Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 11 глава





Преимущество относительно дифференцированного анализа экологической проблемы заключается в следующем.

Во-первых, существенно конкретизируется задача исследова­ния. Оказывается возможным непосредственное изучение отдель­ных аспектов экологической проблемы (физических, химических, биологических, технологических, экономических, правовых и т.д.).

Во-вторых, неискаженное разделение экологической проблемы на составные части, подсистемы позволяет ставить локальные вопросы перед отдельными специальными дисциплинами, соот­ветствующими группами исследователей.

В-третьих, оказывается возможным выявить иерархическую структуру экологической проблемы, взаимосвязи между составля­ющими ее подсистемами.

В-четвертых, можно более четко уяснить границы проблемы, реальные возможности решения отдельных ее сторон. Экологичес­кая проблема как проблема взаимодействия общества и природы в ряде отношений представляется вечной. Но многие ее проявле­ния могут быть решены и решаются при конкретно-историческом подходе, в пределах тех или иных географических границ, в изве­стном интервале времени, наконец, в зависимости от социально-экономических, технологических и других условий.



Для уточнения места и роли отдельных научных дисциплин в структуре современных экологических исследований необходимо рассмотреть вопрос о соотношении фундаментальных и приклад­ных аспектов экологической проблемы. Это позволяет конкретно определить, какие области естествознания, общественных и тех­нических наук могут оказать действенное влияние на развитие экологии.

При расчленении экологической проблемы прежде всего должна быть учтена ее целостность, тесная, можно сказать, органическая взаимосвязь между ее отдельными сторонами. Поэтому экологическую проблему целесообразно предвари­тельно структурировать по принципу фундаментальности, а затем использовать дисциплинарный подход.

Для проведения фундаментальных экологических исследования необходимо привлечение широкого круга научных дисциплин, организация комплекса научных работ. В социально-философском плане в таких исследованиях предстоит определить общие ценно­стно-мировоззренческие, методологические, культурологические основы решения экологической проблемы и, опираясь на резуль­таты такого исследования, на общетеоретическом уровне опреде­лить пути снятия различных экологических противоречий. Эти рекомендации философского анализа могут стать установками и для социально-экологических исследований, и для исследований в других конкретных областях науки. В условиях чрезмерной спе­циализации современного знания философия призвана объединить разноплановые подходы к экологической проблеме. В то же вре­мя она ведет традиционный методологический поиск. Философс­кое осмысление позволяет выработать методологический аппарат, который необходим для наук, изучающих проблемы экологии.



Важнейшим индикатором состояния экологического сознания общества должны стать социологические исследования. Только на основе их результатов можно осуществлять управление процесса­ми формирования экологического мышления, экологизации раз­личных сфер человеческой деятельности.

Результаты экологических исследований могут оказать суще­ственное влияние на развитие экономических дисциплин, обосно­вывающих целесообразность размещения, развития, как отдельных производств, так и их комплексов в тех или иных регионах. В на­стоящее время экономические, социальные, технологические и биологические процессы столь тесно взаимозависимы, что возник­ла объективная необходимость рассматривать современное мате­риальное производство как единую эколого-экономическую сис­тему. Существенное значение для оптимального развития эконо­мики имеет тщательный учет экологических факторов, специфики отдельных биогеоценозов, динамики биосферных процессов. В естественнонаучном плане фундаментальные исследования эколо­гической проблемы позволяют под несколько иным углом зрения рассматривать такие вопросы, как сущность жизни, условия ее возникновения, взаимодействие различных уровней и форм орга­низации материи, вещественно-энергетический и информацион­ный обмен между различными материальными системами и др.



Следует особо отметить, что важнейшим аспектом исследова­ний экологической проблемы является дальнейшее углубление и развитие учения В.И. Вернадского о биосфере. Многие стороны экологической проблемы обусловлены недостаточностью знаний о структуре и механизме биосферных процессов. Между тем, по­чти вся человеческая деятельность происходит и, видимо, в основ­ном, всегда будет происходить в пределах биосферы.

Фундаментальные аспекты экологической проблемы требуют специального рассмотрения на основе физических и химических методов. Без физики и химии невозможно решение и целого ряда прикладных аспектов экологической проблемы, в частности, воп­росов, связанных с созданием качественно новых технологичес­ких основ современной энергетики и промышленности.

Имеющиеся знания о природных процессах, возможных по­следствиях техногенного воздействия на них далеко не удовлет­ворительны. Этот пробел в знаниях об окружающей природной среде может быть отчасти восполнен путем синтеза наличных знаний, поэтому необходимы всесторонние исследования изменений, возникающих в естественных системах вследствие человечес­кой деятельности.

