческом времени и социальном пространстве характер.

Естественное и позитивное право являются не взаимоисклю­чающими, а взаимодополняющими друг друга нормативными системами. Естественно-правовые принципы задают нормотвор-честву в области позитивного права основные цели и норматив­но-ценностные ориентиры, обусловленные нравственными «сверх­задачами», на которые государствам необходимо ориентироваться в настоящем и будущем.

Нормы права в их долженствовательной форме пребывают не только в общественном, но и в индивидуальном правосознании, которое представляет собой совокупность духовно-интеллектуаль­ных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе наличных, реальных правоотношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преиму­ществами и поддерживать их стабильность собственными духов­но-практическими усилиями.

Выступая в качестве способности и готовности субъекта к за­конопослушному поведению, правосознание предполагает:

а) понимание субъектом объективной необходимости в пра­вовой оформленности и упорядоченности социальных отношений;

б) уверенность в способности права и закона обеспечить дол­жный социальный порядок;

в) уважение к авторитету законной власти;

г) сознание и чувство ответственности перед необходимостью соблюдения норм права;

д) наличие достаточно сильной воли, позволяющей субъекту противостоять внешним влияниям и внутренним искушениям, толкающим его на путь правонарушений.

Стабильный цивилизованный правопорядок не может дер­жаться на одном лишь внешнем принуждении Более надежным (117) его оплотим служит развигое, зрелое правосознание граждан. Поэтому цивилизованные государства заинтересованы в созда­нии условий, необходимых для развития духовно богатых инди­видуальностей и для защиты их прав и свобод. В свою очередь личность с развитым правосознанием склонна рассматривать свои свободы и права как необходимое условие ее цивилизованных, то есть наполненных взаимоуважением и взаимной ответственнос­тью отношений с государством.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.