Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 10 глава





• создание научно-технического потенциала для перевода эконо­мики на природосберегающую основу;

• изменение общественного производства, его ориентация на уве­личение доли продукции конечного потребления, «производство ради производства» должны быть минимизированы;

создание замкнутых производственных циклов и минимизация производственных отходов;

• упорядочение системы учета производства продукции в целях

более полного отражения в ней стоимости природных ресурсов.

Состояние природной среды определяют обычные потребите­ли, предприниматели, фермеры. Поэтому необходимо признание обществом новой экономической политики, опирающейся на со­трудничество всех слоев общества при принятии важных решений по созданию новых производств, по использованию альтернатив­ных ресурсов и т.п.

Устойчивое развитие требует постоянно расширяющегося про­изводства товаров и услуг для удовлетворения потребностей быс­тро растущего населения. Основой устойчивого развития поэто­му должна становиться система открытых конкурирующих рын­ков, цены которых отражают стоимость ресурсов. В то же время использование природных ресурсов должно стать рациональнее, а производственные процессы и потребление - экологически чище. Одними правительственными решениями невозможно все это реа­лизовать, так как в производстве и потреблении участвуют милли­арды людей. Правительства должны создавать предпосылки и ус­ловия, в которых будет развиваться экологизированная экономика.



Свободные рынки могут стать стимулом для достижения устой­чивого развития. Если цены на ресурсы установлены объективно, конкурентная борьба заставляет производителей экономить ресур­сы. Если загрязнение природной среды будет отождествляться предпринимателями с ресурсами, «потерянными для производства, то стремление снизить стоимость заставит производителей умень­шить вредные отходы, особенно когда это будет связано с расхо­дами на ликвидацию экологических последствий или выплату штрафов. Конкурентная борьба, присущая свободным рынкам, -основной фактор, способствующий созданию новых технологий. А новые технологии необходимы для более рационального исполь­зования ресурсов.



Важнейшей задачей является определение способов включения экологических издержек в себестоимость производства продукции. Если в ценах на сырье и продукцию не будут заложены соци­альные издержки и если не будет установлена стоимость исполь­зуемого воздуха, воды и земельных ресурсов, которые в настоя­щее время являются бесплатными приемниками отходов, то ресур­сы и дальше будут использоваться нерационально, а степень загрязнения скорее всего будет возрастать.

X В целом проблема гармонизации экономического и экологичес­кого развития имеет чрезвычайно сложный характер, требующий поиска нестандартных решений. Экономика и экология относят­ся к необходимым, но противоположным по своей ориентации компонентам социоприродных систем. Экономический прогресс исторически достигался за счет экологического регресса. В этих условиях перед наукой встает проблема комплексного изучения не только их сущности, но и взаимоотношения с целью оптимизации совместного развития. С философской точки зрения, это опреде­ление возможностей достижения «единства противоположностей», гармонии между «частями целого».

Надо сказать, что имеющееся количество природных и людс­ких ресурсов, уровень технических знаний, потребительские пред­почтения, институциональная структура, в общем и целом, опре­деляют условия функционирования экономики. Традиционно эко­номическая наука, анализируя категории труда, капитала, роль научно-технического прогресса, оставляла без внимания основу основ всякой хозяйственной деятельности - экологический фактор.



Диспропорции, возникшие между бурным экономическим раз­витием общества и ускоряющейся деградацией окружающей при­роды, стали объектом осмысления еще во второй половине XIX в. Об этом писали Ж.Б.Ламарк, Э.Реклю, а позже, в начале XX в., В.И.Вернадский. В этой связи показательны также высказывания таких российских мыслителей, как В.С.Соловьев, Н.А.Умов. На­пример, В.С.Соловьев впервые обратил внимание и глубоко про­анализировал нравственный смысл экономического развития, Н.А.Умов старался привлечь внимание общественности к пробле­ме принципиальной ограниченности жизненного пространства в пределах. Земли, а также ее ресурсов.

Гармонизация экономики и экологии невозможна без учета эти­ческих норм. Позиция русского философа В.С. Соловьева в этом вопросе была основана на необходимости связи экономических отношений с началом добра, их нравственной организации. Наце­ленность экономической области на удовлетворение узко понима­емых материальных потребностей, без учета нравственной осно­вы, делает ее абстрагированной от действительности, что в конеч­ном итоге приводит к социальным бедствиям, к усугублению экологических противоречий.

