Сделай Сам Свою Работу на 5

Буржуазное и мелкобуржуазное политическое сознание





Раннебуржуазное сознание в борьбе с феодально-религиозной идеологией выдвинуло идею естественного права, естественного закона, которому должно соответствовать истинно разумное общественное устройство. Этот принцип в идеологической форме отражал претензию нарождающейся буржуазии и ее политического сознания на отражение всеобщего, общечеловеческого интереса.

Рожденная общей оппозицией «третьего сословия» феодальному режиму, политическая идеология, политическая программа, с которой буржуазия выступила в революции 1789—1793 годов, смогла на деле стать знаменем массовой борьбы, ибо на этом отрезке истории выражала их общую заинтересованность в ликвидации феодально-сословных порядков.

Буржуазные идеологи выработали действенную для своего времени идеологию в форме исторически оправданных, «правдивых иллюзий», поскольку присущие буржуазному обществу социальные антагонизмы не могли еще развернуться в полную меру. Но с утверждением капиталистического способа производства действительность резко разошлась с провозглашенными при свершении буржуазной революции идеологическими постулатами. Такие лозунги, как Свобода, Равенство, Братство, выдвинутые буржуазией на пороге революции, были подорваны временем. Утверждение господства буржуазии сопровождалось отделением ее идеологических постулатов от интересов народных масс, произошла девальвация всех некогда провозглашенных ценностей, «правдивые иллюзии» выродились в «умышленное лицемерие» '.



К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли объективные экономические и социальные корни, в силу которых буржуазное сознание приобретает мистифицированный характер: его источник — мистифицированная действительность, в которой отношения господства и подчинения вуалируются, приобретая вещный характер. Истоки извращенного сознания — в трех главных социально-экономических явлениях, присущих капиталистическому производству,— господстве вещи над человеком, мертвого труда над живым, продукта над производителем.

Кризис буржуазного сознания, особенно обостривший-

' См.: МарксК., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 283.

ся на этапе монополистического капитализма, является отражением в интеллектуально-духовной сфере политической эволюции самой буржуазии, потери буржуазным обществом исторической перспективы.



Одно из проявлений этого кризиса — усиление критических тенденций в рамках самого буржуазного политического сознания (например, неприятие манипулятивной пропаганды и наиболее уродливых форм буржуазной массовой культуры). Разумеется, по своему содержанию эта критика остается на почве буржуазности, выступая против «опасных крайностей» в идеологии и политике. В самом подходе к кризисным явлениям отчетливо обнаруживается классовая направленность буржуазного политического сознания — стремление устраниться от выявления и осмысления социально-экономических и политических причин кризиса. Причем весь спектр рассмотрения как глобальных, так и локальных вопросов сводится к различию их преломления в консервативном и либеральном сознаниях, которые выдаются буржуазными социологами за основные социальные типы общественного сознания в целом.

Несостоятельность такой типологии очевидна. Она отнюдь не исчерпывает все типы и формы политического сознания, существующие в современном капиталистическом обществе. Прежде всего она не учитывает роста авторитета и влияния идей социализма, распространение социалистической идеологии среди трудящихся капиталистических и развивающихся стран. Да и само буржуазное политическое сознание сегодня далеко не однородно. Оно расслоено и представлено в различных модификациях (буржуазно-экстремистское, буржуазно-либеральное, буржуазно-радикалистское и т. п.) '.



Что же касается критики существующих порядков со стороны как консервативных, так и либеральных идеологов, то она сводится к указанию на изъяны отдельных социальных и политических институтов, которые нужно либо «подвинтить», как считают консерваторы, либо «подрегулировать», как полагают либералы. И те и другие одинаково исходят из возможности решения всех социально-политических проблем на базе государственно-монополистического капитализма, с той разницей, что консервато-

' Критический анализ этих модификаций см. в кп.: Мшаениерадзе В. В. Современное буржуазное политическое сознание. М., 1981.

ры ориентируются на усиление репрессивной мощи государства, расширение зоны карательных мер, насаждение в массовом сознании идей антикоммунизма и шовинизма, выдаваемых за патриотизм, а либералы рассчитываютна эффективность более тонких механизмов социального регулирования, включающих различного рода реформы, экономические подачки, политическое маневрирование, стремясь создать иллюзию, что при желании, доброй воле и настойчивости все можно поправить. Монополистический капитал широко использует оба эти метода поддержания своего господства, сочетая насилие, принуждение и подавление с самой изощренной политической демагогией.

На поверхности явлений такая идеологическая ситуация из-за ее внешней пестроты может восприниматься как некий «информационный хаос», присущий буржуазной пропаганде в качестве ее естественного атрибута. В действительности это тщательно организованный, целенаправленный, скоординированный и контролируемый хаос, где каждая «версия» и «контрверсия» выполняет свою служебную роль.

