Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 9 глава





 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему экологическое образование занимает центральное место в экологизации сознания?

2. Какие факторы определили становление экологического образова­ния?

3. Каковы основные принципы экологического образования?

4. Какую позитивную функцию могут выполнить средства массовой ком­муникации в формировании экологического сознания?

Какую информацию может дать социально-экологический монито­ринг?

 

 

Лекция 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Трудно поверить, что не предпринимается серьезных усилий, чтобы избежать того, что так похоже на окончательный приговор судьбы.

Э. Фромм

Переход к устойчивому развитию - особое состояние истори­ческого процесса, характеризуемое целенаправленным развитием социальных процессов на основе принципов экологизации и гу­манизации всех сфер жизни общества. Системообразующим и уп­равляющим фактором этого процесса могут и должны стать в ус­ловиях цивилизованного общества политика и право.

Политика (греч. politike - искусство управления государством) -это особая деятельность, регулирующая отношения между различ­ными социальными группами и классами с целью сохранения ус­тановившегося в обществе порядка. Исторически политика в ка­честве своей главной цели преследовала создание благоприятных условий для реализации определенной власти.



Экономические интересы общества в конечном итоге выступа­ют основной причиной политических действий. Но, в свою оче­редь, политика оказывает обратное влияние на развитие экономи­ки, зачастую способствуя возникновению новой экономики.

Осуществление определенной политики немыслимо без соот­ветствующей политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Сохранение существующей власти предполагает ведение дву­единой внутренней и внешней политики. Если первая призвана контролировать и управлять социально-экономическими и иными процессами внутри страны, то вторая должна обеспечивать выпол­нение этих задач созданием благоприятных внешнеполитических, межгосударственных отношений.



Политика в современном мире должна опираться на данные и положения науки, соответствовать высшим критериям нравствен­ности. Теперь стало очевидно, что она должна учитывать не только социальные, культурные, экономические запросы людей, но и их экологические потребности. Ведь если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, то все прочие политичес­кие проблемы теряют смысл!

Проблемы состояния природной среды вызывают повышенный интерес и озабоченность населения практически во всех регионах планеты. В развитых странах экологические вопросы занимают уже первые места в списке национальных приоритетов.

Ухудшение качества среды обитания ведет к обострению соци­альных противоречий, обусловливает рост напряженности в соци­альной сфере. Экологические противоречия нередко способству­ют углублению социальной несправедливости в современном об­ществе. Пользование благами «экологически чистой среды» нередко превращается в привилегию более зажиточных слоев и более развитых государств.

Вместе с тем истощение биосферных ресурсов, накопление многообразных типов загрязнений в природной среде и связанный с этим рост заболеваний и смертности породили проблему эколо­гической безопасности отдельных государств и человечества в целом. Во многих странах мира концепцию национальной безо­пасности ныне рассматривают с обязательным учетом экологичес­кого фактора.

Эти обстоятельства предопределяют повышенный интерес по­литических партий к вопросам экологии.

Сегодня ни одна из политических партий, добивающаяся по­беды на выборах, не может не прислушаться к экологическим тре­бованиям населения. В программные документы политических партий включены положения, посвященные их позициям по эко­логическим вопросам.



Политическая экология придает особое значение демократиза­ции общественной жизни и свободе слова, доступности всем дос­товерной экологической информации. Снятие всяких ограничений на информацию, касающуюся состояния природной среды, создает реальные предпосылки для выбора альтернативных путей преоб­разования природы.

Осознание широкими слоями населения важности экологических потребностей и популяризация экологических знаний обусловили появление массовых экологических движений. В настоящее время распространение идей этих движений во многом определяет поли­тические процессы в мире, влияет на деятельность государственных организаций, традиционных политических партий и профсоюзов.

Современное экологическое движение оформлено организаци­онно и активно политизируется. Партии «зеленых» существуют в большинстве развитых государств, а их представители входят в состав многих национальных парламентов.

•Основные политические принципы, более или менее общие для всех партий «зеленых», можно свести к следующему:

• первостепенное внимание к причинам и конкретным проявле­ниям экологической проблемы;

• борьба за достижение прочного мира во всем мире и всеобщее разоружение;

• поддержка демократических путей развития в различных сфе­рах общественной жизни;

• пропаганда положений экологической этики и культуры;

• содействие развитию экологической экономики, альтернатив­ных видов энергетики и технологии.