Идея нравственного труда тесно связана с отношением чело­века к природе. Труд не только должен быть соотнесен с нрав­ственными требованиями, обеспечивать всем и каждому необхо­димые средства к достойному существованию и всестороннему совершенствованию, но и преобразовывать и одухотворять мате­риальную природу. Поэтому в экономической области, по мнению В.С. Соловьева, должно появиться учреждение, в котором объек­тивировалась бы «добродетель воздержания» и которое служило бы одухотворению материальной природы. Только одухотворен­ный, нравственный человек может ответственно относиться к при­роде.

В свое время в трудах К.Маркса нашла глубокое обоснование взаимосвязь социальных и экономических аспектов общественно­го развития. Оставляя в стороне выводы К.Маркса о неизбежности превращения частнокапиталистического производства в обществен­ное, следует подчеркнуть, что в изложенной им экономической те­ории было уделено соответствующее внимание естественным пред­посылкам развития общества. Однако К.Маркс не уделил особого внимания ограниченным адаптационным возможностям природы Земли. Оптимизм экономического учения К.Маркса во многом обус­ловлен представлением природных ресурсов Земли относительно неисчерпаемыми.

Русский ученый С.А.Подолинский в личной переписке с К.Мар­ксом обратил его внимание на возможность и целесообразность анализа экономических процессов, трудовой деятельности с пози­ций физики, второго начала термодинамики. Подолинский в сво­ей главной научной работе, опубликованной в 1880 г. на француз­ском языке, показал, что труд есть деятельность, которая связана с регулированием потоков энергии. Некоторые виды труда особен­но эффективны в вовлечении энергии Солнца, другие - в ее со­хранении, в совокупности человечество может обеспечить поток отрицательной энтропии, достаточный для устойчивого развития. Для этого трудовая теория стоимости должна быть дополнена энергетическим балансом - политэкономия должна соединиться с физикой. К сожалению, идеология неограниченного прогресса, которой верили классики марксизма не позволила им с естествен­но-научных позиций проанализировать экономическую деятель­ность человека[18]. Был обойден, таким образом, чрезвычайно важ­ный аспект во взаимодействии физики и экономики, который ныне составляет энергетическую основу социальной экологии.

Современные исследования, посвященные анализу двуединого развития экономики и экологии, начались в рамках глобалистики. Так, проблемы экологических ограничений были исследованы в докладе Римскому клубу «Пределы роста», подготовленном груп­пой Д. Медоуза. Развиты и уточнены в последующих докладах, например М. Месаровича и Э. Пестеля[19]. Эта тема сохраняет акту­альность и сегодня, хотя акцент с ресурсных пределов перенесен на ассимиляционные и восстановительные пределы биосферы.

Вместе с тем данная тематика настолько многогранна, что ос­тается открытым целый ряд вопросов. Так, в литературе нет од­нозначного ответа на ключевые вопросы: возможна ли гармония между экономическим и экологическим развитием? Сочетается ли устойчивое развитие и экономический рост? Имеет ли экологичес­кая деятельность экономический смысл?

Экологическая проблема - это отражение противоречий, воз­никающих в системе связей общества и природы в результате ин­тенсификации их взаимодействия, на человеке и условиях его жизнедеятельности (социально-политических, экономических и др.)[20]. Основные аспекты экологической проблемы: усложнение получения необходимых для существования и развития общества веществ, энергии, информации из природной среды; загрязнение окружающей среды отходами человеческой жизнедеятельности, чуж­дыми ей веществами, дополнительной энергией и информацией.

Фундаментальное значение в гармонизации экономики и эко­логии имеет характер социальных потребностей, потребностей отдельного человека. В последнее время стали говорить об эко­логических потребностях. Являясь одними из наиболее древних и значимых потребностей людей, они начинают осознаваться в полной мере лишь с наступлением экологической опасности, вы­ступая источником экологической деятельности. Действительно, люди всегда были обеспечены благоприятной средой обитания, наиболее адекватно приспособленной к возможностям их адапта­ции. Этот «автоматизм» позволял экологическим потребностям существовать в «свернутом» состоянии. Условием их актуализации стало нарастание экологической опасности как обострения про­тиворечий во взаимодействии природы и общества. Именно ощущение процессуальных экологических противоречии порождает ныне экологические потребности и экологическую деятельность.

Понятие «экологические потребности» является сравнительно новым. Его разработка насчитывает немногим более 20 лет и тес­но увязывается на современном этапе с переходом на модель ус­тойчивого развития. В противоположность ему понятие «челове­ческие потребности» уходит своими корнями к философским кон­цепциям древности.

