Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 10 глава
• создание научно-технического потенциала для перевода экономики на природосберегающую основу;
• изменение общественного производства, его ориентация на увеличение доли продукции конечного потребления, «производство ради производства» должны быть минимизированы;
создание замкнутых производственных циклов и минимизация производственных отходов;
• упорядочение системы учета производства продукции в целях
более полного отражения в ней стоимости природных ресурсов.
Состояние природной среды определяют обычные потребители, предприниматели, фермеры. Поэтому необходимо признание обществом новой экономической политики, опирающейся на сотрудничество всех слоев общества при принятии важных решений по созданию новых производств, по использованию альтернативных ресурсов и т.п.
Устойчивое развитие требует постоянно расширяющегося производства товаров и услуг для удовлетворения потребностей быстро растущего населения. Основой устойчивого развития поэтому должна становиться система открытых конкурирующих рынков, цены которых отражают стоимость ресурсов. В то же время использование природных ресурсов должно стать рациональнее, а производственные процессы и потребление - экологически чище. Одними правительственными решениями невозможно все это реализовать, так как в производстве и потреблении участвуют миллиарды людей. Правительства должны создавать предпосылки и условия, в которых будет развиваться экологизированная экономика.
Свободные рынки могут стать стимулом для достижения устойчивого развития. Если цены на ресурсы установлены объективно, конкурентная борьба заставляет производителей экономить ресурсы. Если загрязнение природной среды будет отождествляться предпринимателями с ресурсами, «потерянными для производства, то стремление снизить стоимость заставит производителей уменьшить вредные отходы, особенно когда это будет связано с расходами на ликвидацию экологических последствий или выплату штрафов. Конкурентная борьба, присущая свободным рынкам, -основной фактор, способствующий созданию новых технологий. А новые технологии необходимы для более рационального использования ресурсов.
Важнейшей задачей является определение способов включения экологических издержек в себестоимость производства продукции. Если в ценах на сырье и продукцию не будут заложены социальные издержки и если не будет установлена стоимость используемого воздуха, воды и земельных ресурсов, которые в настоящее время являются бесплатными приемниками отходов, то ресурсы и дальше будут использоваться нерационально, а степень загрязнения скорее всего будет возрастать.
X В целом проблема гармонизации экономического и экологического развития имеет чрезвычайно сложный характер, требующий поиска нестандартных решений. Экономика и экология относятся к необходимым, но противоположным по своей ориентации компонентам социоприродных систем. Экономический прогресс исторически достигался за счет экологического регресса. В этих условиях перед наукой встает проблема комплексного изучения не только их сущности, но и взаимоотношения с целью оптимизации совместного развития. С философской точки зрения, это определение возможностей достижения «единства противоположностей», гармонии между «частями целого».
Надо сказать, что имеющееся количество природных и людских ресурсов, уровень технических знаний, потребительские предпочтения, институциональная структура, в общем и целом, определяют условия функционирования экономики. Традиционно экономическая наука, анализируя категории труда, капитала, роль научно-технического прогресса, оставляла без внимания основу основ всякой хозяйственной деятельности - экологический фактор.
Диспропорции, возникшие между бурным экономическим развитием общества и ускоряющейся деградацией окружающей природы, стали объектом осмысления еще во второй половине XIX в. Об этом писали Ж.Б.Ламарк, Э.Реклю, а позже, в начале XX в., В.И.Вернадский. В этой связи показательны также высказывания таких российских мыслителей, как В.С.Соловьев, Н.А.Умов. Например, В.С.Соловьев впервые обратил внимание и глубоко проанализировал нравственный смысл экономического развития, Н.А.Умов старался привлечь внимание общественности к проблеме принципиальной ограниченности жизненного пространства в пределах. Земли, а также ее ресурсов.
Гармонизация экономики и экологии невозможна без учета этических норм. Позиция русского философа В.С. Соловьева в этом вопросе была основана на необходимости связи экономических отношений с началом добра, их нравственной организации. Нацеленность экономической области на удовлетворение узко понимаемых материальных потребностей, без учета нравственной основы, делает ее абстрагированной от действительности, что в конечном итоге приводит к социальным бедствиям, к усугублению экологических противоречий.