Под влиянием экологической проблемы реально вырисовыва­ются контуры новых направлений исследований. К их числу мож­но отнести разработку методов производства энергии и веществ, обеспечивающих минимальное воздействие на внешнюю среду; предварительного определения экологических последствий тех или иных научно-технических разработок; контроля за состоянием различных параметров окружающей природной среды; экономи­ческой оценки ущерба, причиняемого из-за загрязнения биосфе­ры и некоторых других. Исследования, связанные с экологической проблемой, способствуют возрастанию значимости целостного подхода, усилению интегративных тенденций, появлению новых познавательных принципов и методов.

При рассмотрении, например, влияния экологической пробле­мы на теоретические основы развития новой техники следует учи­тывать сложную структуру совокупности знаний, необходимых для разработки технических объектов. Она включает знания соци­альные (определяющие общественные требования к техническим объектам); социально-технические (характеризующие технические объекты с точки зрения различных социальных показателей); ес­тественно-научные (раскрывающие свойства и закономерности тех или иных материальных образований в их природном проявлении, которые могут быть использованы для создания технических объектов); наконец, собственно научно-технические.

Под влиянием экологической проблемы существенные измене­ния происходят во всей совокупности этих знаний. В системе со­циальных требований к разрабатываемой новой технике отража­ются экологические потребности общества. Последние в ряде слу­чаев могут определять само назначение разрабатываемого технического объекта, как это имеет место, например, сейчас при создании различных очистительных сооружений, в перспективе -тех или иных вариантов экологического производства. В число важнейших социальных показателей технических нововведений включаются возможные их физические, химические, биологичес­кие и другие воздействия на окружающую природную среду. Со­держательно новые проблемы возникают перед естественно-науч­ными и научно-техническими знаниями, ориентированными на создание технических объектов. Многие из них становятся предметом самостоятельных фундаментальных исследований как в рамках технических, так и соответствующих естественных наук.

В ходе взаимодействия общества и природы возникают мно­гочисленные явления и процессы, которые как важнейшие состав­ляющие объективной реальности должны стать, прежде всего, предметом фундаментальных исследований. Эти исследования призваны охватить как «чисто» природные явления и отдельные процессы в технических объектах (важные в теоретическом отно­шении), так и результаты антропогенного воздействия на природ­ную среду. Данное воздействие зачастую приводит к образованию совершенно новых феноменов, познание сущности которых пред­ставляет значительные трудности. Многое предстоит выяснить, в частности, в процессах, происходящих в озоновом слое атмосфе­ры, во влиянии радиации, электромагнитных волн, шума на раз­личные экосистемы и здоровье человека. Как отмечает в этой связи известный физик Вайскопф, «мы стоим перед сложной путаницей физических, химических и биологических причин и следствий, многие из которых понятны лишь отчасти. Потребуется провести множество тщательных фундаментальных исследований, прежде чем можно будет эффективно приняться за решение этих проблем. Если технические решения вводятся до того, как условия полнос­тью поняты, попытки улучшить ситуацию могут привести к ее ухудшению»[26].

Познавательные средства физики и химии позволяют выявить ряд существенных сторон в вещественно-энергетической динамике биосферных процессов. Так, в настоящее время одной из актуаль­ных задач науки становится изучение возможных глобальных сдви­гов химизма биосферы и ее физических параметров под действи­ем техногенных факторов.

В углубленное изучение современной экологической ситуации значительный вклад вносит химическая экология. Главной задачей химической экологии становится определение условий оптималь­ного обмена веществ между человеком и природой. Исследование химического воздействия человека на биосферу стало задачей химической экологии, и загрязнение биосферы непосредственно касается ее предметного поля.

В химической экологии эффективно используются методологи­ческие средства химического познания. В частности, эмпирические законы, которым принадлежат важные познавательные функ­ции в химическом знании, имеют столь же широкое распростра­нение в химической экологии.

К настоящему времени совместными усилиями химиков, био­логов, медиков установлено множество эмпирических закономер­ностей, обладающих достаточной всеобщностью. В качестве при­меров можно привести закономерность аккумуляции (биоконцен­трации) химических элементов и соединений в живых организмах; закономерность мутагенного, канцерогенного воздействия хими­ческих соединений на человека; закономерность увеличения па­тологий и возникновения новых заболеваний в зависимости от степени загрязнения биосферы; закономерность повышения окси­да углерода в атмосфере и др.