Происходит объединение «зеленых» в интернациональные орга­низации. Всем хорошо известна деятельность экологической орга­низации «Гринпис», предпринимающей достаточно действенные акции протеста.

Возрастающую роль начинает играть экологический фактор и в международной политике. Это связано с необходимостью сотруд­ничества мирового сообщества в решении как глобальных, так и региональных проявлений экологической проблемы.

Центральное место в политической экологии занимают межго­сударственные противоречия и конфликты, связанные:

• с трансграничным переносом загрязняющих веществ (воздуш­ным путем, реками и т.д.);

• с промышленными авариями, наносящими ущерб природной среде соседних стран;

• с использованием ресурсов, принадлежащих всему человече­ству (ресурсы Ближнего Космоса, Мирового океана, Антаркти­ды и др.);

с военной деятельностью (испытания оружия, учения, боевые действия и т.п.).

Политическая экология исследует опосредованное влияние со­стояния природной среды на политические процессы, предпосыл­ки и условия решения экологической проблемы. Усугубление эко­логических противоречий на местах способствует повышению ответственности людей за будущее, содействует их участию в при­нятии политических решений. Конкретно это проявляется в фор­мировании экологических движений и организаций. Они могут быть отнесены к альтернативным движениям, выступающим за поиск новых форм социальной организации жизни. В последние десятилетия экологические движения оказали значительное влия­ние на политику отдельных стран. Многие традиционные партии переняли лозунги «зеленых». Составной частью национальной и мировой политики стал вопрос обеспечения экологической безо­пасности.

Право - это совокупность определенным образом устанавлива­емых и охраняемых государственной властью норм, регулирующих отношения людей в обществе. Возникновение права, как и возник­новение государства, связано с переходом общества в цивилизо­ванную форму существования. В первобытном обществе регули­рование отношений между людьми осуществлялось нормами, т.е. обычаями, основанными не естественной необходимости. На пер­вых же стадиях цивилизации понадобились законы, четко форму­лирующие эти нормы, и строгое их соблюдение. Это обусловлено прежде всего сущностью самого права, которая выражается в принципе формального (правового) равенства, принципе свободы в меру равенства, принципе справедливости как всеобщего пра­вового начала[16]. Принцип (формального) правового равенства ин­дивидов подразумевает признание равной правоспособности индивидов, но при этом совершенно очевидно, что их реально приобретенные права в силу различий между самими индивида­ми будут неравными. Правовое равенство упорядочивает, форма­лизует эти различия по единому масштабу. Принцип правового равенства позволяет раскрыть суть понятия свободы в контексте права. Признавая право в качестве формы общественных отноше­ний, в качестве общезначимого и равного для всех масштаба и меры, отрицается произвол и привилегии. Право, таким образом, измеряет, «отмеряет», оформляет свободу индивидов по единому масштабу. Через законы право нормирует и структурирует пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой индивидов. Право справедливо по определению, поскольку спра­ведливость выражает общезначимую правильность, а это означа­ет всеобщую правомерность. Справедливость может рассматри­ваться как самосознание, самовыражение и самооценка права. Здесь требуется уточнение соотношения правовой справедливос­ти с другими (не правовыми) принципами, такими, например, как моральные, нравственные, религиозные и иные. При применении подобных принципов к справедливости мы сталкиваемся с изме­нением сущности справедливости, так как она наполняется про­извольным содержанием, становится субъективной, лишается та­кой составляющей, как правовая всеобщность, перестает быть рав­нозначимой для всех. При этом право не игнорирует эти и подобные принципы, особенные интересы и притязания. Напро­тив, не сливаясь с ними, справедливость, будучи всеобщим пра­вовым началом, оценивает их формально-равным, а потому оди­наково справедливым для всех правовым масштабом. В правовом пространстве именно правовая справедливость выступает крите­рием правомерности или неправомерности всех прочих претензий на роль и место справедливости. При всем историческом много­образии и различии применения, эти принципы имеют универсаль­ное значение для всех типов и форм права и выражают специфи­ку и отличительную особенность правового способа регулирова­ния общественных отношений свободных индивидов.

