Сделай Сам Свою Работу на 5

Правопонимание—исходный пункт правосознания





Начнем с констатации общеизвестного: правосознание непосредственно и органически связано с правом, в одном с ним комплексе формируется, воспроизводится, движется. И поэтому концепция правосознания в наиболее существенных своих аспектах оказывается прямо зависимой от лежащей в ее фундаменте трактовки права '.

Рассматриваемое с диалектико-материалистической точки зрения право предстает определенным надстроечным феноменом, бытие которого обусловливают в конечном счете экономический базис, фактические взаимоотношения общественных классов, достигнутый обществом уровень социокультуры. Главные отличительные черты, свойственные всякому надстроечному образованию, присущи и праву.

Эти принципиальные положения об общественно-исторической и классовой природе права, глубоко обоснованные в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина,— краеугольная позиция марксистско-ленинского обществоведения в вопросе о праве. Она разделяется всеми исследователями-марксистами. Едины марксисты-обществоведы и в том, что право, как бы его ни определять,— антипод произвола, беспорядка, попрания человеческого достоинства. Право находится в самом тесном родстве с такими завоеваниями цивилизации, как свобода, демократия, справедливость, нравственность и т. п.



Вместе с тем на стадии разработки более подробных, детализированных теоретических моделей права среди правоведов-марксистов имеются различия в истолковании генезиса, построения, механизма действия и иных граней этого сложного, многопланового явления2. Взгляд на право, который проводится в настоящей главе, таков: право есть особый вид общественных отношений, являющихся формой многих иных (прежде всего экономических) отношений.

Своеобразие правовых отношений заключается, во-первых, в том, что их участники (индивиды, группы, общно-

' В настоящей книге не предлагается развернутый анализ права; оно освещается лишь в той мере и в том аспекте, которые необходимы для раскрытия темы правосознания.

2 См., например, материалы «круглого стола», организованного в 1979 г. журналом «Советское государство и право» по теме «О понимании советского права» (Советское государство и право, 1979, №7,8).



сти, организации) связаны между собой системой равных обоюдных предоставлений и получений. В актах обмена фигурируют вещи, духовные блага, услуги, информация, роли и т. п. В границах права субъекты взаимодействуют как равные друг другу, хотя вне отношений права участники этого взаимодействия зачастую находятся далеко не в равном классовом, имущественном, политическом, семейном положении. К. Маркс так объяснил процедуру совершающегося в сфере права особого нивелирования субъектов: «По своей природе право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они не были бы различными индивидами, если бы не были неравными) могут быть измеряемы одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зрения, берут только с одной определенной стороны... отвлекаются от всего остального» }. Во-вторых, отношения права жестко диктуют обращение с контрагентами как со свободными существами. Права нет, когда игнорируется (ущемляется) изъявляемая воля контрагента и ему чинятся препятствия в самостоятельном выборе собственной линии поведения.

Обязательный компонент права — ряд присущих участникам правовых отношений социальных качеств, которые формируются как результат их включенности в различные общественные связи: экономические, политические, этнические, демографические, профессиональные и др. Эти социальные качества суть притязания субъектов, адресуемые в конечном счете общественному целому, государству, своим ближайшим предметом имеют ту долю материальных, духовных и прочих ценностей, присвоение (освоение) которой обеспечивает возможность нормально жизнедействовать в условиях конкретной общественно-исторической среды.



Такого рода притязания являются не чем иным, как выраженными в правовой форме общественными (классовыми) потребностями и интересами2. Удовлетворение (либо неудовлетворение) этих притязаний равнозначно реализации (либо блокированию) потребностей и интересов самого общества и составляющих его классов.

В классово дифференцированном обществе отношения права и заключенные в них социальные притязания об-

' Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 19.

2 В качестве права квалифицировал подобного рода притязания К. Маркс в «Капитале» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 246).