Современная теория потребностей развивает многие положе­ния, обоснованные мыслителями античной, средневековой и пос­ледующих эпох. Мыслители древности были солидарны в том, что природа не в состоянии удовлетворить многочисленные желания человека, и поэтому призывали к ограничению потребностей. Эта проблема - изучение возможности безграничного роста человечес­ких потребностей в пределах биосферных ограничений - являет­ся сегодня одной из наиболее актуальных и сложных проблем.

Огромный вклад в разработку категории «потребность» внесла немецкая классическая философия, связав их с такими понятия­ми, как «склонности», «интерес», .«чувствуемое противоречие». Потребности постоянно «напоминают», что человек не оторван от окружающего его социального и природного мира.

Новый импульс дискуссиям по проблеме потребностей прида­ло исследование ее целым рядом специалистов в области эколо­гии. Являясь традиционно объектом философского, социологичес­кого, психологического, экономического, юридического анализа, она стала и объектом экологических разработок.

Статус экологических потребностей в единой иерархической системе потребностей должен быть изменен: они должны перей­ти из подчиненного положения в доминирующее, способствующее развитию экологической деятельности. Основное их содержание заключается в необходимости создания и поддержки такой среды обитания, которая нужна для воспроизводства человека. Экологи­ческие потребности не развиваются «параллельно» другим потреб­ностям, а являются одной из сфер проявления всего комплекса насущных потребностей. Однозначной связи между ростом загряз­нения окружающей среды и степенью осознания этой опасности не существует. Здесь особое значение приобретает экологическая гласность, экологическая информированность населения, его про­свещенность. Выступая в качестве ключевой категории концепции устойчивого развития, экологические потребности требуют своей институционализации.

Объективность экологических потребностей обосновывается биосоциальной природой человека. Согласно этой точке зрения, возвышение потребностей - как социальных, духовных, так и ма­териальных, биологических - рассматривается как закономерное. Заслуживает внимания и процесс развития экологических потреб­ностей, его качественные ступени связаны с основными этапами общественного развития. Является общепризнанной позиция от­носительно автоматического удовлетворения экологических по­требностей на ранних стадиях человеческого общества, что спо­собствовало восприятию этого положения как должного, есте­ственного.

Типология экологических потребностей осуществляется на основе рассмотрения их объективных, субъективных и деятельно-стных моментов.

Осознание личностью экологических потребностей связано не только с объективными процессами их существования и условия­ми проявления, но и со свойствами сознания личности. Для того, чтобы мысленные конструкции отражали объективную реальность адекватно, необходим высокий культурный уровень личности, на­личие у нее сформировавшегося экологического сознания под воз­действием экологического образования. Осознание экологических потребностей имеет ключевое значение в решении экологической проблемы. Именно от этого зависит своевременное развитие тех или иных отраслей экологического производства, развертывание соот­ветствующей экологической деятельности, понимание важности и фундаментальности экологической культуры и образования.

Сейчас очевидно, что преобразовательная деятельность людей, должна быть сопряжена с адаптационной, без чего невозможно преодоление конфликта между обществом и природой и, следо­вательно, решение экологических проблем.

Проблема мотивации экологически разумного поведения людей связана с тем, что стремление к экономии средств не всегда при­водит к улучшению окружающей среды, распространение идеалов «потребительского общества» находится в резком противоречии с идеалами аскетизма, часто превозносимыми сторонниками край­них экологических взглядов. Справедливость по отношению к бу­дущим поколениям, предполагающая следование высоким требо­ваниям гуманизма и солидарности, также не стала достоянием действий большинства человечества. Следовательно, достижение кон­сенсуса при определении ценности природных ресурсов часто на­талкивается на непреодолимость различий этических, нравствен­ных установок.

В концепции «устойчивого развития» предпринята попытка преодоления крайностей «неограниченного роста» и «ограничения роста», количественных и качественных показателей развития[21].

Понятие «устойчивого развития» является содержательно ем­ким вследствие отражения современных тенденций интеграции различных областей знания (социоэкологоэкономическая интегра­ция, в частности). Неудивительно, что формулировка «устойчиво­го развития» вызвала в свой адрес многочисленные критические замечания и породила большое разнообразие альтернативных оп­ределений. Она активно уточняется и дорабатывается, в результа­те чего выкристаллизовывается универсальная базовая категория, вокруг которой создается система знаний о происходящих на пла­нете и в регионах социальных, экономических, политических, эко­логических и других процессах, связанных с поддержанием и развитием жизни.