Решение экологической проблемы самым непосредственным образом зависит от развития целого ряда теоретических направ­лений химии. Так, с теоретическими исследованиями строения молекул и их способности к химическим превращениям связана разработка альтернативных химических технологий. Основу лю­бого химико-технологического процесса составляет определенная химическая реакция превращения одного вещества (исходного сырья) в другое вещество (конечный продукт). Наличие экологи­ческих критериев диктует необходимость знания таких механиз­мов химических превращений, которые позволили бы оптимизи­ровать данный процесс с точки зрения повышения его эффектив­ности, уменьшения отходов и т.д.

Совершенно необъятным полем для химической кинетики яв­ляется изучение химических взаимодействий многочисленных заг­рязнений во времени, в различных средах. Изменение структуры, организованности привнесенных человеком в биосферу веществ имеет существенное значение для диагностирования качества ок­ружающей природной среды, прогнозирования здоровья людей.

В области химии высоких энергий особое «экологическое зна­чение» приобретает радиационная химия. Развитие атомной энер­гетики, горнодобывающей промышленности, широкое применение радиоактивных веществ в различных областях человеческой дея­тельности повышают опасность загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами. Обезвреживание радиоактивных отходов, содержащих долгоживущие изотопы, их надежная изоля­ция являются важнейшей проблемой современности. Радиационная химия в свете экологических потребностей общества призва­на разрабатывать методы обезвреживания и захоронения радиоак­тивных отходов.

Неорганическая химия привносит существенный вклад в созда­ние новых материалов с нужными человеку свойствами и в эко­номию естественных ресурсов природы. Химическая промышлен­ность способна уже сейчас создавать в больших объемах искус­ственные заменители природных веществ и материалов. Химия в состоянии изменить свойства природных веществ и создавать ма­териалы с заданными свойствами, не встречающимися в приро­де; объем созданных подобным образом сырьевых ресурсов раз­личных производств постоянно увеличивается. И если сейчас хи­мическое производство экологически не всегда чисто и химическая промышленность еще является источником загрязнения и разру­шения среды, то с ее рациональным развитием принципиально возможно решение проблемы ресурсов, энергии и безотходного производства.

Развитие эволюционной химии создает основу для качествен­но новой химико-биологической технологии, позволяющей обес­печить человечество любыми органическими веществами, в том числе пищевыми продуктами. Переход человеческого общества к технологии производства пищевых продуктов означает резкое со­кращение нужных для агропроизводства площадей, полную неза­висимость от живого вещества земной биосферы и предохранение ее от дальнейших деградационных изменений за счет сокращения и упорядочения оставшейся сельскохозяйственной деятельности. Химико-биологическое производство может быть организовано в любом месте, оно не зависит ни от погодных условий, ни от раз­меров посевных площадей на поверхности земли, ни от ресурсов органического сырья, не имеет ограничений роста.

Переход человеческого общества к технологии производства пищевых продуктов на основе развития достижений эволюцион­ной химии и искусственных живых систем, судя по всему, неиз­бежен. Время, когда человеческая цивилизация станет способной полностью обеспечить себя искусственными пищевыми продук­тами будет принципиально важным поворотным моментом в ис­тории развития общества и его взаимоотношений с природой. За­менив в основном сельскохозяйственное производство продуктов питания промышленным, человечество уменьшит негативные яв­ления в биосфере. При этом человечество, изменив источник питания, перестанет быть исключительно гетеротрофным, поддер­живающим свое биологическое существование за счет продукции естественной биосферы, и сделается автотрофным, независимым от биосферы, т.е. в принципе способным обеспечить свое пита­ние продуктами, полученными из минеральных веществ посред­ством химико-биологической технологии. Вместе с тем, известный антагонизм взаимоотношений человечества и природы, характер­ный для наших дней и обусловленный противоречием между от­носительной ограниченностью ресурсов биосферы, ростом потреб­ностей производства и углублением деградационных изменений окружающей среды, значительно ослабится, поскольку ряд потреб­ностей общества будет удовлетворяться в основном не за счет ес­тественной биосферы.

Переход человечества в глобальную автотрофную цивилизацию при овладении способами производится предсказывал В.И. Вер­надский[27]. На основе анализа общих тенденций развития биосфе­ры и человеческой цивилизации он пришел к выводу, что расту­щий дефицит продуктов питания может быть устранен только за счет изменения их источника. В.И. Вернадский был убежден, что со временем человечество разработает способы производства ис­кусственных пищевых продуктов, хотя не видел конкретных пу­тей решения этой проблемы.