Идея нравственного труда тесно связана с отношением человека к природе. Труд не только должен быть соотнесен с нравственными требованиями, обеспечивать всем и каждому необходимые средства к достойному существованию и всестороннему совершенствованию, но и преобразовывать и одухотворять материальную природу. Поэтому в экономической области, по мнению В.С. Соловьева, должно появиться учреждение, в котором объективировалась бы «добродетель воздержания» и которое служило бы одухотворению материальной природы. Только одухотворенный, нравственный человек может ответственно относиться к природе.
В свое время в трудах К.Маркса нашла глубокое обоснование взаимосвязь социальных и экономических аспектов общественного развития. Оставляя в стороне выводы К.Маркса о неизбежности превращения частнокапиталистического производства в общественное, следует подчеркнуть, что в изложенной им экономической теории было уделено соответствующее внимание естественным предпосылкам развития общества. Однако К.Маркс не уделил особого внимания ограниченным адаптационным возможностям природы Земли. Оптимизм экономического учения К.Маркса во многом обусловлен представлением природных ресурсов Земли относительно неисчерпаемыми.
Русский ученый С.А.Подолинский в личной переписке с К.Марксом обратил его внимание на возможность и целесообразность анализа экономических процессов, трудовой деятельности с позиций физики, второго начала термодинамики. Подолинский в своей главной научной работе, опубликованной в 1880 г. на французском языке, показал, что труд есть деятельность, которая связана с регулированием потоков энергии. Некоторые виды труда особенно эффективны в вовлечении энергии Солнца, другие - в ее сохранении, в совокупности человечество может обеспечить поток отрицательной энтропии, достаточный для устойчивого развития. Для этого трудовая теория стоимости должна быть дополнена энергетическим балансом - политэкономия должна соединиться с физикой. К сожалению, идеология неограниченного прогресса, которой верили классики марксизма не позволила им с естественно-научных позиций проанализировать экономическую деятельность человека[18]. Был обойден, таким образом, чрезвычайно важный аспект во взаимодействии физики и экономики, который ныне составляет энергетическую основу социальной экологии.
Современные исследования, посвященные анализу двуединого развития экономики и экологии, начались в рамках глобалистики. Так, проблемы экологических ограничений были исследованы в докладе Римскому клубу «Пределы роста», подготовленном группой Д. Медоуза. Развиты и уточнены в последующих докладах, например М. Месаровича и Э. Пестеля[19]. Эта тема сохраняет актуальность и сегодня, хотя акцент с ресурсных пределов перенесен на ассимиляционные и восстановительные пределы биосферы.
Вместе с тем данная тематика настолько многогранна, что остается открытым целый ряд вопросов. Так, в литературе нет однозначного ответа на ключевые вопросы: возможна ли гармония между экономическим и экологическим развитием? Сочетается ли устойчивое развитие и экономический рост? Имеет ли экологическая деятельность экономический смысл?
Экологическая проблема - это отражение противоречий, возникающих в системе связей общества и природы в результате интенсификации их взаимодействия, на человеке и условиях его жизнедеятельности (социально-политических, экономических и др.)[20]. Основные аспекты экологической проблемы: усложнение получения необходимых для существования и развития общества веществ, энергии, информации из природной среды; загрязнение окружающей среды отходами человеческой жизнедеятельности, чуждыми ей веществами, дополнительной энергией и информацией.
Фундаментальное значение в гармонизации экономики и экологии имеет характер социальных потребностей, потребностей отдельного человека. В последнее время стали говорить об экологических потребностях. Являясь одними из наиболее древних и значимых потребностей людей, они начинают осознаваться в полной мере лишь с наступлением экологической опасности, выступая источником экологической деятельности. Действительно, люди всегда были обеспечены благоприятной средой обитания, наиболее адекватно приспособленной к возможностям их адаптации. Этот «автоматизм» позволял экологическим потребностям существовать в «свернутом» состоянии. Условием их актуализации стало нарастание экологической опасности как обострения противоречий во взаимодействии природы и общества. Именно ощущение процессуальных экологических противоречии порождает ныне экологические потребности и экологическую деятельность.