В числе основных идей вышеупомянутой концепции отно­сительно экономического роста можно выделить две. Первая за­ключается в том, что экономический рост необходим. Вторая, -в качественном изменении современного экономического роста. В основу роста должен быть положен принцип устойчивости. Эко­номическое развитие необходимо сопрягать с социальными и эко­логическими издержками, до сих пор игнорировавшимися.

Совмещение целей развития и экологических критериев в прак­тике принятия решений потребует фундаментальных сдвигов в существующей системе: от разделения экономических, соци­альных и экологических факторов на уровнях планирования и управления к учету экологических предпосылок при формирова­нии политики по всем сферам жизнедеятельности человека. Не­обходима опора на правовую и регулирующую структуры, как национальную, так и международную при проведении в жизнь экологической политики.

Первая попытка гармонизации экологического и экономическо­го развития в рамках концепции «устойчивого развития» породила, в свою очередь, две альтернативные версии: «слабой устойчи­вости» и «сильной устойчивости». Первая из них сводит содержа­ние «устойчивости» к концепции роста, выхолащивая ее иннова­ционный смысл, вторая - производит обратную субординацию, адаптируя содержание «роста» к качественным показателям в со­ответствии с концепцией устойчивости.

Глобальное экологическое будущее в большей степени будет зависеть от того, насколько удастся избежать традиционных мо­делей роста, чтобы сделать его наименее опасным для окружаю­щей среды, чтобы добиться улучшений не только в экономичес­кой сфере, но и в сфере экологической, и в социальной.

Концепция устойчивого развития, опираясь на возможности дальнейшего социально-экономического развития в пределах на­кладываемых экологическим императивом, привела к обновлению «экологической экономики». Она опирается на новый стиль мыш­ления, новое видение мира на основе перестройки его модели, где все блоки глобальной системы рассматриваются не как изоли­рованные друг от друга, а как подсистемы общей системы. Экологическая экономика связана с разрабатываемым ранее (60-70-е годы) направлением «эконологии» как науки об экологоэко-номических системах. В процессе взаимодействия экономики и экологии возникла практика учета экономико-экологических сто­рон развития системы «общество-природа». Эконология рассмат­ривалась как расширение объекта и предмета ресурсоведения, ресурсологии и природопользования. К одной из типичных эконологических проблем относилась проблема экоразвития.

Итак, можно сказать:

1. Человечество вступило в эру экологической революции. От упоения своим могуществом оно переходит к попыткам гармони­зации с природной средой. Смысл этого цивилизационного сдви­га состоит в том, чтобы оберегать общество от бумеранга антро­погенной деструкции природы, видоизменить цель и содержание экономического развития.

2. Экономическое развитие - многофакторный процесс, опре­деляющий и отражающий эволюцию общества, его духовную и материальную культуру, уровень и качество жизни людей. Систе­мообразующим фактором экономического развития становятся экологические потребности и интересы людей.

Предпосылками экономического развития считаются обще­ство, которое способно вести производственную деятельность, и природа, с которой в процессе этой деятельности общество осу­ществляет обмен веществом, энергией и информацией. Сейчас, однако, экономическое развитие становится все больше зависимым также от экологических границ, определяемых мерой биосферных процессов.

4. Экономика непосредственно или опосредованно нацелена на человека, на удовлетворение его многообразных потребностей. Однако классические и неоклассические экономические теории абстрагируются от реальных фактов, ситуаций и изменений жиз­ни, абсолютизируя принцип равновесия. Экологическая проблема­тика по-новому высветила не только правовые, социальные воп­росы экономического развития, но и его нравственные нормы. Представляется, что рассмотрение нравственных аспектов эконо­мического развития может существенно дополнить современные институционально-эволюционные теории, ибо это во многом бу­дет содействовать пониманию координации и сотрудничества меж­ду людьми в экономической деятельности.

5. Концепция устойчивого развития породила две версии: «сла­бой устойчивости» и «сильной устойчивости». Первая сводит со­держание «устойчивости» к количественному росту, вторая - к качественным показателям. Гармонизация развития экономики и экологии требует дальнейшего согласования этих версий с учетом положительных сторон каждой из них.