щественных субъектов несут на себе сильнейший отпечаток влияния государственности. Аппарат государства с помощью официальных общеобязательных предписаний (законодательства) регламентирует поведение тех, кто вступает в отношения права. Государственный аппарат стремится упорядочить эти отношения и приспособить их к нуждам господствующих в обществе (руководящих обществом) классов; он строго контролирует процесс присвоения общественными субъектами потребной им доли социальных ценностей.

Таковы общие контуры феномена права; отсутствие представления о них исключает конкретно-научное изучение права, делает проблематичным распознание его модификаций в каждую данную историческую эпоху.

Основные признаки права можно разделить на две группы. К первой группе относятся его интегральные признаки — «совокупные системные качества», которыми общественное целое (социальная макросистема) наделяет право как свою органическую часть. Применительно к праву к таким открытым К. Марксом сверхкачествам, «которые принадлежат не предмету, а системе предметов и которые в предмете обнаруживаются только в силу их принадлежности к данному системному целому» 1, следует отнести: способность возникать и развиваться естест-венноисторически, классовость, полиморфный характер устройства, свойство нормативности; в социальной макросистеме и благодаря ей право приобретает ранг надстроечного института и т. д.

Однако специфику права определяет вторая группа признаков. К ним относится прежде всего такой признак, как равенство. Он означает, что общественные субъекты выступают в отношениях права лишь какой-то одной своей (но присущей им всем) социальной ипостасью и таким образом соизмеряются одной и той же равной для всех социальной мерой. «Всякое право,— подчеркивал вслед за К. Марксом В. И. Ленин,— есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу...»2

Исконно правообразующим признаком наряду с равенством является свобода. Она означает нечто большее, чем только возможность для каждого участника отноше-

1 Кузьмин В. П. Принцип системности в теорпп и методология К. Маркса. М., 1980, с. 93.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч, т. 33, с. 93.

ний права выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Такая возможность есть одновременно отражение и необходимый момент достигнутого обществом в целом уровня социально-исторической свободы. Не случайно К. Маркс отождествлял право с положительным бытием свободы', исключающим самоуправство, своеволие, подавление личности и т. п. «Ценность права,— по точной характеристике В. С. Нерсесянца,— как раз и состоит в том, что оно обозначает сферу, границы и структуры свободы, выступает как форма, норма и мера свободы, получающей благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту. Свобода эта (и, разумеется, соответствующая мера свободы), согласно историческому материализму, обусловлена способом производства и имеет социально-классовый характер»2.

Еще один специфический признак права — справедливость. Имеется в виду не социальная справедливость вообще, в отличие от которой справедливость как признак права характеризуется иными критериями. Отмечая это, Ф. Энгельс, в частности, разъяснил, что несправедливое «в социальном плане» может оказаться справедливым «с точки зрения морали или даже права» 3. Справедливость в сфере права есть эквивалентность, сбалансированность тех взаимных предоставлений и получений, которыми обмениваются между собой находящиеся в отношениях права общественные субъекты.

Притязательно-обязательный характер норм деятельности, реализующей отношения права,— четвертый отличительный его признак. Внутри права общественных субъектов связывает обширная система взаимозависимых правил поведения, с одной стороны, возможного, а с другой стороны — должного. Этот признак точно выражает формула: неразрывное единство и равенство взаимных прав и обязанностей.

Только взятые в совокупности, все признаки второй группы отличают право и выделяют его из числа других

' См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 63.

2 Нерсесянц В. С. Свобода, право, закон.— В кн.: Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. М„ 1979, с. 71.

3 См.: Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 255. Вопрос о соотношении права и справедливости обстоятельно проанализирован Г. В. Мальцевым (см.: Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. М„ 1977).

социальных явлений. Эти признаки в их единстве, целостности и составляют, вероятно, ту субстанцию, которую К. Маркс именовал «правовой природой вещей» ' и которую надлежит выражать в законах государства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.