Понятие «экологические потребности» является сравнительно новым. Его разработка насчитывает немногим более 20 лет и тесно увязывается на современном этапе с переходом на модель устойчивого развития. В противоположность ему понятие «человеческие потребности» уходит своими корнями к философским концепциям древности.
Современная теория потребностей развивает многие положения, обоснованные мыслителями античной, средневековой и последующих эпох. Мыслители древности были солидарны в том, что природа не в состоянии удовлетворить многочисленные желания человека, и поэтому призывали к ограничению потребностей. Эта проблема - изучение возможности безграничного роста человеческих потребностей в пределах биосферных ограничений - является сегодня одной из наиболее актуальных и сложных проблем.
Огромный вклад в разработку категории «потребность» внесла немецкая классическая философия, связав их с такими понятиями, как «склонности», «интерес», .«чувствуемое противоречие». Потребности постоянно «напоминают», что человек не оторван от окружающего его социального и природного мира.
Новый импульс дискуссиям по проблеме потребностей придало исследование ее целым рядом специалистов в области экологии. Являясь традиционно объектом философского, социологического, психологического, экономического, юридического анализа, она стала и объектом экологических разработок.
Статус экологических потребностей в единой иерархической системе потребностей должен быть изменен: они должны перейти из подчиненного положения в доминирующее, способствующее развитию экологической деятельности. Основное их содержание заключается в необходимости создания и поддержки такой среды обитания, которая нужна для воспроизводства человека. Экологические потребности не развиваются «параллельно» другим потребностям, а являются одной из сфер проявления всего комплекса насущных потребностей. Однозначной связи между ростом загрязнения окружающей среды и степенью осознания этой опасности не существует. Здесь особое значение приобретает экологическая гласность, экологическая информированность населения, его просвещенность. Выступая в качестве ключевой категории концепции устойчивого развития, экологические потребности требуют своей институционализации.
Объективность экологических потребностей обосновывается биосоциальной природой человека. Согласно этой точке зрения, возвышение потребностей - как социальных, духовных, так и материальных, биологических - рассматривается как закономерное. Заслуживает внимания и процесс развития экологических потребностей, его качественные ступени связаны с основными этапами общественного развития. Является общепризнанной позиция относительно автоматического удовлетворения экологических потребностей на ранних стадиях человеческого общества, что способствовало восприятию этого положения как должного, естественного.
Типология экологических потребностей осуществляется на основе рассмотрения их объективных, субъективных и деятельно-стных моментов.
Осознание личностью экологических потребностей связано не только с объективными процессами их существования и условиями проявления, но и со свойствами сознания личности. Для того, чтобы мысленные конструкции отражали объективную реальность адекватно, необходим высокий культурный уровень личности, наличие у нее сформировавшегося экологического сознания под воздействием экологического образования. Осознание экологических потребностей имеет ключевое значение в решении экологической проблемы. Именно от этого зависит своевременное развитие тех или иных отраслей экологического производства, развертывание соответствующей экологической деятельности, понимание важности и фундаментальности экологической культуры и образования.
Сейчас очевидно, что преобразовательная деятельность людей, должна быть сопряжена с адаптационной, без чего невозможно преодоление конфликта между обществом и природой и, следовательно, решение экологических проблем.
Проблема мотивации экологически разумного поведения людей связана с тем, что стремление к экономии средств не всегда приводит к улучшению окружающей среды, распространение идеалов «потребительского общества» находится в резком противоречии с идеалами аскетизма, часто превозносимыми сторонниками крайних экологических взглядов. Справедливость по отношению к будущим поколениям, предполагающая следование высоким требованиям гуманизма и солидарности, также не стала достоянием действий большинства человечества. Следовательно, достижение консенсуса при определении ценности природных ресурсов часто наталкивается на непреодолимость различий этических, нравственных установок.
В концепции «устойчивого развития» предпринята попытка преодоления крайностей «неограниченного роста» и «ограничения роста», количественных и качественных показателей развития[21].
Понятие «устойчивого развития» является содержательно емким вследствие отражения современных тенденций интеграции различных областей знания (социоэкологоэкономическая интеграция, в частности). Неудивительно, что формулировка «устойчивого развития» вызвала в свой адрес многочисленные критические замечания и породила большое разнообразие альтернативных определений. Она активно уточняется и дорабатывается, в результате чего выкристаллизовывается универсальная базовая категория, вокруг которой создается система знаний о происходящих на планете и в регионах социальных, экономических, политических, экологических и других процессах, связанных с поддержанием и развитием жизни.