6. Необходимыми условиями экологизации экономики и станов­ления экологической экономики предстают: принятие, конкрети­зация, распространение идей устойчивого развития на различных уровнях, консолидация общества на основе идеалов демократии и гуманизма, формирование правового государства, способного оберегать права человека и сохранность биосферы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем выражается глубинная связь экологии и экономики?

2. Почему традиционная рыночная экономика способна усугубить эко­логический кризис?

3. Каким образом рыночную экономику можно сделать экологичной?

4. Объясните, почему экологизированная экономика - основа устой­чивого развития общества.

Какова роль экологических потребностей в экологизации экономики?

Лекция 12. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ НАУКИ

Будущее науки будет определяться не «чистой наукой», а практическим решением жизненно важных для человечества проблем.

Г. Сиборг

Обострение глобальной экологической ситуации в мире вызва-опереосмысление статуса науки как социального института и как системы знания. Наука призвана стать основой процесса постро­ения нового типа взаимоотношения человека и природы.

Современная наука оказалась неадекватной реальным пробле­мам человеческого бытия, перспективам устойчивого развития. Фрагментарность науки, ценностная расплывчатость ее оснований во многом были причиной создания техносферы, которая стала трансформировать природную среду, разрушать ее, затрудняя жиз­недеятельность человека. Призывая к преодолению технократиз­ма, разумеется, нельзя отвергать в целом традиционную науку и ее главную ценность - поиск истины, ибо в противном случае откроется дорога к мифотворчеству. В решении экологической проблемы наука оказалась тесно связанной с этикой, научные цен­ности переплелись с ценностями нравственного порядка. Духов­но ориентированная наука призвана сыграть решающую роль в обретении конструктивной функции в решении экологических проблем.

Понятие экологической парадигмыпозволяет обосновывать исходные принципы альтернативной духовной мироориентации, которая способна выступить перспективой развития науки и тех­ники в условиях перехода общества к устойчивому развитию. Кризисная экологическая ситуация, как и другие издержки научно-технического прогресса, обусловлена рационалистическими принципами мироотношения, лежащими в основе развития запад­ной цивилизации и сформировавшимися еще в Новое время. «Эко­логическая парадигма» является символом экологической духов­ности, нового сознания, которое призвано способствовать переходу человечества в «экологический век».

Понятие «парадигма» (в переводе с греческого - пример, обра­зец) было предложено Т. Куном[22] для обобщенной характеристи­ки норм и идеалов науки в определенный исторический период. Научные революции Кун рассматривал как некумулятивные эпи­зоды развития науки, во время которых старая парадигма замеща­ется целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.

Рациональная программа, выдвигающая идею анализа развития наук в экологическом контексте, может базироваться на осознании науки как формы духовного производства, научного исследования как деятельности, осуществляемой учеными, которые объедине­ны в исследовательские группы и разделяют со всем научным со­обществом эко-гуманистические ценности, нормы устойчивого развития. Нравственное начало должно составить ядро эколо­гической парадигмы научного развития.

Становление экологической парадигмы сопровождается изме­нением образа мира и облика научного знания. Наука все более отказываясь от установки на объективно-беспристрастный взгляд на мир, приходит к признанию необходимости учитывать аксио­логическую природу научного знания[23]. Смена парадигмы научного знания предполагает как расширение воспроизводства и путей мышления, так и расширение области приложения ценностных характеристик. Осуществляется переход от конкуренции к коопе­рации, от расширения к сохранению, от количества к качеству, от господства к партнерству. Категории истины, красоты и добра ста­новятся рядоположенными, равноправными в движении познания; человек предстает неотъемлемой частью всех теоретических по­строений.

Помимо того, как претерпевает изменение характер использу­емых методов в научном поиске, происходит смещение акцентов: от рационального к интуитивному, от редукционизма к холизму, от линейности к нелинейности.

Экологическая парадигма в таком случае предстает как совокупность идей, убеждений, ценностей, мировоззренческих позиций, формирующая особое видение реальности и задаю­щая ориентиры познавательной и преобразовательной актив­ности. Она нацеливает на постижение смысла мира, на выяв­ление места человека в нем, задает определенную исследова­тельскую позицию.

Человек на протяжении ряда тысячелетий адаптировался к ус­ловиям своего существования. Однако в технологический век эволюционно заложенные способы адаптации человека к миру стали значительно уступать темпам социальных изменений. Результатом этого является также неадекватность сложившихся систем ценно­стей новым реалиям.