Продолжительное время право в виде законов существовало как придаток, продолжение государственной власти. Государство ус­танавливало законы и обеспечивало проведение их в жизнь.

Право получает полное развитие и действительно выполняет свою роль только в условиях демократии. Утверждается верховен­ство права, оно возвышается над государственной властью, т.е. возникает правовое государство. К числу важнейших отличитель­ных признаков правового государства относятся: верховенство закона, реальность прав и свобод индивидов, организация и функ­ционирование суверенной государственной власти на основе прин­ципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Право в условиях демократического общества:

• связывает и подчиняет себе государственную власть;

• получает глубокое обоснование и закрепляется в конституции страны;

объединяется с независимым и сильным правосудием.

Значительное влияние на формирование представлений право­вой государственности оказали правовые идеи Древней Греции и Рима, античный опыт демократии.

Символическим выражением справедливой государственной власти в античном мире был образ богини права и законного по­рядка Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосу­дия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый боги­ней правопорядок в равной мере обязателен для всех.

Сам термин «правовое государство» (немецкое «Rechtsstaat») утвердился в литературе с первой трети XIX в.

Однако различные учения, выражавшие смысл правовой госу­дарственности, начали формироваться в Новое время. Они разви­вались в русле критики феодального произвола и беззаконий, ут­верждения идей гуманизма, прав человека.

Исторически отношение к идеям правового государства было различным. Наиболее радикальная критика была со стороны рус­ского философа и идеолога анархизма князя Петра Кропоткина. Он впервые уловил определенные противоречия между концепци­ями прав человека и правового государства. В свете концепции устойчивого развития становится очевидным, что идеи либерализ­ма, ценности правового государства должны соответствовать идеям гармоничного развития общества и природы.

Международной комиссией ООН по окружающей среде и раз­витию (МКОСР) всем странам мира предложен следующий основ­ной свод правовых принципов охраны окружающей среды и ус­тойчивого развития:

Основное право человека

Все люди имеют основное право на окружающую среду, бла­гоприятную для их здоровья и благополучия. Равенство между поколениями

Государства сохраняют и используют окружающую среду и природные ресурсы в интересах нынешнего и будущих поколений. Сохранение и устойчивое использование экосистем Государства поддерживают экосистемы и экологические про­цессы, существенно необходимые для функционирования биосфе­ры, оберегают биологическое разнообразие и соблюдают принцип получения оптимальной устойчивой продуктивности при исполь­зовании живых природных ресурсов и экосистем. Экологические нормы и мониторинг Государства устанавливают соответствующие нормы охраны окружающей среды, осуществляют мониторинг изменений в качестве окружающей среды и использования ресурсов, а также пуб­ликуют относящиеся к ним данные. Государства производят пред­варительные экологические оценки или требуют их осуществле­ния в связи с предлагаемыми видами деятельности, которые мо­гут в значительной мере воздействовать на окружающую среду или использовать какие-либо виды природных ресурсов. Предварительное уведомление

Государства своевременно информируют всех лиц, которых может в значительной мере затронуть запланированная деятель­ность, предоставляют им равный доступ и обеспечивают должную процедуру в административных и судебных делах. Устойчивое развитие и помощь

Государства обеспечивают условия, при которых сохранение окружающей среды рассматривается как неотъемлемая часть пла­нирования и осуществления деятельности в области развития, и предоставляют помощь другим государствам, особенно развива­ющимся странам, для поддержки деятельности по охране окружа­ющей среды и устойчивому развитию. Общая обязанность сотрудничать

Государства проявляют добрую волю к сотрудничеству с дру­гими государствами в целях осуществления указанных выше прав и обязанностей.

Следует особо отметить, что условия перехода к устойчивому развитию диктуют необходимость видоизменения права, при со­хранении его универсальных принципов, о которых речь шла выше. Решение, в частности, современных социально-экономичес­ких, экологических проблем возможно только при корректировке оснований, содержания, структуры и функций права.

Право может выполнять определяющую роль в обеспечении благоприятной природной среды для человека. В условиях право­вого государства оно может придать некоторым жизненно важным отношениям в системе «общество-природа» нормативный, обяза­тельный характер.

Регулирование экологических (как и общественных) отношений с помощью права должно начинаться с принятия обоснованных законов.