В числе основных идей вышеупомянутой концепции относительно экономического роста можно выделить две. Первая заключается в том, что экономический рост необходим. Вторая, -в качественном изменении современного экономического роста. В основу роста должен быть положен принцип устойчивости. Экономическое развитие необходимо сопрягать с социальными и экологическими издержками, до сих пор игнорировавшимися.
Совмещение целей развития и экологических критериев в практике принятия решений потребует фундаментальных сдвигов в существующей системе: от разделения экономических, социальных и экологических факторов на уровнях планирования и управления к учету экологических предпосылок при формировании политики по всем сферам жизнедеятельности человека. Необходима опора на правовую и регулирующую структуры, как национальную, так и международную при проведении в жизнь экологической политики.
Первая попытка гармонизации экологического и экономического развития в рамках концепции «устойчивого развития» породила, в свою очередь, две альтернативные версии: «слабой устойчивости» и «сильной устойчивости». Первая из них сводит содержание «устойчивости» к концепции роста, выхолащивая ее инновационный смысл, вторая - производит обратную субординацию, адаптируя содержание «роста» к качественным показателям в соответствии с концепцией устойчивости.
Глобальное экологическое будущее в большей степени будет зависеть от того, насколько удастся избежать традиционных моделей роста, чтобы сделать его наименее опасным для окружающей среды, чтобы добиться улучшений не только в экономической сфере, но и в сфере экологической, и в социальной.
Концепция устойчивого развития, опираясь на возможности дальнейшего социально-экономического развития в пределах накладываемых экологическим императивом, привела к обновлению «экологической экономики». Она опирается на новый стиль мышления, новое видение мира на основе перестройки его модели, где все блоки глобальной системы рассматриваются не как изолированные друг от друга, а как подсистемы общей системы. Экологическая экономика связана с разрабатываемым ранее (60-70-е годы) направлением «эконологии» как науки об экологоэко-номических системах. В процессе взаимодействия экономики и экологии возникла практика учета экономико-экологических сторон развития системы «общество-природа». Эконология рассматривалась как расширение объекта и предмета ресурсоведения, ресурсологии и природопользования. К одной из типичных эконологических проблем относилась проблема экоразвития.
Итак, можно сказать:
1. Человечество вступило в эру экологической революции. От упоения своим могуществом оно переходит к попыткам гармонизации с природной средой. Смысл этого цивилизационного сдвига состоит в том, чтобы оберегать общество от бумеранга антропогенной деструкции природы, видоизменить цель и содержание экономического развития.
2. Экономическое развитие - многофакторный процесс, определяющий и отражающий эволюцию общества, его духовную и материальную культуру, уровень и качество жизни людей. Системообразующим фактором экономического развития становятся экологические потребности и интересы людей.
Предпосылками экономического развития считаются общество, которое способно вести производственную деятельность, и природа, с которой в процессе этой деятельности общество осуществляет обмен веществом, энергией и информацией. Сейчас, однако, экономическое развитие становится все больше зависимым также от экологических границ, определяемых мерой биосферных процессов.
4. Экономика непосредственно или опосредованно нацелена на человека, на удовлетворение его многообразных потребностей. Однако классические и неоклассические экономические теории абстрагируются от реальных фактов, ситуаций и изменений жизни, абсолютизируя принцип равновесия. Экологическая проблематика по-новому высветила не только правовые, социальные вопросы экономического развития, но и его нравственные нормы. Представляется, что рассмотрение нравственных аспектов экономического развития может существенно дополнить современные институционально-эволюционные теории, ибо это во многом будет содействовать пониманию координации и сотрудничества между людьми в экономической деятельности.
5. Концепция устойчивого развития породила две версии: «слабой устойчивости» и «сильной устойчивости». Первая сводит содержание «устойчивости» к количественному росту, вторая - к качественным показателям. Гармонизация развития экономики и экологии требует дальнейшего согласования этих версий с учетом положительных сторон каждой из них.