Централизация и концентрация буржуазных средств информации, их сращивание со спецслужбами, возрастающий уровень планирования важнейших пропагандистских акций, в том числе и в международных масштабах, представляет одну из наиболее характерных и все более усиливающихся тенденций в организации и функционировании идеологических институтов государственно-монополистического капитализма.

Симптомом времени является то, что в США и других странах НАТО заметно активизировались силы, находящиеся на крайне правом политическом фланге, выступающие с позиций воинствующего антикоммунизма и антисоветизма, делающие ставку на развертывание «психологической войны» против стран социализма. Естественно, что при этом буржуазно-либеральные концепции, которые активно пропагандировались в мире капитализма еще совсем недавно, все более отодвигаются на задний план. Такова нынешняя политико-идеологическая переориентация в позиции правящего класса — монополистической буржуазии.

Особое место в духовной жизни буржуазного общества занимает мелкобуржуазное сознание, отражающее социальную психологию средних слоев. Исследованию этой формы классового сознания Коммунистическая партия всегда придавала и придает большое значение. Задачи борьбы за мир, демократию и социализм, проблемасо-

юзников рабочего класса в революционном переустройстве общества, построении и совершенствовании экономических, социальных и моральных основ социализма, преодоления негативных явлений в его жизни, то есть совокупность важных теоретических и практических вопросов, требуют ясного понимания источников, природы мелкобуржуазного сознания, характера его эволюции и причин существования в остаточных формах, когда исчезают в целом социально-классовые причины, вызвавшие его к жизни.

Идеологическая деятельность партии, ее политика в целом всегда строились на основе всестороннего учета сознания и психологии мелкобуржуазных слоев, выявления тех сложных и противоречивых идеологических форм, в которых происходила социально-психологическая реакция на изменения в реальной жизни крестьянства, интеллигенции и т. д. Большое внимание этим проблемам уделял В. И. Ленин в период как подготовки к революции, так и перехода к социалистическому строительству. Он указывал, что в мелкобуржуазной индивидуалистической идеологии нужно уметь выделять «здоровое и ценное ядро искреннего, решительного, боевого демократизма крестьянских масс» '. Крестьянству, которое в силу своего объективного положения является «реалистом и практиком», присущи глубокий патриотизм, рожденный веками обособленных отечеств, трезвое восприятие жизни, уважение к труду и земле, бережное сохранение народных традиций, языка, культуры, выработанных вековым опытом трудовой жизни. Все это составляет сердцевину его социального рассудка, заключает в себе черты, которые могут быть подвержены дальнейшему прогрессивному развитию и обогащению. На «здоровое и ценное ядро» крестьянского сознания всегда опирался рабочий класс, вовлекая массы трудового крестьянства в революционную борьбу и активное строительство нового общества.

Противоречивость мелкобуржуазного политического сознания объясняется тем, что, в отличие от крупной буржуазии, мелкобуржуазный слой стоит в стороне от реальной политики, не ведает тайных пружин и действительных механизмов власти, не видит внутренней связи между крупным капиталом и буржуазным государством и потому судит о политике правящих кругов по ее фасаду и внешним атрибутам, не различая за фразеологией реаль-

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 22, с. 121.

ности жизни, принимая слова и заявления на веру. Отсюда и проистекают характерные для мелкобуржуазного политического сознания иллюзорные представления о возможности «демократии вообще», о «надклассовости» власти, государства. Крупный капитал заинтересован в поддержании подобных иллюзий, опирается на них в интересах сохранения своего влияния и господства, умело используя при этом то обстоятельство, что на поверхности явлений с точки зрения объективного положения мелкобуржуазного слоя подобные иллюзии действительно начинают казаться жизненными реалиями,

Иллюзорные формы сознания, стихийно рождаемые капиталистическим способом производства, поддерживаемые и целенаправленно укрепляемые политической властью и пропагандистским аппаратом монополистического капитала, освящаемые традицией, религией, усиленно окрашиваемые в «национальные цвета», врастают в массовое сознание, приобретают большую инерционную силу. Их нельзя просто отсечь, отбросить, ими нельзя пренебречь, не считаться с ними в политико-идеологической сфере и после революционного переустройства общества. Нужна упорная и настойчивая работа воспитания, освоения новых жизненных ценностей, принципов общественного поведения, овладения политической культурой социализма.

Иллюзии, мифы и предрассудки, присущие мелкобуржуазному сознанию, обычно начинают рушиться или давать трещину в кризисных, переломных ситуациях, при обострении классовых противоречий, когда оно сталкивается с неприкрытой сутью политической жизни и возникает острейшая проблема социального выбора, когда наглядно обнаруживается связь между идеологическими позициями и реальными действиями партий, классов, социальных групп.

