Сделай Сам Свою Работу на 5

Правосознание и правовое воспитание





Результаты научных исследований правосознания органически входят в теоретический фундамент, на базе которого формулируются и практически решаются проблемы правового воспитания, которому в социалистическом обществе придается большое значение.

В партийных документах отмечается, что улучшение правового воспитания является одной из важных государственных задач, решение которой призвано способствовать дальнейшей демократизации государственной и общественной жизни, укреплению советского правопорядка и законности. Определены основные цели правового воспитания:

развитие в каждом человеке высокого правосознания, куль-

' Керимов Д. А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М., 1979, с. 41.

тивирование чувства уважения к советским законам и превращение этого чувства в личное убеждение, в глубокую внутреннюю потребность соблюдать и исполнять законы.

В нашей стране правовое воспитание трудящихся — забота не одних только государственных учреждений. Им обязаны систематически заниматься партийные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, комсомол. В документах КПСС получили обоснование и те общие принципы, в соответствии с которыми должно вестись правовое воспитание: партийность, комплексность, правдивость, научность. Партийность есть подчинение всей политико-воспитательной работы осуществлению генерального курса партии, целям социалистического и коммунистического строительства, идеалам коммунизма. Комплексность означает органическое слияние воспитания политического, трудового, нравственного, правового. Правдивость достигается широкой гласностью и информацией о всех социальных явлениях и процессах (как позитивных, желательных, так и нежелательных, негативных). Она предполагает открытое обсуждение актуальных вопросов общественной жизни, «Люди должны знать и хорошее, и плохое с тем, чтобы хорошее приумножать, а с плохим вести непримиримую борьбу. Именно так и должно быть при социализме. Приукрашивание, очковтирательство следует каленым железом выжигать из нашей социалистической семьи, из нашего социалистического общества»1. Научность идейно-воспитательной работы в ее ленинском понимании означает, в частности, доскональное объективное знание фактической жизни трудящихся, умение определять их действительные интересы и потребности.





Исследования современного общественного правосознания показывают, что его уровень еще не во всем соответствует требованиям сегодняшнего дня. Тут есть свои негативные явления, нерешенные проблемы. Так, несмотря на большой интерес граждан к законодательству, лишь около 10% из числа опрошенных считают необходимым использовать в жизни полученные о нем сведения; около 42% отводят весьма пассивную роль праву, юридической информации в своей жизнедеятельности. В представлении отдельных категорий населения сравнительно низок престиж правовых форм социальной практики, невелик авторитет ряда юридических учреждений и т. д.2

' Горбачев М. С. Избранные речи и статьи, с. 292.

2 См.: Гревцов Ю. И. Правовое отношение: основные взаимосвязи,— Советское государство и право, 1985, № 1, с. 13,

Реалистическая и эффективная программа правового воспитания, намеченная в документах КПСС последнего времени, зиждется прежде всего на том, что социализм создает для ее выполнения оптимальные социально-экономические и политико-институциональные условия. Среди них: наличие правовой основы государственной и общественной жизни, адекватное (в целом) выражение в законодательстве права, сложившегося в социалистическом обществе.

Государственная и общественная жизнь в условиях социалистического самоуправления народа (при социализме) имеет под собой правовую основу постольку, поскольку здесь государственность строится на сбалансированном (в масштабах всего общества) единстве взаимных, обоюдных прав и обязанностей, с одной стороны, субъектов социального общения (индивидов, групп, классов и т. д.), а с другой— аппарата государства. «Служение обществу и человеку заключено в самой природе социалистического государства,— справедливо отмечает Б. П. Курашвили,— особенно на той стадии развития, когда оно превращается в общенародное. Государственный аппарат должен исходить из того, что общественные интересы в социалистическом обществе реализуются через права и законные интересы отдельных социальных групп и граждан. Служить обществу — значит служить человеку» 1. Этой миссии социалистического государства соответствует совокупность закрепленных Конституцией СССР обязанностей граждан по отношению к нему.



Единство прав и обязанностей закономерно вырастает на почве социалистической демократии — подлинного народовластия, вне которого нет и быть не может самого социализма. Там, где это единство каким-либо образом нарушается, ослабевает правовая основа общественной и государственной жизни, затрудняется правовое воспитание граждан.

В высшей степени благоприятствует правовому воспитанию адекватное воплощение в законодательстве права, развившегося на базе экономических, социально-классовых, политических отношений социализма. Специфический для социализма тип правового общения с присущими лишь ему признаками, объективно формирующиеся права, свободы и обязанности членов общества — вот

1 Курашви.ш Б. П. Принципы советского государственного управления.— Советское государство и право, 1980, № 11, с. 53.