6. Необходимыми условиями экологизации экономики и становления экологической экономики предстают: принятие, конкретизация, распространение идей устойчивого развития на различных уровнях, консолидация общества на основе идеалов демократии и гуманизма, формирование правового государства, способного оберегать права человека и сохранность биосферы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем выражается глубинная связь экологии и экономики?
2. Почему традиционная рыночная экономика способна усугубить экологический кризис?
3. Каким образом рыночную экономику можно сделать экологичной?
4. Объясните, почему экологизированная экономика - основа устойчивого развития общества.
Какова роль экологических потребностей в экологизации экономики?
Лекция 12. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ НАУКИ
Будущее науки будет определяться не «чистой наукой», а практическим решением жизненно важных для человечества проблем.
Г. Сиборг
Обострение глобальной экологической ситуации в мире вызва-опереосмысление статуса науки как социального института и как системы знания. Наука призвана стать основой процесса построения нового типа взаимоотношения человека и природы.
Современная наука оказалась неадекватной реальным проблемам человеческого бытия, перспективам устойчивого развития. Фрагментарность науки, ценностная расплывчатость ее оснований во многом были причиной создания техносферы, которая стала трансформировать природную среду, разрушать ее, затрудняя жизнедеятельность человека. Призывая к преодолению технократизма, разумеется, нельзя отвергать в целом традиционную науку и ее главную ценность - поиск истины, ибо в противном случае откроется дорога к мифотворчеству. В решении экологической проблемы наука оказалась тесно связанной с этикой, научные ценности переплелись с ценностями нравственного порядка. Духовно ориентированная наука призвана сыграть решающую роль в обретении конструктивной функции в решении экологических проблем.
Понятие экологической парадигмыпозволяет обосновывать исходные принципы альтернативной духовной мироориентации, которая способна выступить перспективой развития науки и техники в условиях перехода общества к устойчивому развитию. Кризисная экологическая ситуация, как и другие издержки научно-технического прогресса, обусловлена рационалистическими принципами мироотношения, лежащими в основе развития западной цивилизации и сформировавшимися еще в Новое время. «Экологическая парадигма» является символом экологической духовности, нового сознания, которое призвано способствовать переходу человечества в «экологический век».
Понятие «парадигма» (в переводе с греческого - пример, образец) было предложено Т. Куном[22] для обобщенной характеристики норм и идеалов науки в определенный исторический период. Научные революции Кун рассматривал как некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.
Рациональная программа, выдвигающая идею анализа развития наук в экологическом контексте, может базироваться на осознании науки как формы духовного производства, научного исследования как деятельности, осуществляемой учеными, которые объединены в исследовательские группы и разделяют со всем научным сообществом эко-гуманистические ценности, нормы устойчивого развития. Нравственное начало должно составить ядро экологической парадигмы научного развития.
Становление экологической парадигмы сопровождается изменением образа мира и облика научного знания. Наука все более отказываясь от установки на объективно-беспристрастный взгляд на мир, приходит к признанию необходимости учитывать аксиологическую природу научного знания[23]. Смена парадигмы научного знания предполагает как расширение воспроизводства и путей мышления, так и расширение области приложения ценностных характеристик. Осуществляется переход от конкуренции к кооперации, от расширения к сохранению, от количества к качеству, от господства к партнерству. Категории истины, красоты и добра становятся рядоположенными, равноправными в движении познания; человек предстает неотъемлемой частью всех теоретических построений.
Помимо того, как претерпевает изменение характер используемых методов в научном поиске, происходит смещение акцентов: от рационального к интуитивному, от редукционизма к холизму, от линейности к нелинейности.
Экологическая парадигма в таком случае предстает как совокупность идей, убеждений, ценностей, мировоззренческих позиций, формирующая особое видение реальности и задающая ориентиры познавательной и преобразовательной активности. Она нацеливает на постижение смысла мира, на выявление места человека в нем, задает определенную исследовательскую позицию.
Человек на протяжении ряда тысячелетий адаптировался к условиям своего существования. Однако в технологический век эволюционно заложенные способы адаптации человека к миру стали значительно уступать темпам социальных изменений. Результатом этого является также неадекватность сложившихся систем ценностей новым реалиям.