Наконец, развитие энергетической базы материального произ­водства связано со все более широким использованием химичес­ких процессов и химического совершенствования конструкцион­ных материалов. Причем участие химии здесь двояко: во-первых, это сами химические процессы как источники энергии. Во-вторых, это искусственные, химическим путем получаемые специальные материалы для изготовления энергетических средств труда (паро­вых котлов, реактивных двигателей, двигателей внутреннего сго­рания, атомных реакторов и т.д.).

В-третьих, это создание различных видов искусственного топ­лива и химических добавок к нему.

Свойства макромолекул позволяют предполагать, что когда-нибудь вообще исчезнут четкие грани между материалом, маши­ной и источником энергии. Применение самодвижения полимер­ных материалов дает возможность создавать принципиально новые регулирующие устройства, где будут использованы не только взаимопереходы механической и физической форм движения, но и переход химической энергии в механическую и обратно.

В целом достигнутый уровень химического знания, обеспечи­вая высокоэффективный технологический процесс, породил сово­купность проблем экологического характера, которые требуют комплексной оценки преимуществ, эффективности и совершенства химической технологии с принципиально иных, прежде всего био­сферных и человеческих измерений.

Специфика интеграции химии и экологии, как видно, находит свое выражение в значительном расширении объекта химическо­го исследования. Современное химическое знание в большинстве случаев позволяет с фундаментальных позиций решать задачи осуществления самых сложных процессов химического превраще­ния и с большой точностью определять и описывать разнообраз­ные свойства, проявляемые при этом. Каждое химическое соеди­нение при этом находит систематизированную эмпирическую и теоретическую «паспортизацию», включающую химические и ме­ханические свойства. Наряду с этим в экологическом аспекте осо­бое значение приобретает свойство химических веществ оказывать воздействие на все живое, т.е. специфическое химическое взаимо­действие с биологическими системами и изменение их структуры и качественных характеристик на всех уровнях организации био­сферы.

Долгое время в практической деятельности игнорировалось единство неживой и живой природы, что определило развитие технологии производства без достаточной изученности их влияния на естественную среду обитания человека. Механизмы влияния отдельных химических соединений, химических технологических процессов на биосферу практически мало изучались, как якобы несущественные по сравнению с самими процессами химическо­го производства. Однако без глубокого познания этих сложнейших, многоступенчатых, имеющих цепной характер взаимодействий принципиально невозможно предвидение и прогнозирование ре­зультатов и перспектив взаимодействия технологической деятель­ности человека и природы. Поэтому сегодня естествознание, ис­пытывая экологизацию всех его сфер, столкнулось с довольно сложной методологической проблемой, суть которой сводится к тому, что наука еще не располагает достаточными системами сле­жения за химическим составом биосферы. Знания об ответном реагировании биосферы на мощное химическое воздействие се­годня столь фрагментарны, неполны и мало систематизированы, что не позволяют утвердительно говорить о наличии достаточно эффективного методологического инструментария в познании хи­мизма взаимодействия общества и природы. По существу химия находится на начальном эмпирическом этапе фундаментального «симбиоза» с экологическим знанием. В этом отношении совре­менная экология - это не локально очерченная система знаний, а фактор детерминации развития химического и научного знания в целом. Экологизация становится фактом, существенно определя­ющим дальнейшее развитие химических знаний.

Успешное развитие естествознания вне связи с экологическим знанием, вне экологической рефлексии в настоящее время стано­вится практически все более нереальным и малоэффективным в перспективе. Косвенным подтверждением сказанному в определен­ной степени служит то, что химическая деятельность подвергает­ся жесткой социальной апробации. Однако, вполне очевидно, что задачу значительного уменьшения негативного воздействия хими­ческого производства на окружающую среду и гармонизацию этого взаимодействия призвана решать интегрированная наука.