главное содержание, получившее выражение в социалистическом законодательстве. Роль последнего трудно переоценить: оно гарантирует стабильность, обеспечивает надлежащий порядок (процесс) реализации права, защищает от отрицательных (деструктивных) воздействий, направляет правовую деятельность, осуществление права в русло, соответствующее интересам трудящихся.

Во многих работах, затрагивающих проблему правового воспитания, просматривается тенденция трактовать его преимущественно как планомерное целенаправленное изменение сферы правосознания общественных субъектов (их чувств, убеждений, идей). Эта тенденция делает логичным выбор в качестве каналов, форм, инструментов правового воспитания в первую очередь различные способы внедрения информации о праве в сознание членов общества. Соглашаясь с тем, что данная тенденция верно учитывает многие особенности соотношения правового воспитания и правосознания, стоит все же предостеречь от вольных или невольных попыток усмотреть в «облучении» сознания потоками информации о праве единственный и универсальный метод правового воспитания.

Не секрет, что прямые обращения к сознанию, воздействия, носящие сугубо вербальный (словесный) характер, сами по себе мало продвигают вперед воспитательный процесс. Воспитание оказывается состоятельным лишь тогда, когда люди, проявляя свою практическую энергию, овладевают приемами соответствующей предметной деятельности, нормами определенного общения, когда они используют усвоенные знания и приобретенные навыки в решении стоящих перед ними жизненных задач. Вот почему правовая пропаганда, изучение права и тому подобные мероприятия составляют только одно звено правовос-питательного процесса. Другое его важное звено — непосредственное включение субъекта в правовую деятельность, участие в осуществлении права. Там, где пропаганда права не подкрепляется живой практической работой по обеспечению соблюдения и охраны права, законодательства,— там неизбежны негативные последствия.

Необходимость строить систему правового воспитания в соответствии с принципом единства сознания и деятельности приобрела исключительную остроту сегодня, когда партия в качестве первоочередной поставила задачу добиться ускорения темпов поступательного движения советского общества. Решить эту неотложную историчен скую задачу нельзя без всемерной активизации человече-

ского фактора, без нового мощного подъема инициативы, энтузиазма, самодеятельности масс, без широкой опоры на их волю, творческие способности, знания, на их понимание тенденций и смысла общественного развития.

Среди тех мер, которые в состоянии придать сознательной гражданской активности советских людей требуемый на современном этапе размах,— создание максимально благоприятных условий (экономических, организационных, юридическо-нормативных, психологических и др.) для того, чтобы каждый человек, каждый трудовой коллектив, все члены общества объективно были заинтересованы в постоянном и полном использовании закрепленных за ними конституционных прав и свобод, равно как и в точном выполнении предписываемых Конституцией СССР обязанностей. Пользование на деле правами и свободами, реальное исполнение обязанностей, дальнейшее развертывание правовых начал в экономике, управлении, сфере социальных услуг стимулируют проявления высокой гражданственности; одновременно все это прочно прививает участникам правового общения черты зрелой правовой культуры.

Как не может быть по-настоящему хозяйского отношения к окружающему у того, кто хозяином является лишь номинально, на словах, так не может быть и развитого правосознания, должной правовой культуры у того, кто сам по тем или иным причинам не участвует (либо участвует пассивно и спорадически, от случая к случаю) в многообразных формах жизни права.

В наибольшей степени благодаря участию широких трудящихся масс в осуществлении права правовое воспитание становится вместе с тем делом самовоспитания. И это естественно. Люди в своей жизнедеятельности должны сами формировать, воспитывать, «строить» себя. Такое «строительство», а равно и ответственность за него нельзя заменить ничем. Социализм создает все возможности (объективные и субъективные) для самовоспитания личностей с высоким правовым сознанием. Потому несостоятельно оправдание встречающегося у иных индивидов и групп недостаточно развитого правосознания, низкого уровня правовой культуры ссылкой на то, что ими мало занимались, слабо их просвещали, плохо воспитывали. Никто не вправе снимать с себя вину за это и взваливать ее на учителей, лекторов, общественников и др.'

' См.: С того начинается личность. М., 1983, с. 87.