Если человеческое сознание, взятое со стороны своей бытийности, становится самосозидательной, жизнеутверждающей силой, то экологическая парадигма призвана содействовать рождению новых смыслов, соответствующих современным формам человеческой активности. Такими смыслами являются, например, творчество без уничтожения и разрушения, ответственность перед будущим.
Экопарадигма, как форма гносеологического ценностного сознания, способна предложить подлинные ориентиры в решении коренных экзистенциальных проблем существования человека в мире. Холистический, целостный взгляд на мир становится одной из ведущих установок современной науки, он нацеливает на учет фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости явлений эволюционного процесса. Человек с позиции данного подхода един с природой, интегрирован во все ее жизненные процессы, и его преобразовательная деятельность определяется, исходя из гармонии биосферных процессов.
В последние годы наметилась тенденция к экологизации науки. Она направлена на целостное, системное познание мира, и ее следует рассматривать в контексте более широкого процесса гуманизации науки. Экологизация науки в целом ряде отношений конкретизирует постнеклассическую версию развития науки и определяет необходимость ее ноосферной ориентации. Важнейшим результатом экологизации науки должно явиться становление экологического мышления как составной части научного стиля мышления нашего времени.
Процесс экологизации является новой волной в интеграции науки. Еще В.И.Вернадским было отмечено зарождение проблемных исследований как новой формы научной деятельности. Этот методологический прогноз явился предвидением современных междисциплинарных исследований, получивших особый импульс под воздействием экологической проблематики. Системный характер социально-экологических знаний, в основе которого лежит единство социоприродных процессов, порождает не только разнообразные формы взаимодействия наук, но и интеграцию естественно-научных и социально-гуманитарных знаний.
В зависимости от особенностей подхода к экологической проблеме существенным образом меняются представления не только о роли науки в ее решении, но и о характере изменений, которые должны произойти в данной связи в самой науке. Так, согласно одному из них экологизация - это проникновение в современные научные построения соображений, принципов и методов экологического характера[24]. Более масштабной представляется трактовка термина «экологизация науки» в подходе, согласно которому, наука должна брать на себя функции теоретического обеспечения коэволюции природы и общества[25].
Важное методологическое значение в данном случае приобретает исходное представление о науке. Известно, что науку можно рассматривать как совокупность наличных знаний и как деятельность по получению знания. Если исходить из первого подхода, то комплексный характер экологической проблемы обусловливает прежде всего взаимодействие, взаимообогащение понятий, представлений общественных, естественных и технических наук, способствующих «экологическому синтезу» знаний. Систематизация и синтез разрозненных знаний, способствуя установлению связей между различными областями науки, уточнению научной картины мира, обладают и существенными эвристическими возможностями.
Если наука рассматривается как деятельность, направленная на получение нового знания, то в центре внимания оказывается возможность постановки принципиально новых задач и их ре шение на уровне фундаментальных, прикладных исследований и проектных разработок, т.е. на всем пути движения знания от его возникновения до материального воплощения. В этом случае происходит взаимодействие не только наличного знания, но и всей системы познавательных средств отдельных наук.
Можно выделить следующие уровни в экологизации современной науки. Во-первых, уровень экологизации отдельных дисциплин. В этом случае решение тех или иных экологических вопросов оказывается возможным в результате частичного видоизменения предмета и методов конкретной области науки. Во-вторых, уровень бидисциплинарной экологизации, когда происходит посуществу формирование новых гибридных экологических дисциплин, таких как экологическая физика, экологическая химия, экологическая математика, экологическая экономика и т.д. В-третьих, уровень междисциплинарной экологизации, когда на основе взаимодействия общественных, естественных и технических наук, их интеграции формируются новые экологические направления исследований.
Целостный подход к экологической проблеме не исключает, а предполагает изучение ее отдельных сторон и посредством сложившихся специальных наук. При этом понимание целостности экологической проблемы становится условием правильного, неискаженного ее расчленения. Указанный теоретико-познавательный процесс аналогичен по существу анализу сложного объекта. В этих случаях, как известно, происходит изменение отношения анализа и синтеза: анализ, обычно предопределяющий результаты синтеза, становится подчиненным моментом синтеза. Всестороннее научное познание и решение экологической проблемы предполагает как общий подход к ней, так и тщательный анализ отдельных, частных ее сторон.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|