Если человеческое сознание, взятое со стороны своей бытийности, становится самосозидательной, жизнеутверждающей силой, то экологическая парадигма призвана содействовать рождению новых смыслов, соответствующих современным формам челове­ческой активности. Такими смыслами являются, например, твор­чество без уничтожения и разрушения, ответственность перед бу­дущим.

Экопарадигма, как форма гносеологического ценностного со­знания, способна предложить подлинные ориентиры в решении коренных экзистенциальных проблем существования человека в мире. Холистический, целостный взгляд на мир становится одной из ведущих установок современной науки, он нацеливает на учет фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости явлений эво­люционного процесса. Человек с позиции данного подхода един с природой, интегрирован во все ее жизненные процессы, и его преобразовательная деятельность определяется, исходя из гармо­нии биосферных процессов.

В последние годы наметилась тенденция к экологизации на­уки. Она направлена на целостное, системное познание мира, и ее следует рассматривать в контексте более широкого процесса гуманизации науки. Экологизация науки в целом ряде отношений конкретизирует постнеклассическую версию развития науки и определяет необходимость ее ноосферной ориентации. Важней­шим результатом экологизации науки должно явиться становление экологического мышления как составной части научного стиля мышления нашего времени.

Процесс экологизации является новой волной в интеграции науки. Еще В.И.Вернадским было отмечено зарождение проблем­ных исследований как новой формы научной деятельности. Этот методологический прогноз явился предвидением современных междисциплинарных исследований, получивших особый импульс под воздействием экологической проблематики. Системный харак­тер социально-экологических знаний, в основе которого лежит единство социоприродных процессов, порождает не только разно­образные формы взаимодействия наук, но и интеграцию естествен­но-научных и социально-гуманитарных знаний.

В зависимости от особенностей подхода к экологической про­блеме существенным образом меняются представления не только о роли науки в ее решении, но и о характере изменений, которые должны произойти в данной связи в самой науке. Так, согласно одному из них экологизация - это проникновение в современные научные построения соображений, принципов и методов экологи­ческого характера[24]. Более масштабной представляется трактовка термина «экологизация науки» в подходе, согласно которому, на­ука должна брать на себя функции теоретического обеспечения коэволюции природы и общества[25].

Важное методологическое значение в данном случае приобре­тает исходное представление о науке. Известно, что науку можно рассматривать как совокупность наличных знаний и как деятель­ность по получению знания. Если исходить из первого подхода, то комплексный характер экологической проблемы обусловлива­ет прежде всего взаимодействие, взаимообогащение понятий, представлений общественных, естественных и технических наук, способствующих «экологическому синтезу» знаний. Систематиза­ция и синтез разрозненных знаний, способствуя установлению связей между различными областями науки, уточнению научной картины мира, обладают и существенными эвристическими воз­можностями.

Если наука рассматривается как деятельность, направленная на получение нового знания, то в центре внимания оказывается возможность постановки принципиально новых задач и их ре шение на уровне фундаментальных, прикладных исследований и проектных разработок, т.е. на всем пути движения знания от его возникновения до материального воплощения. В этом слу­чае происходит взаимодействие не только наличного знания, но и всей системы познавательных средств отдельных наук.

Можно выделить следующие уровни в экологизации современ­ной науки. Во-первых, уровень экологизации отдельных дисцип­лин. В этом случае решение тех или иных экологических вопро­сов оказывается возможным в результате частичного видоизмене­ния предмета и методов конкретной области науки. Во-вторых, уровень бидисциплинарной экологизации, когда происходит посуществу формирование новых гибридных экологических дисцип­лин, таких как экологическая физика, экологическая химия, эко­логическая математика, экологическая экономика и т.д. В-треть­их, уровень междисциплинарной экологизации, когда на основе взаимодействия общественных, естественных и технических наук, их интеграции формируются новые экологические направления исследований.

Целостный подход к экологической проблеме не исключает, а предполагает изучение ее отдельных сторон и посредством сло­жившихся специальных наук. При этом понимание целостности экологической проблемы становится условием правильного, неис­каженного ее расчленения. Указанный теоретико-познавательный процесс аналогичен по существу анализу сложного объекта. В этих случаях, как известно, происходит изменение отношения анализа и синтеза: анализ, обычно предопределяющий результаты синте­за, становится подчиненным моментом синтеза. Всестороннее научное познание и решение экологической проблемы предпола­гает как общий подход к ней, так и тщательный анализ отдель­ных, частных ее сторон.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.