В. И. Ленин ясно показал, как менялись сознание, психология средних слоев, в частности трудового крестьянства, в динамике революции, гражданской войны, перехода к мирному строительству, когда делались первые шаги в историческом акте превращения «моего» в «наше». До Октябрьской революции это была психология задавленного, подневольного человека, окутанного со всех сторон имущими, эксплуататорскими классами, которые не могли и не желали дать ни земли, ни воли, ни мира. И естественно, что в первое послереволюционное время «все его внимание, все помыслы, все силы души устремлены только на то, чтобы вздохнуть, выпрямиться, развернуться, взять

ближайшие блага жизни, которые можно взять и которых не давали ему свергнутые эксплуататоры» '.

Вызванный революцией процесс социально-психологического раскрепощения масс там, где он затрагивал средние слои, проходил весьма сложно, в противоречивых формах. Сказывался мелкобуржуазный характер политического сознания мелких собственников. Желание «взять ближайшие блага жизни» нередко выливалось в стремление «урвать», приобретало соответствующие индивидуалистическому сознанию формы отношения к «казенному», государственному. И лишь когда рядовые представители масс почувствовали, убедились, что это ведет к усилению разрухи, грозит хаосом и гибелью, возвратом власти помещиков и капиталистов, начал происходить перелом в их политическом сознании и социальных ощущениях, способствуя рождению нового отношения к общественному.

В противоречивом движении массового сознания к новым реальностям недостаточно полагаться только на естественный ход событий. Важно активизирующее влияние на ход этого перелома со стороны политического авангарда — партии коммунистов, являющейся «сознательным выразителем стремления эксплуатируемых к освобождению...» 2. В преодолении мелкобуржуазности, в укреплении повседневной трудовой дисциплины и общественного порядка, всего того, что отвоевано революцией, узаконено, намечено самими трудовыми массами, в революционном творчестве социалистических форм общественной жизни, несовместимых с анархическим своеволием, распущенностью и расхлябанностью в труде, в воспитании нового отношения к народным богатствам В. И. Ленин видел реальные черты утверждения социалистического сознания и психологии хозяина страны у миллионных масс трудящихся.

Сознание мелкобуржуазных слоев, отражающее двойственное положение своих носителей (с одной стороны — тружеников, а с другой—мелких собственников), развивается в постоянном противоборстве своего рассудка и предрассудка. В переходный период от капитализма к социализму, в поворотных и критических социально-политических ситуациях мелкобуржуазное сознание оказывает влияние на сознание, психологию и отдельных групп пролетариата. Даже тогда, когда устранены его социальные

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 201.

2 Там же.

причины, оно продолжает функционировать в своих остаточных формах в виде предрассудков, пережитков и т. п., которые могут оживляться, если не вести с ними принципиальной идейной борьбы. Не только сила социальной инерции и известное отставание общественного сознания от общественного бытия поддерживают мелкобуржуазные, и прежде всего мещанско-потребительские, взгляды на жизнь и труд в условиях социализма. Они питаются, воспроизводятся нарушениями социалистических принципов в труде, распределении, в общежитии, являясь своеобразной реакцией части людей на объективные трудности и жизненные противоречия, оживляясь и распространяясь как результат недостатков и упущений в распределительных отношениях, затрагивающих непосредственные интересы миллионов, в управленческой и хозяйственной деятельности, в воспитательной работе. Вот почему борьбу с негативными явлениями в процессе идеологической деятельности КПСС не сводит к просветительской работе, не ограничивает пропагандистскими призывами изменить сознание вне изменения реальных отношений, а рассматривает ее в широком комплексе социально-экономических, административно-хозяйственных, юридическо-правовых и идейно-воспитательных мер. Она нацеливает на внимательное изучение и устранение тех пробелов в хозяйственной практике, в правовых нормах, которые создают почву для неконтролируемого движения денежных средств и материальных ценностей, на осуществление всенародного контроля за мерой труда и мерой потребления, чтобы надежно перекрыть все источники нетрудовых доходов, существование которых наносит ущерб не только экономике, но и делу воспитания.

По своим проявлениям мелкобуржуазное политическое сознание — это неустойчивое, колеблющееся сознание со множеством оттенков, переливов, переходов, трудно поддающихся фиксации. Присущие ему отливы и приливы, резкая смена психологического настроя являются отражением, зачастую причудливым и искаженным, меняющейся общественно-политической ситуации, перемен в обстановке, в соотношении борющихся классовых сил и других объективных факторов.