В экологическом праве личность рассматривается, с одной сто­роны, как субъект хозяйственной деятельности, воздействующий на природную среду, несущий за это ответственность, с другой -как объект такого воздействия, обладающий правами по предотвращению и возмещению экологического вреда. При этом право граждан на окружающую природную среду определяется двумя основными положениями: экологическим воспитанием и образо­ванием и государственной гарантией. Данные положения обуслов­лены тем, что каждый гражданин (независимо от специальности) должен овладеть основами экологических знаний, уровень эколо­гической подготовки служащих необходимо учитывать при назна­чении их на ту или иную должность.

Государственные гарантии экологических прав сводятся к стра­хованию граждан, образованию государственных и общественных фондов, контролю и наблюдению за состоянием природной сре­ды, содействию исполнительных органов гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей.

Права граждан включают:

• возможность запроса о предоставлении достоверной информа­ции о состоянии природной среды и мерах по ее охране;

• требования отмены решения о размещении, строительстве, эк­сплуатации экологически вредных объектов;

• привлечение к ответственности лиц, виновных в экологических правонарушениях.

Исполнение экологических законов обеспечивается всей систе­мой государственных органов, организацией экологической экс­пертизы, образованием охраняемых территорий и объектов. Пос­ледние образуют природно-заповедный фонд, куда включаются: биосферные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, которые вносятся в так назы­ваемую Красную книгу.

Все это делает необходимым изменение позитивного права, приведение нормативной базы в соответствие с требованиями обеспечения равенства, свободы и безопасности индивида и об­щества не только в современных условиях, но и в будущем. В це­лом необходима ориентированная на будущее правовая програм­ма взаимоотношений между обществом, природой и индивидом. В ней должны быть реализованы социальная, аксиологическая и экологическая функции права. И если первые две функции явля­ются традиционными, то появление экологической составляющей обусловлено глобальной проблематикой современности, с одной стороны, и приоритетами будущего, с другой.

Такие правовые институты, как гражданское общество, право­вое государство, комплекс прав человека и гражданина, являются фундаментальными предпосылками перехода общества к устойчи­вому развитию.

Очевидно, что в институте прав человека заложены две груп­пы противоречий. Первая связана с внутренними процессами, и ее можно определить как противоречие между свободой и ответ­ственностью. Вторая группа носит внешний характер и включает в себя противоречия между правами человека и национальной бе­зопасностью. На современном этапе эти противоречия приобре­тают глобальный масштаб. Для разрешения этих противоречий можно обратиться к экологическому и гуманистическому подходу.

Институт прав человека может стать социокультурным основа­нием для формирования новой системы ценностей, так как прин­ципы, заложенные в нем, имеют универсальный и общечеловечес­кий характер. Естественно-правовая доктрина была порождена как ответ на вызов со стороны государства обществу и индивиду. Про­возглашая естественными, т. е. неотчуждаемыми, права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью и закрепляя эти права юридически, общество перешло в качественно новый статус и стало гражданским. Права человека - это тот мостик, который соединяет гражданское общество с его ярко выраженной социаль­ной функцией и государство, формируя его правовую составляю­щую.

Институт прав человека имеет многовековую историю, в кото­рой были периоды и восторженного поклонения, и лицемерного игнорирования. В современном мире соблюдение прав человека является одним из важнейших индикаторов социально-политичес­кого и экономического здоровья общества.

Устойчивое развитие предполагает соответствующее развитие всех сфер жизни общества. Право в данном случае выступает в роли регулятивного фактора, основного связующего звена между компонентами системы. Отдельные сферы жизни общества, свя­занные, например, с экономикой, политикой, религией, моралью, должны иметь единую ориентацию. Иначе это может быть источ­ником нестабильности и конфликтности как внутри системы, так и вне ее. Только правовые нормы, являющиеся в цивилизованном государстве и обществе общеобязательными, могут скоординиро­вать и упорядочить деятельность и интересы людей. Это касается не только правовой системы отдельных государств, но и между­народного права. Таким образом, право призвано институциона­лизировать процесс перехода к устойчивому развитию.