Определенным подтверждением этого может послужить и на­учный анализ путей решения энергетической проблемы. Производ­ство энергии на Земле на основе использования невозобновимых ресурсов - угля, нефти, газа, ядерных и термоядерных источни­ков - не должно превышать некоторого предела, определяемого тепловым балансом поверхности нашей планеты. Вместе с тем увеличение производства энергии на основе невозобновимых ре­сурсов ведет к интенсивному химическому загрязнению атмосфе­ры, гидросферы и литосферы, повышает вероятность радиоактив­ного заражения среды. Энергия Солнца, ветра, приливов и геотер­мальных источников существует в природе. Преобразование в электрическую энергию не должно нарушать тепловой баланс планеты и химический фон окружающей среды. Но, к сожалению, при этом довольно распространенным является мнение, что ис­пользование солнечной энергии в широких масштабах не требует технического усовершенствования и продуманного выделения ка­питаловложений, чтобы сократить производственные издержки. Такая установка приводит зачастую к созданию заведомо нереа­лизуемых на практике технических проектов. В частности, как показал академик П.Л. Капица, в подобных проектах обычно не учитывается одна из фундаментальных закономерностей природы, связанная с существованием ограничений для плотности потока энергии[28]. Трансформация одного вида энергии в другой ограни­чивается физическими свойствами той среды, через которую она передается. Это приводит к тому, что при необходимости получе­ния больших мощностей целый ряд способов преобразования энергии оказывается практически неэффективными или нереали­зуемым. Расчеты, произведенные П.Л. Капицей, например, пока­зывают, что для получения только 100 мВт электрической энер­гии путем непосредственного преобразования солнечной энергии необходимо покрыть площадь 1 кв. км фотоэлектрическими дат­чиками. Данная сложность затрудняет также техническую реали­зацию проектов преобразования энергии ветра и геотермальных источников при больших мощностях. Закон, ограничивающий плотность потока энергии, наравне с законами сохранения и вто­рым началом термодинамики ставит «вето» на заведомо нереаль­ные решения и как бы направляет технические поиски.

Разумеется, сказанное не относится к случаям преобразования энергии Солнца, ветра, геотермальных источников в ограниченных масштабах и не исключает разработку способов их опосредован­ного использования для получения больших мощностей. Напри­мер, весьма вероятным путем развития солнечной энергетики в условиях Земли является аккумулирование энергии Солнца по­средством фотосинтеза в особых, восприимчивых к свету видах деревьев и растений и последующее их использование. Подлин­ную энергетическую революцию может произвести решение про­блемы искусственного фотосинтеза.

Итак, казалось бы сугубо техническая задача - производство энергии- оказывается тесно связанной с фундаментальными воп­росами теплового и радиоактивного «барьера». При переходе этих границ не исключена вероятность нарушения естественного дина­мического равновесия между различными компонентами атмосфе­ры и резкого уменьшения озонового экрана биосферы.

Интересный пример приводит В.Вайскопф для иллюстрации возможностей физики в объяснении особенностей природных ус­ловий Земли. Он пишет: «Мы знаем, что на Земле есть и высокие и низкие горы. По почему наибольшая их высота составляет лишь около 10 км, а не, скажем, в пятьдесят раз больше... Оказывает­ся, эта величина определяется самой физической сущностью твер­дого вещества скальных пород. Она также связана с такими вели­чинами, как напряженность поля силы тяжести, выражаемая че­рез гравитационную постоянную, и с числом протонов и нейтронов в веществе Земли... Критическая высота гор на других планетах может оказаться иной из-за того, что там ускорение силы тяжести будет другим, или же горы будут образованы из других материалов»1. Теоретические расчеты, приведенные им, показы­вают, что действительно в условиях Земли реальная высота гор не может быть более 10 км.

В методологическом отношении этот пример замечателен тем, что наводит на мысль о глубоких основаниях существующих на нашей планете различных природных образований, ставших при­вычными постоянных интервалов изменения физических, хими­ческих, биологических параметров и т.д., показывает, что «систе­ма мер» биосферы не случайна и требует для своего объясне­ния фундаментальных исследований.

Вполне понятно, что подобные фундаментальные исследования возможны на основе тесного взаимодействия технических и есте­ственных наук. В силу этого в определенном отношении меняет­ся и целевая установка фундаментальных областей естествозна­ния. В рассматриваемом случае их задача вовсе не должна огра­ничиваться объяснением естественной истории и условий формирования современных параметров биосферы. В нее долж­но входить и прогнозирование реакции природной среды на пре­образовательную деятельность человека. Стоящие перед ним за­дачи нельзя сводить лишь к созданию теоретических моделей дей­ствительности, обогащению научной картины мира и т.д. Они должны включать и исследование реальных возможностей и пер­спектив технического освоения природы. Ныне это становится очевидным и в силу наметившегося влияния некоторых послед­ствий технической деятельности человека на важнейшие физичес­кие и астрономические параметры нашей планеты. В частности, на такие, как характер распределения напряженности магнитного и гравитационного полей Земли.