История знает немало примеров, когда в критических ситуациях с помощью изощренной социальной и националистической демагогии, дезинформации и клеветы, спекуляции на национальных, религиозных и иных чувствах реакции удавалось увести мелкобуржуазные слои в сторо-

ну от их собственных коренных интересов, толкнуть на путь противостояния силам прогресса, демократии и социализма.

Поэтому в идеологической борьбе так важно не только своевременно улавливать зигзаги и повороты в общественных настроениях, но и чутко реагировать на них, занимать активную позицию, направляя движение этих настроений. «Политик, сознающий свои задачи,— писал В. И. Ленин,— должен научиться вызывать этот поворот в отдельных слоях и группах широкой мелкобуржуазной демократической массы, если он убедился, что для такого поворота имеются серьезные и глубокие исторические причины» '. Говоря о «слоях и группах широкой демократической массы», Ленин имел в виду и кустаря, и ремесленника, и рабочего с сохранившимися мелкобуржуазными взглядами, служащих, интеллигенцию. Анализ специфики политического сознания и психологии интеллигенции как особого социального слоя всегда был в поле зрения марксистско-ленинской мысли. На его основе вырабатывалась культурная политика партии, методы и формы работы с представителями творческих профессий.

По определению К. Маркса, к сфере деятельности интеллигенции относится «производство науки, искусства и т. д.» 2. Среди высших человеческих достоинств, которыми обладает интеллигенция, В. И. Ленин называл «опыт и знания» 3. Трудно переоценить значение и роль этих качеств в развертывании научно-технического прогресса, в обогащении культурно-духовной жизни общества, в сфере управления. Именно интеллигенция является той интеллектуальной силой, которая обслуживает духовное производство, многообразные формы и сферы духовной деятельности (наука, искусство, литература, философия и т.д.).

Интеллигенция всегда выступала как политически активный слой, чутко реагирующий на все общественные перемены. «...Интеллигенция...— Отмечал В. И. Ленин,— всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе»4. Из ее среды каждый класс «вербует» своих идеологических представи-

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 194.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 375.

3 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 452.

4 Там же, т. 7, с. 343.

телей, способных на профессиональном, теоретическом уровне разрабатывать его политическое сознание.

В условиях капитализма социально-экономические, политические и духовные факторы жизни неоднозначно преломляются во взглядах интеллигенции. Это обусловлено уже своеобразием ее социального положения, она, как показал В. И. Ленин, примыкает «отчасти к буржуазии по своим связям, воззрениям и проч., отчасти к наемным рабочим...» '. Ныне в капиталистических странах происходит дальнейшая социальная дифференциация интеллигенции: одна ее часть переплетается с государственно-монополистическим аппаратом, сращивается с господствующим классом, а другая сама становится объектом капиталистической эксплуатации, примыкает к рабочему классу. Резко ускоряет социальную дифференциацию в ее среде и научно-техническая революция. Причем эти процессы затрагивают интеллигенцию не только технического, но и собственно идеологического профиля.

Основным продуктом капиталистического духовного производства становится массовая культура, диктующая «на рынке идей» свои требования, сужая свободу творческой деятельности художественной интеллигенции даже в сравнении с теми ограниченными возможностями и правами, которыми она пользовалась в условиях свободной конкуренции.

Эти объективные тенденции, характерные для современного капитализма, обусловливают особенности духовно-практического отношения интеллигенции к миру, закрепленного в системе идей, образов, символов и т. д., противоречивость, неоднозначность присущего ей типа политического сознания. Если его сильные стороны состоят в критике антигуманистического характера капитализма, отстаивании гуманистических идеологических ценностей, и прежде всего такой ценности, как мир, то социальная слабость проявляется в иллюзиях «надклассовости», в неспособности понять причины и суть социальных противоречий и борьбы классов, в неприятии зачастую всякой политики, всякой идеологии независимо от их классовой направленности. Ведь аполитизм — тоже форма проявления политического сознания.

В целом политическое сознание буржуазной интеллигенции характеризуется сложной гаммой социально-политических настроений, мировоззренческих установок.

' Ленин В. П. Полн. собр. соч., т. 4, с. 209.

Объективная логика общественного развития делает прогрессивную интеллигенцию естественным союзником рабочего класса в борьбе против всевластия монополий, за глубокие демократические преобразования, социализм. Однако сами по себе объективные предпосылки, естественно, еще не обеспечивают глубокого усвоения социалистической идеологии. Различные псевдомарксистские, в том числе праворевизионистские и левацкие, концепции и взгляды, разделяемые определенной частью интеллигенции буржуазных стран, свидетельствуют о сложности и противоречивости этого процесса. Овладение научным революционным мировоззрением предполагает пересмотр ранее сложившихся воззрений, отказ от укоренившихся в сознании буржуазных иллюзий и предрассудков, восприятие новой системы духовных ценностей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.