Так, в области экономики это проявляется следующим образом. Закономерности развития мировой экономики и экономики отдель­ных стран по существу до сих пор носят неопределенный, одно­значно непредсказуемый характер. Это связано со сложным харак­тером роста народонаселения и потребностей людей, с наличием и доступностью природных ресурсов, уровнем развития науки, технологии и целым рядом других обстоятельств. В условиях ры­ночной экономики усугубляются и другие стихийные моменты в развитии экономики. Устойчивое развитие между тем предпола­гает гармоничное развитие экономики, меры в удовлетворении потребностей людей, бережного использования природных ресур­сов, минимизации загрязнения окружающей среды. Соответствен­но, необходимо правовое обеспечение всех сторон экономической деятельности, производства и распределения разнообразной про­дукции. В этой связи проблема принятия закона о купле-продаже земли предстает в ином свете. С одной стороны, принятие такого закона расширит правоспособность индивидов, возможно, позво­лит эффективнее использовать земельные ресурсы, но, с другой стороны, возникает проблема согласования интересов собственни­ка и интересов общества и государства в сфере рационального использования земельных ресурсов, соблюдения экологического права. Эта проблема требует рассмотрения с точки зрения не толь­ко современной системы права, но и учета новых правовых тен­денций. Развитие экономики в целом в контексте перехода к ус­тойчивому развитию должно предполагать жесткий экологический контроль со стороны государства. Экономическая деятельность должна находиться в новом правовом поле, учитывающем как со­циальные отношения, так и естественные предпосылки существо­вания человека, комплекс взаимоотношений общества и природы. Исторически развитие экономики происходило за счет природы, нанося ущерб качественным характеристикам состояния окружа­ющей среды. Гармонизация отношений между экономикой и эко­логией возможна при упорядочении преобразующей деятельнос­ти человека на основе продуманных законов. В связи с этим осо­бое значение приобретает экологическое право, в рамках которого опосредованно через охрану и рациональное использование природных ресурсов реализуются принципы правовой защищеннос­ти экосистем, правового равенства и свободы человека.

Политика связана с самыми глубокими основами человеческо­го существования, представляя собой одну из форм межгруппо­вых отношений. Политика представляет собой взаимодействие политического сознания, политических отношений и политичес­кой организации. Политические отношения выражают устойчивый характер взаимоотношений общественных групп между собой и с институтам власти. Политическое сознание играет решающую и определяющую роль в формировании политики, так как являет­ся выражением осознанных властных интересов как социальной группой в целом, так и индивидом в отдельности. Здесь очень важен момент осознания, который включает понимание групповых интересов в сопоставлении с другими групповыми интересами и в определении средств и степени государственного вмешательства в процесс согласования и реализации интересов. Общности, не способные подняться до уровня осознания своих значимых поли­тических интересов или неправильно акцентирующие их, стано­вятся заложниками либо элит, либо других политически более зрелых групп[17]. В этой связи в современном мире те общности, которые не осознали свои экологические потребности как поли­тически значимые, становятся заложниками реализации подобных интересов других групп или произвола своей элиты. Политичес­кое сознание структурирует социальные потребности групп и в значительной мере оказывает влияние на их формирование. В за­висимости от степени зрелости политического сознания опреде­ляются те или иные цели и средства использования государствен­ной власти. Экологизация и гуманизация общественного сознания в целом и политического в частности способствуют вовлечению институтов публичной власти в решение экологической проблемы. Право в данном случае создает нормативную базу для разработки и принятия решений на всех уровнях власти. Политические реше­ния в условиях демократического общества могут приниматься на основе аргументированных законов, учитывающих как потребно­сти общества, так и состояние окружающей среды.

В связи с этим немаловажным является экологический аспект проблемы обеспечения национальной безопасности и сохранения суверенитета государства. Экологическая проблема и ее социально-политические последствия, такие, как экологические беженцы, обострение социальной напряженности в зоне экологического бед­ствия, проблема трансграничных переносов, вносят дестабилизи­рующие моменты в жизнь общества и государства.