В конечном итоге в более широкой исторической перспективе основной целью фундаментальных исследований в области есте­ствознания является создание необходимой теоретической осно­вы для развертывания практической, технической деятельности человека.

Следует подчеркнуть, что при решении экологической пробле­мы связь естественных и технических наук не является односто­ронней.. Это выражается не только в практической проверке тео­ретических разработок, в постановке новых проблем и задач ис­следования, но и в обеспечении фундаментальных и прикладных исследований, ведущихся в области естественных наук, необходи­мыми средствами познания - приборами, вычислительными ком­плексами, средствами автоматической обработки информации и т.д., которые создаются на основе технических наук.

Экологическая парадигма предполагает гуманизацию науч­ного поиска, включающего в качестве неотъемлемого компо­нента фактор ответственности человека за последствия своей деятельности перед людьми и природой. Она запечатлевает оп­ределенный способ отношения к миру, в которой включены как онтологические представления, так и аксиологические ориентации, установки, стереотипы, направляющие индиви­дуальное и социальное поведение человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие факторы обуславливают необходимость экологизации науки?

2. Как этот процесс проявляется в различных областях науки?

Что следует понимать под экологическим синтезом знаний?

 

 

Лекция 13. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

КРИТЕРИИ ТЕХНОГЕНЕЗА

Давайте внимательно черпать из чаши природы, чтобы недвижными остались подвижные воды.

Низами Гянджеви

В условиях глобализации устойчивое развитие общества воз­можно при целенаправленном развитии науки и техники, форми­ровании качественно новой, отвечающей экологическим критери­ям техносферы. Гуманистическая ориентация теоретического и практического освоения действительности, движение научной и технической мысли в интересах человека и его перспективы дол­жны предполагать экологические ценности, ориентацию на сохра­нение биосферы. Но управляем ли научно-технический прогресс?

Овладение научно-техническим прогрессом необходимым образом предполагает управление развитием науки и техники. Однако вопрос о возможности управления научно-техническим прогрессом остается открытым. Известны попытки обосновать нежелательность управления данным процессом. Считается, на­пример, что управляющее воздействие на развитие науки и техники приведет к подавлению личной свободы ученых и инже­неров и, в конечном итоге, к стагнации научно-технического про­гресса.

Понятно, что при бесконтрольном развитии науки и техники невозможны подчинение научно-технического прогресса интере­сам человека, проведение определенной технической политики, оптимизация затрат на данную сферу деятельности. С этим поло­жением вряд ли можно согласиться. Основное назначение науки и техники заключается в умножении и усилении способностей человека теоретически и практически осваивать природную и со­циальную действительность на благо человека.

Управление любым объектом предполагает наличие определен­ной цели, достижение которой представляется необходимым. Да­лее существенное значение имеет наличие управляющих факто­ров, обусловливающих оптимальное движение данного объекта к указанной цели. В этом смысле управление научно-техническим прогрессом предполагает обоснование принципов и целевых ори­ентиров управления и системы мер по управлению развитием на­уки и техники.

В свете этих соображений представляется важным выяснение, по меньшей мере, следующих вопросов: какие обстоятельства влияют на формирование цели технического развития; какие ме­ханизмы и при каких условиях могут обеспечить управление раз­витием техники. Развитие техники детерминируется разнообраз­ными потребностями - экономическими, социальными, военными, политическими и другими при определяющей в конечном счете роли экономических потребностей. Имеется также существенная связь между ценностной ориентацией общества и техническим освоением природной действительности. По своей форме она яв­ляется опосредованной, и одним из ее посредствующих звеньев служит регулятивная функция господствующей системы цен­ностей.

Достижения научно-технического прогресса позволяют создать объективные предпосылки для гармоничного взаимодействия че­ловека и природы. Определяющее значение в данном случае при­обретает обоснование оптимальных целей технического освоения природы и разработка системы мер по действенному управлению развитием науки и техники в выбранном направлении. Выявление оптимальной цели технического развития представляет собой сложную задачу. В зависимости от социально-экономических об­стоятельств и технологических возможностей в каждый конкрет­ный период времени, как отмечалось, предстоит выявить опти­мальное соотношение между развитием техники по линии гармо­низации с биосферными процессами, создания материальной основы экологических производств, ориентированных на поддер­жание или воспроизводство тех или иных компонентов природной среды, и обеспечения практического освоения космоса. Решить эту сложную задачу можно только на основе системного анализа. Используя данный метод, можно по меньшей мере объективно определить для конкретного периода времени приемлемое соот­ношение указанных подцелей развития техники.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.