Недостаточно зрелое правосознание, низкая правовая культура сплошь и рядом оборачиваются «законопослушным» поведением. Последнее — плод чисто внешнего приятия субъектом господствующих ценностей и нормативов права, результат механического следования предписаниям закона. Истоки «законопослушания» — в уходе от самостоятельного осмысления правовой действительности, в равнодушно-безотчетном приспособлении к ней. «Законопослушное» поведение — жребий, вытягиваемый себе обывателем,— глубоко чуждо творчески-преобразующему характеру деятельности тружеников при социализме. Справедливо указывалось на то, что «простое «законопослушание» не может удовлетворить потребностей функционирования и развития социалистического общества» 1. Препятствует оно и гармоничному, всестороннему развитию личности.

Добиться нужного эффекта в правовом воспитании, на усиление которого ориентирует новая редакция Программы КПСС2, можно лишь при условии пробуждения в субъекте и упрочения в его сознании творческого отношения к социалистическому праву. Подобное отношение связано с потребностью осознать социально-классовое содержание и гуманистическую природу этого права. В таком отношении есть желание понять историчность права, изменяемость его требований, институтов и норм в процессе развития социализма. Оно предполагает также стремление уяснить конкретный смысл роли права в жизви отдельного индивида, группы, в судьбах общества. Наконец, творческое отношение к социалистическому праву включает в себя активную борьбу против того, что мешает его надлежащему осуществлению, и заинтересованность во всемерном его совершенствовании.

Если такого рода отношение сформировалось, значит, налицо и высокое правосознание — обязательный фактор успешной работы по дальнейшей демократизации государственной и общественной жизни, укрепяению социалистической законности и правопорядка, коммунистическому воспитанию трудящихся. -

' Социалистический образ жизни. Государственно-правовые проблемы. М., 1980, с. 9.

2 См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 54,

МОРАЛЬ

Тайна морали заключается в общественных отношениях, составляющих действительную сущность человека.

Общественные отношения всегда предметны, строятся по поводу конкретных целей — производства средств к жизни, потребления, продолжения рода, знаний, здоровья и т. п. Индивидов каждый раз связывает какая-то определенная вещь, будь то поле, которое засевают колхозники, галстук, который мы покупаем в магазине, соска, которую мать дает ребенку, книга, которая опосредствует духовную общность людей. Из этого, однако, нельзя делать вывод, будто общественные отношения являются только средством, предпосылкой, внешним условием для пользования необходимыми вещами, удовлетворения природных потребностей. В том-то и особенность бытия человека, что общественные отношения приобретают для него самоценное значение, безусловный, изначальный смысл. И если из отношений между индивидами мысленно вычесть, вынести за скобки все то, что предметно, вещественно обусловлено, они не будут исчерпаны. В них останется то, что для понимания морали является самым важным,— их общественная форма.

Взятые в отвлечении от предметно-обусловленного многообразия, общественные отношения предстают как сотрудничество многих индивидов, их абсолютная взаимозависимость. Индивид приобретает качественную определенность, свой человеческий облик и статус лишь по мере и в процессе того, как завязываются его отношения с другими индивидами. «...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек» '.

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 62.

Специфичный и единственно возможный для человека способ бытия, когда он обретает себя через других людей, индивидуализируется только в качестве родового существа, представителя человеческого сообщества, порождает в нем особую потребность — потребность в других людях. И не просто в тех, с которыми человеческий индивид связан непосредственными узами (кровными, родственными, психологическими и т. п.), а в тех прежде всего, с кем его связывают узы, опосредствованные сложным, разветвленным миром культуры и определяемые общественным трудом.

Когда, например, человек на современном авиалайнере поднимается в воздух, то для нормального самоощущения он должен чувствовать внутреннее доверие к тысячам и тысячам людей, которые спроектировали и построили этот авиалайнер, обслуживают его, летят в нем. Авиалайнер выступает в этом случае для него не только как удобное средство передвижения, но и как добрая, благая весть, посланная ему многими лично ему незнакомыми, неведомыми людьми.

Потребность в общественной связи, придающей самоценное значение каждой человеческой личности, объединяющей их всех благосклонным, доброжелательным отношением друг к другу, и есть наиболее общая объективная основа морали. Речь идет о фундаментальном историческом факте, согласно которому бытие общественных индивидов только тогда окончательно гарантировано и в человеческом смысле совершенно, когда в их деятельности в качестве незримой сверхцели присутствует человечество, выступающее в лице каждого из его представителей. Потребность эту можно было бы назвать потребностью в человечности. Мораль, следовательно, появляется с такой же необходимостью, с какой люди индивидуализируются на основе отношений, задаваемых общественным трудом, становятся историческими существами, обобществляют себя в качестве человечества. В самом общем виде ее можно охарактеризовать как гуманистическое измерение, гуманистическую заданность истории.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.