В этой связи можно отметить и проблему захоронения токсич­ных отходов. Для России в ее современной непростой социально-экономической и политической ситуации принятие решения в пользу увеличения этой статьи импорта подобно бомбе замедлен­ного действия. Спорная экономическая выгода «здесь и сейчас» создает предпосылки для целого букета проблем в будущем. Фи­нансирование транспортировки и захоронение отходов, создание структур по их обслуживанию, предусмотрение аварийных или чрезвычайных ситуаций на всех этапах будут оплачены из средств того поколения, которое сейчас еще не может принимать участия в решении этого вопроса. С точки зрения прав человека, эта про­блема не может решаться на уровне только властных структур, а должна быть вынесена на референдум, так как затрагивает инте­ресы всего общества наравне с интересами государства. Право в данном случае должно согласовать противоположные интересы разных социальных групп. С помощью этих институтов политика реализует свои разнообразные функции, такие, как: регулятивная, инновационная, институциональная, рационализаторская. При этом, однако, важно учитывать, что политика в условиях устойчи­вого развития должна подчиняться не только праву, но и морали.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему возникли экологические движения и организации?

2. Что объединяет экологические партии отдельных стран?

3. Что традиционно понимается под правом?

4. В чем выражается управляющая роль права в социальном развитии?

5. Какая политическая система более адекватна устойчивому развитию?

6. При каких условиях право может выполнить управляющую роль в переходе общества к устойчивому развитию?

7. Как соотносятся права человека и ценности устойчивого развития?

 

Лекция 11. ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОЛОГИИ

Что теперь ваше делание денег? Чем теперь оно вам поможет?

У.Уитмен

Кризисные явления, наблюдаемые при взаимодействии обще­ства и природы, справедливо представляют как несоответствие темпов экономического и экологического развития, как нарушение природных экосистем, их способности к самоадаптации, устано­вившейся в течение миллионов лет эволюции биосферы.

Основной смысл устойчивого развития в конечном итоге поэто­му сводится к гармонизации экономического и экологического развития.

Экономика в современном понимании охватывает условия и формы производства и обмена товаров, а также способы их рас­пределения. На первый взгляд экономика вроде не имеет отноше­ния к экологии. И исторически экономика развивалась относитель­но независимо от экологических показателей. Однако связь эко­номики и экологии проявляется уже в самих названиях. Экология в дословном переводе с греческого означает учение о доме, а эко­номика (греч. oikonomike) - искусство ведения домашнего хозяй­ства. И в действительности общество всегда зависело от природ­ных ресурсов и состояния биосферы. Только эта зависимость в экономических системах не учитывалась.

Глубинная связь экономики и экологии выявилась, когда стало реальным обратное воздействие измененной людьми природы (а не просто природы!) на человека, его хозяйство.

Экологический кризис есть, по существу, результат традицион­ной экономической политики. Непосредственной причиной эколо­гического кризиса во многом явилась погоня за узко понимаемой прибылью, когда эксплуатируются не только рабочая сила, но и природные ресурсы, когда себестоимость продукции уменьшает­ся за счет загрязнения среды.

В экологизированной экономике цели производства должны определяться скорее принципами экологии и безопасными для здоровья людей условиями труда, нежели только законами прибы­ли. Это значит, что производство должно строиться на началах всеобщей пользы, а не утилитарной прибыли.

Использование различных природных ресурсов (а значит, и их истощение), а также определенное загрязнение среды неизбежны при любой экономической деятельности. Это непосредственно связано с процессами производства и потребления. Например, количество угарного газа, попадающего в атмосферу, связано с количеством и качеством топлива, сжигаемого в автомобильных двигателях различных типов; спуск загрязненной воды в озера и реки зависит от уровня производства стали, бумаги, тканей и т.д. Количество грязной воды в каждом случае определяется техноло­гическими характеристиками конкретной отрасли.

Экономист не может изобрести новую технологию, но он мо­жет объяснить или даже предсказать влияние изменений техноло­гии на экологические последствия производства (уменьшение или увеличение загрязнения среды, использования природных ресур­сов). Он обязан оценить влияние экологических последствий на цены различных товаров и услуг. Руководители разных отраслей производства должны нести все расходы не только по используе­мым природным ресурсам, но и по устранению производимого ими загрязнения.

Для экологизации экономики требуются изменения как в соот­ношении основных направлений общественного производства, так и в характере, культуре потребления населения.

Важнейшие предпосылки экологизации экономики на сегодня:

• формирование правовых и организационных условий для ра­ционального природопользования;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.